Соня Мармеладова

главный герой в произведении "Преступление и наказание"

Соня Мармеладова. Актриса Т. Бедова. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Соня Мармеладова ­– самый трогательный, беззащитный, самоотверженный женский образ романа Ф.М. Достоевского. В произведении ей принадлежит центральная роль наряду с главным героем Раскольниковым. Девушка – родная дочь горького пропойцы Семена Мармеладова и падчерица Катерины Ивановны. Безысходность, порожденная нищетой, вынуждает ее торговать своим телом. Встреча Сони и Родиона Раскольникова коренным образом меняет судьбы обоих героев.

В образе Сони отразились черты грешницы из 8-й главы Евангелия, которую прощает Иисус, предоставляя ей шанс начать новую жизнь.

Описание героя

Внешность

Во внешнем облике Сони удивительным образом отражается чистота ее духовного мира. Автор «награждает» девушку ангельски невинным, детским выражением лица и небесно-голубыми глазами. Соне почти восемнадцать лет, но выглядит она, как девочка-подросток. Она маленького роста, у нее худенькое, бледное, довольно симпатичное личико и белокурые волосы. Кротость ее взгляда выдает ту предельную степень униженности, в которой она пребывает.

В эпизоде смерти Мармеладова Соня одета так, что сразу отпадает вопрос о роде ее занятий. Вульгарное платье с хвостом и громадным кринолином и ярко-красное перо, прикрепленное к шляпке, выдают в ней «блудницу». В остальное время она одевается, как и все девушки ее возраста и положения – просто и бедно: «теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка…»

Характер Сони

Достоевский довольно скупо описывает характер Сони и делает это сознательно. Обходясь без подробного представления и довольствуясь малым количеством эпитетов, он преследует цель придать своей героине воздушность и легкость, практически незаметность. Известно, что одними из главных черт характера Сони являются доброта и милосердие. «Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!» «Соня робкая от природы» и, вдобавок ко всему, очень терпеливая и покорная. Она верит в бога и пытается в этой вере обрести утешение и спасение от своего грехопадения. Основу ее существования составляют смирение, кротость и человеколюбие. В этих ипостасях и заключена «правда жизни» Сонечки Мармеладовой.

Биография

Соня родилась в небольшом провинциальном городке, в небогатой семье. Мать девочки рано ушла из жизни, поэтому ее воспитанием занимался отец, чиновник в должности титулярного советника. Когда Соне исполнилось четырнадцать лет, Семен Мармеладов встретил женщину, история которой наполнила его сердце жалостью и сочувствием. Так в их доме появилась Катерина Ивановна с тремя детьми, которая стала мачехой Сонечки.

Отношение Катерины Ивановны к падчерице можно назвать двойственным. С одной стороны, всю свою озлобленность неудавшейся жизнью она срывает на девушке, с другой – ни в чем не обделяет ее и не делает различий со своими родными детьми. У Сони нет никакого образования, так как отец внушил ей, что она не большого ума и не отличается никакими способностями. «Достигнув зрелого возраста», она прочитала несколько романтических книг, а после этого – «Физиологию» Льюиса – на этом ее просвещение закончилось. В настоящее время Соня занимается шитьем, что приносит ей небольшой, но стабильный доход. Жизнь безропотной девушки полностью подчинена интересам семьи, ради которой она готова на любую жертву.

Грехопадение

После того, как главу семейства сокращают на службе, супруги принимают решение о переезде в столицу. В Петербурге Мармеладов быстро находит работу, но практически сразу же теряет ее из-за постоянных запоев. Скудные запасы семьи мгновенно улетучиваются, и Мармеладовы начинают погружаться в полнейшую нищету. Чахотка, которая с каждым днем все больше подрывает здоровье Катерины Ивановны, не позволяет ей работать, Мармеладов не просыхает от пьянства, дети голодают. Невыносимо страдая от этой удручающей картины, Соня решает взять обеспечение семьи на себя.

Необходимо отметить роль Катерины Ивановны в решении Сони заняться постыдным делом. Женщина отличается взрывным, непростым характером, теперь же, когда ее окончательно сводит с ума плач голодных детей, она становится совершенно невыносимой. Однажды, на взлете эмоций, она бросает Соне фразу, которая оказывается для девушки роковой. Катерина Ивановна не может даже предположить, что сказанные сгоряча слова, так подействуют на Соню. Ей все становится понятно, когда Соня, вернувшись домой, отдает ей деньги и ложится на кровать лицом к стене. Осознав весь ужас происходящего, Катерина Ивановна встает перед падчерицей на колени и, целуя ее ноги, рыдает.

Учитывая то, что, по сути, и Катерина Ивановна, и ее дети были для Сони не кровными родственниками, а чужими людьми, ее жертву ради них невозможно переоценить. До сих пор между исследователями творчества Достоевского не утихают споры: является ли решение Сони духовным подвигом? Большинство приходит к выводу, что именно как подвиг во имя спасения семьи следует рассматривать ее поступок. Надо отдать должное Катерине Ивановне, которая глубоко ценила ее помощь и всегда заступалась за девушку, если кто-то дурно отзывался о ней.

«Новое» жилье Сони Мармеладовой

После того, как Соня пошла по желтому билету, она была вынуждена поселиться отдельно от семьи. То подобие жилища, в котором она теперь ютится, нельзя назвать ни комнатой, ни, тем более, квартирой. Оно больше похоже на отживший свой век сарай с косыми стенами. Из мебели здесь только кровать, покрытый скатертью стол, стул и допотопный комод. Желтизна на обоях свидетельствует о том, что зимой в комнате сыро и промозгло. Дополняет эту убогую картину вид из окон, под которыми смердит сточная канава. Обстановка унылости и нищеты, в которой вынуждена прозябать девушка, позволяет еще больше оценить ее жертвенность.

Вера и любовь Сони

Скромная и кроткая Соня страдает и мучается осознанием того, какой великий грех она совершает. Чувствуя себя раздавленной и униженной, она не решается даже присесть рядом с родственницами Раскольникова. По ее мнению, она теперь недостойна быть рядом с порядочными женщинами. Уязвимость своего нового положения она уже успевает прочувствовать по отношению к ней Лужина и квартирной хозяйки.

Но физическая слабость Сони противопоставлена в романе ее духовной силе, источником которой являются вера и любовь. Все поступки, совершаемые девушкой, основаны на взаимодействии этих двух божественных сущностей. Именно любовь к пьянице отцу заставляет ее жертвовать последние деньги на его похмелье, любовь к голодным детям Катерины Ивановны вынуждает ее торговать своим телом и душой. Любовь к Родиону Раскольникову толкает ее на отчаянный шаг – следовать за ним на каторгу.

Соня не злопамятна. Она не осуждает Катерину Ивановну, во многом из-за которой оказалась на панели, и не держит зла на своего отца за его пьянство, а напротив, жалеет его. Даже по отношению к убийце Раскольникову в ней просыпается чувство жалости, которое она выражает словами: «Нет никого несчастнее тебя в целом свете». В начале их отношений Раскольников искренне не понимает, почему Соня так и не довела до конца решение о самоубийстве: «Да скажи же мне, наконец, как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!». Внезапно ему открывается непреложная  истина – Соня остается жить в сопротивлении своему греху лишь из-за того, что больше некому позаботиться о ее семье. «А с ними то, что будет?» – спрашивает она Родиона в ответ на его тираду. Именно это заставляет Раскольникова  поклониться Соне: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Возникает ряд закономерных вопросов: где берет силы и терпение эта слабая, беззащитная девушка? Откуда в ее душе столько нерастраченной любви и всепрощения? Что помогает ей в оправдании поступков и пороков окружающих ее людей? Ответом на эти вопросы является вера в бога, которая подтверждается ее собственными словами: «Что бы я без бога-то была?»

Соня и Раскольников

Эти герои живут в абсолютно параллельных мирах но, несмотря на полярность, их непреодолимо тянет друг к другу. Раскольников – яркое олицетворение бунта, Соня – воплощение смирения, Родион – атеист, Соня не мыслит себя без веры в бога, Раскольников эгоистичен, для Сони в порядке вещей посвящать свою жизнь другим людям.

О Соне Раскольников впервые узнает от пьяного Мармеладова, с которым он знакомится в одном из трактиров. Родион, будучи по своей природе чутким человеком, искренне проникается историей девушки, что еще ближе подталкивает его к совершению убийства процентщицы.

Его первая встреча с Соней происходит позже, в доме Семена Захаровича, куда она приходит, чтобы проститься с умирающим отцом. Родиона поражает вульгарный и неуместный для подобного случая наряд Сони, а ее смущает его бесцеремонное разглядывание.

По мере развития их отношений становится понятно, что Соня является полным антиподом Раскольникова. Раскольников идет на убийство ради своей безумной теории, Соня же преступает моральные законы ради спасения семьи. Соню терзает вина за совершенный грех, Раскольников пока не чувствует раскаяния. Но, как это часто случается с противоположностями, героев неудержимо влечет друг к другу,  поэтому именно Соне, а не кому-то другому признается Родион в своем страшном преступлении.

Соня не озлобилась на людей после своего грехопадения, она продолжает оставаться все той же миролюбивой и доброй девушкой. В этом ей помогает глубокая вера в бога, основанная на любви и всепрощении. Раскольников, несмотря на пробуждающиеся у него муки совести, все еще отрицает и веру, и бога. Но ему необходима поддержка, поэтому он идет к Соне: «сам не вынес и на другого пришел свалить». Соня читает ему про воскрешение Лазаря из Евангелия. Прослушав эту легенду, Раскольников начинает понимать: принося себя в жертву ради спасения других людей, всегда нужно помнить о боге. Именно отстраненность Родиона от бога является, по убеждению девушки, главной причиной его преступления. Так, благодаря Соне, ее любви и вере понемногу начинает оттаивать сердце главного героя.

В начале их отношений его часто раздражает присутствие Сони, нередко он срывается на грубость. Но со временем он начинает привыкать к их встречам и даже скучает, если они долго не видятся. Соня становится для Раскольникова такой же необходимостью, как глоток воздуха.  Это понимает и сама Соня, когда оправляется после тяжелой болезни. Отношения Сони и Раскольникова доказывают антигуманность изначально несостоятельной теории главного героя. Девушка советует ему «страдание принять и искупить себя им», она незаметно подводит его к признанию, а после приговора сопровождает в Сибирь, где делит с ним все лишения. Заключенные уважают ее и относятся ласково и доброжелательно. Беззаветная и жертвенная любовь Сони приводит Раскольникова к духовному возрождению.

В противостоянии двух абсолютно разных мировоззрений Достоевский присуждает победу Соне, олицетворяющей собой христианскую веру. Автор не отделяет любовь от бога, для него эти понятия составляют единое целое, это то, что позволяет героям пережить духовное возрождение и открыться навстречу вере и милосердию. «Их воскресила любовь», – такими словами заканчивает Достоевский историю своих героев.

Роль героя в произведении

На примере характера Сони Мармеладовой писатель изображает всепрощающую, ничего не требующую взамен, любовь. Эта любовь преподносится автором, как некая невысказанность, потому что в романе Соня не произносит о ней ни единого слова. Сама сущность девушки наполнена этим чувством, которое проявляется не в словесной форме, а в виде дел и поступков.

Неоценимо влияние героини и на дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова. Соня помогает ему избавиться от его заблуждений и приблизиться к нравственному очищению. Соня уже самим своим существованием разрушает теорию главного героя. Ему становится понятно, что эта девушка – не «тварь дрожащая», а сильная личность, веру которой ничто не способно сломить и поколебать. Она остается нравственно чистой даже в той липкой обстановке своей убогой комнаты, где ей приходится обитать. Возможно, это понимают и бывалые «грубые, клейменые каторжные», которые обращаются к Сонечке со словами: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!».

Развитие героя по мере сюжета

Безропотная Соня, испытавшая на себе муки и страдания, прошедшая через унижения, являет собой необыкновенную духовную силу, способную спасти не только себя, но и своего возлюбленного Раскольникова, находящегося на грани отчаяния. Ее отличительной чертой является способность считать чужой грех своим собственным. Во многом из-за искупления и своего греха тоже, она сопровождает Раскольникова в Сибирь. Ее уже нельзя назвать той возвышенной и безропотной жертвой, которую автор представляет в начале повествования. Теперь это сильная личность, которая олицетворяет собой новый тип героини второй половины девятнадцатого столетия.

Отношение автора к герою

Для Ф.М. Достоевского его героиня является нравственным идеалом. Он наделяет ее такими чертами, как доброта, всепрощение, нежность, сочувствие и любовь. Только такой, по его мнению, должна быть настоящая женщина. В образе Сони заключена теория самого писателя о том, что каждый человек имеет право на жизнь. Эту установку он преподносит читателю через убеждения девушки о том, что грех, ради чего бы он ни был совершен, так и останется грехом, что невозможно обрести счастье, совершив преступление. Соня уверена, что путь к счастью всегда лежит через страдания и доказывает это своим смирением и любовью к людям и богу.

Прототипы

В образе Сони отражаются евангельские мотивы. Не случайно в романе она представлена глубоко верующим человеком. В одной из глав Евангелия есть сюжет о девушке, обвиненной в прелюбодействе. Эту историю Достоевский использовал при создании образа Сони Мармеладовой. Он преподносит этот образ так же, как Иисус, обратившийся к людям со словами: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».

Еще одним прототипом героини можно считать Марию Магдалену, которая, сопровождая Христа, проповедует его учение. Так же и Соня, будучи предельно набожной, следует заветам Спасителя и доказывает это не только словами, но и поступками.

Экранизации героя

Самая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в Российской Империи, в 1909 году. Роль Сони Мармеладовой сыграла актриса Александра Гончарова. К сожалению, посмотреть этот фильм в настоящее время не представляется возможным — оригинал и копии кинопленки были утеряны. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль святой грешницы Сони исполнила Мэриэн Марш. В 1956 году французские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Сони досталась известной актрисе Марине Влади.

Самой известной и полюбившейся экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Сони Мармеладовой стала первой работой в кино для двадцатитрехлетней актрисы Татьяны Бедовой, которой на удивление легко удалось вжиться в образ главной героини. После знакомства с экранным образом Сони в исполнении Татьяны Александровны, надолго остается удивительное чувство чистоты, смирения, какой-то особенной тонкости.

В 2007 году был снят сериал «Преступление и наказание», роль главной героини в котором досталась актрисе Полине Филоненко.

Литература

  1. Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
  2. Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  4. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  5. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 856 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *