Заря прощается с землею • cтихотворение и анализ
краткая информация
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.
Краткое содержание
Читатели, глазами лирического героя, наблюдают за тем, как «Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долины…». Мы смотрим, на «лес, покрытый мглою, и на огни его вершин». Поэт повествует о том, «как незаметно потухают лучи, и гаснут под конец…». Фет так ярко описывает всё увиденное, что нам кажется, будто мы смотрим на картину, а не читаем стихи. Поэт потрясён окружающими его видами. Он испытывает то же, что и деревья, которые «…и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне».
История создания
В 1850 г. Фет тяжело пережил смерть любимой девушки Марии Лазич. Они очень любили друг друга, но, отсутствие у поэта средств существования стало причиной для расставания. Спустя некоторое время девушка погибла: от свечи загорелось платье. Поэт всю жизнь винил себя, что так и не сделал её счастливой. Он посвящал Марии стихи на протяжении сорока лет, до самой смерти. Это стихотворение, написанное в 1858 г., спустя восемь лет с момента гибели Марии, также посвящено ей. Оно вошло в сборник стихов «Вечера и ночи».
Жанр, направление, размер
Стихотворение сочетает в себе элементы пейзажной и философской лирики: Фет описывает окружающую природу, посредством чего излагает мысли о жизни и смерти. Он рассуждает о собственной судьбе, которая оказалась слишком уж несчастливой.
Произведение написано ямбом. Автор использует чередование женской и мужской рифмовки – это позволяет выразительнее передать представление о двойственности человеческой жизни. Стихотворение имеет ярко выраженные черты импрессионизма.
Композиция
Произведение состоит из двух частей: первая часть передает состояние предчувствия чуда, вторая часть представляет собой унылую картинку ночного леса. В конце Фет сообщает об ощущении надежды: она обязательно придёт с новым восходом солнца.
Последняя строфа в завуалированной форме рассказывает о заветной мечте поэта, который в смерти видел лишь полное забвение, но хотел бы надеяться на существование загробной жизни и встречу с любимой.
Образы и символы
В стихотворении представлены яркие образы, с помощью которых автор доносит до нас содержание произведения:
- образ лирического героя – им является сам поэт. Лирический герой надеется: скоро наступит новый день, а значит, жизнь продолжается, позволяя идти вперёд;
- образы деревьев – они выступают в противопоставление земле и небу. Кроны деревьев тянутся в небосвод, туда, где тают лучи заходящего солнца, чтобы уйти вместе с ними. В небо устремлён и лирический герой, желая встретить там свою любовь. На земле ему пусто, он мечтает о новой жизни, как о чуде;
- образ возлюбленной – в стихотворении немало символов утраты: в первой строфе герой наблюдает за огнями на лесных вершинах, как они меркнут от надвигающегося мрака. В последнем четверостишии герой размышляет о двойной жизни. Это указывает на самого Фета, жизнь которого была разделена на две части: в одной он был предан жене, а в другой – мечтал об утраченной любви.
Темы и настроение
Автор рассуждает о жизни, о смерти, о красоте и загадочности природы. Тематика данного произведения:
- ключевая тема – таинственность, величие природы. Лирический герой восхищается изяществом окружающего мира, любуясь плавностью смены дня и ночи. Он ощущает в закате дня яркие эмоции печали;
- тема природы – её корни в философских размышлениях о бытие/небытие. В произведении чётко прослеживается вторая тема – зарождение/окончание жизни;
- тема смерти находит выражение в темноте мира, окружающего лирического героя. Она является одной их главных тем стихотворения;
- тема безысходности особенно заметна в произведении, являясь в мрачных тонах лесных деревьев;
- тема загробной жизни – лирический герой пытается улететь вместе с лучами света, которые покидают кроны деревьев, чтобы вновь увидеть любимую, попросить у неё прощение.
Основная идея
Основная идея в том, чтобы продемонстрировать читателям вращение жизни в привычных для всех фазах света и тьмы. Ключевая мысль – стремление героя к свету, неизвестность будущего, на которое он надеется, но ждать его мучительно. Особая смысловая нагрузка ложится на природу – она представляется «зеркалом» человеческой души. Поэт демонстрирует, что состояние природы связано с эмоциональным состоянием лирического героя.
Средства выразительности
Поэт использует не много выразительных средств, но все они работают на художественный замысел. Это делает произведение предельно ёмким:
- эпитеты – «пышный венец», «родная земля», «двойная жизнь»;
- олицетворение – «купают деревья пышный свой венец», «заря прощается с землёю»;
- антитеза – «и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне»;
- метафора – «потухают лучи»;
- возвышенная лирика – с её помощью поэт демонстрирует, насколько торжественным ему представляется момент перехода дня в ночь;
- риторические восклицания – с их помощью выражается восторг перед природой: «как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!», «с какою негой в них купают деревья пышный свой венец!»
Все произведения автора
- • Весенний дождь
- • Вечер
- • Ель рукавом мне тропинку завесила…
- • Еще весны душистой нега…
- • Еще майская ночь…
- • Заря прощается с землею
- • Зреет рожь над жаркой нивой…
- • Мама! Глянь-ка из окошка…
- • На заре ты ее не буди…
- • Одним толчком согнать ладью живую…
- • Первый ландыш
- • Сияла ночь луной
- • Учись у них — у дуба, у березы…
- • Шепот, робкое дыханье…
- • Это утро, радость эта…
- • Я пришел к тебе с приветом…
- • Я тебе ничего не скажу…