Лизавета. Актриса Л. Соколова. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Лизавета Ивановна (Лизавета) – героиня второго плана романа «Преступление и наказание». Женщина является сводной сестрой старухи-процентщицы Алёны Ивановны и проживает у нее на правах домработницы. Лизавета – бессмысленная жертва Родиона Раскольникова, которая случайно оказалась на месте его преступления.

Описание героя

Внешность

Лизавета намного младше своей сестры Алёны – ей тридцать пять лет. Они сводные сестры, так как рождены от одного отца, но матери у них разные. Достоевский описывает эту героиню, как очень некрасивую, нескладную молодую женщину: «…собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмачках», «смуглая такая, точно солдат переряженный, но знаешь». Несмотря на столь непривлекательную внешность, Лизавету нельзя назвать абсолютным уродом. Ее некрасивое лицо украшают глаза и доброе, кроткое выражение: «…многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хороша, совсем не урод. У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже». В придачу ко всему, Лизавета очень чистоплотная женщина.

Характеристика личности

Кадр из фильма «Преступление и наказание». 1969

В романе Лизавета представлена умственно неполноценным человеком. Это положение объясняет ее доверчивость и наивность в отношении людей и старшей сестры. Окружающие, в том числе мужчины, без стыда пользуются ее состоянием, поэтому, по словам очевидцев, женщина «поминутно беременна». Покладистостью и безропотностью героини пользуется ее сестра Алёна Ивановна. Все накопленные денежные средства она собирается завещать провинциальному монастырю, заведомо обрекая Лизавету на нищенство. Сестре она оставляет только движимое имущество в виде одежды и мебели. Это говорит о том, что Алёна рассматривает Лизавету исключительно с точки зрения бесплатной рабочей силы, совершенно не заботясь о ней, как о родном человеке.

В силу своего умственного развития, которое осталось на уроне малолетнего ребенка, Лизавета не способна постоять за себя. Напротив, такое отношение она считает чем-то заслуженным и относится к нему со смирением. В ее окружении нет ни одного человека, готового заступиться за несчастную женщину.

Род занятий

Лизавета занимается шитьем одежды и мытьем полов у чужих людей. Сшитые вещи она продает, но себе не оставляет ни копейки – всю выручку забирает Алёна Ивановна. Не имея собственных денег, она оказывается в полной зависимости от сестры, которая считает ее иждивенкой. Хозяйство Алёны полностью лежит на плечах Лизаветы: готовка, стирка, уборка – все это входит в круг ее обязанностей. Алёна Ивановна бессовестно эксплуатирует ее труд и нередко поколачивает бедную родственницу. «Бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». «Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи».

Роль героя в произведении

Жизнь героини заканчивается трагически. Ее приход домой совпадает с моментом, когда Раскольников приступает к грабежу после убийства Алёны Ивановны. Убить Лизавету его вынуждает отчаяние: женщина, даже лишенная разума, становится для него опасным свидетелем, и он совершает второе страшное убийство лишь для того, чтобы скрыть первое преступление.

Образ наивной, доверчивой Лизаветы Ивановны играет важную роль в раскрытии образа Сони Мармеладовой, которая была знакома с убитой. Соня носит крестик, который ей когда-то подарила Лизавета, она присутствует и на службе по случаю ее гибели. Обеих женщин объединяет религиозность и глубокая вера в Бога.

Связь, существующую между ними, не мог не увидеть Раскольников. Как Соня, так и Лизавета отличаются искренностью и добротой, кротостью и терпением. Это сходство приводит Раскольникова к еще большим терзаниям. Он не испытывает раскаяния в том, что убил старую процентщицу, на него тяжким бременем давит смерть невинной Лизаветы. Это становится одной из причин того, что он убеждается в несостоятельности своей теории и признается в совершенном преступлении.

Литература

  1. Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011
  2. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  3. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.
  4. Кирпотин, 1974 — Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: Книга о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Советский писатель, 1974.
  5. Каталин, 2005 — Каталин К. Творческое слово Достоевского — герой, текст, интертекст. — Будапешт: Академический проект, 2005.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Алёна Ивановна
Пульхерия Александровна Раскольникова
Аркадий Иванович Свидригайлов
Дуня Раскольникова
Пётр Петрович Лужин
Дмитрий Разумихин
Катерина Ивановна Мармеладова
Семён Захарович Мармеладов
Порфирий Петрович
Соня Мармеладова
Родион Раскольников
Текст: Ирина Зарицкая, 4.1k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии