Природа в романе “Евгений Онегин”

сочинение по литературе 9 класса
Произведение: Евгений Онегин

Первый вариант сочинения

Природа – часть “энциклопедии русской жизни”

В творчестве А. С. Пушкина природа играет очень большую роль. Знаменитый русский поэт внес огромный вклад в пейзажную лирику. Природа в его стихотворениях – не просто фон. Она всегда связана с душевным состоянием лирических героев, помогает глубже понять их мысли и чувства.

Роман “Евгений Онегин” не стал исключением. В основную сюжетную линию органично вплетены описания природы. Пейзажные зарисовки придают произведению не только красоту. Они являются важным разделом “энциклопедии русской жизни”.

Природа и Онегин

Природа в романе Евгений ОнегинПушкин начал работу над произведением в Южной ссылке, когда всецело находился под влиянием идей романтизма. В первой главе это влияние наиболее заметно. Онегин поначалу – типичный романтический герой, который разочаровался в окружающей жизни и в поисках спасения удалился в деревню.

Для поэтов-романтиков было характерно противопоставлять городской жизни идиллический сельский пейзаж. Онегин отдыхает душой посреди “уединенных полей”, где тишину нарушает лишь “журчанье тихого ручья”.

Однако главный герой романа – странный человек. За два дня ему надоели и деревенские красоты. Пушкин специально отмечает “разность” между собой и Евгением. Автор ставит в один ряд самые дорогие его сердцу вещи и понятия: “цветы, любовь, деревня, праздность, поля”.

Двойной эпиграф ко второй главе построен на игре слов: фраза из Горация “O rus!..” (“О деревня!..”) и “О Русь!”. Для Пушкина понятия Россия и Родина были прежде всего связаны с русской деревней и, соответственно, с сельским пейзажем.

Поэт восторженно описывает “прелестный уголок”, хозяином которого стал Онегин. Его дом стоит в уединении высоко над рекой. Из окон открывается великолепный вид на “луга и нивы золотые”, разбросанные по округе села и стада. “Огромный, запущенный сад” словно бы сам предлагает совершить в нем прогулку. Загадочная душа Онегина не замечает всего этого великолепия.

Романтик в деревне

По достоинству оценить “рай на земле” суждено настоящему романтику – Владимиру Ленскому. Пушкин добродушно критикует этот образ молодого мечтателя. В то же время только чистый душой и сердцем Ленский способен искренне влюбиться в “густые рощи”, “и ночь, и звезды, и луну”.

Романтику было не суждено долго наслаждаться жизнью. Только после смерти он обрел свой “идеал”. Могила Ленского находится “в тени двух сосен устарелых”, где вьется ручеек и “цветет шиповник”. Покой молодого человека хранят песни соловья и “говор ключевой”.

Татьяна как часть природы

Любовь Ленского к сельскому пейзажу все же основана на увлечении романтизмом, т. е. на теории. Совершенно иначе относится к природе Татьяна Ларина. Девушка выросла в деревне, поэтому для нее поля, леса и реки – неотъемлемая часть жизни и всего мироощущения. Ее любовь ко всему окружающему проста и естественна. Пушкин не случайно сравнивает Татьяну с “ланью лесной”. Девушка не представляет себя без родной “среды обитания”.

Полюбив Онегина, Татьяна еще больше “сливается” с природой. Пушкин даже сравнивает эту любовь с зерном, которое “весны огнем оживлено”. В “тоске любви” девушка гуляет по саду – самому дорогому для нее месту. Единственным свидетелем ее томления становится один из главных символов любви – соловей. Его “напевы звучные” еще больше растравляют сердце влюбленной Татьяны.

Описывая Татьяну и ее состояние, Пушкин еще не раз прибегает к сравнению с природой. В ожидании решительного объяснения с Онегиным девушка подобна “бедному мотыльку” или “зайчику в озими”. Евгений, пытаясь успокоить Татьяну, сравнивает ее любовь с меняющейся каждый год листвой на деревьях.

Татьяна обладает “русскою душой”, поэтому очень трагично выглядит ее прощание с родной деревней: “Простите, мирные долины… знакомые леса… Прости, веселая природа”.

Лирические отступления, посвященные пейзажу

В романе есть множество прекрасных лирических отступлений с описанием природы, не связанных напрямую с сюжетной линией. Гениальность Пушкина заключается, как обычно, в кажущейся простоте: “Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало”; “уже трещат морозы и серебрятся средь полей”; “блистает речка, льдом одета” и т. д. Начало пятой главы, включающее известную фразу “Зима!… Крестьянин, торжествуя…” вообще может быть отнесено к одному из самых мастерских поэтических описаний зимы.

Начало седьмой главы Пушкин посвятил весне и пробуждающейся после долгой зимней спячки природе: “…снега сбежали мутными ручьями”, “синея блещут небеса”, “долины сохнут и пестреют”. Поэт называет весну “порой любви”, “порой тепла, цветов, работ”. Первая половина главы в целом содержит очень много описаний природы. Татьяна прощается с “глушью лесов”, со своими “давними друзьями”. “Лето быстрое” сменяет “осень золотая”, следом за которой приходит “волшебница зима”. Быстрая смена времен года подчеркивает жизненную трагедию девушки, необратимость ее судьбы. Предстоящий “зимний путь” предвещает Татьяне несчастье.


Второй вариант сочинения

Природа предстает в романе в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармонический мир, противостоящий суетности и смятенности человеческой души, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев.

Зима

Автор воздал должное всем порам года. Вслед за унылой, исполненной ожидания порой, когда богатые, яркие краски созревшей природы сменились однотонными черными, серыми, наступает долгожданная зима:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

Верный жизненной правде, Пушкин рисует не просто зимний пейзаж, он создает психологический портрет начала поры года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами. Природа для народа не только предмет любования, но и благоприятный период для поездок на санях после осеннего бездорожья. Детали крестьянского зимнего быта воссозданы достаточно поэтично: красный кушак на фоне ярко-белого, блистательного снежного ковра, стремительный полет кибитки, взрывающей «бразды пушистые». И все же поэтизация простых, ничем не примечательных жизненных явлений оказывается вызывающе смелой для изящной словесности того времени.

Весна

Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми красками. Радость пробуждения природы, обновление жизни передается разнообразными определениями, эпитетами, обилием глаголов:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Александр Сергеевич не просто отражает внешний мир, природа — это фон, на котором протекает душевная жизнь человека. Внутренняя жизнь не всегда созвучна изменениям в природе, в этом случае контраст между естественностью природных явлений и душевной смутой подчеркивает настроение героя. Ясное, безоблачное небо и прозрачный воздух делают душевную грусть еще более тяжелой. То, что в юности окрыляло, придавало сил и энергии, сейчас вызывает только грусть. Нет в душе прежней радости открытия мира — есть только тяжесть прожитых лет и несбывшихся надежд.

Лето

Чудесно описал автор и летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками. Каждый звук слышится отчетливо, даже самый тихий. Тишина завораживает гармоничностью отдыхающей природы, покоем и умиротворением. Правда, погруженная в свои мечты Татьяна в этот раз не любуется красотой природы, душевная боль целиком поглотила ее.

Был вечер. Небо меркло. Воды

Струились тихо. Жук жужжал.

Уж расходились хороводы;

Уж за рекой, дымясь, пылал

Огонь рыбачий.

Осень

Осень – любимая пора Пушкина. Буйство красок созревшей природы, время плодотворной творческой работы, вдохновения. Яркие, насыщенные цвета радуют глаз и душу, но в сердце уже вползает тревога — недолог век расцвета, суровая зима скоро поглотит эту прощальную улыбку природы:

Настала осень золотая

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Образ осени трагичен еще и потому, что воспринимается глазами Татьяны, чувства которой находятся на грани. Она прощается со своими девичьими мечтами, с любимыми сельскими пейзажами. Детство кончилось, ее везут «на ярмарку невест», а сердце разрывается от неразделенной любви, безысходности.

Заключение

Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина».

Любовь автора к природе раскрывается разносторонне в романе: это и пространные лирические отступления, рисующие разные времена года; и краткие пейзажные зарисовки; и, наконец, присущее лишь любимой героине Пушкина точное и тонкое понимание родной природы.

Природа у Александра Сергеевича — мир гармонии, источник внутреннего покоя. Душевная связь с природой — признак глубокой натуры, неприятие ее — черта душевной бедноты, ограниченности человека.


Третий вариант сочинения

Описания природы заняли особое место в романе Пушкина, который называют «энциклопедией русской жизни». На протяжении всего повествования читателю встречаются описания природы. Они изображены в форме целых картин или же в легких упоминаниях, но от начала и до конца произведения читатель чувствует связь с природой.

Своеобразие природных зарисовок в романе заключается в использовании автором удивительных поэтических сравнений, которые способствуют оживлению природы, ее одухотворению, а также литературных художественных приемов, представленных в виде эпитетов, метафор, контрастных гипербол, разнообразных определений, обилия глаголов, легкой иронии, позволяющих ощутить движение времени посредством окружающей природы

Роль природы в романе

В романе «Евгений Онегин» описания природы призваны выполнять сразу несколько задач. В первую очередь зарисовки природы и различных пейзажей украшают роман, придают ему целостность и глубину. Поэт не видит смысла в улучшении того, что прекрасно само по себе, поэтому природу он описывает без лишнего романтизма и восторженности, такой, какая она есть.

Также в романе природа служит инструментом для создания особых образов: Пушкин рисует не просто портреты сезонов года, а создает такие описания, в которых раскрывается взгляд его героев на природу и погодные явления.

Природа и герои

Если в строках, приведенных ранее, Александр Сергеевич при помощи описаний природы приоткрывал читателю дверь в крестьянский быт, повседневные сезонные забавы и работу, то в следующем фрагменте природа помогает автору составить портреты главных героев через сравнение и сопоставление с ней. Поэт выстраивает между ними особую связь, природа становится спутником героев, а не просто молчаливым наблюдателем или декорацией для разыгрываемого представления.

Так, например, через отсутствие отношений Онегина с природой раскрывается натура героя. Евгений родился и вырос в Петербурге, природа для него не приобретает особой важности даже после переезда в деревню. Местные красоты быстро надоедают ему, не вызывают никакого интереса или потребности любоваться пейзажами хоть изредка. Для него прекрасная и изменчивая природа — всего лишь обыденность, одна из многих вещей который уже успели наскучить и вызвать глубокое разочарование. Возможно, в глубине души Онегина по-прежнему живет поэтичная глубокая натура, но в момент действия романа она погребена под толстым слоем апатии, разочарования и пресыщенности светскими развлечениями.

Татьяна же, наоборот становится воплощением русской природы, со всем ее величием, изменчивостью и неизбежными трансформациями. Девушка чувствительна к природе, умеет любить и ценить окружающий ее мир. Описывать родную природу Пушкин начинает с особенной любовью именно тогда, когда в повествовании появляется главная героиня. Автор приоткрывает занавес поэтичной и мечтательной души Татьяны. Она очень тонко воспринимает и горячо любит красоту русской природы. Через это автор пытается донести до читателя тонкость и красоту натуры героини. Она восприимчива не только к внешней красоте, но и к внутренней.

Через отношение к природе Пушкин показывает тонкое и чувственное восприятие мира Татьяны, особую широту и красоту русской души. Неслучайно главная героиня очень любит русскую зиму. Описание природы ее глазами раскрывает образ Татьяны. Передает готовность любить, мечты о романтике, веру в свои силы. Сама Татьяна является отражением зимней стужи, она — необузданная стихия льда и метели, которой со временем суждено переродиться и расцвести. Природа постоянно сопровождает девушку, становится прекрасным сопровождением для ее мыслей, необдуманных поступков и неожиданных открытий.

Поэт глазами Татьяны, словно выражает собственное отношение к природе. Именно через ее образ он с особой нежностью описывает любую русскую погоду, красоту пейзажей и широту природы. Но не всегда природа созвучна с духовным миров героев А.С. Пушкина. Порой душевные переживания становятся противоположностью тех процессов, что протекают в природе, что еще больше подчеркивает их тяжесть и болезненность

Вывод

Для Александра Сергеевича Пушкина природа — источник гармонии, внутреннего покоя, силы и мудрости, духовной тонкости. Связью с природой он наделяет героев с глубокой натурой, чувственных, вдумчивых, способных понимать красоту мира, развиваться и меняться подобно природе. Неприятие и равнодушие к окружающей среде для поэта символизируют душевную бедность, внутренний застой и упадок. Но у каждого героя остается шанс на возрождение и изменение, как и у природы после долгой и суровой зимы — об этом свидетельствует открытый финал романа и нерассказанная дальнейшая история Онегина.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л., Наука, 1984 г.
  2. Баевский В.С. Присутствие Байрона в «Евгении Онегине»//Изв. РАН, сер. лит. и яз., 1996 г.
  3. Бахтин М.М. Эпос и роман. Вопросы литературы, 1970 г.
  4. Белинский В.Г. Статья Восьмая «Евгений Онегин». Избранные произведения – Минск, Государственное учебно-педагогическое издательство СССР, 1954.
  5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955 г.
  6. Благой Д.Д. Мировое значение Пушкина. М., 1949 г.
  7. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Клочихина М.М. Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов – М., Высшая школа»,1873.
  8. Большакова А.Ю. Образ автора. Лит. учеба, 2001 г.
  9. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974 г.
  10. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Наука, 1999 г.
  11. Гуревич А.М. «Евгений Онегин»: поэтика подразумеваний. Изв. РАН, сер. лит. и яз., 1999 г.
  12. Зотов, Александр Михайлович. Герой в зеркале имени: образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Литература в школе. – 2004 г.
  13. Кантор В.К. Вечно женственное и русская культура. Октябрь, 2003 г.
  14. Кедров К. «Евгений Онегин» в системе образов мировой литературы/В мире Пушкина. М., 1974 г.
  15. Кожевников В.А. «Вся жизнь, вся душа, вся любовь…»: Перечитывая «Евгения Онегина»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993 г.
  16. Кошелев В. А. «Онегина воздушная громада…»: Странствие/ В. А. Кошелев //Литература в школе. – 2004 г. – N 1.
  17. Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы//Лит. в школе, 2002 г.
  18. Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980 г.
  19. Машинский C. В мире Пушкина. М., 1984 г.
  20. Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. Пер. с англ. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М., 1999 г.
  21. Непомнящий В.С. Книга, обращенная к нам: «Евгений Онегин» как «проблемный роман». Москва, 1999 г.
  22. Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. Серия «Пушкин в XX веке», вып.VI. М., «Наследие», 1999.
  23. Пушкин А.С. Евгений Онегин- Учебно-методическое пособие по работе с романом. – М: Айрис – пресс, 2005.
  24. Семенко И.М. Эволюция Онегина: К спорам о пушкинском романе. Русская литература, 1960 г.
  25. Скатов Н.Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Л., 1990.
  26. Слонимский А. Мастерство Пушкина. Изд. 2-е. М., 1963.
  27. Соловей Н.Я. Образ Ленского и его Элегия в романе «Евгений Онегин»- Литература в школе, 1979.
  28. Стенник Ю. Пейзаж в романе «Евгений Онегин» и проблема преемственности национальных поэтических традиций//Изв. АН СССР, сер. лит. и яз., 1969, т. 28, вып. 3.
  29. Чумаков Ю.Н. Из размышлений о жанре, стилистике и строфике «Евгения Онегина»//Вест. Моск. ун-та, сер. 9 (филология), 1999, №1.
  30. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1969.
Даниил Романович | Просмотров: 2.8k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.