Развитие и воспитание способностей • доклад-сообщение 💡

окружающий мир, разное •

Способности – это чудесные подарки, которые дает природа каждому человеку. Когда говорят о способностях, то имеют в виду возможности в той или иной деятельности. От них зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками.

Виды способностей

Способности принято разделять на:

  • Общие – проявляются во всех видах деятельности человека (умственные способности, развитая ручная моторика, память и т. д.).
  • Специальные – проявляются только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, изобразительные, математические и т. д.).

Как развивать способности?

  1. Определение врожденных задатков, склонностей ребенка. Для этого используют наблюдение, тестирование.
  2. Игра. В игровой деятельности ребенок примеряет на себя разные роли, осваивает разнообразные виды познавательной и двигательной активности.
  3. Этап роста. После того, как выявлены основные задатки, необходимо создать условия для их развития. Это реализуется с помощью образовательных учреждений через выбор школы, учителя, секции, кружка, театральной студии и т.д. Важно и в семье поддерживать благоприятную среду для развития способностей.
  4. Этап мастерства. Если ребенок проделывает систематическую работу по развитию способностей, то он достигает высокого уровня мастерства. Это выражается в победах на конкурсах и соревнованиях. Важно не остановиться на этом этапе, а продолжать самосовершенствоваться.
  5. Этап профориентации и профессионального роста. Важно найти способностям практическое применение. Это происходит на стадии вхождения человека в профессию.

Упражнения для развития общих способностей

Память, наблюдательность

Для тренировки памяти и наблюдательности есть несколько простых упражнений:

  1. Когда надо запомнить важную информацию, проговорите ее вслух либо объясните ее другим людям.
  2. Когда становится скучно, решайте простые арифметические задачи или считайте в уме до определенной цифры.
  3. Читайте. Чтение книг заставляет мозг напрягаться, чтобы запомнить важные детали.
  4. Запоминайте стихотворения или отрывки текста. Это улучшает работу мозга.

Глубина и гибкость ума, воображение, креативное мышление

Творческие способности позволяют выходить за рамки привычного и взглянуть на мир другими глазами.

Для развития этих навыков нужно:

  1. Рисовать, лепить; заниматься аппликацией, слушать музыку.
  2. Играть. Примеры игр: «Несуществующие животные», «Дорисуй недостающую часть», «На что похоже?», «Новая жизнь старых предметов».
  3. Использовать конструктор (напольный, лего, мягкий, блочный).
  4. Читать сказки и предлагать додумывать концовку.

Упражнения для развития специальных способностей

Музыкальные

Музыкальные способности бывают технические (игра на инструменте) и слуховые (музыкальный слух). Для их развития существуют множество игр и методов:

  1. Угадай, что звучит. Во время игры игрок должен наблюдать за тем, как другой стучит разными бытовыми предметами. После он должен отвернуться и угадать, какой предмет стучит.
  2. Угадай мелодию. Можно включать разные песни или прохлопывать их. Главное условие – угадать загаданную мелодию.
  3. Петь как можно чаще. Свои опыты можно записать на диктофон и постепенно корректировать ошибки.

Художественные

Для погружения в творчество существует масса занятий:

  1. Оформите творческий уголок. Атмосфера и условия очень важны для вдохновения.
  2. Вдохновляйтесь повседневными вещами. Можно рисовать все, что есть в доме (еду, вазу с цветами, мебель и т.д.).
  3. Наблюдайте за окружающим миром. Интересно придумывать образы, разглядывать облака и угадывать очертания разных предметов, когда темно.
  4. Смастерите коллаж. Для этого понадобится все, что найдется под рукой: камешки, цветы, листья, бисер.

Математические

  1. Игра в шахматы. Шахматы способствуют развитию логического мышления и помогают просчитывать ходы соперника на несколько шагов вперед.
  2. Считать все, что есть вокруг. Например, считать деревья; угадывать, сколько деревьев можно посадить от одного дома до другого.

Организационные

Если человек не имеет привычки организовывать свой день, то это негативно сказывается на его успеваемости. Для тренировки организаторских способностей нужно планировать дела, записывать их в ежедневник. Это поможет правильно распределить время.

Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям мы поддерживаем и развиваем способности.

Иллюстрации

Доклады в разделе разное:

ПромышленностьСемья и семейные ценностиИскусствоМузыкальные инструментыГосударствоАристотельМЧСАлкогольЧрезвычайная ситуацияКурениеМир профессийПравила дорожного движенияТерроризмЛюбовьАльтернативные источники энергииВредные привычкиШколаОкружающая средаНаукаЗаводыИстория создания электричестваПервая медицинская помощьАрхитектураИнтернетВоспитание детейАлександр МакедонскийОбщениеАлександр НевскийЭкологияЗдоровый образ жизниЧеловек
Текст: Ксения Алексеевна, 2k 👀