Учись у них — у дуба, у березы… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Фет А.А. | Дата публикации: 1885 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образы дуба, березы, весны Темы: человек и природа

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Краткое содержание

А. Буров. Зимние березы. 2012

Автор рассказывает о том, что всюду царит зимняя стужа. Он горько сожалеет о судьбе дуба и берёзы. Пурга всё крепчает, «сердито рвёт последние листы». Видя происходящее с деревьями, поэт испытывает чувство отчаяния и жалости.

В порыве чувств он буквально кричит своему читателю: «Они стоят, молчат; молчи и ты!». В конце автор делает оптимистический  вывод: «Но верь весне. Её промчится гений… для новых дней, для новых откровений, переболит скорбящая душа».

История создания

Стихотворение было написано в последнее число декабря 1883 года. Данное произведение, по утверждению биографов Фета, практически «вырвано» из души шестидесятичетырёхлетнего поэта. Читатели отреагировали на произведение с искренним интересом. В печатном формате оно обрело жизнь в 1885 г.

Жанр, направление, размер

Стихотворение принадлежит к пейзажной и философской лирике. С одной стороны, Фет рисует картину лютой зимы,  с другой стороны – обращается к читателям с просьбой взглянуть на зимнюю стужу с положительного ракурса. Это произведение, своего рода совет, данный мудрым пожилым поэтом.

Написаны стихотворные строки пятистопным ямбом. Автор пользуется перекрёстной рифмовкой.

Композиция

По композиции – стихотворение линейное одночастное. Структурно оно «построено» из строф: каждая из них имеет свой собственный сюжет. Всего таких строф три. Из минималистических сюжетов поэт выстраивает целостное содержание:

Первая строфа повествует о том, что деревья стоят в зимнем лесу. Зима выдалась лютой. Деревья коченеют. Мороз изменяет их внешний облик, но они, как герои, продолжают стоять. Поэт призывает читателей научиться у деревьев мужественности.

Вторая строфа помогает прочувствовать надвигающуюся зимнюю катастрофу: метель лютует, природа рвёт и мечет. Но, несмотря на происходящее, деревья всё так же немы: их молчанием восторгается поэт.

Третья строфа повествует следующее: после окончания зимы придёт весеннее тепло. Эта строфа утверждает торжество будущей весенней поры.

Образы и символы

Автором представлено пять ключевых образов, помогающих раскрытию содержания:

  • образы природы и человека – связь этих образов пронизывает всё стихотворное «полотно»;
  • образ дуба плюс образ берёзы воспринимаются как образы родственных людям существ. Фет проводит параллель с реакцией человека: «с них метель срывает листья», «за сердце хватает холод лютый», «они стоят и молчат»;
  • образ весны – она представлена абсолютно живым существом, а не просто временем года. Фет призывает поверить весне, словно близкому человеку, не способному на обман.

Темы и настроение

Основная тематика – прочное единение человека и природы. Деревья выступают в качестве ключевых образов. Они символизируют мужественность и нежность, выдерживая лютую стужу с одной лишь целью: дожить до наступления тёплой весны. Сквозь призму явлений природы поэт демонстрирует человеческую судьбу, в которой есть место невзгодам и тяготам.

Основная идея

Основная идея стихотворения – мысль о том, что между природой и человеком есть глубинная связь. Эта идея вытекает из основной темы произведения: «Природа и человек». Фет не случайно сделал выбор в пользу дуба и берёзы, демонстрируя эти деревья как пример для подражания: они переносят стужу стойко и молча. Поэт словно хочет сказать этим: испытания могут настигнуть не только слабых духом людей, но и сильных. Достойно пройти жизненные испытания должны все люди.

Средства выразительности

В стихотворении представлено немало художественных средств, помогающих поэту раскрыть основную философскую идею, которая есть в произведении:

  • олицетворения – «метель рвёт листы», «метель всё злей», «душа переболит»;
  • эпитеты – «лютый холод», «жестокая пора», «ясные дни», скорбящая душа»;
  • метафоры – «верь весне», «застыли слёзы», «гений промчится, дыша теплом и жизнью»;
  • риторическое восклицание – «жестокая пора!»;
  • инверсия – «напрасные на них застыли слёзы»;
  • лексические повторы – «сердце рвёт» – «за сердце хватает», «они молчат, молчи и ты».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 7.5k 👀