Евгений Онегин (герой)

главный герой в произведении "Евгений Онегин"

«Онегин, добрый мой приятель…» – такими словами представляет Александр Сергеевич Пушкин героя своего знаменитого романа. Исходя из этой фразы, некоторые литературные критики делают вывод, что Онегин в некоторой степени мог быть отражением самого автора. Но это не совсем так. Несмотря на то, что персонаж наделен чертами известных приятелей поэта, его образ скорее собирательный. Пушкин, будучи свидетелем трагических судеб молодого поколения дворян, создал типаж лишнего человека, который стал едва ли не самым колоритным и выразительным персонажем русской литературы.

Описание героя

Происхождение, образование, характер и внешность

Евгений Онегин. Актер В. Медведев. Фильм-опера «Евгений Онегин». 1958

Евгений Онегин, дворянин по происхождению, родился в Петербурге, в семье столичных аристократов и был единственным наследником богатого семейства. С самого детства его воспитанием и образованием занимались иностранные гувернеры. Сначала это была «мадам», затем  «monsieur ее сменил». Месье, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя…» и не особо был озабочен тем, чтобы ученик получил глубокие знания. Иногда журил за шалости и водил на прогулки в Летний сад. В итоге Евгений, благодаря врожденному незаурядному уму, получил довольно сносное, хотя и поверхностное образование, и, даже, по мнению некоторых, был «учёным малым». Он легко изъяснялся по-французски, немного знал латынь, читал труды Адама Смита, прекрасно танцевал мазурку, умел поддержать светскую беседу. «Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

В целом, Онегин производил впечатление образованного молодого человека с хорошими манерами. Но основной его талант раскрывался на любовном поприще. Он освоил целую науку «страсти нежной» и с мастерством актера управлял своими эмоциями. Его страсть и пылкость в одну секунду превращались в холодность и надменность, что вызывало невероятное смятение «кокеток записных». Лицемерие, лесть,  притворство – все эти инструменты были направлены для достижения одной цели – покорения сердец светских красавиц.

Много времени Онегин посвящал уходу за своей внешностью. По несколько часов он проводил перед зеркалом, тщательно готовясь к выходу в свет. На туалетном столике его кабинета стояли флаконы дорогого парфюма, здесь же находились разные щетки, пилочки для ногтей и другие предметы ухода. Героя окружала обстановка богатства и роскоши, что говорило о том, что Евгений очень ценит красоту и комфорт.  Но Пушкин не осуждает Онегина: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…» Одевался Евгений по последнему писку моды. Панталоны, жилет, фрак – все было дорогим и стильным.

Образ жизни героя

Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской

Онегин не придерживался определенного распорядка дня. Он мог почти до утра находиться на балу, а по возвращении домой отсыпался до самого вечера. К этому времени слуги приносили ему новые приглашения на различные вечеринки, балы и собрания. Он не отдавал предпочтение каким-то определенным мероприятиям и старался отметиться везде, будь это французский ужин с приятелями, посещение театра или детский праздник. Евгений слыл заядлым театралом, был в курсе всех новостей, наизусть знал репертуар и боготворил молодых хорошеньких актрис. Однако отношение его к театру было весьма своеобразным. Он не придерживался установленных правил, мог приехать к середине спектакля и бесцеремонно пройти «по ногам» сидящих зрителей к своему месту. В ложе сидел со скучающим видом, изредка бросая на сцену рассеянный взгляд. Откровенно разглядывал в лорнет незнакомых дам и покидал театр еще до окончания действия, торопясь на очередной бал.

С течением времени Онегин все чаще стал тяготиться таким образом жизни: «завтра то же, что вчера». Ему надоели бесконечные выезды в свет, балы и приемы, то есть, все то, что входило в традиции благородного общества. Героем овладели тоска и хандра, но выхода из этого состояния он не находил и продолжал плыть по течению.

Однажды он задумал заняться сочинительством, но писать ему вскоре также наскучило. Тем же закончилась и попытка пополнить свои знания. Принявшись, было за книги, он вскоре бросил и это занятие. Вместе с тем, Евгению были свойственны мечтательность, желание путешествовать, холодность и трезвость ума, понимание никчемности и пустоты своей жизни. Но у него не было ни малейшего понятия относительно того, как все это изменить.

Приезд в деревню

Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской

Перемены в жизни героя начались после того, как он получил известие о тяжелой болезни своего дяди. Родственник¸ проживающий в деревне, желал проститься с Евгением и просил его о встрече. К приезду Онегина дядюшка уже покинул этот свет, завещав племяннику все свое состояние. Оставшись в деревне, Онегин решил провести некоторые преобразования. Он был рад, что ему удалось наконец-то сменить обстановку и первые несколько дней наслаждался деревенской тишиной, природой, чистым воздухом. Но вскоре им начала овладевать все та же хандра, которая преследовала его в городе. Тем не менее, он не отказался от своих планов в проведении реформ и заменил барщину оброком. Это пришлось не по душе его соседям, которые стали называть его «опаснейшим чудаком».

Шло время, и Онегин стал привыкать к простой деревенской жизни. У него появились новые знакомые, которые стали досаждать его своими частыми визитами. Он не был расположен к долгим беседам и сбегал от них через задний двор. Постепенно, видя в его поведении некоторые странности, люди стали отдаляться от него. К этому времени в соседнем имении появился молодой помещик Владимир Ленский, которому было суждено оставить неизгладимый след в судьбе главного героя.

Знакомство с Ленским

Молодые люди познакомились и начали общаться. Но между ними была огромная разница: «Они сошлись… Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». В чем же проявлялось их несходство? Во-первых, в разнице в возрасте: Онегину было двадцать шесть лет, Ленскому – восемнадцать. Евгений полностью принадлежал светскому обществу, от которого Владимир был далеко не в восторге: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг…» Онегин слыл женским любимцем и обольстителем, Ленский же не имел любовного опыта, смущался и робел перед женщинами. Евгений не придавал большого значения дружбе и не верил в нее, потому что сам не был искренним. Для Ленского дружба являлась доказательством верности и надежности. По сравнению с расчетливым Онегиным Ленский был предельно простодушен, лицемерие Евгения резко контрастировало с искренностью Владимира. Онегин рано утратил интерес к жизни, Ленский же был мечтателем и верил, что все самое лучшее еще впереди. Прагматик Онегин изучал Адама Смита, а романтик Ленский восторженно отзывался о поэзии Шиллера и сам пробовал себя в роли поэта.

И. Репин. Дуэль Онегина и Ленского

Точками соприкосновения двух героев были образованность, благородное происхождение, совпадение общественных взглядов, молодость. Все это служило поводом для их общения. Владимир ввел Евгения в семью Лариных и познакомил его с сестрами – Татьяной и Ольгой, в которую Ленский был страстно влюблен. Онегину же больше понравилась Татьяна. Но, в силу своего характера, от нечего делать он начал заигрывать с Ольгой, чем вызвал гнев Владимира. Ленский, желая отстоять свою честь, вызвал  Онегина на дуэль, где и погиб, сраженный пулей своего соперника.

Онегин и Татьяна

В Татьяне Онегина привлекала, в первую очередь, та первозданная чистота и непорочность, которая отличала ее от светских барышень. Девушка, так же, как и он, принадлежала к дворянскому сословию и была неплохо образована, но жизнь на природе, в простой деревенской среде придавала ей очаровательную естественность. Любительница французских любовных романов, она с замиранием сердца мечтала о своем избраннике и встретила его в лице Евгения Онегина. Не в силах скрывать свое чувство, Татьяна написала ему письмо. Евгений, пресытившийся прошлыми отношениями, был тронут этим признанием, но ответил девушке, что пока не готов  вступать в брак и не может дать ей той любви, которую она заслуживает. Он не скрывал, что Татьяна ему симпатична и, если бы он был поэтом, то обязательно женился бы на ней. Но Онегин не был поэтом и руководствовался не чувствами, а разумом, который подсказывал ему, что он не должен омрачать жизнь юной и неопытной девушки. Несмотря на отказ, в отношении к Татьяне проявилось благородство Евгения. Во-первых, он никому не рассказал о ее письме, во-вторых, не воспользовался чувствами доверчивой девушки и не погубил ее репутацию. Через некоторое время Онегин вернулся в Петербург.

Дальнейшая судьба Онегина

Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской

Гибель Ленского оставляет глубокую рану в душе Онегина. После отъезда из деревни он некоторое время бесцельно странствует, но затем возвращается в Петербург. На одном из балов он обращает внимание на молодую даму, жену генерала, которую автор описывает так: «Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней». Пораженный Евгений узнает в этой даме Татьяну, которая из простой и наивной девушки превратилась в настоящую богиню. Он осознает, что в его сердце вспыхнула страсть и отправляет ей письмо с признанием в любви. Теперь читатель видит уже совсем другого Онегина – естественного и искреннего, не боящегося открыть душу любимой женщине. Но Татьяна отвергает его любовь, так как не считает возможным разрушить брак, который она считает святым. Несмотря на то, что она продолжает любить Евгения, она отказывает ему со словами: «Я другому отдана; Я буду век ему верна». В этой части повествования Пушкин расстается со своим героем. Позже он напишет отдельную главу о путешествии Онегина по России.

Роль героя в произведении

В своем романе А.С. Пушкин изобразил типичного представителя «лишних людей», для которых характерны: отсутствие жизненных ориентиров, постоянная хандра, неумение и нежелание трудиться, неспособность что-либо изменить. Поэту удалось нарисовать целостную и объемную картину современного ему русского общества с его бытом и нравами. Но особое внимание он акцентировал на представителях молодого поколения, и в этом смысле образ Онегина явился олицетворением своего времени.

Пушкин понимал, что жизнь его героя могла бы сложиться совсем иначе, но обвинял в этом не только Онегина. В то время судьбы молодых людей зависели не только от них самих, но и от тех веками устоявшихся норм и правил, которые считались незыблемыми в дворянском обществе. Главными врагами молодежи Пушкин считал лень, апатию, бездеятельность, привычку жить за счет труда крепостных крестьян. Парадокс заключается в том, что почти в каждом из них заключен огромный внутренний потенциал, которым они не в силах воспользоваться. Очень точно выразил свое отношение к Онегину А.И. Герцен: «Это человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жизни. Он все начинал, но ничего не доводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет он старик, а к старости он молодеет благодаря любви».

Александр Сергеевич Пушкин создал образ, от которого берут свое начало самые известные герои русской литературы: Печорин, Базаров, Рудин, Безухов, Болконский, Карамазов, Обломов и другие. Евгений Онегин – прародитель их всех и естественным образом занимает самую верхнюю планку. У Пушкина была мысль привести своего героя в стан декабристов, но опасение преследования и цензуры заставили его отказаться от этой идеи.

Развитие героя по мере сюжета

На протяжении всего романа автор показывает читателю, как меняется его герой, что происходит с его душой и внутренним миром. В начале повествования это весьма легкомысленный молодой человек, представитель высшего общества. Несмотря на молодость, Онегин выглядит пресытившимся и уставшим от жизни. У него обо всем имеется свое представление и, чаще всего, оно негативное. Пушкин  называет его молодым повесой. Совершенно другой Онегин предстает перед читателем в последней главе. Невозможно не задаться вопросом: что же так повлияло на главного героя, и почему он так изменился?

Череда событий, произошедших с Онегиным, обнажила такие качества его души, о которых он сам едва ли подозревал. Огромная роль в этом преображении принадлежит гибели Ленского. Когда Онегин осознал, какое бессмысленное преступление он совершил, душа его содрогнулась от ужаса. Он понял, что его жизнь уже не будет прежней. Ему стало невыносимо находиться в тех местах, где все напоминало ему о трагедии, и поэтому он решил отправиться в путешествие.

Во время странствий, которые также сыграли определенную роль, Евгений много думал и анализировал свою жизнь. К нему пришло ясное осознание того, что он уже не сможет играть чувствами и судьбами людей, переступать через их переживания и думать только о себе. Из путешествия вернулся совсем другой Онегин – наполненный другими чувствами, более внимательный и серьезный по отношению к людям.

Но полное преображение героя произошло, благодаря любви, которую он испытал после второй встречи с Татьяной. Душа его уже была подготовлена к этому глубокому и светлому чувству и, хотя оно не принесло счастья ни ему, ни Татьяне, можно только порадоваться за Евгения, сумевшего освободиться от ледяной светскости и пережить настоящее духовное возрождение.

Отношение автора к герою

Александр Сергеевич посвятил работе над романом долгих восемь лет и, естественно, за это время сроднился со своим героем, можно сказать, выпестовал его. В то же время, он был против того, чтобы его отождествляли с Онегиным, несмотря на то, что тот и другой были выходцами из одной социальной среды. Отношение автора к герою менялось по мере развития сюжета во многом из-за того, что с течением времени менялся как сам Пушкин, так и его персонаж.

Онегин изображен Пушкиным человеком с невероятно сложным характером, полным противоречий. Автор не маскирует недостатки героя и не пытается найти им оправдание. В то же время, уже из первой главы становится понятно, что автор считает Онегина добрым приятелем и вовсе не прочь с ним подружиться. Но отношение Пушкина к Евгению постоянно меняется. Несмотря на дружбу, поэт временами иронизирует, а иногда и прямо осуждает его поведение и поступки. Характер героя не выглядит схематичным во многом благодаря тому, что соткан из противоречий, которые делают его необычайно жизненным. В заключение можно сказать, что отношение Пушкина к Онегину скорее нейтральное. Для автора он не положительный, но и не отрицательный герой.

Прототипы

Многие исследователи творчества Пушкина до сих пор не могут сойтись во мнении, кто же был реальным прототипом Евгения Онегина. Большинство литературоведов убеждены в том, что это образ собирательный. Но все же, при обсуждении этой темы чаще всего звучат две фамилии – Катенин и Чаадаев.

Павел Александрович Катенин был декабристом и другом А.С. Пушкина. Занимался драматургией и поэзией, переводами, писал критические статьи. Был участником Отечественной войны 1812 года, имел звание гвардии полковника. Был одним из разработчиков плана по убийству императора Александра I. Автор гимна декабристов «Отечество наше страдает».

В восстании на Сенатской площади участия не принимал по причине ссоры с остальными декабристами. Отличался очень сложным характером. В 1822 году был выслан из Петербурга и остаток жизни провел в одиночестве, в своем имении.

Петр Яковлевич Чаадаев – второй прототип Евгения Онегина. Был другом Пушкина, занимался философией и публицистикой. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, состоял в масонской ложе. Пушкин познакомился с Чаадаевым еще во время учебы в лицее и в течение всей жизни поддерживал эту нежную и крепкую дружбу.

Как бы то ни было, несомненно одно: Евгений Онегин – детище гениального поэта А.С. Пушкина, продукт его непревзойденного таланта и вдохновенного воображения.

Экранизации героя

По сравнению с огромным количеством театральных постановок и опер у романа «Евгений Онегин» всего три экранизации. Первая состоялась в 1911 году в Российской Империи. Это была немая черно-белая короткометражка. Несмотря на возраст, лента сохранилась до настоящего времени. Роль Онегина в этом фильме исполнил актер Пётр Чардынин.

Вторая экранизация состоялась уже в СССР, в 1958 году. Лента снята в формате фильма-оперы на музыку П.И. Чайковского. Режиссер картины Роман Тихомиров, роль Ленского блестяще исполнил известный актер 50-х Вадим Медведев.

Третья экранизация принадлежит кинематографистам Великобритании и США. Фильм вышел в 1999 году под названием «Онегин». Роль Онегина исполнил актер Рэйф Файнс. Герои ленты говорят прозой, в стихах представлены только письма. Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге.

Литература

  1. Зотов, Александр Михайлович. Герой в зеркале имени: образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»/ А. М. Зотов //Литература в школе. — 2004.
  2. Кедров К. «Евгений Онегин» в системе образов мировой литературы/В мире Пушкина. М., 1974.
  3. Кожевников В.А. «Вся жизнь, вся душа, вся любовь…»: Перечитывая «Евгения Онегина»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.
  4. Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980.
  5. Семенко И.М. Эволюция Онегина: К спорам о пушкинском романе//Русская литература, 1960, №2.
  6. Кошелев В. А. «Онегина воздушная громада…»: Странствие/ В. А. Кошелев //Литература в школе. — 2004. — N 1.
  7. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 128 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *