“Евгений Онегин” как энциклопедия русской жизни

сочинение по литературе 9 класса, очень популярно сейчас🔥🔥🔥
Произведение: Евгений Онегин Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

“Энциклопедией русской жизни” назвал роман “Евгений Онегин” знаменитый критик В. Г. Белинский. В этой меткой характеристике нет никакого преувеличения. Пушкин действительно смог изобразить общую картину всего русского общества в определенный исторический период. О многом поэт лишь намекнул, но этих намеков вполне достаточно, чтобы “дорисовать” недостающие детали.

Глубокий смысл произведения намного шире его содержания. Сам Пушкин снабдил роман комментариями, поясняющими возможные непонятные места. На сегодняшний день количество всевозможных “комментариев” к “Евгению Онегину” и посвященных ему трудов в сотни раз превосходит объем произведения.

Детали

Трудность понимания романа современным читателем без специальных объяснений заключается в том, что Пушкин упоминает огромное количество бытовых деталей, использует вышедшие из обращения слова, делает неясные намеки. Это максимально приближает роман к конкретной эпохе. Белинский отмечал, что “Евгений Онегин” – “поэма историческая… хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица”.

Достаточно привести лишь несколько случайно взятых примеров, подтверждающих неразрывную связь произведения с живой русской жизнью. Онегин отправляется на прогулку, “надев широкий боливар”. Боливаром в России называли цилиндр с широкими полями, названный в честь латиноамериканского вождя национально-освободительного движения Симона Боливара. Онегин едет на бал в “ямской карете”, т. е. наемном экипаже. Отсутствие собственной кареты (“выезда”) означает расстроенное финансовое состояние главного героя. “С кувшином охтинка спешит”, т. е. жительница окраинной части Петербурга Охты несет молоко. Такими примерами изобилует весь роман и в очередной раз свидетельствует об “энциклопедическом” охвате автором всего русского общества.

“Евгений Онегин” стал первым действительно национальным романом (к тому же стихотворным) как по форме, так и по содержанию. До него русская литература носила по преимуществу подражательный характер. Герои произведений, весь их внутренний мир, чувства и переживания были напрямую списаны из классических западных романов. К тому же русское дворянство находилось под абсолютным влиянием европейской культуры. Для высшего общества было характерно: обязательное знание французского языка (в ущерб русскому), европейская мода и обычаи, пренебрежительное отношение к “простонародным” национальным традициям и т. д.Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни

Дворянство и простой народ

В “Евгении Онегине” четко прослеживается связь русского дворянства с простым народом. Назвав главную женскую героиню Татьяна, Пушкин нарушил негласное общепринятое правило. После “прорубленного” в Европу Петром I окна имена в России делились на благородные и “низкие”. Имя Татьяна было распространено среди крестьянства. В романе есть еще немало мест, позволивших критикам обвинять Пушкина в поэтизации грубой жизни простолюдинов. Например, в журнале “Санкт-Петербургский зритель” Б. Федоров возмущался тем, что автор назвал девою простую крестьянку (“в избушке распевая, дева прядет…).

Поэтически изображая жизнь простого народа, беря из нее примеры, Пушкин в то же время критиковал бездумное подражание европейской культуре. Самый яркий пример – письмо Татьяны к Онегину, написанное по-французски. “Она по-русски плохо знала”, – словно бы извиняется автор. Пушкин имеет в виду не разговорную, а письменную речь. Вплоть до падения самодержавия имел место печальный факт: многих дворянских детей сперва учили иностранным, а только потом – русскому языку.

Старшая Ларина также в молодости не избежала повального увлечения: “звала Полиною Прасковью”, “русский Н как N французский произносить умела в нос”. Пушкин уверен, что все это – всего лишь внешняя форма, шелуха, не затрагивающая национальных корней. Постепенно мать Татьяны и Ольги забыла “корсет, альбом, княжну Алину”, “стала звать Акулькой прежнюю Селину”.

Используя широкий общенародный фон, Пушкин сосредоточивает внимание на двух главных героях – Евгении Онегине и Татьяне Лариной. На основании романа можно с детальной точностью восстановить образ жизни, занятия, привычки столичного и провинциального дворянства.

До охватившей его “русской хандры” Онегин ведет типичную великосветскую жизнь, блестящую по форме, но абсолютно пустую по содержанию. У Онегина нет свободной минуты, все его время занято балами, развлечениями и кутежами с друзьями. Чувства Евгения по отношению к умирающему дяде выглядят очень цинично: “Когда же черт возьмет тебя!”. Но такое отношение было в порядке вещей. Смерть отдаленного родственника рассматривалась только в качестве материальной выгоды в виде наследства.

Образ жизни дворян в провинции имеет существенные отличия. Семья Лариных также отдает внешнее предпочтение европейской культуре, но при этом близко соприкасается с народом и невольно поддерживает национальные традиции: “Они хранили в жизни мирной привычки милой старины”. Татьяна доверяет все свои сердечные тайны преданной старушке-няне, с волнением слушает песни крестьянских девушек, участвует в святочном гадании и т. д.

Автор явно отдает предпочтение патриархальному укладу жизни. Вынужденный переезд в Москву и вхождение в высший свет становятся трагедией для Татьяны. Деревенская уютная горница сменяется модными гостиными, где целыми днями раздается “бессвязный, пошлый вздор”. Брак по расчету Татьяны с “толстым генералом” – еще одно типичное для высшего света явление. Главная героиня покоряется необходимости, но в душе остается до конца преданной своему родному очагу: “отдать я рада… весь этот блеск, и шум, и чад… за наше бедное жилище”.

Заключение

В заключение можно вновь привести слова Белинского о “Евгении Онегине”. Оценивая масштабы романа и его значение для русской литературы, критик отмечал, что это – “в высшей степени народное произведение”, один из первых “актов сознания”, богатырский “великий шаг вперед” для русского общества.

“Энциклопедия русской жизни” и сегодня не утратила своего значения. Художественные достоинства романа очевидны, но при этом он может помочь понять и почувствовать сам дух пушкинской эпохи.


Второй вариант сочинения

Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан почти двести лет назад, в 1830 году. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман стал важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось воссоздать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени.

Энциклопедия русской жизни

За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину поднятых в романе проблем великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

Действительно, в романе, как в настоящей энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время 10-20-х годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. Тогда в русском обществе усиливался интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. К примеру, Онегин читает Адама Смита, а Руссо – любимый автор Татьяны.

С присущим ему лаконизмом А.С. Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, какие пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом. Вместе с автором любуемся чудной грацией «блистательной и полувоздушной» Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Александр Сергеевич вопросов экономики России, но дает им точную и меткую характеристику.

Кроме того, на этом широком фоне автором показаны все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки.

Жизнь представителей дворянского сословия

На примере главного героя Пушкин показывает образ жизни «золотой дворянской молодежи». Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только «за полдень». Его жизнь однообразна и пестра: балы, рестораны, театры, снова балы. Разумеется, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Понятно, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. С иронией автор отмечает, что цвет столичного общества составляют дамы, с виду злые, диктаторы бальные, господа, заслуживающие известность низостью души.

В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство.

Дворяне, проживающие в провинции, отличались ограниченными и узкими интересами, не имели никакого понятия о светской жизни. Пустые разговоры не шли дальше таких тем, как сенокос, удой, вино, охота, псарня. Не случайно, Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

Самые ярки представители провинциального дворянства – гости на именинах Татьяны. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.

Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой главе Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства. Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого — глупость, и скупой Семен Петрович.

Жизнь крестьян

Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной А.С. Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, парившие в деревне. Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, для того чтобы они не ели тайком эти ягоды.

Вывод

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул А.С. Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

В.Г. Белинский прав – этот роман может заменить не один том энциклопедии. И, читая его, мы полностью погружаемся в известную нам и все же почти незнакомую атмосферу, которая была в России в первой половине девятнадцатого века.


Третий вариант сочинения

«Евгений Онегин» – уникальное произведение, не имеющее аналогов ни в русской, ни в мировой литературе. В этом романе в стихах подробно описана действительность 19-го века, вот почему Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни».

Главный герой романа «Евгений Онегин»

Главный герой произведения – Евгений Онегин – типичный представитель русского дворянства. При помощи детального изображения его жизни автору удается показать жизнь всех людей, занимающих подобное Онегину положение в обществе.

В экспозиции романа А.С. Пушкин, знакомя читателей с персонажем, описывает его распорядок дня: позднее пробуждение, поездка в ресторан, в театр, на бал, а затем позднее возвращение домой. Такой же распорядок дня характерен и для других представителей русского дворянства. Интересен также и кабинет главного героя, ведь он отражает его интересы и увлечения. Кабинет «молодого повесы» больше напоминает будуар дамы: ножницы для ногтей, щетки 30 родов, фарфор. Такое однообразное времяпрепровождение, отсутствие интереса в жизни превращает Онегина в старика, находящегося в теле молодого человека. Жизнь скучна для него, она потеряла всякий смысл, как и, впрочем, для всех остальных дворян, и поэтому он становится эгоистом, которого ничто уже не может сделать счастливым.

Эпоха

Роман «Евгений Онегин» позволяет узнать много интересного не только о конкретных представителях дворянства, но и об эпохе в целом. К примеру, воспитанием детей в дворянских семьях занимаются лишь для вида, а не для дела. Так «француз убогой, чтоб не умучилось дитя, учил его всему шутя». Отношение общества к образованию очевидно. Онегин, не умеющий отличить хорея от ямба, считался в свете умным и очень милым. Все представители дворянского общества «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Рассказывая об обычаях и правилах в жизни провинциальных помещиков, о крепостной деревне, а также о высшем свете Петербурга с его глупцами и клеветниками, А.С. Пушкин дает полное представление о жизни представителей той эпохи. Читателю становятся понятны и развитие общества, и его традиции, и стиль жизни, и увлечения.

В произведении показана жизнь столицы и провинции, города и деревни, упомянуты все социальные слои.

Быт дворянского сословия

Роман имеет широкую географию: от Москвы и Петербурга до городов, в которых побывал Евгений Онегин. Им противостоит патриархальная деревня. Работая над образами различных мест, автор привлекает внимание не только к внешнему облику – архитектуре и пейзажам, но и уточняет подробности жизни местных обитателей.

Так читатель знакомится с бытом дворянского сословия. Сам Онегин представляет столичных дворян, а Ларины – поместных. Роман содержит исчерпывающие сведения об их внешности, одежде, обычаях, особенностях воспитания, традиционном укладе дня и прочих деталях. При этом из разрозненных штрихов вырисовывается единое полотно — пушкинская Россия, наделенная национальным колоритом и особенной душой.

Автор делится с читателем подробностями светской жизни с энциклопедической точностью: где развлекались, что надевали, чем угощались в ресторане, какое действие представляли в театре. Особое внимание автор уделяет моде: дамы носят боа, а вместо очков используют лорнет. В обиходе помещиц – длинная телогрейка  (аналог современного пальто), а голова женщин украшена чепцом.

В романе возникают известные в то время имена: Дидло – лучший балетный режиссер, Истомина – прима-балерина, Княжнина и Озерова – модные литераторы.

Онегин прожигает жизнь вместе с золотой молодежью. Образованием он не блещет, допоздна развлекается на балах, а потом спит до полудня. И так изо дня в день: балы, пиры, театры. Кругозор поместных дворян еще более узок. Их интересуют только сенокосы, удои, вина, охота и псарни.

В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин»

В.Г. Белинский назвал роман Пушкина «Энциклопедией русской жизни». В этом романе, словно в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде, меню престижных ресторанов, афиши театров, имена знаменитых артистов. Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе «Евгения Онегина»: «Онегин» твой будет карманным зеркалом русской молодежи».

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет говорить нам о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении.

Ни одна энциклопедия не даст такого лако­ничного и в то же время полного представле­ния об эпохе, о быте, идеалах, мечтах и нравах русского общества, какое можно почерпнуть в «Евгении Онегине». Роман уникален широтой охвата действительности, многосюжетностью, описанием отличительных особенностей эпо­хи, ее колорита. Именно поэтому В. Г. Белин­ский сделал вывод: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». В нем отразился «век и современный человек». Дей­ствительно, прочитав роман, можно получить полное представление об эпохе А.С. Пушкина. Здесь отрази­лась вся русская действительность. Здесь и помещичья усадьба, и крепостная деревня, и барская Москва, и светский Петербург, и гу­бернские города.

Заключение

Роман в стихах «Евгений Онегин» по праву можно назвать не только лучшим произведением А. С. Пушкина, вершиной его творчества, но и одним из самых изумительных произведений мировой литературы. Ни одна настоящая энциклопедия не даст такого лаконичного и в то же время полного представления об эпохе, о быте, идеалах, нравах и страстях представителей всех сословий, какое дает «Евгений Онегин». Это связано с тем, что в своем романе в стихах Пушкин небывало широко и многосторонне отобразил современную ему действительность. Здесь показаны обе столицы – Петербург и Москва, провинция, а если учесть отрывки из путешествия Онегина, то и Волга, Астрахань, Кавказ, Крым, Одесса. Изображена и мыслящая часть дворянства, на примере Онегина и Ленского, и подавляющее косное большинство: отец и мать Татьяны Лариной, гости на ее именинах, дядя Онегина и др.

Центральные и второстепенные герои действуют на широчайшем историческом и бытовом фоне. В центре романа стоят персонажи, воплощающие разные типы «современного человека», характерные для русской общественной и культурной жизни 1820-х годов, да и всего 19 века.

Поэт изобразил русскую жизнь с подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л., Наука, 1984 г.
  2. Баевский В.С. Присутствие Байрона в «Евгении Онегине»//Изв. РАН, сер. лит. и яз., 1996 г.
  3. Бахтин М.М. Эпос и роман. Вопросы литературы, 1970 г.
  4. Белинский В.Г. Статья Восьмая «Евгений Онегин». Избранные произведения – Минск, Государственное учебно-педагогическое издательство СССР, 1954.
  5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955 г.
  6. Благой Д.Д. Мировое значение Пушкина. М., 1949 г.
  7. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Клочихина М.М. Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов – М., Высшая школа»,1873.
  8. Большакова А.Ю. Образ автора. Лит. учеба, 2001 г.
  9. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974 г.
  10. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Наука, 1999 г.
  11. Гуревич А.М. «Евгений Онегин»: поэтика подразумеваний. Изв. РАН, сер. лит. и яз., 1999 г.
  12. Зотов, Александр Михайлович. Герой в зеркале имени: образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Литература в школе. – 2004 г.
  13. Кантор В.К. Вечно женственное и русская культура. Октябрь, 2003 г.
  14. Кедров К. «Евгений Онегин» в системе образов мировой литературы/В мире Пушкина. М., 1974 г.
  15. Кожевников В.А. «Вся жизнь, вся душа, вся любовь…»: Перечитывая «Евгения Онегина»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993 г.
  16. Кошелев В. А. «Онегина воздушная громада…»: Странствие/ В. А. Кошелев //Литература в школе. – 2004 г. – N 1.
  17. Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы//Лит. в школе, 2002 г.
  18. Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980 г.
  19. Машинский C. В мире Пушкина. М., 1984 г.
  20. Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. Пер. с англ. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М., 1999 г.
  21. Непомнящий В.С. Книга, обращенная к нам: «Евгений Онегин» как «проблемный роман». Москва, 1999 г.
  22. Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. Серия «Пушкин в XX веке», вып.VI. М., «Наследие», 1999.
  23. Пушкин А.С. Евгений Онегин- Учебно-методическое пособие по работе с романом. – М: Айрис – пресс, 2005.
  24. Семенко И.М. Эволюция Онегина: К спорам о пушкинском романе. Русская литература, 1960 г.
  25. Скатов Н.Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Л., 1990.
  26. Слонимский А. Мастерство Пушкина. Изд. 2-е. М., 1963.
  27. Соловей Н.Я. Образ Ленского и его Элегия в романе «Евгений Онегин»- Литература в школе, 1979.
  28. Стенник Ю. Пейзаж в романе «Евгений Онегин» и проблема преемственности национальных поэтических традиций//Изв. АН СССР, сер. лит. и яз., 1969, т. 28, вып. 3.
  29. Чумаков Ю.Н. Из размышлений о жанре, стилистике и строфике «Евгения Онегина»//Вест. Моск. ун-та, сер. 9 (филология), 1999, №1.
  30. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1969.
Даниил Романович | Просмотров: 7.7k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *