Образ Онегина в романе «Евгений Онегин» | сочинение по литературе 9 класса
Роман «Евгений Онегин» создавался А.С. Пушкиным в течение 8-и лет – с 1823 по 1831 гг. первые главы были написаны совсем еще юным поэтом, когда как последние – человеком, уже многое испытавшим в жизни.
Онегин и автор
На протяжении романа взрослеет и меняется вместе с автором главный герой романа в стихах Евгений Онегин. В первых главах романа мы узнаем, что Онегин – «добрый приятель» автора-рассказчика. У них схожи интересы, взгляды на жизнь, они близки по возрасту.
Однако между ними есть весомое отличие – у автора интерес к жизни не угас, он исследует малейшие ее проявления, тогда как Онегин не имеет интереса ни к чему в этом мире. Он уже не способен ничему удивляться, у него нет поводов для восхищения, он никому не доверяет и не вверяет свои душевные мучения.
Онегин и общество
Онегин – молодой дворянин, живущий легкой и бесцельной жизнью. Все свое время он тратит на развлечения – светские балы, салоны, театры, гуляния по набережной.
Он выделяется среди своих сверстников живым и острым умом, высокой культурой. Интересуется общественной и политической жизнью, у него на все есть собственное мнение, однако главная беда Онегина заключается в том, что им овладела хандра, сплин. Ему наскучило вся его светская жизнь, он не видит путей дальнейшего развития собственной жизни.
По делам наследства Евгений отправляется в деревню, где очень либерален по отношению к крестьянству. Но его не особо интересует их будущее благополучие. Главное для Онегина – собственные ощущения и скука, охватившая все его существо.
Любовь в жизни Евгения Онегина
В своем сельском имении Евгений знакомится с молодым романтичным поэтом Владимиром Ленским. Его веселит юношеская наивность и пылкость сердца Владимира. Они постепенно начинают сближаться, и Ленский знакомит нового приятеля с семьей своей невесты Ольги Лариной.
Они становятся частыми гостями в доме Лариных. Онегин своим таинственным, необыкновенным характером, внутренними противоречиями и силой привлекает старшую сестру Ольги – Татьяну Ларину – девушку начитанную, скромную, не развращенную обществом и его низменными пристрастиями.
Но главный герой отвергает девушку, убеждая, что не создан для семьи и любви. Спустя шесть лет он сам молит ее о любви, пишет письма с признаниями, стоит перед ней на коленях.
Так Пушкин показывает, что герой способен к возрождению, что он меняется, переосмысливает прошлое и настоящее. Однако ничего уже вернуть нельзя. Татьяна замужем, и предавать мужа она не станет.
Онегин – «лишний» человек
На примере образа главного героя Пушкин раскрывает проблему целого поколения – бездушность светского общества способна погубить лучшие умы лучших своих представителей. Люди, обладающие огромным потенциалом, не могут найти применения собственным возможностям. Они оказываются не нужны ни своему времени, ни обществу, ни стране.
Заключение
Онегин открывает целую галерею «лишних» людей. За ним последуют Печорин, Обломов, Базаров, Рудин и другие. Думаю, что Пушкин очень точно обрисовал проблему современного ему человека. Незаконченность финала позволяет читателю самому представить будущее героя, а, следовательно, и судьбу целого поколения.
Список рекомендованной и использованной литературы
- Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л., Наука, 1984 г.
- Баевский В.С. Присутствие Байрона в «Евгении Онегине»//Изв. РАН, сер. лит. и яз., 1996 г.
- Бахтин М.М. Эпос и роман. Вопросы литературы, 1970 г.
- Белинский В.Г. Статья Восьмая «Евгений Онегин». Избранные произведения – Минск, Государственное учебно-педагогическое издательство СССР, 1954.
- Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955 г.
- Благой Д.Д. Мировое значение Пушкина. М., 1949 г.
- Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Клочихина М.М. Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов – М., Высшая школа»,1873.
- Большакова А.Ю. Образ автора. Лит. учеба, 2001 г.
- Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974 г.
- Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Наука, 1999 г.
- Гуревич А.М. «Евгений Онегин»: поэтика подразумеваний. Изв. РАН, сер. лит. и яз., 1999 г.
- Зотов, Александр Михайлович. Герой в зеркале имени: образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Литература в школе. – 2004 г.
- Кантор В.К. Вечно женственное и русская культура. Октябрь, 2003 г.
- Кедров К. «Евгений Онегин» в системе образов мировой литературы/В мире Пушкина. М., 1974 г.
- Кожевников В.А. «Вся жизнь, вся душа, вся любовь…»: Перечитывая «Евгения Онегина»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993 г.
- Кошелев В. А. «Онегина воздушная громада…»: Странствие/ В. А. Кошелев //Литература в школе. – 2004 г. – N 1.
- Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы//Лит. в школе, 2002 г.
- Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980 г.
- Машинский C. В мире Пушкина. М., 1984 г.
- Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. Пер. с англ. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М., 1999 г.
- Непомнящий В.С. Книга, обращенная к нам: «Евгений Онегин» как «проблемный роман». Москва, 1999 г.
- Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. Серия «Пушкин в XX веке», вып.VI. М., «Наследие», 1999.
- Пушкин А.С. Евгений Онегин- Учебно-методическое пособие по работе с романом. – М: Айрис – пресс, 2005.
- Семенко И.М. Эволюция Онегина: К спорам о пушкинском романе. Русская литература, 1960 г.
- Скатов Н.Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Л., 1990.
- Слонимский А. Мастерство Пушкина. Изд. 2-е. М., 1963.
- Соловей Н.Я. Образ Ленского и его Элегия в романе «Евгений Онегин»- Литература в школе, 1979.
- Стенник Ю. Пейзаж в романе «Евгений Онегин» и проблема преемственности национальных поэтических традиций//Изв. АН СССР, сер. лит. и яз., 1969, т. 28, вып. 3.
- Чумаков Ю.Н. Из размышлений о жанре, стилистике и строфике «Евгения Онегина»//Вест. Моск. ун-та, сер. 9 (филология), 1999, №1.
- Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1969.
10/10