Пульхерия Александровна Раскольникова

второстепенный герой в произведении "Преступление и наказание"

Пульхерия Александровна. Актриса Е. Яковлева. Т/с «Преступление и наказание». 2007

Пульхерия Александровна – мать главного героя романа Родиона Раскольникова и его сестры Дуни. В произведении она играет роль второстепенного персонажа. В ее образе Достоевский воплощает не только материнскую любовь, но и материнскую драму. Не зная о том, какое чудовищное преступление совершил ее сын, женщина сердцем чувствует, что он оказался на грани чего-то страшного, и это предчувствие доставляет ей невыносимые страдания.

Описание героя

Внешность Пульхерии Раскольниковой

Пульхерии Александровне сорок три года, но выглядит она моложе своего возраста. Годы не уничтожили ее былую красоту, «что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости». Даже первые морщинки, расходящиеся лучиками вокруг глаз, и появившиеся серебристые ниточки седины не портят ее образ, а добавляют ему особенную, утонченную привлекательность. Ее можно сравнить с Дуней, только повзрослевшей на двадцать лет, настолько схожи черты лица матери и дочери. Обе женщины одеваются более чем скромно: «Бедность костюма даже придавала обеим дамам вид какого-то особенного достоинства, что всегда бывает с теми, кто умеет носить бедное платье».

Образ Пульхерии Раскольниковой примечателен не только внешней красотой. Достоевскому удается раскрыть многогранность внутреннего содержания, продемонстрировать те лучшие качества, которые создают впечатление об этой женщине, как об очень хорошем человеке. Отличительными чертами Пульхерии Александровны являются искренность и честность. Она считает, что лучше сказать правду в глаза, чем юлить и притворяться: «…не люблю притворяться и лгать; лучше будем всю правду говорить…» Женщина очень чувствительна «не до приторности, робка и уступчива, но до известной черты: она многое могла уступить, на многое могла согласиться, даже из того, что противоречило ее убеждению, но всегда была такая черта, за которую никакие обстоятельства не могли заставить ее переступить».

Статус и положение

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник А. Харшак

Пульхерия Александровна принадлежит к мещанскому сословию. Она давно овдовела, но до сих пор тяжело переживает уход супруга. Вспоминая его, она часто плачет. Но забота о детях не дает ей полностью отстраниться от жизни. Любовь к сыну и дочери помогает героине справиться с горем. Родион – ее первый ребенок, которого она родила в двадцать лет, после него появилась на свет его сестра Дуня. Третий ребенок Пульхерии Александровны, мальчик, умер еще в младенческом возрасте.

Пульхерия Александровна с дочерью живут в провинции, в Рязанской губернии и почти не имеют возможности видеться с Родионом. Женщина получает пенсию сто двадцать рублей в год, которая ей назначена, как вдове мелкого чиновника. Прожить на эти деньги очень сложно, поэтому она занимается мелкой подработкой: вязанием женских косыночек, вышиванием и т.д.

Отношения с сыном

Выкраивая каждую копейку, мать находит возможность помогать сыну Родиону – бывшему студенту Петербургского университета. Она надеется, что ему удастся возобновить обучение и после окончания учебы построить хорошую карьеру, что даст им возможность вырваться из крайней нужды. «Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше всё, вся надежда, упование наше». Иногда мать упрекает Родиона в холодности и отсутствии сыновьих чувств. Но это не так. Родион тепло относится к матери, о чем говорят строки его ответного письма: «…все-таки знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что все, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, все это была не правда». После преступления, когда Родион уже, по сути, оказывается сломленным, он просит своего друга Разумихина не оставлять его родных,  поддержать их и по возможности стать им опорой.

Письмо Пульхерии Родиону

Важную роль в романе играет письмо Пульхерии Александровны, адресованное Родиону. Его содержание проливает свет на обстоятельства их с Дуней жизни, что во многом предопределяет дальнейшие действия Раскольникова.

Пульхерия Раскольникова. Актриса И. Гошева. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

В письме мать огорчена решением сына бросить университет. Сама она не имеет возможности содержать его финансово, но время от времени переводит ему небольшие суммы. Так, четыре месяца назад, она отправила ему пятнадцать рублей.

Пульхерия Александровна подробно описывает историю со Свидригайловым, от которой пострадали честь и репутация Дуни. Сестра Родиона уже год служила гувернанткой у него в доме, и через некоторое время хозяин стал оказывать девушке знаки внимания. Еще в начале работы девушка попросила сто рублей в счет будущего заработка, чтобы половину из них отправить Родиону. Таким образом, она оказалась привязанной к месту работы без права покинуть его, пока не отработает долг.

Жена Свидригайлова, Марфа Петровна, стала свидетельницей разговора, в котором муж предлагал Дуне бежать за границу. Она выгнала девушку и распустила о ней самые гнусные сплетни, из-за чего Дуня стала изгоем в своем родном городе. Но Свидригайлов восстановил ее репутацию, рассказав жене, что Дуня ни в чем не виновата.

Следующей новостью было сватовство Лужина, родственника Марфы Петровны, к Дуне. Он был в два раза старше девушки и являлся деловым и состоятельным человеком. Его цель – переезд в Петербург и организация адвокатской конторы. Дуня принимает предложение Лужина, потому что в первую очередь думает о будущем Родиона. Она уже видит его компаньоном своего жениха, поскольку такая практика необходима ему для дальнейшей карьеры. Свадьбу Лужин намерен провести в Петербурге.

В этом же письме Пульхерия Александровна сообщает Родиону, что скоро вышлет ему деньги, которые попросит в счет пенсии. Женщинам придется самим оплачивать дорогу до Петербурга, так как Лужин в этом не участвует. Он лишь  поможет им оплатить провоз багажа.

Письмо оказывает на Родиона огромное психологическое воздействие. Его возмущает ситуация с Дуней, но он ничего не может противопоставить ей. Перед ним начинает вырисовываться картина выхода из этого положения – он все детальнее начинает прорисовывать убийство процентщицы. Вскоре эти фантазии воплощаются в страшную реальность.

Встреча в Петербурге

Кадр из фильма «Преступление и наказание». 2007

После встречи Пульхерии Александровны с Родионом в ее душе происходит переворот. Она понимает, что с сыном случилось что-то непоправимое, но не решается расспрашивать его. Она понимает, что материнское сердце не обманывает ее, и от этого ей становится страшно. Но еще страшнее для нее услышать правду, которую она, скорее всего, не сможет перенести. Не меньшие муки испытывает сам Родион. Видя, с какой любовью относятся к нему близкие, он не в силах разрушить ту стену, которая выросла между ними после убийства. Перед признанием он сообщает матери, что должен на время уехать из Петербурга.

Расставание с сыном становится причиной тяжелой душевной болезни, от которой Пульхерии Александровне оправиться не суждено. Она до самого конца верит (или хочет верить), что ее сын действительно уехал за границу. Эта мысль успокаивает ее угасающий разум, который не желает знать всей правды. Вскоре она умирает, успев перед этим благословить Дуню на брак с Разумихиным.

Роль героя в произведении

Несмотря на то, что Пульхерия Александровна не является главным персонажем, ее образ имеет немаловажное значение. Во-первых, это яркий образец материнской любви и преданности. Во-вторых, благодаря качествам своего характера, ее любви и самоотверженности, эта женщина сумела сформировать у сына такие черты, как способность к состраданию и любовь к близким. Трагедию, случившуюся с ним, следует рассматривать скорее, как результат предельного отчаяния человека, оказавшегося в ловушке внешних обстоятельств, виновником которых выступает общественный строй.

Литература

  1. Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011
  2. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  3. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.
  4. Кирпотин, 1974 — Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: Книга о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Советский писатель, 1974.
  5. Каталин, 2005 — Каталин К. Творческое слово Достоевского — герой, текст, интертекст. — Будапешт: Академический проект, 2005.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 419 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *