Стихотворение и анализ «Еще весны душистой нега…»

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках

Краткое содержание

К. Крыжицкий. Ранняя весна. 1904

Читая стихотворные строки, мы погружаемся в поэтический монолог. Поэт в смятении ждёт наступления весенней поры, как настоящего чуда. Перед читателями сменяются картинки, наполненные природной красотой. Мы понимаем, что зимний холод не вечен. Затем появляется женщина – «красавица степная»,  наблюдающая за переменами в окружающем мире. Она видит над головой пролетающих журавлей и осознаёт: весенняя пора совсем рядом.

История создания

Автор, в период написания данного стихотворения, тесно дружил с создателями журнального издания «Современник». На страницах этого издания, в 1854 г., было впервые напечатано это произведение. Поэт в это время сблизился с такими известными членами гуманитарного кружка при журнале, как И. Тургенев и Н. Некрасов.

Жанр, направление, размер

Стихотворные строки представляют жанр элегии. Это удивительный пример пейзажной поэтики, включающей в себя аккорды лёгкой грусти. Поэта, наблюдающего за переменами в природе, отличает меланхоличность.

Фет живописует природу пятистопным и четырёхстопным ямбом. В произведении используется чередование женской и мужской рифмы.

Композиция

Композиционное решение построено так, чтобы продемонстрировать неразрывность человека и окружающего мира:

  • произведение состоит из трёх пятистрочных строф. Две первые строфы – это первая часть стихотворения, объединённая общей тематикой под названием «зимний пейзаж».
  • третья строфа содержит противопоставление: если первые две строфы рисуют зиму, то в третьей поэт демонстрирует нотки весенней природы – это пролетающие журавли.

Композиция строится так, чтобы продемонстрировать читателю синтез человека и природы, основанный на многолетнем наблюдении.

Образы и символы

Природа одухотворена, тесно взаимосвязана с мироощущением лирического героя. Этому способствуют следующие образы:

  • образ зари – заря символизирует огонь, рождённый солнцем. В отблесках зари поэт видит загадочный мир, вдохновляющий его. Заря связана с весной: это время года для земли, как заря — для нового дня;
  • образ степной красавицы – он может быть истолкован и как юная дева, и как красивая метафора. Поэт описывает «сизый румянец» на щеках, свидетельствующий о холоде, но одновременно подчёркивающий женственность;
  • образ весны – этот образ появляется из отрицания поэтом её прихода и обобщается в заключительном пятистишии: «Но возрожденья весть живая уж есть…».

Темы и настроение

Основная тема –  мир природы предчувствует скорый приход весеннего тепла. Произведение посвящено окружающему миру, находящемуся на границе зимы и весны. В это время холода ещё не покинули землю, но заметные признаки уже говорят людям о том, что скоро придёт тепло.

Произведение погружает читателя в задумчивое, меланхолическое настроение. В заключительных строчках происходит душевный «взлёт» героя, ощущается его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весенней поры.

Основная идея

Идея произведения – предчувствие скорой весенней поры. Поэт буквально растворён в природной красоте, очарован ближайшим обновлением мира. Такая одновременность происходящего создаёт особенное чувственное пространство, способное раскрыть человеческую душу.

Средства выразительности

Фет использует следующие выразительные средства, чтобы описать природные явления:

  • эпитеты – «душистая весна», «пролётные журавли», «степная красавица», «сизый румянец»;
  • метафоры – «нега не успела снизойти», «соловей не смеет запеть», «зарёй гремит телега»;
  • олицетворения – «солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет».

Поэт использует лексический повтор «ещё», создающий синтаксический параллелизм. Он применяется для того, чтобы сделать акцент на важной мысли данного произведения: чувствуя скорые перемены в природе, человек знает, что они произойдут, но  постепенно.


Ирина Зарицкая | Просмотров: 655 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *