Еще майская ночь… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной – и последней, может быть.
Краткое содержание
Читатели узнают о том, что поэт искренне восхищён весенней ночью: он дышит её ароматами, наслаждается её звуками. Дальнейшее прочтение удивляет нас большой палитрой эмоций, испытанных лирическим героем. Он переполнен чувствами блаженства и одновременной тревоги. Главная коллизия в том, что майская ночь преподносит не одно лишь упоение, но и порождает раздумья о быстротечности жизни.
История создания
Стихотворение увидело свет и было напечатано в журнале «Русский вестник» в 1857 г. Это произошло практически параллельно с женитьбой Фета на Марии Боткиной. В этом же году стихотворение было опубликовано в журнале «Русский вестник».
Брачные узы поэт заключил по расчёту. Фет в произведении описывает одну из первых майских ночей с молодой женой. Он смог начать новую страницу жизни, обретя материальную независимость. Но забыть свою первую возлюбленную Марию Лазич, умершую при пожаре, ему так и не удалось. Фет желает обрести вкус жизни, но грусть по утраченной любви заметна даже в этом восторженном стихотворении.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру «невольная песня». Это не просто строго выверенное чередование размеров и рифм на определённую тематику, а спонтанное выражение восторга и счастья. Оно, подобно «песне соловьиной», вырывается из груди поэта под действием переполняющих чувств.
«Невольная песнь» – это всегда поэтический порыв, вспышка вдохновения: она приходит к человеку по воле мироздания, а не по его желанию.
Стихотворные строки написаны пятистопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.
Композиция
Композиционное решение не отличается особой сложностью. По смысловой нагрузке оно делится на две части:
Первая часть – это цельный монолог поэта, с восхищением описывающим всё, что он видит в майскую ночь.
Вторая часть – это непосредственный рассказ о переживаниях поэта.
Произведение включает в себя четыре катрена, каждый из которых посвящён конкретному пейзажному элементу.
Образы и символы
Настроение автора отражено в образной палитре его стихотворения:
- образ лирического героя – он ощущает себя единой частью бескрайнего мира, вдохновляется природой на лирическое творчество: «Какая ночь! На всём какая нега!»;
- образ возлюбленной героя – любовное терзание поэта чувствуется во всём стихотворении. Мысли о Марии Лазич не покидают его;
- образ берёз символизирует Россию. Поэт пишет о них с большим теплом, проводя параллель с юной красавицей. Деревья символизирует духовную чистоту;
- образ «девы новобрачной» – под этим образом следует понимать молодую жену поэта Марию Боткину. Поэт пишет: «…так деве новобрачной и сладостен, и чужд её убор».
Темы и настроение
Тема стихотворения – красота весенней природы, способной вдохновить человека. Майская ночь вызывает в сердце поэта возвышенные эмоции и чувства. Он восторгается тёмным временем суток, выражая благодарность родному краю за подобную благодать: «Какая ночь! Все звёзды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь…». Поэт полагает, что свежесть и чистота мая были подарены ему «царством льдов»: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега, как чист и свеж твой вылетает май!».
Основная идея
Это философское произведение. Оно выражает идею о гармонии окружающего мира, невозможности понять её силами человеческого ума. Основная идея произведения подтверждается звуковой организацией, имеющей возвышенно – торжественную интонацию.
Средства выразительности
Фет описывает атмосферу майской ночной поры посредством определённых выразительных средств:
- метафоры – «разносится тревога и любовь», «царство льдов»;
- эпитеты – «невольная» песня, «чужд и радостен» убор, манит «застенчиво», «свеж и прост» май;
- сравнение – «дрожащих» листов с «девой новобрачной»;
- олицетворения – «берёзы ждут, дрожат», «лист… застенчиво манит», звёзды «в душу смотрят»;
- риторические восклицания – «какая ночь! На всём какая нега!»;
- риторическое обращение – «твой лик, о ночь…»
В стихотворении присутствует большое количество слов женского рода: такая морфология помогает при передаче эмоционального состояния лирического героя.
Все произведения автора
- • Весенний дождь
- • Вечер
- • Ель рукавом мне тропинку завесила…
- • Еще весны душистой нега…
- • Еще майская ночь…
- • Заря прощается с землею
- • Зреет рожь над жаркой нивой…
- • Мама! Глянь-ка из окошка…
- • На заре ты ее не буди…
- • Одним толчком согнать ладью живую…
- • Первый ландыш
- • Сияла ночь луной
- • Учись у них — у дуба, у березы…
- • Шепот, робкое дыханье…
- • Это утро, радость эта…
- • Я пришел к тебе с приветом…
- • Я тебе ничего не скажу…