Автор: Фет А.А. | Дата публикации: 1858 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ возлюбленной, природа | Темы: жизнь и смерть, одиночество, человек и природа |

«Заря прощается с землею»

стихотворение и анализ

Заря прощается с землею,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Как незаметно потухают

Лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней

Их тень растет, растет, как сон;

Как тонко по заре вечерней

Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, –

И землю чувствуют родную

И в небо просятся оне.

Краткое содержание

А. Саврасов. Закат. 1862

Читатели, глазами лирического героя, наблюдают за тем, как «Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долины…». Мы смотрим, на «лес, покрытый мглою, и на огни его вершин». Поэт повествует о том, «как незаметно потухают лучи, и гаснут под конец…». Фет так ярко описывает всё увиденное, что нам кажется, будто мы смотрим на картину, а не читаем стихи. Поэт потрясён окружающими его видами. Он испытывает то же, что и деревья, которые «…и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне».

История создания

В 1850 г. Фет тяжело пережил смерть любимой девушки Марии Лазич. Они очень любили друг друга, но, отсутствие у поэта средств существования стало причиной для расставания. Спустя некоторое время девушка погибла: от свечи загорелось платье. Поэт всю жизнь винил себя, что так и не сделал её счастливой. Он посвящал Марии стихи на протяжении сорока лет, до самой смерти. Это стихотворение, написанное в 1858 г., спустя восемь лет с момента гибели Марии, также посвящено ей. Оно вошло в сборник стихов «Вечера и ночи».

Жанр, направление, размер

Стихотворение сочетает в себе элементы пейзажной и философской лирики: Фет описывает окружающую природу, посредством чего излагает мысли о жизни и смерти. Он рассуждает о собственной судьбе, которая оказалась слишком уж несчастливой.

Произведение написано ямбом. Автор использует чередование женской и мужской рифмовки – это позволяет выразительнее передать представление о двойственности человеческой жизни. Стихотворение имеет ярко выраженные черты импрессионизма.

Композиция

Произведение состоит из двух частей: первая часть передает состояние предчувствия чуда, вторая часть представляет собой унылую картинку  ночного леса. В конце Фет сообщает об ощущении надежды: она обязательно придёт с новым восходом солнца.

Последняя строфа в завуалированной форме рассказывает о заветной мечте поэта, который в смерти видел лишь полное забвение, но хотел бы надеяться на существование загробной жизни и встречу с любимой.

Образы и символы

В стихотворении представлены яркие образы, с помощью которых автор доносит до нас содержание произведения:

  • образ лирического героя – им является сам поэт. Лирический герой надеется: скоро наступит новый день, а значит, жизнь продолжается, позволяя идти вперёд;
  • образы деревьев – они выступают в противопоставление земле и небу. Кроны деревьев тянутся в небосвод, туда, где тают лучи заходящего солнца, чтобы уйти вместе с ними. В небо устремлён и лирический герой, желая встретить там свою любовь. На земле ему пусто, он мечтает о новой жизни, как о чуде;
  • образ возлюбленной – в стихотворении немало символов утраты: в первой строфе герой наблюдает за огнями на лесных вершинах, как они меркнут от надвигающегося мрака. В последнем четверостишии герой размышляет о двойной жизни. Это указывает на самого Фета, жизнь которого была разделена на две части: в одной он был предан жене, а в другой – мечтал об утраченной любви.

Темы и настроение

Автор рассуждает о жизни, о смерти, о красоте и загадочности природы. Тематика данного произведения:

  • ключевая тема – таинственность, величие природы. Лирический герой восхищается изяществом окружающего мира, любуясь плавностью смены дня и ночи. Он ощущает в закате дня яркие эмоции печали;
  • тема природы – её корни в философских размышлениях о бытие/небытие. В произведении чётко прослеживается вторая тема – зарождение/окончание жизни;
  • тема смерти находит выражение в темноте мира, окружающего лирического героя. Она является одной их главных тем стихотворения;
  • тема безысходности особенно заметна в произведении, являясь в мрачных тонах лесных деревьев;
  • тема загробной жизни – лирический герой пытается улететь вместе с лучами света, которые покидают кроны деревьев, чтобы вновь увидеть любимую, попросить у неё прощение.

Основная идея

Основная идея в том, чтобы продемонстрировать читателям вращение жизни в привычных для всех фазах света и тьмы. Ключевая мысль – стремление героя к свету, неизвестность будущего, на которое он надеется, но ждать его мучительно. Особая смысловая нагрузка ложится на природу – она представляется «зеркалом» человеческой души. Поэт демонстрирует, что состояние природы связано с эмоциональным состоянием лирического героя.

Средства выразительности

Поэт использует не много выразительных средств, но все они работают на художественный замысел. Это делает произведение предельно ёмким:

  • эпитеты – «пышный венец», «родная земля», «двойная жизнь»;
  • олицетворение – «купают деревья пышный свой венец», «заря прощается с землёю»;
  • антитеза – «и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне»;
  • метафора – «потухают лучи»;
  • возвышенная лирика – с её помощью поэт демонстрирует, насколько торжественным ему представляется момент перехода дня в ночь;
  • риторические восклицания – с их помощью выражается восторг перед природой: «как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!», «с какою негой в них купают деревья пышный свой венец!»

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *