Алёна Ивановна

второстепенный герой в произведении "Преступление и наказание"

Алёна Ивановна. Актриса Е. Евстратова. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Алёна Ивановна – второстепенный персонаж романа Ф.М. Достоевского. Это жадная старушка, занимающаяся ростовщичеством. Она живет тем, что дает людям деньги под проценты за вещи и драгоценности. Отличается скупостью и отвратительным характером. Насильственная смерть этой героини, виновником которой становится Родион Раскольников, делит его жизнь на «до» и «после».

При работе над образом Достоевский мог использовать материалы об убийстве, совершенном в 1865 году неким Чистовым. Его жертвой стали две пожилые женщины – прачка и кухарка. В романе прослеживается немалое количество совпадающих деталей преступления. Кроме того, Чистов был раскольником, что могло стать основанием для фамилии главного героя.

Описание героя

Внешность

Внешность этой героини оставляет такое же неприятное впечатление, как и ее характер. Женщина крошечного роста, возрастом около шестидесяти лет, выглядит старше своего возраста. На ее лице с бороздами морщин поблескивают маленькие, острые, злые глазки. Светлые редкие волосы, всегда жирные из-за редкого мытья, заплетены в несуразную «крысиную косичку». Не по причине отсутствия денег, а из-за жадности процентщица одевается очень плохо. На ее сухопарой фигурке болтается какое-то «фланелевое тряпье», на плечах – неизменная «меховая кацавейка» из желтого от старости меха.

Социальный статус, характер

Алёна Ивановна – вдова чиновника. После его смерти она организовала в своем доме что-то наподобие современного ломбарда и успела сколотить неплохое состояние. Деньги она дает под огромные проценты и те вещи, которые люди не успевают или не в состоянии выкупить, она перепродает по завышенным ценам. Ее мало волнуют ситуации людей, она неспособна входить в их положение, поэтому с ней бесполезно спорить даже за один просроченный день.

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник Д. Шмаринов

По слухам, процентщица настолько богата, что за один раз способна выплатить сумму в пять тысяч рублей. Но ее патологическая жадность и бережливость сводят к нулю все ее старания. Большие деньги никак не влияют на ее бессмысленную жизнь, потому что не приносят той пользы, которая могла бы доставить удовольствие.

Алёна Ивановна домоседка, она почти никогда не покидает квартиру, ссылаясь на больные ноги. В тексте несколько раз упоминается о ее постоянном кашле. Возможно, автор, таким образом, дает понять, что героиня страдает от чахотки. Она на самом деле, похожа на скупого рыцаря, который чахнет над своими сокровищами, никому не приносящими радости. Люди ее ненавидят, и это чувство взаимно. Героиня живет в окружении злобы и болезней и вряд ли сама понимает, в чем смысл ее пребывания на этом свете.

Семья

В одной квартире с Алёной Ивановной проживает ее младшая сводная сестра Лизавета. Женщина страдает от психического расстройства, в силу которого терпит все издевательства со стороны родственницы. Она фактически является добровольной рабыней старшей сестры. Деньги, заработанные Лизаветой от продажи шитья, оседают в бездонном кармане Алёны Ивановны. Об ее жестокости по отношению к сестре знает все окружение, но никто открыто не заступается за бедную женщину. Дело в том, что многие пользуются услугами процентщицы и не хотят портить с ней отношения. Несмотря на драконовские проценты, жителей привлекает возможность в любое время выручить хоть какие-то деньги за сданную вещь. Об этом хорошо известно Алёне Ивановне, поэтому она продолжает вести себя безнаказанно. Лизавета часто подвергается побоям, а однажды старуха так прокусывает ей палец, что вопрос стоит о его ампутации.

На случай смерти у Алёны Ивановны готово завещание, согласно которому, все ее состояние отходит одному из провинциальных монастырей. Такое решение старуха принимает осознанно – будучи очень религиозной, она беспокоится о будущем своей души. Лизавете же она завещает одежду и кое-что из мебели.

Взгляд Раскольникова на процентщицу

Раскольников узнает о существовании процентщицы от одного знакомого. Постоянно пребывая в нужде, он становится клиентом Алёны Ивановны. В итоге у нее оказываются в залоге многие его вещи. Зная о потребительском отношении к людям, он испытывает к ней глубокое отвращение. Согласно его теории, все люди   делятся на обычных и необычных. Право на существование, по его мнению, имеют только необычные люди. Старуху он причисляет к числу обычных, не представляющих никакой ценности для этого мира. Поэтому он начинает планировать ее убийство.

Роль героя в произведении

Кадр из фильма «Преступление и наказание». 1969

Несмотря на то, что Алёна Ивановна является второстепенным персонажем, именно ее гибель приводит в движение сюжет романа. Всем сердцем ненавидя старуху, Раскольников ожидает испытать после ее смерти чувство удовлетворения. Но этого не случается. Героя начинает терзать совесть. Жалкое существо, каким является Алёна Ивановна, не приносящая никакой пользы своим пребыванием на земле, доводит героя до отчаяния. Раскольников осознает, что ему еще очень далеко до Наполеона, который мог распоряжаться жизнями людей.

Старая процентщица оказывается камнем преткновения на пути Раскольникова к своей теории. Вся жизнь героя меняется со смертью этой женщины. Оправдания тем, что он совершил убийство ради очищения общества, не приносят ему облегчения. Все они меркнут перед лицом самого преступления. Понимание, что все жизни одинаково ценны, доводит героя до пограничного состояния.

Литература

  1. Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011
  2. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  3. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.
  4. Кирпотин, 1974 — Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: Книга о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Советский писатель, 1974.
  5. Каталин, 2005 — Каталин К. Творческое слово Достоевского — герой, текст, интертекст. — Будапешт: Академический проект, 2005.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 375 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *