Чичиков Павел Иванович • главный герой 💡

высокая должность нет детей никогда не был женат/замужем

П. Чичиков. Актер В. Невинный. Постановка МХАТ. 1979

Павел Иванович Чичиков, главный герой «Мертвых душ». В Чичикове воплощены черты зарождающегося в России класса ловких дельцов, предпринимателей-авантюристов, готовых идти на все ради обогащения. Гоголь хотел создать произведение о прошлом, настоящем и будущем России, а средством для воплощения своей идеи избрал повествование о похождениях главного героя – отставного чиновника Павла Ивановича Чичикова.

Чичиков – персонаж многогранный, его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Павел Иванович Чичиков – мужчина «приличных средних лет». Точный возраст героя Гоголь не указал, но, судя по всему, ему около тридцати пяти лет. Чичиков не красавец, но приятен внешне, словом, «таков, как следует быть мужчине». Упитан, но не чрезмерно: формы у него «круглые и приличные». Даже голос его звучит приятно для окружающих. Чичиков очень педантичен и чистоплотен. Щеки он брил так гладко, что они походили на «настоящий атлас», постоянно был «вспрыснут одеколоном». Чичикову нравится собственное лицо, в котором он «привлекательнее всего находил подбородок». Герой аккуратен, постоянно перебирает свои вещи, уложенные в специальные коробочки, тщательно заботится о парадном наряде – фраке «брусничного цвета с искрой». Такая чистоплотность, аккуратность и общая «приятность» Чичикова заставляет людей высшего сословия принимать его за представителя своего круга. Герой стесняется своего происхождения и хочет производить на людей более высокого сословия благоприятное впечатление, поэтому ездит на хорошей бричке и носит дорогой костюм. Он воспитан, тактичен, умеет преподнести себя в обществе «с своими обворожительными качествами и приемами».

Никакими выдающимися качествами Павел Иванович не обладает. Если другие персонажи наделены специфическими чертами, то Чичиков нарочно усреднен. У него абсолютно все среднее: и возраст, и внешность, и способности. Даже вредных привычек герой не имеет. Интересно, что все это не создает впечатления добропорядочного человека. Все описанные черты – отнюдь не показатель высоких моральных качеств Чичикова. Павел Иванович циничен, у него один жизненный мотив – выгода. Все положительное в нем теряет свой ореол именно потому, что просматривается через призму выгоды.

Происхождение и образование

Отец дает наставления Павлуше Чичикову. Иллюстрация. Художник А. Агин

Павел Иванович состоял в звании коллежского советника, а это достаточно высокий чин в царской России описываемого периода. Происхождение героя, по словам автора, «темно и скромно». Как выяснилось в конце поэмы, вырос Чичиков в бедной дворянской семье. Сам же Павел Иванович осознает себя как человека «без племени и роду». Родители его, если судить по тому немногому, что написано о них в поэме, были людьми довольно добропорядочными и трудолюбивыми, но сколотить капитал не смогли. Отец оставил юному Павлу лишь медь, зато научил главному, что определило цель всей его дальнейшей жизни: «… береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете…». Впрочем, родитель дал сыну еще один дельный совет – учиться. Успехами в провинциальном училище Павел не блистал, но вел себя прилично, был прилежен и опрятен. Полученное образование не сулило мгновенных перспектив, а Чичикову хотелось разбогатеть быстро и наверняка.

Развитие образа

О развитии героя можно судить на основании одиннадцатой главы произведения, в которой автор описывает жизнь Чичикова до его появления в городе NN.

Становление его личности началось еще в далеком времени, именуемом детством. Но детство героя можно назвать таковым лишь с большой натяжкой. Бесцветные, серые, сменяющие друг друга будни, отсутствие друзей, родительской ласки, интересов и развлечений, постоянная скука – все это наложило свой отпечаток на характер юного Чичикова. Лишенный периода так называемой детскости, герой уже с малых лет проявлял такие черты, как невероятная рачительность и терпеливость, что выражалось в его стремлении приращивать капитал к отцовской полтине меди. Эта страсть, в свою очередь, породила такие черты характера, как изобретательность и хваткость. Занимаясь спекуляцией, Павел мог делать деньги практически из воздуха. Так, однажды он очень выгодно продал снегиря, которого слепил из воска, неплохой доход приносила ему и перепродажа дешевых булочек.

Поступив в училище, молодой Чичиков строго придерживается наказа, данного ему отцом при расставании: всегда и во всем угождать учителям и начальству. Напутствие отца: «С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными» становится определяющим в поведении Чичикова. Такие черты, как приспособленчество и угодничество вкупе с природной дипломатией и сообразительностью приносят герою неплохие бонусы в виде особого расположения к нему учителей и согруппников.

Чичиков и Плюшкин. Иллюстрация. Художник А. Агин

На службе к уже имеющимся чертам характера Чичикова присоединяются такие, как склонность к аферам и мошенничеству. Так, втеревшись в доверие к начальнику казенной палаты, он самым коварным способом занимает его место. Таким образом, используя подлоги и махинации, он строит свою карьеру. На этом пути его сопровождают то взлеты, то падения, не раз ему приходится все начинать с нуля.

Жажда обогащения любым способом и развившаяся у него страсть к накопительству не дают ему права сдаваться. В один прекрасный момент Чичиков решает заняться скупкой умерших крестьян, с целью получения за них выплаты от государства, как за живых людей. Это решение и приводит его в город NN, где с ним впервые знакомится читатель. К этому моменту Чичиков представляет собой законченного афериста, не лишенного, однако, некоторого обаяния.

Роль героя в произведении

Образ Чичикова – собирательный, он сочетает в себе характерные черты представителя нарождающегося в России буржуазного класса. Кроме того, главный герой, как зеркало, отображает пороки остальных персонажей –русских помещиков.

Нанося визит очередному владельцу «мертвых душ», Павел Иванович очень тонко улавливает суть человека и перенимает манеру его поведения, как бы «прорисовывает» его образ для читателя. Герои характеризуются не только сами по себе, но и через призму их отношений с Чичиковым. Пороки Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина становятся выпуклыми: перед мысленным взором читателя возникает собирательный образ помещичьей Руси.

Отношение автора к герою

Гоголь не делает Чичикова ни положительным, ни отрицательным персонажем, однако явно отдает должное его упорству и предприимчивости: «Он показал терпенье, пред которым ничто деревянное терпенье немца». До самого конца поэмы об истинном мнении автора можно лишь догадываться.  В последней главе Гоголь «пригвоздил» своего героя, дав ему точные определения – «хозяин-приобретатель» и «подлец».

В переписке с В. А. Жуковским Гоголь называет Чичикова скотиной, отмечая его безнравственность. По мнению писателя, лишь бдительность русского народа не позволяет мошенникам развернуться в полную силу. Гоголь не скрывает, что пробиться молодому человеку без родительского капитала в России крайне сложно. На этой почве и вырастают Чичиковы, корысть в которых приумножается с каждым годом, а все духовное постепенно изживается.

Проклевывающиеся положительные черты заставляют читателя надеяться на благоприятный финал: духовное возрождение главного героя. Но классик не смог дать Павлу Ивановичу такой возможности, ведь второй том «Мертвых душ» так и не вышел в свет.

Прототипы

Сюжет «Мертвых душ» был навеян Гоголю реалиями русской жизни. Известно, что об аферах скупщиков «мертвых душ» Николай Васильевич беседовал с Пушкиным, но, к сожалению, детально их разговор нигде не описан. Конкретного человека, который бы послужил Гоголю в качестве прототипа Павла Ивановича Чичикова, не существовало. Главный герой олицетворяет собой целый класс, только-только формирующийся в России в то время.

Экранизации героя

Поэма «Мертвые души» была экранизирована неоднократно. Еще в 1909 году в ателье Ханжонкова сняли самый первый немой фильм по мотивам произведения (режиссер Петр Чардынин). Главную роль исполнил знаменитый актер немого кино Иван Камский.

В средине прошлого века вышли два фильма-спектакля «Мертвые души». Первый из них в 1960 году поставил Леонид Трауберг, пригласив на главную роль народного артиста СССР Владимира Белокурова. Вторая постановка относится к 1969 году, и осуществил ее Александр Белинский. Роль Чичикова исполнил Игорь Горбачев.

В 1974 студия «Союзмультфильм» выпустила анимационные фильмы «Похождения Чичикова. Манилов» и «Похождения Чичикова. Ноздрев». В 1984 году режиссер Михаил Швейцер снял пятисерийную картину «Мертвые души», где образ Чичикова воплотил знаменитый Александр Калягин. В 2005 сериал «Дело о «Мертвых душах», являющийся вольной интерпретацией произведения Гоголя, снял Павел Лунгин. Шиллера (прототип Чичикова) сыграл актер Павел Деревянко.

Список литературы:

  1. Гоголь Н. В. «Мертвые души»: краткое содержание, главы из поэмы, критика о поэме / Москва, 1997.
  2. Гоголь в русской критике. Сборник статей. Гослитиздат 1953.
  3. Полевой Н. А. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя / Русская литература 19 века: хрестоматия критических материалов. Москва, 1964.
  4. Манн Ю. В. В поисках живой души. Москва, 1984.
  5. В. Г. Белинский. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Москва, 1842.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Коробочка
Манилов
Ноздрёв
Плюшкин
Собакевич
Текст: Ирина Зарицкая, 10.7k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии