Стихотворение и анализ «Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Краткое содержание

В. Юшкевич. Рассвет. 1989

Поэт рассказывает о переходе природы от жизни ночной к жизни утренней. С первых строк он переносит своих читателей на луговую поляну, которая своей свежестью наполняет лёгкие. Возникает желание остаться там навсегда: «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…» Поэт показывает читателям, что окружающий мир природы – это живое существо, способное жить своей собственной жизнью. Природа дышит каждым цветком, травой, каплями росы.

История создания

История создания связана с любовными чувствами автора к Марии Лазич. Судьбоносное знакомство поэта с ней состоялось летом 1848 г. Поэта часто приглашали на балы. На очередном балу и познакомились молодые люди. Мария смогла стать для Фета не просто родственной душой, но и музой.

Из-за финансовых проблем Фета влюблённые расстались. Спустя несколько месяцев Мария погибла при пожаре. Поэт всю жизнь сожалел о случившемся. Именно Лазич посвящено данное стихотворение. Оно было написано в 1850 г., до того времени, когда молодые расстались. В этом же году Мария погибла.

Жанр, направление, размер

Стихотворение написано в жанре элегии. Сюжет в нём отсутствует, но имеются яркие пейзажные зарисовки. В стихотворении ощутимы горькие ноты грусти. Они вызваны предстоящим расставанием – это особенно характерно для элегии.

Стихотворный размер представляет собой двух- и четырёхстопный хорей. Поэт использует перекрёстную рифмовку «АВАВ», рифмы женские/мужские.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф. Каждая строфа содержит четыре стиха. Все строфы составлены таким образом, что образуют единое предложение.

Особенностью произведения является отказ Фета от использования глаголов. Благодаря этому поэту удаётся передать плавную текучесть строк. Плавность повествования позволяет нам раствориться в лексике, и не следить за действием, которого нет.

Образы и символы

Рисуя взаимосвязь природы и человека, автор использует следующие образы:

  • образ ручья – поэт рисует ручей чистым, звонким. Его журчание символизирует умиротворённость, душевный покой. Ручеёк бежит так, словно всё ещё пребывает во сне, и никак не может проснуться: «…серебро и колыханье сонного ручья…»;
  • образ ночной природы – поэт рисует ночную природу, находящуюся в шаге от пробуждения. Скоро появится заря: «…и лобзания, и слёзы, и заря, заря!». Фет описывает состояние природы, соотнося его с переживаниями лирического героя;
  • образ возлюбленной – при его описании автор использует символическую цветовую гамму: пурпур, цвет зари. Вся природа способствует тайной встрече лирического героя с любимой: это и общая сонливость, и «дымные тучки», скрывающие влюблённых.
  • образ зари символизирует надежду, скорую перемену в жизни лирического героя. Заря должна разбудить спящий мир природы, как любовь пробуждает человеческое сердце.

Темы и настроение

Фет пишет эту красивую элегию, затрагивая в ней две ключевые темы:

  1. Тема природы – она является центральной на протяжении всего повествования. Именно природа отражает душу и поведение лирического героя. Как только начинает разгораться любовная страсть – тут же появляется заря. Как только влюблённые шепчутся и «робко дышат» – им внемлет ручей. Во всём сквозит тема связи человека и природы.
  2. Тема любви – поэт отводит ей важное место в своём произведении. Лирический герой и его любимая наслаждаются уединением на лоне природы: им никто не мешает. Мы можем наблюдать за выражением их чувств.

Основная идея

Основная идея, которую автор доносит до нас – мысль о том, что природа и человек неразделимы. Между ними существует космическая связь, которая образуется, не зависимо от желания самого человека. Смысл нашей жизни в том, чтобы почувствовать эту связь,  наслаждаться ею. Лирический герой и его возлюбленная смогли слиться с природой, ощутить её гармонию.

Средства выразительности

При создании произведения Фет использует следующую палитру средств художественной выразительности:

  • метафоры – «сонный ручей», «тени без конца»;
  • эпитеты – «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки»;
  • отсутствие глаголов – приём, позволяющий замедлить события, придав им привкус ночного спокойствия;
  • возрастающая интонация;
  • аллитерация придаёт плавность звучанию, благодаря употреблению сонорных согласных «р», «л», «н», «м».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 1.3k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *