Школа | доклад-сообщение
Школа – это учебное заведение для получения общего образования, в котором в свое время побывало большинство людей. История возникновения школ уходит корнями в далекое прошлое.
Древний Египет
Возникновение образовательных учреждений всегда считалось одним из признаков развития цивилизации.
Первые школы появились ещё в Древнем Египте, где они прилегали к храмам божеств. В те времена наличие грамотных людей в аппарате управления очень помогало его работе. Хотя тогда учиться могли лишь те, кто по рождению принадлежал к знати, например, дети чиновников, жрецов и, конечно, самого фараона. И только в очень редких случаях, за определённую плату, в школу могли взять детей из семей более низких сословий.
Древняя Греция
Дальнейшее развитие система образования получила в Греции. Там образованность очень ценилась. Обучать детей начинали уже в возрасте семи лет. Его воспитание поручали специальному рабу — “педагогу”. Слово ” педагог” само греческого происхождения, и означает оно человека, который сопровождает ребёнка. Дальше мальчики, которым уже исполнилось 16 лет, могли пойти в особую гимназию или школу философии, чтобы продолжить своё образование.
Девочек в школы не принимали, они учились на дому у своих матерей, в основном как заниматься хозяйством. Также они учились литературе, пению и танцам, чтобы иметь возможность участвовать в обрядах во время празднеств.
Школы на Руси
Есть сведения о том, что в 1030 году князь Ярослав Мудрый открыл школу в Новгороде. В ней и в других школах в 11—15 веках преподавали такие предметы, как математика (геометрия и арифметика), грамматика, диалектика, риторика, музыка и астрономия. Эти семь предметов были известны ещё с античности и считались свободными искусствами. Таким образом, школы играли роль самых настоящих центров культуры, а не просто учебных заведений. В школах занимались переводами научных трудов иностранных авторов, переписыванием рукописей.
Во время монголо-татарского ига школьное образование пришло в упадок, грамотных людей стало меньше. Теперь центры обучения сместились в монастыри, и уклон образования стал религиозным, духовным. С централизацией Московского государства наметился определённый подъём уровня образования. Грамотные люди были нужны для того, чтобы занимать высшие должности в управлении государством.
Школы в 17 веке
В 17 веке была основана Славяно-греко-латинская академия в Москве. Также начали открываться школы, в которых можно было получать как светское, так и религиозное образование. Пойти учиться люди могли вне зависимости от сословий. Образцом для этого послужили грамматические школы в Европе. Петр I уделял много внимания грамотности. Им была создана система профессионального образования, служившая развитию армии и флота. Начиная с 1714 года все, кроме детей крестьян, должны были обучаться в школах.
Преемники Петра Великого также повлияли на дальнейшее развитие образования в России. Екатерина II, по примеру стран Европы, ввела систему классов и уроки. В 19 веке появился общий учебный план и список обязательных учебников. Были введены три вида школ: приходские, уездные и губернские училища (гимназии). В приходских и уездных школах могли бесплатно учиться дети из любых сословий. Там они получали начальное образование. В затем более глубоко изучали математику, грамматику, географию, историю и другие науки.
Школы в 19 веке
Александром II были проведены многие реформы. Например, в 1864 году он ввёл земские школы. В них проходили обучение, которое длилось три года, дети в возрасте 8-12 лет. Они проходили арифметику, чтение и письмо, Закон Божий и др.
Но, не смотря на все принятые меры, уровень образования оставался гораздо ниже, чем в других странах Европы. Такая ситуация сложилась потому, что большинство населения России было крестьянским.
Школы в 20 веке
После прихода у власти большевиков, они постарались решить проблему образования. К 1933 году системы образования стала такой, какая существует сейчас. Хотя в последние годы появляется все больше и больше нововведений.