Весенний дождь • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Фет А.А. | Дата публикации: 1859 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой Темы: человек и природа

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Краткое содержание

А. Коваль. Дождь весной. 2017

Поэт стоит перед окном и описывает то, что видит: сумеречный свет от солнца, небольшой туман… Пахнет липой и мёдом. Нам даже не нужно делать анализ стихотворения, чтобы ощутить себя наблюдателями природных чудес. Фет анализирует природу за окном, вглядываясь в каждый её элемент. Мы вместе с автором стоим у окна и наблюдаем, как перспектива увиденного углубляется всё дальше: воробей – небо – завеса – лес…

История создания

Произведение было написано в 1857 г., а увидело свет спустя два года. Читатели смогли прочитать его на страницах  журнала «Русское слово». В это время Фет уже получил признание мастера пейзажной лирики. Он написал это стихотворение, благодаря наблюдению за окружающей природой перед дождём.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанровому направлению пейзажной зарисовки. Фет замечает мельчайшие перемены в природе, а затем воспроизводит увиденное посредством поэтических строк. Текст произведения – пример «чистой лирики».

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихием. Строчки соединяются между собой посредством перекрёстной рифмовки. Благодаря такому стихотворному размеру, произведение обретает плавность звучания. Это помогает правдиво передать предчувствие скорого дождя.

Композиция

Это маленькое произведение состоит из трёх строф-четверостиший. В них последовательно раскрывается вид, предстающий перед поэтом.

В первой строке автор рисует картину, в которой обычный солнечный день медленно подготавливается к встрече с дождём. Солнечный диск ещё не блещет, его лучи ещё робко пробиваются «в разрывы облак»; воробышек купается в песке и «трепещет», готовясь к смене погоды.

Перемены обретают чёткие очертания, когда лирический герой устремляет свой взор к горизонту, где «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Капли дождя уже правят всем, покрывая «золотой пылью» опушку леса.

Третья строфа о том, как лирический герой, вместе с окружающим миром, встречает весенний дождик. Первые капли врываются в пейзаж, смешавшись с запахом душистого мёда.

Образы и символы

Образ весеннего дождя – центральный. Фет обходит стороной слово «дождь». Он пишет: «что-то» приблизилось к саду. Автор предлагает читателям не просто наблюдать за тёмным небом с каплями дождя, а ощутить момент смены погоды.

Образ лирического героя – это сам поэт. Он не навязывает собственных суждений, но читатели видят его глазами окружающий мир.

Темы и настроение

Главная тема произведения отражена в названии – это тема природы. Весенний дождь, ожидаемый природой, приятен для лирического героя.

Дождь заявляет о себе постепенно: сначала Фет «рисует» сгустившиеся тучи, трепещущих птиц, тёмную завесу на горизонте, и лишь потом «замечает» первые капли. Он оживляет дождь, делая его полноценным героем картины.

Основная идея

Основной идеей является мысль о необходимости для человека чувствовать окружающий мир, в котором каждый элемент имеет неразрывную связь с остальными.

Текст буквально пропитан эмоциями радостного предвкушения близких перемен, окрашен  палитрой светлых тонов. Поэту удаётся рассмотреть в самом привычном явлении необычайную силу и красоту, поделиться этим открытием  с нами.

Средства выразительности

Используемые Фетом тропы отличаются простотой. В стихотворении присутствуют следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «душистый мёд», «золотая пыль»;
  • метафоры – качаясь, движется завеса», «солнце блещет»;
  • олицетворения – «опушка стоит», «воробей купается».

Центральная роль отведена глаголам: они позволяют придать повествованию динамичность. Особую роль играют наречия: их всего лишь, два, но они важны. Наречие «ещё» указывает на то, что лирический герой видит сейчас, наречие «уж» — на то, что он увидит в будущем.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 5.4k 👀