Одним толчком согнать ладью живую… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Фет А.А. | Дата публикации: 1887 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образ певца, образы ладьи и ветра Темы: смысл жизни

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Краткое содержание

И. Савченко. Ладья. 2013

С первых строк произведения Фет рассказывает нам о том, что должно быть доступно поэту – певцу природы. Он буквально перечисляет, что должен делать поэт: «…тоскливый сон прервать единым звуком… дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам…». Читатель получает от автора некую лирическую инструкцию о том, что же такое поэт, как ему воспринимать окружающую действительность.

История создания

Стихотворные строки были рождены Фетом  в последние годы его жизни, в 1887 году. Опубликованы они были уже после кончины поэта. В момент написания автор находился в тяжёлом депрессивном состоянии, осознавая, что вся его жизнь оказалась несчастной.

Ещё в молодые годы он влюбился в Марию Лазич, но расстался с ней по причине своего плохого финансового положения. Вскоре девушка трагически погибла. Фет женился на богатой, но нелюбимой женщине. Это стихотворение поэт написал от осознания того, что миром правят не деньги, а любовь.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения – элегия: лирический герой говорит о своих мыслях с большой тоской. Он понимает, что потратил свою жизнь впустую. Лишь на склоне лет поэт осознал,  в чем его истинное предназначение.

Стихотворный размер – пятистопный ямб. Автор использует перекрестную рифму.

Композиция

Принцип тематического единства подчёркивается композиционно. Всё поэтическое произведение представляет собой одно предложение. Фет виртуозно описывает в каждой из строф этапы своей жизни, делая оглядку на прожитые годы:

  • первая строфа — это возможности, которые открыты перед юнцом;
  • вторая строфа — это сожаление о потерянной любви;
  • третья строфа — это вывод мудрого поэта об истинном искусстве.

Образы и символы

Рисуя взаимосвязь природного  и человеческого начал, автор использует следующую образную палитру:

  • образ ладьи – это символ человека. Волны, о которых автор повествует далее – символ человеческой жизни;
  • образ «цветущих берегов» – подразумеваются прекрасные чувства, которые может испытать человек. Лирический герой желает внести в свою тягостную жизнь свежие эмоции. Он хочет крикнуть о том, о чем язык говорить пока не смеет;
  • образ ветра олицетворяет жизненный выбор, страсти, которые не дают исчезнуть чувственным порывам даже в преклонном возрасте;
  • образ певца символизирует пробуждение и надежду. Певец готов закричать о чём-то запретном: его слова должны пробудить сердца других людей,  заставить их трепетать. Это умение доступно лишь  истинному певцу.

Темы и настроение

Ключевая тема – умение человека менять свою жизнь. Мы видим в центре произведения лирического героя, преисполненного решимости «одним толчком согнать ладью живую…». Ладья – символ человека, а  волны – символ человеческой судьбы.

Последняя строфа раскрывает еще одну важную тему – предназначение поэта, его творчества. А. Фет уверен: суть «певца» в том, чтобы пробуждать людские сердца для жизни.

Основная идея

Основная идея, которую автор стремится донести до читателя – мысль о неповторимости каждого момента жизни, его уникальности.

Человек должен ценить свою жизнь, не размениваться по мелочам. Он должен чувствовать каждое явление природы, как что-то сугубо личное. Поэт доносит до нас мысль о том, что необходимо жить в гармонии с окружающим миром.

Средства выразительности

При создании произведения Фет использует следующую палитру средств художественной выразительности:

  • метафоры – «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам»;
  • эпитеты – «тоскливый сон», «цветущие берега», «певец избранный»;
  • возвышенная лексика – «венец», «упиться»;
  • анафора – «вот чем», «вот в чём», «одним толчком… одной волной»

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 5.3k 👀