Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» | сочинение по литературе 9 класса
Первый вариант сочинения
На протяжении всего романа А. С. Пушкин любуется своим творением – образом простой девушки Татьяны Лариной.
Воспитание Татьяны
Пушкин наделяет любимую героиню несвойственным для дворянства того времени именем. Имя Татьяна считалось крестьянским, исконно народным. Так Пушкин хочет показать близость героини к русским традициям.
Няня Татьяны также наделяет ее мысли народной духовностью – Татьяна верит гаданьям, «преданьям старины глубокой». Она знакома с народными песнями, сказаниями. Она в некоторой степени суеверна.
С самого детства Таня казалась девочкой чужой даже в собственной семье. Она не играла в куклы, не занималась рукоделием, не резвилась с ребятишками. Всегда задумчива, тиха, больше всего Татьяну привлекало чтение.
Девушка любила природу, обожала русскую зиму и все зимние развлечения – катания на санях, катание с горы и др. Ее единение с природой Пушкин показывает уже в описании героини: «Как лань лесная боязлива».
Любовь к Онегину
Встретив Онегина, Татьяна поняла его душу даже лучше его самого. Она искренне верила, что ее любовь дарована ей Богом, что Евгений предназначен ей судьбой.
Лишенная кокетства, притворства, наделенная полнотой и искренностью чувств, Татьяна первая пишет письмо Онегину с признанием в любви. Такой поступок во все времена считался неприличным для девушки. Однако Татьяна настолько искренна, что все предрассудки кажутся ей ничтожными.
Для Онегина ее поступок показался глупостью наивной девушки. Он не понял надежд и мечтаний Татьяны, недооценил ее внутреннюю силу.
Получив отказ, Татьяна вскоре выходит замуж за князя. И спустя несколько лет становится настоящей светской дамой, которой восхищается высшее общество. Тут и встречается она с Онегиным повторно. Оба изменились, оба повзрослели. Онегин поражен красотой девушки, ее умением держаться в обществе, ее внутренней силой.
Наступает его черед добиваться любви Татьяны, писать ей письма, умолять о встрече. Однако Татьяна настолько высока нравственно, что для нее совершенно невозможно изменить мужу, которому она предназначена судьбой. Хотя любовь к Онегину не угасла в ее душе.
Татьяна – нравственны идеал Пушкина
Пушкин видит в своей героине идеал женщины. Она от природы чутка, нравственна, чиста. Ее верность супругу восхищает автора. Он признается, что до последнего момента сам не знал, как же поступит Татьяна с Онегиным, как ответит ему, что скажет.
Дело в том, что она настолько ожила в его воображении, что начала принимать решения самостоятельно, независимо от задумки автора. Глядя на нее, Пушкин не раз на страницах романа восхищался ей, ее образом, ее характером: «Татьяна милая моя!», «я так люблю Татьяну милую мою!».
Заключение
Я думаю, что Татьяна – один из лучших женских образов в русской и мировой литературе. Еще много лет читатели будут восхищаться твердыми жизненными принципами девушки – ее умением быть верной и преданной несмотря ни на что.
Второй вариант сочинения
Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин» – один из самых значительных женских образов в русской литературе. Автор не раз признавался, что любит «милую Татьяну», а для многих читателей она стала примером цельности характера и искренности чувств. В этой героине воплотился идеал женщины того времени.
Внешность
Важное место в характеристике образа главной героини играет описание внешности. Татьяне Лариной дается такая портретная характеристика, которая подчеркивает ее простоту. Героиня не похожа на представительниц светского общества. Татьяна отличается от своей сестры Ольги, которая была очень красива и грациозна. У Татьяны не было ни красоты сестры, ни ее очарования. А.С. Пушкин подчеркивает провинциальность героини, указывая на ее «запоздалость» речи и нарядов. Однако автор называет Татьяну милой красавицей, демонстрируя, что внутренняя красота важнее внешней.
Внутренний мир
А.С. Пушкин в образе Татьяны отразил все самые лучшие женские качества. Для автора героиня стала «милым идеалом». Татьяна воплотила в себе такие качества, как доброта, искренность, простота, скромность, верность, благородство.
Татьяна была не понята собственной семьей, она отличалась от всех и казалась для них чужой. Героиня постоянно была задумчива, грустна, печальна и молчалива. Она находила спокойствие в прогулках на природе и в чтении романов. Любовь к природе характеризует Татьяну с положительной стороны: она является истинной представительницей русского народа. Любовь к книгам сделала из героини девушку с хрупким сердцем и желанием обрести настоящую любовь.
Татьяна и Ольга
С самого начала мы видим непохожесть Татьяны на ее окружение. Она отличается не только от сестры Ольги, но и от светских барышень, которых Онегин привык видеть в свете. Отчасти Татьяна воспитала себя сама: она много читала, была близка к природе, избегала шумных игр и развлечений. Большое влияние на нее оказала няня, которая познакомила ее с народными традициями и преданиями. Богатство внутреннего мира Татьяны подчеркивается контрастным образом Ольги: Пушкин описывает лишь ее внешность, за которой скрываются пустота и поверхностное отношение.
Онегин с первой встречи выделил Татьяну, заметив в ней что-то особенное, хотя ее сестра казалась более открытой и привлекательной. Онегин видел много барышень, похожих на Ольгу, а вот Татьяна производила впечатление серьезной глубокой натуры, какую не часто встретишь.
Татьяна и Онегин
Татьяна и Онегин похожи: оба не могли понять свое место в жизни, оба некомфортно чувствовали себя в своем окружении, оба терпеливо выполняли свои социальные роли или сбегали от них. Разочарованный и загадочный Онегин был похож на героев романов, которые так любила Татьяна. Поэтому девушка и влюбилась в него, а в скором времени призналась в своих чувствах. Но Евгений не верил в любовь, не мог посвятить себя семейной жизни, поэтому не ответил взаимностью.
После отказа Татьяна не разлюбила Онегина, наоборот, ее любовь усилилась. Ей даже удалось узнать Евгения лучше: в его отсутствие она посещала его дом и читала его любимые книги с пометками.
Спустя три года Евгений и Татьяна снова встретились. Но Татьяна уже находилась в другом статусе – теперь она знатна и богата, а ее муж – влиятельный человек. Она так и не разлюбила Евгения, осталась верной выбору своего сердца. Однако Татьяна, любя Онегина, отказывает ему. Характер героини таков, что она не может предать своего мужа. Вот почему Татьяна является идеалом духовной красоты и нравственной силы.
Третий вариант сочинения
В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в образе Татьяны Лариной отобразил все свои представления об идеале русской девушки. Татьяна – любимая героиня писателя. Через ее образ он пытается донести до читателей, какая должна быть настоящая русская девушка: искренняя, с глубоким духовным миром, самоотверженная. Все эти качества присвоены именно Татьяне. При создании ее образа Пушкин уделил особое внимание имени: обычное простонародное, связанное с русской стариной.
Образ Татьяны
Татьяна – простодушная и провинциальная девушка. Она отличается от людей не своей красотой, как это часто бывает, а спокойностью, мечтательностью, задумчивостью и естественностью. В обществе Татьяна предпочитает молчать. У нее глубокий внутренний мир, поэтому она не может найти человека, который мог бы понять ее переживания и поговорить с ней.
Татьяна обладает спокойным характером, всегда сдерживает свои эмоции и чувства, заменив их равнодушным приличием. Долгое время девушка жила уединенно, общалась только с соседями и родными. Поэтому она была наивной и чересчур открытой. Ей казалось, что именно таким должен быть весь мир. Однако встреча с Онегиным изменила ее мнение.
Любимые занятия Татьяны
Необычность Татьяны не ограничивается необычной внешностью. Она проводила свободное время не так, как все остальные представительницы ее круга. В то время как другие девушки в свободное время предпочитали рукоделие, Татьяна старательно избегала этого занятия и всего, что было с ним связано. Также она не любила вышивать, ей было скучно.
Татьяна предпочитала проводить свободное время за книгами или же в обществе няни – Филипьевны. Няня, несмотря на крестьянское происхождение, считалась членом семьи Лариных и жила вместе с ними даже после того, как Татьяна и Ольга выросли, и услуги няни были больше не нужны. Филипьевна знала много интересных историй и пересказывала их Татьяне, которая с удовольствием их слушала. Девушка выросла на сказках и преданиях своей няни. «Уединенный уголок» поместья ее родителей воспитал в Татьяне любовь к природе, к старинным обычаям и ко всему прекрасному. Она верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям».
Что касается чтения, Татьяна предпочитает книги романтического содержания философским работам, и это отразилось на ее характере. Татьяна любила мечтать и в своих мечтах переносилась на страницы прочитанного французского романа, представляя себя в облике одной из героинь. Но ни один из романов нельзя назвать любимой книгой Татьяны. Эта роль принадлежала соннику Мартына Задеки. Татьяна была очень суеверной, интересовалась всем мистическим и необычным. Поэтому снам она придавала особое значение, считая, что сны не снятся просто так. Девушка верила, что каждый сон содержит в себе послание, а значение этого послания она расшифровывала с помощью сонника. Еще одним любимым занятием Татьяны было смотреть в окно. При этом точно сказать, наблюдала она за происходящим или же предавалась мечтам, сложно.
Любовь к Онегину
Томясь ожиданием большой и верной любви, Татьяна встречает Онегина, который и стал ее избранником. Он привлек ее своей неизвестностью и загадочностью. Татьяна полюбила Онегина всей душой и всем сердцем. Это тревожное чувство любви полностью ее охватило. Не находя себе место, и волнуясь, она в скором времени решается признаться в своих чувствах в письме. В нем Татьяна раскрывает свою душу, изливая всю свою любовь. Девушка искренне надеется на взаимность, но Онегин отвергает ее. Его, конечно, тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: «И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тот час».
Но Татьяна не перестает любить Онегина и после гибели Ленского, и после отъезда возлюбленного. Даже осознание того, что Онегин – ужасный человек, ничего не изменило.
Проходит несколько лет, Татьяна замужем, известна в свете. Она уже не та открытая, откровенная и неопытная девушка. Татьяна совершенно изменилась, выросла духовно, но не потеряла главного – простоты, естественности и человеческого достоинства. Татьяна изменилась внешне, но внутренне она осталась тем же человеком. Она все так же стремится к естественности, ценит открытость и прямоту. Светская жизнь совершенно не испортила Татьяну. Героиня совсем не дорожит мнением пустого света, способна отличить подлинное от ложного.
Повстречав Онегина, Татьяна не выдала своих чувств. Евгений страстно влюбляется в новую Татьяну, а она ведёт себя с ним равнодушно. Девушка остается верна своим принципам. С Онегиным она намеренно сурова, холодна, но на самом деле продолжает всем сердцем любить его. Читая любовное послание Евгения Онегина, героиня льёт слёзы. Ведь счастье было так близко. Она не считает, что Онегин виноват в чем-то перед ней. Мало того, Татьяна находит, что Онегин поступил с ней благородно. Но девушка намерена сохранить верность своему мужу, несмотря на то, что чувства к Онегину еще остались. На этом и заканчивается роман «Евгений Онегин».
Заключение
Татьяна в произведении Александра Сергеевича Пушкина олицетворяет идеальную русскую девушку. Её принципы сохраняются, хотя поведение кардинально меняется на протяжении всего повествования. Автору удалось создать такой удивительный образ верной, искренней, естественной девушки с глубоким духовным миром. Я думаю, что такие понятия как верность, благородство и другие, воплощенные писателем в образе Татьяны не устарели до сих пор. Мне кажется, что милый образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы.
Список рекомендованной и использованной литературы
- Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л., Наука, 1984 г.
- Баевский В.С. Присутствие Байрона в «Евгении Онегине»//Изв. РАН, сер. лит. и яз., 1996 г.
- Бахтин М.М. Эпос и роман. Вопросы литературы, 1970 г.
- Белинский В.Г. Статья Восьмая «Евгений Онегин». Избранные произведения – Минск, Государственное учебно-педагогическое издательство СССР, 1954.
- Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955 г.
- Благой Д.Д. Мировое значение Пушкина. М., 1949 г.
- Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Клочихина М.М. Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов – М., Высшая школа»,1873.
- Большакова А.Ю. Образ автора. Лит. учеба, 2001 г.
- Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974 г.
- Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Наука, 1999 г.
- Гуревич А.М. «Евгений Онегин»: поэтика подразумеваний. Изв. РАН, сер. лит. и яз., 1999 г.
- Зотов, Александр Михайлович. Герой в зеркале имени: образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Литература в школе. – 2004 г.
- Кантор В.К. Вечно женственное и русская культура. Октябрь, 2003 г.
- Кедров К. «Евгений Онегин» в системе образов мировой литературы/В мире Пушкина. М., 1974 г.
- Кожевников В.А. «Вся жизнь, вся душа, вся любовь…»: Перечитывая «Евгения Онегина»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993 г.
- Кошелев В. А. «Онегина воздушная громада…»: Странствие/ В. А. Кошелев //Литература в школе. – 2004 г. – N 1.
- Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы//Лит. в школе, 2002 г.
- Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980 г.
- Машинский C. В мире Пушкина. М., 1984 г.
- Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. Пер. с англ. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М., 1999 г.
- Непомнящий В.С. Книга, обращенная к нам: «Евгений Онегин» как «проблемный роман». Москва, 1999 г.
- Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. Серия «Пушкин в XX веке», вып.VI. М., «Наследие», 1999.
- Пушкин А.С. Евгений Онегин- Учебно-методическое пособие по работе с романом. – М: Айрис – пресс, 2005.
- Семенко И.М. Эволюция Онегина: К спорам о пушкинском романе. Русская литература, 1960 г.
- Скатов Н.Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Л., 1990.
- Слонимский А. Мастерство Пушкина. Изд. 2-е. М., 1963.
- Соловей Н.Я. Образ Ленского и его Элегия в романе «Евгений Онегин»- Литература в школе, 1979.
- Стенник Ю. Пейзаж в романе «Евгений Онегин» и проблема преемственности национальных поэтических традиций//Изв. АН СССР, сер. лит. и яз., 1969, т. 28, вып. 3.
- Чумаков Ю.Н. Из размышлений о жанре, стилистике и строфике «Евгения Онегина»//Вест. Моск. ун-та, сер. 9 (филология), 1999, №1.
- Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1969.