Наталья Коршунова (Мелехова) •
второстепенный герой
💡
Наталья Мироновна Мелехова (Коршунова) – жена Григория, дочь Мирона Григорьевича Коршунова. В начале романа Наталье восемнадцать лет. Жениху она представляется симпатичной девушкой, красоту которой «портят» лишь «большие, раздавленные работой» руки.
Описание героя
Под влиянием любви к Григорию тихая и скромная Наталья впервые в жизни решается на «бунт» против родителей: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!». Благодаря проявленной настойчивости девушке удается добиться согласия отца на свадьбу. Однако добытое с таким трудом счастье оказывается иллюзией.
С первых дней семейной жизни Наталья понимает, что муж не может забыть любовницу. Григорий признается: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся». Она пытается скрыть свои переживания, но старшие Мелеховы замечают «пожелтевшие щеки» и «жалкое» выражение глаз младшей снохи.
Попытка Натальи попросить помощи у Пантелея Прокофьевича и Ильиничны приводит к семейной ссоре и уходу Григория из дома. Несчастная женщина хотела, конечно же, не этого. Она любит мужа и в отчаянии умоляет его вернуться: «Гришенька, родимый!..». Прибежав в родительский дом, Наталья жалуется отцу на свое состояние: «…я как колесом перееханная!..». Она продолжает надеяться на возвращение мужа и живет у родителей, «как хохол на отживе».
Трагедия Натальи
«Неопределенное положение» Натальи разъясняется после получения записки с коротким ответом мужа: «Живи одна. Мелехов Григорий». Убитая горем женщина идет в церковь и случайно слышит грязную сплетню о ее связи с Пантелеем Прокофьевичем. Это становится последней каплей. Наталья «без мысли, без чувства, в черной тоске» совершает попытку самоубийства.
Каким-то чудом Наталья остается в живых и возвращается в дом Мелеховых, продолжая надеяться на восстановление семейной жизни. Она с нетерпением ждет редких писем с фронта от Григория. Петро, встретившись с братом, с похвалой отзывается о его верной жене: «Человек своей надеждой живет… Строгая. Себя дюже блюдет».
Ложное известие о смерти Григория чуть было не приводит ко второй попытке Натальи покончить с жизнью: «Руки наложу! Все теперь мне! Скорей!». Она целую неделю проводит «в дурном забытьи» и приходит в себя «притихшей, изглоданной черной немочью».
Только невероятно сильная любовь и тоска толкают Наталью на безнадежный поступок – разговор с Аксиньей. Она надеется «вымолить» у любовницы мужа: «Отдай мне Григория!.. Ты… мне жизню сломила…».
Смерть героини
Возвращение мужа становится для Натальи началом новой жизни. Родив Григорию двух детей, она верит, что это навсегда «привяжет» его к дому. Надежды Натальи вновь оказываются ложными. Узнав о возобновлении связи Григория с Аксиньей, она совершает немыслимый поступок, прося у Бога смерти для мужа: «Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть!».
Опомнившись, Наталья отрекается от своих слов, но решается совершить аборт: «… родить от него больше не хочу». Неудачная «операция» приводит к ее трагической смерти. Несмотря на все страдания, причиненные мужем, Наталья «до последней минуты» продолжает любить его. Предчувствуя скорый конец, она просит Ильиничну: «Маманя, вы меня оденьте в зеленую юбку… Гриша любил, как я ее надевала…».
Роль героя в произведении
Наталья играет огромную роль в любовной сюжетной линии романа. Это главная соперница Аксиньи в борьбе за Григория Мелехова. Светлый образ Натальи символизирует собой супружескую верность и преданность. Эта женщина всю жизнь невыносимо страдает от безответной любви к мужу и даже перед смертью вспоминает о нем с нежностью.
Литература
- Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон»: Творческая история романа М. Шолохова. – М., 1989.
- Семанов С. Н. В мире «Тихого Дона». – М., 1987.
- Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М., 1980.