Зреет рожь над жаркой нивой… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Краткое содержание
Расцвет творчества Афанасия Афанасьевича Фета приходится на конец пятидесятых годов 19 века. В это время началась массовая публикация его произведений, и данное стихотворение было написано им в этот же период времени.
В начале сюжета автор описывает природу. Золотое покрывало ржаных колосьев укрыло поле, оно такое огромное, что кажется бескрайним, и эпитет «безбрежной жатвой» только подчеркивает это. Мягкое дуновение ветерка тревожит колоски, день заканчивается, на небе появляется робкий месяц. Закат в представленной Фетом картине не какой-то абстрактный, он – часть истинно русского пейзажа. Рожь здесь также служит олицетворением русской земли, ведь она веками являлась кормилицей для простого русского народа.
Небо в описании, словно живое существо, которое смежает «огнедышащее око». Это напоминает фантастический сюжет: ослепительное солнце и золотые колосья ржи сливаются и образуют нечто сверхъестественное, извергающее огонь. Вся картина окрашивается в красно-желтые цвета, и только ночью огнедышащее существо смыкает свои веки.
История создания
Точной даты написания этого стихотворения не существует, впрочем, это не так уж и важно, поскольку стихотворение посвящено не какому-либо событию, а описанию природы. Известно лишь, что оно было написано в конце пятидесятых годов, а вышло в свет в 1860 году в журнале «Русский вестник». Фет принадлежал к числу приверженцев «чистой поэзии», поэтому в его произведениях нет политической подоплеки и обсуждения общественной жизни. Его лирика наполнена красотой русских пейзажей и собственными внутренними переживаниями.
Персонажи и образы
Центральным образом стихотворения выступает сама природа. В первую очередь, это ржаное поле, на которое вот-вот опустится ночь. Образ лирического героя представляется размытым и едва ощутимым. Поэт ни в одной строчке не намекает на присутствие человека, но понятно, что ощущения принадлежат именно ему. Любуясь природой, он стремится слиться с ней духовно, скорее, даже раствориться в ней, чтобы лучше познать ее душу. Золотистое поле услаждает его взор, и это наслаждение передается читателю.
Композиция
Как и другие произведения Фета пейзажно-философского жанра, это стихотворение имеет описательный характер. Композиция его трехчастная, не делимая на смысловые части. Во всех трех четверостишиях задан определенный ритм, благодаря которому идет динамичная смена сюжета.
Первая строфа знакомит читателя с волнующей картиной безбрежного поля, колосья которого, отягощенные спелыми зернами, едва колышутся на ветру. Во второй строфе становится понятно, что наступает вечер. Месяц уже просматривается на небе, но все еще светло, и он, словно удивляется этому обстоятельству. Наконец, третья строфа знаменует собой окончательное завершение дня. Этот переходный момент от светлого дня к темной ночи, словно сказочная картина, оказывает глубокое впечатление на лирического героя.
Жанр
По принадлежности к литературному направлению стихотворение является реалистическим произведением с некоторым налетом романтизма. По роду литературы – это лирика, по жанру – пейзажное лирическое стихотворение.
Размер и средства художественной выразительности
При создании данного произведения Фет использовал трехстопный хорей и перекрестную рифму с мужским и женским чередованием формы, что придает напевность всему тексту.
Средства художественной выразительности помогают автору еще ярче выразить восхищение предзакатной картиной летнего вечера. Выразительны в этом отношении следующие эпитеты: «жаркая нива», «прихотливый ветер», «золотые переливы», «безбрежная жатва», «огнедышащее око»; этому же служат и олицетворения: «гонит ветер прихотливый», «робко месяц смотрит», «месяц изумлен», «на миг смежает небо огнедышащее око». Эти олицетворения говорят о том, что природа живет по своим законам, неподвластным человеку. Он может любоваться ею, боготворить ее и воспевать, но до конца постичь ее он, все же, не в силах.
Интересно, что в данной пейзажной зарисовке присутствует немалое количество глаголов, которые создают эффект движения. Такие глаголы, как: «зреет», «гонит», «смотрит», «минул», «раскинул», «смежает» придают картинке динамику, наполняют ее жизнью, дыханием и чувствами.
Проблематика и основная идея произведения
Главная задача автора – изобразить свои эмоции так, чтобы у читателя создался эффект присутствия, причастности ко всему происходящему. Мастерство поэта заключается в том, что это стихотворение вызывает у читателя глубокий отклик. Фет радуется тому, что щедрая природа наградила людей таким богатым урожаем и, хотя он не сообщает об этом прямо, это ощущается буквально в каждой строке его произведения. Стихотворение призывает видеть красоту в любых, даже самых коротких мгновениях, многие из которых люди просто не замечают и равнодушно проходят мимо.
Все произведения автора
- • Весенний дождь
- • Вечер
- • Ель рукавом мне тропинку завесила…
- • Еще весны душистой нега…
- • Еще майская ночь…
- • Заря прощается с землею
- • Зреет рожь над жаркой нивой…
- • Мама! Глянь-ка из окошка…
- • На заре ты ее не буди…
- • Одним толчком согнать ладью живую…
- • Первый ландыш
- • Сияла ночь луной
- • Учись у них — у дуба, у березы…
- • Шепот, робкое дыханье…
- • Это утро, радость эта…
- • Я пришел к тебе с приветом…
- • Я тебе ничего не скажу…