Порфирий Петрович. Актер И. Смоктуновский. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Порфирий Петрович – единственный «бесфамильный» персонаж произведения Ф.М. Достоевского. В романе ему принадлежит второстепенная, но значимая роль опытного следователя, антагониста Раскольникова, низвергающего его теорию. Порфирий Петрович расследует преступление, потрясшее весь Петербург – убийство процентщицы и ее сестры Лизаветы. Подозреваемым по этому резонансному делу проходит главный герой произведения.

Описание героя

Общая характеристика, внешность

Порфирий Петрович – настоящий ас своей профессии, талантливый следователь, которому по плечу раскрытие самых безнадежных и запутанных дел. Разумихин, который приходится Порфирию дальним родственником, рассказывает, что «он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!» У героя завидная интуиция, свойственная истинным сыскарям, а острый ум и наблюдательность позволяют ему замечать мельчайшие детали. Порфирий Петрович обожает свою работу и отдает ей все свои силы. Но у него есть и другое увлечение – свободное время он посвящает изучению военного дела, пытаясь досконально разобраться во всех его тонкостях.

По описанию автора, «это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке». Несмотря на молодой возраст, сам герой временами ощущает себя стариком. Особенно это проявляется в его беседах с двадцатитрехлетним Раскольниковым: «Эй, послушайте старика, серьезно говорю, Родион Романович (говоря это, едва ли тридцатипятилетний Порфирий Петрович действительно как будто вдруг весь состарился: даже голос его изменился, и как-то весь он скрючился)…»

«Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жuдкuм водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами», – такими словами завершает Достоевский внешнее описание Порфирия Петровича.  Смех у героя необычайно продолжительный и какой-то волнительно-нервный, «морщинки на его лбу разгладились, глазки сузились, черты лица растянулись, и он вдруг залился нервным, продолжительным смехом». К своей одежде Порфирий Петрович относится без особой щепетильности и без претензий на щегольство или элегантность. В свои тридцать пять лет герой все еще остается холостым человеком.

Любовь к розыгрышам

Богатая фантазия Порфирия Петровича проявляется не только в его профессиональной деятельности – он большой мастер розыгрышей и различных причуд. Так, год назад мужчина объявил, что расстается с мирской жизнью и уходит в монастырь. Целых два месяца он никому не давал повода усомниться в своем странном решении. Все было настолько правдоподобно, что друзья верили ему до тех пор, пока он сам не признался в своем розыгрыше. После этого была подобная история с женитьбой. Для правдоподобности герой даже приобрел себе свадебный костюм. И снова его окружение повелось на этот трюк. Неизвестно, для чего герою нужны были эти своеобразные встряски.  Вероятно, они способствовали еще большему разнообразию тех психологических подходов, которые он применял в расследовании преступлений.

Характер и профессиональные качества

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник Д. Шмаринов

Помимо независимости и самодостаточности Порфирий Петрович обладает аналитическим умом и ироничным взглядом на вещи. Причем, ирония его настолько ядовита, что в пух и прах разбивает незыблемую теорию Раскольникова. Благодаря умению кропотливо анализировать данные, следователю удается выстраивать логические ходы и цепочки. Кроме этого, Порфирия Петровича можно назвать безусловно талантливым психологом.

Непреклонность – еще одна характерная черта героя. Он руководствуется лишь идеей юридического рационализма, который должен в итоге привести его к раскрытию преступления. При этом, он может вести себя и говорить совсем не то, что думает, поскольку в его понимании искренность ослабляет сильную личность. У него есть своя, проверенная тактика «уважительного тона». Его фальшивая улыбка, речь, перемежающаяся циничными шутками, подчеркнутый сарказм – все это направлено на достижение единственной цели: загнать человека в такую психологическую ловушку, из которой тому уже не выбраться.

Однажды Порфирию Петровичу попалась на глаза статья, которая его очень заинтересовала. В ней описывалась теория об обычных и особенных людях. По мнению автора статьи, основная масса населения является обычными людьми, которым не дозволяется преступать закон. Необычным же людям, которых меньшинство, позволено гораздо больше. Они имеют право нарушать общепринятые правила, если за этим стоят благие цели.

Теория поразила Порфирия Петровича своим смелым безумством, и он сразу понял, что ее автор – молодой максималист. Несмотря на то, что статья была анонимной, тонкий психолог Порфирий Петрович начал подозревать, что ее автор – Раскольников. У следователя также имелась своя теория, но она была прямо противоположной и заключалась в том, что все люди равны перед законом, и преступник, кем бы он ни был, должен понести наказание, несмотря на цели, которые он преследует.

Три встречи Порфирия Петровича и Раскольникова

Подозрения следователя усиливало и то обстоятельство, что Родиону стало плохо в полицейском участке. Кроме того, он нашел фамилию Раскольникова в списках должников Алёны Ивановны. Все эти предположения переросли в уверенность уже при первой встрече с подозреваемым, поведение которого выражало крайнюю нервозность.

Первая встреча происходит дома у Порфирия Петровича. Разговор начинается с общих тем, но постепенно переходит к обсуждению преступлений, их причин и т.д. В целом, у следователя к Раскольникову пока еще нет вопросов. Но Родион ведет себя нервно, и это не ускользает от глаз Порфирия Петровича. Он переводит тему разговора на статью и делает вид, что в молодые годы придерживался почти таких же взглядов. Он, словно паутиной, опутывает Раскольникова своими речами, время от времени повторяя, что рано или поздно преступник все равно бывает разоблачен.

Вторая встреча происходит уже в кабинете следователя. Поведение Порфирия Петровича меняется, он начинает открытую игру. Он ведет себя, словно хищник с испуганной жертвой: его откровенные насмешки над «сверхчеловеком» Раскольниковым сменяются искренним сочувствием к нему, он как будто принимает его сторону и понимает, что толкнуло его на преступление. Еще немного и он предъявит Раскольникову обвинение. Внезапно ему сообщают, что некий маляр Микола только что признался в убийстве. Хватка Порфирия Петровича на время ослабевает, но Раскольников настолько измотан, что полностью утрачивает душевное равновесие.

Кадр из фильма «Преступление и наказание». 1969

Порфирий Петрович является на квартиру к Раскольникову и здесь происходит их третья, последняя встреча. Несмотря на то, что студент уже смирился со своим фактическим разоблачением, визит следователя застает его врасплох. Родион выглядит настолько потерянным, что Порфирий Петрович решает в этот раз довести дело до конца. В ход идут искусно завуалированные провокации и различные уловки. Все это обставлено настолько профессионально и психологически тонко, что Раскольников уже не в состоянии понять, когда следователь шутит и издевается, а когда говорит серьезные вещи.

Шаг за шагом, пуская в ход все новые доводы,  следователь приближается к разрушению той иллюзорной теории, которая стала путеводной звездой Родиона, того мира, в котором он ощущал себя «правоимеющим», безнаказанным, всемогущим героем. Наступает момент, когда Порфирий Петрович в открытую заявляет, что Раскольников убийца: «Как кто убил?.. – переговорил он, точно не веря ушам своим, – да вы убuли, Родион Романыч! Вы и убuли-с… – прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом». По его совету Родион признается в убийстве обеих женщин и ему оформляют явку с повинной. Порфирий Петрович держит свое слово и добивается смягчения приговора. В итоге Раскольникова осуждают на восемь лет каторжных работ вместо предполагаемых двадцати.

Несмотря на победу в поединке с Раскольниковым, Порфирий Петрович не торжествует. Ему жаль этого заблудшего молодого человека. Он понимает, что виной всему его абсолютная несостоятельность перед непреодолимыми обстоятельствами, незрелость личности и ума, поддавшегося сомнительной идее преступления без наказания. Раскольников постигает горькую для него истину, что он не сверхчеловек, и прийти к этому осознанию ему помогает следователь Порфирий Петрович.

Роль героя в произведении

В самом начале взаимоотношений Раскольникова с Порфирием Петровичем герои выступают в роли если не врагов, то антиподов. Но, по мере того, как начинают развиваться события, Достоевский ставит Порфирия Петровича в непростое положение. Следователь, уверенный в виновности подозреваемого, предлагает своему оппоненту сделать выбор между судом людей и судом собственной совести.

Суд совести – наказание без срока давности, отбывать его придется всю жизнь, оно гораздо страшнее, чем ссылка на каторгу. Поэтому Раскольников выбирает явку с повинной, так как понимает, что через восемь лет получит возможность начать жизнь с чистого листа. В этом и заключена огромная заслуга Порфирия Петровича. Постепенно, шаг за шагом, герои, все лучше узнают друг друга и становятся хорошими товарищами. Это подтверждается эпилогом произведения, где Порфирий Петрович занимает почетное место среди гостей, приглашенных на свадьбу Разумихина и Авдотьи Романовны.

Литература

  1. Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
  2. Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  4. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  5. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Лизавета Ивановна
Алёна Ивановна
Пульхерия Александровна Раскольникова
Аркадий Иванович Свидригайлов
Дуня Раскольникова
Пётр Петрович Лужин
Дмитрий Разумихин
Катерина Ивановна Мармеладова
Семён Захарович Мармеладов
Соня Мармеладова
Родион Раскольников
Текст: Ирина Зарицкая, 6.5k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии