Образ Владимира Ленского «Евгений Онегин»

сочинение по литературе 9 класса
Произведение: Евгений Онегин Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

В обществе 20-х годов 19 века часть молодежи была подвержена хандре. К таким людям относится и Евгений Онегин, скучающий, потерявший жизненный смысл молодой человек. Пушкин в противовес Онегину вводит в роман юного поэта Ленского, чье сердце не подвержено духовной усталости.

Мировоззрение молодого поэта

Мы узнаем, что Владимир рос и воспитывался в Германии, где впитал в себя философию романтизма Гете и Шиллера. Свет российского общества не успел повлиять на него своей безысходностью. Да и сам поэт сторонился шумных компаний, предпочитал побыть в одиночестве, помечтать, почитать книги.

Возможно именно желание избежать общения сблизило его с новым соседом – Евгением Онегиным.

Онегин и Ленский

Образ Владимира Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»Онегин и Ленский были настолько разными, так различались их жизненные приоритеты и представления, что поверить в эту дружбу было сложно даже автору. Онегин предпочитал общество Ленского привычным типажам русского социума. Его развлекала пылкость юноши, его душевный огонь, его умение видеть возвышенное. В какой-то степени неумение жить и незнание жизни как таковой вызывали любопытство Евгения.

Ленскому же было важно найти единомышленника, с которым можно поделиться своими тайнами, секретами, чувственными переживаниями. Он искренне верил, что дружба способна спасти человека в самых сложных обстоятельствах. Он искал у Онегина поддержки и совета в сердечных делах. Но на деле оказалось, что в лице главного героя романа Ленский нашел свою погибель.

Любовь Ольги и Ленского

Когда Онегин узнал, которую из двух сестер предпочел Ленский, он был очень удивлен. Он недоумевал, как Ольга, особа легкомысленная и заурядная, вызвала во Владимире такую страсть. Юному поэту она казалась нимфой, ангелом, невинной девой. Его любовь была преисполнена идеализма и романтизма.

Ольга же не придавала ей такого глубокого значения. Она просто развлекалась, жила одним моментом. Именно пустота Ольги позволила Онегину глубоко ранить друга. Для девушки было всего лишь забавой пофлиртовать с Евгением, а Ленский воспринял все это как измену и вызвал приятеля на дуэль. Боясь, что его сочтут за труса, Онегин принял вызов. Глупое стечение обстоятельств стало причиной смерти молодого романтика.

Заключение

Смерть Ленского была не случайной. По-моему, Пушкин хотел показать, что такие люди не нужны его современникам, что им нет места в российском обществе 19 века, что грядет совершенно иная эпоха – эпоха реализма.


Второй вариант сочинения

Образ Владимира Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин» только на первый взгляд кажется простым и однозначным. На деле он отражает серьезное социальное явление – людей, которым трудно жить в обществе, потому что они слишком далеки от действительности. Мечтатели, романтики и философы, они почти не имеют контакта с реальностью, а когда сталкиваются с ней, она их губит.

Владимир Ленский – мечтатель

Владимир вырос и учился за границей. После возвращения в Россию он старался всеми силами отгородиться от светской жизни, потому что ее требования не соответствовали нравственным принципам юноши. Уехав в глухое поместье, Ленский стал чувствовать себя намного комфортнее. Там его окружали простые люди, ведущие тихую скромную жизнь, там можно было спокойно предаваться мечтам и философским размышлениям. Владимир Ленский был слишком наивным в силу своего юного возраста. Свое представление о жизни он строил, исходя из прочитанных романов, стихов и трудов философов. Выражаясь образно, идеалы закрыли от него реальную картину мира.

Ленский и Ольга – придуманная любовь

Владимир Ленский влюбляется в Ольгу, даже не узнав ее. Он наделяет девушку прекрасными чертами романтической героини, приписывает ей мысли и чувства, которых у нее и в помине нет. О многом говорит эпизод, когда Ольга флиртует и танцует с Онегиным, а позже не понимает, чем расстроен ее жених. Из-за этой девушки Ленский погибает на дуэли, а она даже не страдает и быстро выходит замуж за улана, ведь ей все равно, кто станет ее мужем. Это показывает, насколько сильно Владимир заблуждался, опираясь только на свои фантазии.

Дружба Ленского с Онегиным

Также призрачна дружба Ленского с Онегиным. Они становятся друзьями поневоле, от скуки. У этих дружеских уз нет серьезной опоры, ведь герои являются полной противоположностью друг другу. У них даже нет общих взглядов и ценностей. Онегин постоянно подшучивает над Ленским, над его наивностью, но однажды шутки заходят слишком далеко. Гибель Владимира на дуэли символична: юноша, живший в мечтах, сломлен реальностью. Он считал, что защищает честь девушки, при этом не знал по-настоящему ни возлюбленную, ни друга. Вот почему образ Владимира Ленского трагичен.

Значение образа Ленского

Описав раннюю гибель Ленского, Пушкин говорит нам: «Друзья мои, вам жаль поэта». Поэт не спрашивает, он уверен, что читатель имен так и думает. И действительно, Ленский не только странный, наивный и порой даже смешной, но и трогательный одновременно. И если в отношении него появляется ирония, то это добрая ирония. В нем много хорошего, положительного. Талантливый поэт – лирик, имеющий самые благородные убеждения, самые «вольнолюбивые мечты».

Но последствия романтического воображения, основанного не на реальной действительности, а на горячих чувствах, при столкновении с жизнью могут быть печальными, тяжелыми и даже трагическими как для самого человека, так и для окружающих. Так случилось и с Владимиром.

Образ Ленского сразу был задуман как типичный образ русского поэта – романтика 10-20-х годов 19 века. Он – порывистый, безмятежный, исполненный свободолюбия, готовый принести себя в жертву дружбе и уверенный во взаимных чувствах друзей, верящий, что главное назначение человека – служение своей Родине.


Второй вариант сочинения

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин противопоставляет двух героев: Онегина, разочарованного и душевно опустошенного «страдающего эгоиста», и Владимира Ленского, молодого, романтически восторженного, с большим запасом нерастраченных душевных сил, исполненного энтузиазмом альтруиста.

Образ Владимира Ленского

Характеризуя своего героя, Пушкин раскрыл все тонкости мировоззрения Владимира Ленского. Окружающих в нем привлекает, прежде всего, нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежесть чувств, вольнолюбивые настроения.

Детство Ленского прошло вдалеке от Родины. Он жил и учился в Германии, «под небом Шиллера и Гете», и именно там полюбил поэзию, проникнувшись творчеством великих поэтов. Владимир – мечтательный человек, который свои настроения и мечты стремится высказать в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне остальных уездных и столичных дворян.

Дружба с Онегиным

Чувствуя себя неуютно в поместье родителей, где всё было слишком не романтичным, где разговоры велись «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», проникнутый «поэтическим огнем», Ленский горит желанием познакомится с Онегиным, умным, образованным, необычным и странным, по словам соседей-помещиков, и от этого ещё более притягательным собеседником. Знакомство состоялось и несмотря на полную противоположность характеров и взглядов, молодые люди сошлись в общении. Умудренный опытом и годами Онегин внимал восторженным и пылким разговорам юного поэта. А наивный, чистосердечный и неопытный Ленский не только раскрывал свою душу перед другом, но и прислушивался к его советам, пытался понять ход его мыслей.

Ленского нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы. Поэтому таким другом для него стал Онегин.

Любовь к Ольге

Любовь Ленского к Ольге – также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. А Ольга в итоге оказалась обыкновенной провинциальной барышней, заботящейся только о собственном благополучии.

Романтик Ленский идеализирует Ольгу. Он обращается не столько к реальной девушке, столько к созданной его воображением абстрактной деве красоты. В его воображении возникает высокое содержание мыслей и чувств возлюбленной, являющейся идеальным существом. Именно поэтому его любовь казалась ему исключительной.

Автор обращает особое внимание на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. Герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь ее голубые как небо глаза, льняные волосы и легкий стан. По словам известного литературного критика В.Г. Белинского, Владимир «украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было». Жажда любви, стремление быть любимым, свойственные юности, сделали Ленского слепым, неспособным разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую способен был юный поэт.

Восторженный Ленский и подумать не мог, что его возлюбленная на самом деле была не идеальным и поэтическим созданием, а обыкновенной хорошенькой, милой девушкой, которая совсем не стоила того, чтобы отдавать за нее жизнь.

Дуэль с Онегиным

Произошедшая ссора с Ленским была предрешена с самого начала. Она провоцировалась множественными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как Онегин неоднократно подшучивал над нежными чувствами и наивными взглядами Ленского.

Дуэль Онегина и Ленского — самый трагичный эпизод романа. Несмотря на все свои недостатки, Онегин не был хладнокровным убийцей. Владимир Ленский, будучи наивным поэтом и мечтателем, – тем более.

Из прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и поставленной задачей жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. Именно поэтому Ленский вызывает Онегина на дуэль. Перед поединком он едет к Ольге. Её простодушный вопрос: «Зачем вечор так рано скрылись?» – обезоружил юношу и резко изменил его душевное состояние. Тем не менее, он убеждает себя в том, что должен защитить Ольгу от посягательств Онегина, поэтому дуэли суждено состояться.

Вывод

В романе Владимир Ленский выступает в качестве антипода Евгения Онегина, оттенив его характер и образ мысли. Автор создал удивительный образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л., Наука, 1984 г.
  2. Баевский В.С. Присутствие Байрона в «Евгении Онегине»//Изв. РАН, сер. лит. и яз., 1996 г.
  3. Бахтин М.М. Эпос и роман. Вопросы литературы, 1970 г.
  4. Белинский В.Г. Статья Восьмая «Евгений Онегин». Избранные произведения – Минск, Государственное учебно-педагогическое издательство СССР, 1954.
  5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955 г.
  6. Благой Д.Д. Мировое значение Пушкина. М., 1949 г.
  7. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Клочихина М.М. Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов – М., Высшая школа»,1873.
  8. Большакова А.Ю. Образ автора. Лит. учеба, 2001 г.
  9. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974 г.
  10. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Наука, 1999 г.
  11. Гуревич А.М. «Евгений Онегин»: поэтика подразумеваний. Изв. РАН, сер. лит. и яз., 1999 г.
  12. Зотов, Александр Михайлович. Герой в зеркале имени: образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Литература в школе. – 2004 г.
  13. Кантор В.К. Вечно женственное и русская культура. Октябрь, 2003 г.
  14. Кедров К. «Евгений Онегин» в системе образов мировой литературы/В мире Пушкина. М., 1974 г.
  15. Кожевников В.А. «Вся жизнь, вся душа, вся любовь…»: Перечитывая «Евгения Онегина»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993 г.
  16. Кошелев В. А. «Онегина воздушная громада…»: Странствие/ В. А. Кошелев //Литература в школе. – 2004 г. – N 1.
  17. Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы//Лит. в школе, 2002 г.
  18. Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980 г.
  19. Машинский C. В мире Пушкина. М., 1984 г.
  20. Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. Пер. с англ. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М., 1999 г.
  21. Непомнящий В.С. Книга, обращенная к нам: «Евгений Онегин» как «проблемный роман». Москва, 1999 г.
  22. Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. Серия «Пушкин в XX веке», вып.VI. М., «Наследие», 1999.
  23. Пушкин А.С. Евгений Онегин- Учебно-методическое пособие по работе с романом. – М: Айрис – пресс, 2005.
  24. Семенко И.М. Эволюция Онегина: К спорам о пушкинском романе. Русская литература, 1960 г.
  25. Скатов Н.Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Л., 1990.
  26. Слонимский А. Мастерство Пушкина. Изд. 2-е. М., 1963.
  27. Соловей Н.Я. Образ Ленского и его Элегия в романе «Евгений Онегин»- Литература в школе, 1979.
  28. Стенник Ю. Пейзаж в романе «Евгений Онегин» и проблема преемственности национальных поэтических традиций//Изв. АН СССР, сер. лит. и яз., 1969, т. 28, вып. 3.
  29. Чумаков Ю.Н. Из размышлений о жанре, стилистике и строфике «Евгения Онегина»//Вест. Моск. ун-та, сер. 9 (филология), 1999, №1.
  30. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1969.
Даниил Романович | Просмотров: 1.2k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.