Лишний человек Евгений Онегин

Работая над сочинением по этой теме, вы должны хорошо понимать, что такое «тип», «типическое» в литературе.

Работа с терминологией

  • Тип — художественный образ большого жизненного обобщения, в котором нашли выражение характерные, типические черты поколения или социальной группы.
  • Типичный — воплощающий в себе характерные, часто встречающиеся, особенности какого-либо типа лиц, явлений, предметов; ярко выраженный
    • Синонимы: характерный, ярко выраженный
    • Антонимы: индивидуальный, нетипичный, уникальный

Тип лишнего человека —  социально-психологический тип, нашедший отражение в русской литературе первой половины XIX века. Его главными чертами являются отчуждение от своей страны, от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.

План сочинения

  1. Герой романа «Евгений Онегин» — человек 20-х годов 19 века.
  2. Евгений Онегин как «лишний человек».
    1. Происхождение Онегина.
    2. Воспитание и образование Онегина:
      1. французские гувернёры («чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…»);
      2. неумение трудиться;
      3. изысканные манеры;
      4. филигранное владение «наукой страсти нежной»;
      5. времяпровождение (балы, посещение ресторанов и театра, прогулки).
    3. Разочарованность Онегина и ее причины («Короче, русская хандра им овладела понемногу»).
    4. Поиски удовлетворения духовных запросов:
      1. попытка серьёзного чтения («Читал, читал, да всё без толку»);
      2. попытки взяться за перо;
      3. жизнь и преобразования в деревне («Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил»).
    5. Черты характера Онегина:
      1. «резкий охлажденный ум»;
      2. эгоизм, зависимость от мнений света;
      3. глубокое знание и понимание людей;
      4. неудовлетворенность жизнью.
    6. Отношение Онегина к окружающим:
      1. к Татьяне;
      2. к Ленскому («От делать нечего друзья»);
      3. критическое отношение к столичному и поместному дворянству.
  3. Трагичность образа Онегина (оторванность от национальной почвы, душевная пустота, отсутствие высокой цели, неспособность найти своё место в жизни, ощущение бесполезности своего существования).
  4. Онегин – первый герой русской литературы, открывший плеяду литературных героев, типичных представителей дворянской культуры, относящихся к «лишним людям».

Русские критики об Онегине как лишнем человеке

Попробуйте ввести в своё сочинения небольшие цитаты, которые не будут противоречить логике вашей работы. Вы можете подтвердить свои мысли с помощью цитирования или ввести цитату, чтобы её опровергуть, подискутировать с мнением критика. Это должен быть не спор ради спора, а дискуссия в рамках заявленной темы.

В.Г. Белинский: «… бездеятельность и пошлость жизни душит его; он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется…»

«Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? — Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтобы не захотеть больше ничего знать».

Ф.М. Достоевский: Онегин — «отвлеченный человек», «беспокойный мечтатель во всю его жизнь»; «несчастный скиталец в родной земле», «искренно страдающий», «не примиряющийся, в родную почву и в родные силы ее не верующий, Россию и себя самого в конце концов отрицающий».

Д.И. Писарев: «Онегин не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде двадцатых годов»; «человек чрезвычайно пустой и совершенно ничтожный», «жалкая бесцветность».

Первый вариант сочинения

Главный герой романа в стихах  «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — один из самых загадочных персонажей в русской литературе. Среди исследователей произведения до сих пор не сложилось единого мнения об Онегине.

Евгений, безусловно, выглядит «лишним человеком» по отношению к окружающему обществу. Его невозможно однозначно отнести к положительным или отрицательным героям. Белинский назвал Евгения Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле», находящимся под воздействием какого-то неведомого рока.

Поначалу главный герой ничем не отличается от привычного ему круга светской «золотой молодежи». Он в достаточной степени образован и хорош собой. Онегин беспечно проводит время на бесконечных вечерах, балах, театральных представлениях. В это время он действует из чистого эгоизма, любыми средствами достигая желаемого: «Как рано мог он лицемерить… разуверять… являться гордым иль послушным, внимательным иль равнодушным!». Все свои усилия Евгений прикладывает к покорению женских сердец и пользуется у дам большим успехом. Кроме женщин, его интересуют только собственная внешность и дружеские посиделки.

Легкомысленный образ жизни не дает оснований причислить Онегина к отрицательным героям. Таким его сделала среда, в которой он родился и вырос. Евгения ждала обычная судьба светского молодого человека: выгодный брак и неизбежное подчинение общепринятым правилам жизни.

Совершенно неожиданно Онегин оставляет высший свет, испытывая скуку от однообразных пошлых и мелочных развлечений. Принимая угрюмый и томный вид, он уже становится «лишним человеком» в обществе. При этом Пушкин специально обращает внимание читателей, что главный герой  не Чайльд Гарольд, а просто «добрый малый, как выда я, да целый свет».

За охлаждением и  равнодушием Онегина к жизни скрывается тяга к чему-то неизвестному. Евгений страдает от мучительного желания вырваться из надоевшей действительности. При этом он не становится чистым романтиком, потому что отвергает бесплодные мечты и не создает для себя идеалов.

Попытки главного героя избавиться от «русской хандры» обречены на неудачу. Ему не удается серьезно взяться за писательский труд. Чтение чужих книг вновь вызывает у него скуку. Одним из последних вариантов становится для Онегина заграничное путешествие, но этот план перечеркивает смерть дяди.

Переезд в деревню возрождает в Евгении надежду на избавление от скуки. Но уже на третий день хандра возвращается к нему. Резкий контраст между городом и деревней в сознании Онегина совершенно стирается. На новом месте он находит точно такое же однообразие жизни.

В имении Евгений вновь оказывается «лишним человеком». Первым распоряжением в статусе хозяина он переводит крестьян с барщины на оброк. После этого соседи единогласно решают, что Онегин — «опаснейший чудак». Его стремление избежать дружеских отношений только усиливает подозрения и приводит к возникновению нелепых слухов и домыслов.

Злой рок продолжает тяготеть над Онегиным. Его нелюдимость основана на огромной разнице между уровнями образования и воспитания. Евгению претит слушать нескончаемые разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

Несмотря не внешнюю холодность и замкнутость, Онегин не утратил добрые порывы души. Об этом свидетельствует его дружба с Ленским. «От делать нечего друзья» проводят время в откровенных беседах на разные темы. Восторженная мечтательность молодого поэта способна хоть на время рассеять скуку разочаровавшегося в жизни Онегина.

Одним из самых спорных качеств в образе Евгения является его отношение к чистой и беззаветной любви Татьяны. Обычно отмечают странную жестокость главного героя к наивной деревенской барышне. Если Онегину настолько опротивела столичная жизнь, то не будет ли лучшим выходом свадьба с простодушной провинциальной девушкой?

Для «страдающего эгоиста» ответ очевиден: «Супружество нам будет мукой». Сцена объяснения с Татьяной только подтверждает благородство души Онегина. Искушенный в любви главный герой не только не воспользовался наивностью девушки, но и постарался предельно искренне объяснить ей невозможность взаимного счастья.

На совести Онегина тяжелым камнем легло убийство Ленского. Это поступок, конечно же, не может быть оправдан. Однако повод к ссоре и обстоятельства дуэли могут быть объяснены тем же довлеющим над Онегиным роком.

На именинах Татьяны главный герой чувствует острое желание нарушить провинциальную идиллию. С начала заигрывания с Ольгой вплоть до смерти Ленского Онегин находится под властью прочно усвоенных им «правил» высшего света, перед которыми дружба отходит на задний план. Он даже не подозревает, какое значение для романтически настроенного поэта будет иметь эта жестокая шутка.

Дуэль еще можно было предотвратить, но вмешательство Зарецкого в роли секунданта  напоминает Онегину об «общественном мненье». Опасаясь насмешек, он продолжает следовать принятым правилам. Только после рокового выстрела главный герой приходит в себя: «к юноше спешит, глядит, зовет его… напрасно». Убив лучшего друга, Онегин фактически обрывает последнюю нить, связывающую его с людьми, и становится по-настоящему «лишним человеком».

Вспыхнувшая в финале романа страсть Онегина к повзрослевшей и вошедшей в высшее общество Татьяной — своеобразная насмешка судьбы над «страдающим эгоистом». Слишком поздно он нашел долгожданное средство избавления от скуки. Решающее объяснение с Татьяной лишает Онегина последнего смысла в жизни и обрекает его на полное одиночество.

Второй вариант сочинения

Евгений Онегин — не только главный герой романа в стихах А.С. Пушкина, но и правдивый портрет целого поколения людей, выросших на стыке двух эпох и поневоле ставших непосредственными участниками тревожных и знаковых событий для всей империи в целом. Молодых людей, подобных Евгению Онегину, называли и продолжают называть «лишними людьми», что прекрасно характеризует трагичность их существования.

«Лишний человек» — условное название ряда разнородных героев, наделённых сознанием собственной бесполезности, страдающих от отсутствия ясной цели в жизни, осознающих свою «социальную ненужность». В русской литературе 19 века этот тип представлен как национально-своеобразное явление большой социальной значимости. Создатели этого типа дали ему многостороннюю характеристику, вскрыли его противоречивую сущность, указали на позитивное и негативное значение, определили идейный смысл и эстетическую значимость этого «знакового» литературного явления.

Понятие «лишний человек» появилось в 1850 году после выхода в свет «Дневника лишнего человека» И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте «как нечто лишнее стоит», и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ «лишнего человека».

Онегин – светский молодой человек, столичный аристократ, «забав и роскоши дитя». Он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя».

Главный герой ведет типичную для золотой молодежи того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Закончилось это русской хандрой — разочарованием в жизни и в светском обществе.

Со временем скука овладела Онегиным. Отгородившись от светской жизни, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Так он пробует себя в писательском мастерстве, но из этого ничего не выходит. Попытка борьбы с душевной пустотой, обратившись к чтению, тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли его, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди. Однако вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности возвышали его над светским обществом, особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав с прежним образом жизни, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин окончательно теряет связь с окружающим миром.

От душевной пустоты не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил свою свободу и покой, не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских истин, главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным.

И даже дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал.

Парадокс такого уникального типа человека, как Онегин, состоит в том, что, оторвавшись от своей прежней жизни физически, переехав в провинцию, он не смог освободиться от её законов морально. Он стал изгоем среди помещиков, от него отвернулись соседи, но это не особо расстроило героя. Образ странного помещика-одиночки даже нравится Онегину. После того, как он отменил в своём имении барщину, оставив лишь небольшой оброк, от Онегина отгородились все соседи, считая его неучем и сумасбродом.

Однако, презирая высший свет, Онегин и в деревне не смог избавиться от чувства зависимости от общественного мнения. В бессмысленной дуэли с Владимиром Ленским он должен был извиниться и не принимать глупый вызов. Но Евгений испугался сплетен соседей-помещиков, насмешек любителя дуэлей Зарецкого, способного распустить по округе слухи о его трусости, поэтому и отправился на поединок.

Убийство молодого поэта перевернуло жизнь Онегина. Он не остался жить там, где всё напоминало о совершённом преступлении. Испытывая душевные муки, он покинул эти места, но образ убитого им друга и потом не оставлял его.

Автор романа не указал, какие события происходили с главным героем в годы скитаний. Но, вернувшись в столицу, Онегин казался уже другим человеком: он стал намного серьёзнее и научился по-настоящему чувствовать.

Евгений Онегин и Татьяна Ларина – центральные персонажи романа в стихах «Евгений Онегин». У этих героев есть общие черты. Каждый из них отличается от своего окружения, тянется к знаниям, любит читать и умеет думать. Евгений везде чувствовал себя лишним и одиноким, ему сложно было найти себе родственную душу или хотя бы единомышленника. Татьяне были знакомы эти чувства, ведь она чувствовала себя чужой в своей же собственной семье. Ей были чужды царившие тогда в высшем свете порядки, она желала совсем другого.

Неудивительно, что среди всех мужчин своего окружения Татьяна выбрала именно Онегина. Он привлек ее своими взглядами, умом и манерами. Скорее всего, основную роль в этом сыграла некоторая отстраненность героя, окутавшая его образ загадочностью, свойственной главным героям любимых французских романов Татьяны.

К сожалению, Евгений не смог оценить искренних порывов девушки. Она по наивности и неискушенности в любовных делах написала ему письмо с признанием, но Онегин не оценил этого поступка и ответил ей отказом. Он не умел любить и не ценил этого чувства. Евгений рано познал «искусство страсти нежной» и не верил в настоящую любовь. Главной чертой его характера является эгоизм и даже в некоторой степени цинизм. Поэтому Евгений даже не подумал пощадить нежные чувства молодой девушки.

Однако спустя несколько лет, когда Татьяна стала уже замужней женщиной, княгиней, гордой и недоступной, Евгений встретил ее вновь и влюбился. Герои поменялись местами. Онегин признался в своих чувствах, но на этот раз Татьяна ответила ему отказом. Она не способна была предать своего мужа, несмотря на то, что все еще любила Евгения.

Встреча Онегина с Татьяной Лариной могла бы изменить его жизнь, наполнить ее смыслом. Искренняя, глубокая любовь Татьяны поразила его. Однако эгоизм и желание избежать сильных эмоциональных переживаний заставило его отвергнуть эту любовь. Онегин убеждает Татьяну, что не создан для размеренной и однообразной семейной жизни. И только спустя несколько лет, вновь встретившись с Татьяной, Онегин понимает, что счастье было возможно, но уже было слишком поздно.

Евгений Онегин – потерянный во времени и пространстве человек, бесцельно слоняющийся, незваный гость в чужих жизнях. Он вынужден метаться по свету, везде лишний, не находящий применения своим недюжинным способностям и уму, страдающий от своей ненужности. И в этом заключается трагичность образа Онегина. Крушение надежд на счастье, трагедия личной жизни – это расплата за бесцельно прожитую жизнь, за неспособность выступить против условностей того общества, которое он осуждает.

Третий вариант сочинения

Пушкин в романе «Евгений Онегин» одним из первых описал тип лишнего человека в лице главного героя произведения. Лишний человек – это представитель дворянского сословия, обладающий способностями и талантами, которым нет применения в обществе, поэтому он чувствует свою отчужденность. Из-за невозможности заниматься достойной общественной деятельностью человек теряет ощущение значимости, впадает в апатию и поведение, разрушающее личность.

Онегин – представитель высшего общества, часть светской элиты. Он разделяет убеждения своего круга, проводит время в занятиях, подходящих для молодого человека его лет и положения. Круговорот светских удовольствий, не прерываемый серьёзными занятиями, утомляет его, и герой разочаровывается в ценностях породившей его среды.

Воспользовавшись поводом навестить родовое поместье, он удаляется в деревню. Однако в деревне Онегин продолжает скучать. Он пытается изменить уклад жизни в поместье, но не делает никаких глубинных усовершенствований. Со временем выясняется, что он не может писать, читать, трудиться, перо валится из его рук. Нет у Онегина охоты воевать, совершать перевороты, защищать угнетённых, спасать невинно осуждённых. Он слишком замкнут в себе, холоден, эгоистичен. Вся талантливость Евгения — в колком насмешливом уме, в способности не быть, а казаться блестящим, оригинальным, не похожим на других. Он отрицает всё и всех, ничего не предлагая взамен.

От руки героя погибает на дуэли юный поэт Ленский, Ольга лишается жениха, влюблённая Татьяна остаётся непонятой и одинокой. В итоге Онегин уезжает из деревни и отправляется в путешествие по России. Он чувствует себя чужим всему, что его окружает, и находит успокоение лишь в перемене мест. Но тоска гонит его обратно в Петербург, в привычную среду. Там и происходит новая встреча Онегина с Татьяной.

Кажется, в конце романа чувство внутреннего одиночества начинает тяготить героя, он пишет Татьяне любовное признание, быть может, осознавая, что она – его единственный шанс быть понятым и услышанным, стать своим для мира и людей. Поэтому отказ Татьяны подобен приговору.

Онегин сам отделил себя от всего, что было его сердцу мило, сам убежал от возможного счастья, уничтожил росток дружбы, собственной гордыней и эгоизмом убил в себе способность к состраданию. Если об Онегине можно говорить как о «лишнем человеке», стоит подчеркнуть, что эта его характеристика обусловлена не столько социальными факторами, сколько отсутствием всякой внутренней работы. В его одиночестве виновата не среда, а он сам. Человек – сам хозяин своей судьбы, у него всегда есть шанс измениться, просветлеть сердцем, выбрать другой путь.

Онегина воспитывали по всем законам современного светского общества: он прекрасно владеет французским, воспитан и учтив, умеет танцевать и держать себя в обществе. Он обладает острым и быстрым умом, благодаря которому с легкостью использует все полученные за время обучения навыки. Он может поддержать любую дискуссию, завести разговор и завоевать расположение любого человека. Но есть одна вещь, которая омрачает все его существование, – скука. Банальная скука, невозможность найти свое место мучают Евгения даже тогда, когда он сам этого не замечает.

Но неужели из-за одной только скуки происходит душевный надлом героя, омрачающий его существование? Нет, кроме нее Евгения одолевает лень и апатия, а также неспособность включаться в серьезную и долгую работу ради создания чего-то нового, достижения каких-либо результатов. Онегина изначально воспитывали слишком легко и ненавязчиво, мальчик с детства не знал тяжелой работы и упорного труда, он не был научен ни создавать новое, ни поддерживать уже созданное когда-то. Писательство ему надоедает, управление новыми землями заканчивается после отмены им барщины.

При первом знакомстве кажется, что Онегин идеально подходит светскому обществу, в котором рос и проводил свои годы. Но среди напыщенных кавалеров и напомаженных дам он задыхается, мечется и изнывает. Он не может так же праздно отдаваться безделью, как его современники, но и заниматься бурной деятельностью тоже не способен, просто не знает, как это делать, не видит цели. В своем окружении он оказывается чужаком, умело притворяющимся «своим». Но и в деревне Онегин не находит себе места. Молодой человек быстро становится странным чудаком, он нелюдим и отстранен от общего течения жизни. Простой быт не увлекает его, даже обширная библиотека не в силах занять Онегина. Несмотря на острый ум и проницательность, он не способен развивать свою личность.

В.Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле», потому что таковым его  сделало общество. «Зло скрывается не в человеке, а в обществе», — писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего недуга нового поколения россиян, который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в «лишнего человека», безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не хотела слепо подчиняться высшей власти, но ничего для этого не делала и стояла в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию «лишних людей» и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов 19 века.

Материалы по произведению

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизниАнализ романа «Евгений Онегин»Образ автора в романе «Евгений Онегин»Образ Владимира Ленского «Евгений Онегин»Образ Онегина в романе «Евгений Онегин»Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»Природа в романе «Евгений Онегин»Тема любви в романе «Евгений Онегин»Характеристика Евгения Онегина как герояЧитательский дневник «Евгений Онегин»
Текст: Елена Бочкова, 10k 👀