Лизавета Ивановна

второстепенный герой в произведении "Преступление и наказание"

Лизавета. Актриса Л. Соколова. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Лизавета Ивановна (Лизавета) – героиня второго плана романа «Преступление и наказание». Женщина является сводной сестрой старухи-процентщицы Алёны Ивановны и проживает у нее на правах домработницы. Лизавета – бессмысленная жертва Родиона Раскольникова, которая случайно оказалась на месте его преступления.

Описание героя

Внешность

Лизавета намного младше своей сестры Алёны – ей тридцать пять лет. Они сводные сестры, так как рождены от одного отца, но матери у них разные. Достоевский описывает эту героиню, как очень некрасивую, нескладную молодую женщину: «…собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмачках», «смуглая такая, точно солдат переряженный, но знаешь». Несмотря на столь непривлекательную внешность, Лизавету нельзя назвать абсолютным уродом. Ее некрасивое лицо украшают глаза и доброе, кроткое выражение: «…многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хороша, совсем не урод. У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже». В придачу ко всему, Лизавета очень чистоплотная женщина.

Характеристика личности

В романе Лизавета представлена умственно неполноценным человеком. Это положение объясняет ее доверчивость и наивность в отношении людей и старшей сестры. Окружающие, в том числе мужчины, без стыда пользуются ее состоянием, поэтому, по словам очевидцев, женщина «поминутно беременна». Покладистостью и безропотностью героини пользуется ее сестра Алёна Ивановна. Все накопленные денежные средства она собирается завещать провинциальному монастырю, заведомо обрекая Лизавету на нищенство. Сестре она оставляет только движимое имущество в виде одежды и мебели. Это говорит о том, что Алёна рассматривает Лизавету исключительно с точки зрения бесплатной рабочей силы, совершенно не заботясь о ней, как о родном человеке.

В силу своего умственного развития, которое осталось на уроне малолетнего ребенка, Лизавета не способна постоять за себя. Напротив, такое отношение она считает чем-то заслуженным и относится к нему со смирением. В ее окружении нет ни одного человека, готового заступиться за несчастную женщину.

Род занятий

Лизавета занимается шитьем одежды и мытьем полов у чужих людей. Сшитые вещи она продает, но себе не оставляет ни копейки – всю выручку забирает Алёна Ивановна. Не имея собственных денег, она оказывается в полной зависимости от сестры, которая считает ее иждивенкой. Хозяйство Алёны полностью лежит на плечах Лизаветы: готовка, стирка, уборка – все это входит в круг ее обязанностей. Алёна Ивановна бессовестно эксплуатирует ее труд и нередко поколачивает бедную родственницу. «Бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». «Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи».

Роль героя в произведении

Жизнь героини заканчивается трагически. Ее приход домой совпадает с моментом, когда Раскольников приступает к грабежу после убийства Алёны Ивановны. Убить Лизавету его вынуждает отчаяние: женщина, даже лишенная разума, становится для него опасным свидетелем, и он совершает второе страшное убийство лишь для того, чтобы скрыть первое преступление.

Образ наивной, доверчивой Лизаветы Ивановны играет важную роль в раскрытии образа Сони Мармеладовой, которая была знакома с убитой. Соня носит крестик, который ей когда-то подарила Лизавета, она присутствует и на службе по случаю ее гибели. Обеих женщин объединяет религиозность и глубокая вера в Бога.

Связь, существующую между ними, не мог не увидеть Раскольников. Как Соня, так и Лизавета отличаются искренностью и добротой, кротостью и терпением. Это сходство приводит Раскольникова к еще большим терзаниям. Он не испытывает раскаяния в том, что убил старую процентщицу, на него тяжким бременем давит смерть невинной Лизаветы. Это становится одной из причин того, что он убеждается в несостоятельности своей теории и признается в совершенном преступлении.

Литература

  1. Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011
  2. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  3. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.
  4. Кирпотин, 1974 — Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: Книга о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Советский писатель, 1974.
  5. Каталин, 2005 — Каталин К. Творческое слово Достоевского — герой, текст, интертекст. — Будапешт: Академический проект, 2005.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 276 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *