Общение | доклад-сообщение

окружающий мир, разное

C:\Users\Ксенья\Desktop\общение.png Общение — это процесс, в ходе которого люди устанавливают между собой контакты, вызванные необходимостью в совместной деятельности.

Этот сложный и многогранный процесс характерен только для людей. В этом состоит принципиальное отличие нас от животных. Главное, что нужно для общения — наличие социума, то есть общества.

Появление общения

Общение такое же древнее, как и сама цивилизация. Уже первобытные люди устанавливали между собой разного рода контакты. Так, к первым формам общения можно отнести жесты указывающие или изображающие что-либо.

В ходе эволюции с развитием интеллекта появляются всё более сложные виды общения. Человек становится разумным, эмоционально развитым, учится мыслить. Соответственно, и само общение становится более сложным, подчиняется особым законам. Например, появляются этикет, нормы морали.

Все эти изменения характеризуют человеческое общество в целом.

Развитие речи у ребёнка

Есть определённые особенности развития отдельного человека, индивида.

Так человеческое дитя уже в возрасте трёх месяцев способно эмоционально общаться. Ему свойственны элементарная мимика и жесты. Малыш ещё не понимает речи взрослых, не может говорить сам, но тонко чувствует малейшие изменения в голосе или настроении мамы. Этот этап развития называется довербальным (доречевым).

Затем появляются новые потребности, ребёнок начинает стремиться к знаниям. Около двух лет или даже раньше многие малыши способны говорить первые слова, а некоторые строят простые предложения. Этот этап характеризуется появлением речи.

С каждым годом ребёнок узнаёт всё больше информации, его словарный запас расширяется. Он овладевает разными видами общения, чему способствуют действия с предметами и игровая деятельность. На этом этапе развивается и усложняется речевое общение.

Средства коммуникации

Для общения характерны: обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание собеседника.

К средствам общения можно отнести:

  • вербальные (речевые);
  • паравербальные (не являются словами, а только сопровождают речь);
  • невербальные (схожи со вторым пунктом, передают эмоции партнёра).

Как паравербальные, так и невербальные средства общения дополняют или замещают сам процесс говорения. К ним относятся: громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика и даже особенности почерка.

Речь как форма общения

Речь подчиняется определённым правилам и нормам языка. Она включает два компонента: слова и их значения, а также синтаксис, помогающий правильно строить предложения.

Речевая деятельность может быть как устной (говорение и слушание), так и письменной (письмо и чтение).

Типы общения

Выделяют три типа коммуникации:

  1. Императивное общение (здесь главным является приказ, требование что-либо выполнить; собеседника принуждают к определённым действиям, его не слышат, игнорируют).
  2. Манипуляция (на партнёра оказывается воздействие с целью достижения скрытых намерений; человеком управляют, как марионеткой).
  3. Диалог (самая человечная форма общения; к собеседнику проявляется интерес, уважается его личность и внутренний мир).

Функции общения

Общение, как и любая деятельность, обладает рядом функций. К ним относятся:

  • контактная функция (установление контакта);
  • информационная функция (получение новой информации);
  • побудительная функция (побуждение к какому-либо действию);
  • функция понимания (для правильного общения необходимо понимать собеседника);
  • эмотивная функция (связана с эмоциями, которыми люди обмениваются в ходе общения);
  • функция установления отношений (для продуктивного общения надо наладить с собеседником хорошие отношения).

Формы общения

Когда общаются незнакомые люди, между которыми нет родственных отношений, — это анонимное общение. Например: пассажиры в транспорте, зрители в кинотеатре, болельщики на стадионе.

Формально-ролевыми являются контакты между людьми, выполняющими определённые роли, функции. Это могут быть покупатель и продавец, учитель и ученик, начальник и подчинённый.

Неформальным называется общение людей, не связанных деловыми отношениями. Сюда относятся контакты сослуживцев, но за пределами офиса, магазина. Например, совместное посещение ими концерта или спортзала. К особому виду неформального общения относится коммуникация между близкими людьми или членами семьи.

Таким образом, общение — важная составляющая жизни в социуме, среди людей. Без этого человек не может развиваться полноценно. Только благодаря разного рода коммуникациям общество развивается и совершенствуется.

Ксения Алексеевна | Просмотров: 7.6k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *