Автор: Фет А.А. | Дата публикации: 1885 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: адресат, образ ночи, образ цветов | Темы: любовь, самопожертвование |

«Я тебе ничего не скажу…»

стихотворение и анализ

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

Краткое содержание

В. Борисов-Мусатов. Весна. 1899

Произведение начинается с обращения поэта к своей супруге. Он говорит о некой тайне, которую он не откроет ей даже намёком. Поэт не хочет тревожить дорогого ему человека.

Во второй строфе герой сравнивает своё сердце с ночными цветами: днём они спят, как и его душа, а к ночи «сердце цветёт» мыслями о любимой, которой нет рядом.

В третьей строфе герой продолжает начатую мысль, называя свою грудь «усталой и больной». Но вечерний воздух освежает рану на сердце. Произведение завершается строчками, с которых оно начиналось: «…я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу».

История создания

Стихотворение было написано в 1885 г. Для нас остаётся загадкой, к кому конкретно обращается поэт, когда говорит: «Я тебе ничего не скажу…»:

  • адресат № 1 – погибшая возлюбленная поэта Мария Лазич. Её внезапная смерть вдохновила Фета на написание этих проникновенных строк;
  • адресат № 2 – супруга поэта Мария Боткина. Она находилась рядом с мужем всю жизнь, до самой его смерти.

Данное стихотворение можно считать поэтическим посланием, не имеющим конкретного адресата. В момент его написания Фет был уже не молод: ему исполнилось 63 года.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру интимной лирики: оно представляет собой сгусток откровений лирического героя.

Также, его можно считать неким посланием. Это обращение, которого адресат никогда не услышит. Произведение сложно отнести к какому-то конкретному литературному направлению. В нём присутствуют черты:

  • романтизма – выражение сильных по накалу чувств, наличие параллели «человек – природа»;
  • импрессионизма – суть в том, чтобы видеть, чувствовать и выражать свои чувства во всех нюансах и полутонах.

Произведение написано трёхстопным ямбом. Имеется перекрёстная рифмовка, рифма только мужская.

Композиция

Стихотворение построено, согласно законам зеркальной композиции: когда две последние строки отражают две первые. Этим достигается эффект камерности:

  1. Первая строфа демонстрирует имеющиеся у каждого человека скрытые чувства, которые мы бережём, не позволяя им вырваться наружу: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть…».
  2. Вторая строфа – в ней поэт проводит параллели между своими душевными «происшествиями» и окружающей природой, её жизнью, такой «чистой» и прекрасной.
  3. Третья строфа замыкает кольцо, завершая монолог лирического героя. В этой части мы узнаём о физических переживаниях поэта: он «дрожит» от волнения, переживает, но, тем не менее, признаётся: «…я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу…»

Образы и символы

В произведении представлены три ключевых образа:

  • образ адресата (возлюбленной поэта) – о ней автор говорит прямо, хотя и не называет её имени;
  • образ ночи – это время суток поэт не называет: он лишь подразумевает его. К ночи у поэта трепетное отношение: в это время раскрывается его душа. Ночь является символом объединения реального мира и мира грёз;
  • образ цветов является символом радости, женственности. Душа поэта «расцветает», когда приходит ночь. «Ночными цветами» он называет приятные чувства, которые днём скрыты от глаз.

Темы и настроение

Основной темой является любовь. У каждого человека имеются переживания, тревоги, душевные волнения, которыми он не желает делиться с окружающими людьми, даже самыми близкими, чтобы не нарушить их покой, не потревожить. При чтении приходит на ум слово «самопожертвование»: именно в нём заключён глубинный смысл этого произведения.

Основная идея

Основная идея стихотворения перекликается с его проблематикой и заключается в том, что в любви должно быть место жертве. Люди обязаны беречь своих близких, скрывая от них тревоги и проблемы. Это поможет внести в отношения ноты безмятежности, лёгкости, счастья.

Средства выразительности

Для передачи смысловой идеи, Фет использует следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «ночные цветы», «влага ночная», «тихо раскрываются»;
  • метафоры – «веет влагой», «слышу, как сердце цветёт»;
  • олицетворения – «спят цветы», «солнце зайдёт», «раскрываются листы»;
  • анафора – «…и тебя не встревожу ничуть, и о том, что я молча твержу…» «…я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу»;
  • оксюморон – «молча твержу»;
  • инверсия – она использована во всём стихотворении;
  • повторения – для создания ощущения камерности и шёпота, поэт использует повторяющиеся шипящие/жужжащие звуки.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *