Пантелей Прокофьевич Мелехов •
второстепенный герой
💡
Пантелей Прокофьевич Мелехов – весьма колоритный персонаж романа М. Шолохова «Тихий Дон». Это отец Григория, крепкий хозяйственный старик, олицетворяющий собой древние казачьи традиции.
Описание героя
Внешность
Пантелей Прокофьевич – потомственный казак, сын Прокофия Мелехова и плененной им турчанки. От матери-иноземки он унаследовал смуглый цвет кожи и нос с горбинкой. Несмотря на преклонный возраст, Мелехов до сих пор очень силен. Его борода и волосы остались «вороными». Во рту блестит «несчетное число белых, частых зубов». Для окружающих заметен лишь один физический недостаток старика – хромота (сломанная в прошлом нога). В левом ухе Пантелей Прокофьевич носит серебряную серьгу, что невольно наводит на мысль о героических временах Запорожской Сечи.
Черты личности, характер
Старший Мелехов твердо придерживается патриархальных заветов. Его авторитет в большой семье (жена, два сына, дочь, две невестки) непререкаем. В начале романа Петро и Григорий, двое взрослых мужчин, даже не осмеливаются перечить старику-отцу. При случае он, не задумываясь, пустит в ход кулаки или свой костыль.
Пантелей Прокофьевич обладает диким характером, «в гневе доходит до беспамятства». Говоря с Григорием о недопустимости связи с женой соседа, он предупреждает: «Примечу – запорю!». Все же Мелехову приходится сталкиваться со случаями неповиновения. В таких ситуациях он даже не знает, как себя вести. Аксинья вступает со стариком в яростную перебранку из-за Григория («Выкуси!») и прогоняет со своего двора. Григорий ломает костыль отца («Драться не дам!»).
Грозный образ Пантелея Прокофьевича часто выглядит смешно. Например, когда хуторская баба рассказывает ему о «смертельной битве» между сыновьями. Взбешенный старик скачет на поле с диким криком. Узнав о нелепости рассказа, он приходит в еще больший гнев («визгливо закричал… затопал ногами, припадая на левую, хромую»).
В глубине души Пантелей Прокофьевич – добрый и отзывчивый человек. Свои истинные чувства он скрывает за напускной строгостью. Это становится заметно после женитьбы Григория на Наталье. Старику приходится по сердцу кроткая и ласковая невестка. Он даже специально выговаривает жене: «Наташку не буди. Она и так днем мотает».
Роковая ссора, после которой Григорий ушел из дома, произошла вследствие жалости Пантелея Прокофьевича к Наталье («Не будешь с Наташкой жить – иди с базу»). Старик сам в молодости постоянно изменял жене и бил ее, но сейчас не хочет, чтобы молодая женщина повторила печальную судьбу многих казачек.
Отношения с близкими
Возвращение Натальи к родителям стало первым серьезным ударом для Пантелея Прокофьевича. Мощный несгибаемый старик с этого времени стал иногда проявлять признаки слабости («смущенно обегая ее [Наталью] глазами, заговорил старик, словно сам был виноват»; «растерянно засуетился»).
Еще большим потрясением стала для старшего Мелехова попытка самоубийства Натальи. Выпив на всякий случай, он даже смог смирить свою гордыню и поехал повидаться с беспутным сыном. Пантелей Прокофьевич надеялся уговорить Григория вернуться в семью («Не думаешь с женой жить?»), но даже после его решительного отказа не озлобился и помог со «справой» для службы. Это в очередной раз доказывает, что жизненные неурядицы смягчали сердце сердитого старика.
Пантелей Прокофьевич не может скрыть своей радости, когда «изменившаяся и худая» Наталья возвращается в семью Мелеховых. Он до сих пор не оставляет надежды примирить ее с Григорием («А Наталья теперича будет у нас проживать, и ты об этом подумай»).
Ложное известие о смерти Григория чуть было не сводит Пантелея Прокофьевича с ума: «слабела память, и мутился рассудок»; «ослепительно белая седина быстро испятнила голову». Все же на девятый день после получения известия крепкий старик находит в себе силы и возвращается к нормальной жизни.
На слабость Пантелея Прокофьевича указывает и его неуемная радость после сообщения о том, что Григорий жив. На хуторе никогда не видели старика в таком состоянии, так что на него «жалко было глядеть». Мелехов рад не только «воскрешению» сына, но и получению им Георгиевского креста («Первый крест изо всего хутора имеет»). Для воспитанного в воинских традициях казака награда Григория – предмет особой гордости.
Отношение к власти
Образ Пантелея Прокофьевича в чем-то схож с гоголевским Тарасом Бульбой, который был твердо убежден в том, что проявить себя настоящий казак может только на войне. Возвращение Григория домой в офицерском чине «окрыляет» отца. Он демонстративно провозит геройского сына по всему хутору («Пущай глядят и завидуют»). Пантелея Прокофьевича смущает только то, что Григорий примкнул к большевикам. В этом заключается его главная трагедия. Старый казак не может отвергнуть идеалы, в которых заключается смысл его жизни.
Старик с радостью отправляется в Новочеркасск, когда его избирают делегатом на Войсковой Круг. Он уверен, что избрание войсковым атаманом генерала Краснова действительно «восстановит весь прекрасный старинный уклад казачьей жизни». В то же время у Пантелея Прокофьевича появляются первые сомнения, когда он видит немцев, чувствующих себя хозяевами на его родной земле.
Приход Гражданской войны на Дон повергает Пантелея Прокофьевича в растерянность и тревогу: «Жизнь несла его, словно взбесившийся, запененный конь». Старик не сомневается в том, что большевиков нужно прогнать, но его пугает цена, которую придется за это заплатить.
Испытания судьбой
На глазах Пантелея Прокофьевича разрушаются вековые уклады. Он уже не чувствует себя главой семьи после назначения Григория командиром дивизии («Григорий покрикивал на постаревшего отца, а тот… суетился, хромал… старался угодить…»). Сокрушительный удар по убеждениям Пантелея Прокофьевича наносит зверская расправа Митьки Коршунова над семьей Кошевых. Несмотря на всю ненависть к большевикам, старик остается человеком, а не зверем. Он решительно прогоняет палача: «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом!».
Война прошла над жизнью Пантелея Прокофьевича, «как буря над деляной пшеницы». Разрушалось годами обустраиваемое хозяйство, распадалась семья. Повзрослевшая Дуняшка была влюблена в большевика Мишку. Григорий вновь сошелся с Аксиньей. Если гибель старшего сына Мелехов еще смог пережить, то смерть Натальи после неудачного аборта окончательно его подломила («старик… припав головой к прикладку прошлогодних кизяков, плакал навзрыд…»).
В конце концов, Пантелей Прокофьевич осознает бесперспективность борьбы с большевиками и становится дезертиром, о чем раньше не мог даже подумать. Смерть от тифа при отступлении, возможно, была единственным выходом для разуверившегося во всем старого казака.
Роль в произведении
Пантелей Прокофьевич в романе выступает одним из символов старого казачества. Он обречен стать жертвой кардинальной ломки всей жизни. Образ старшего Мелехова невероятно трагичен. Из крепкого хозяина, грозы семьи он постепенно превращается в слабого, слезливого старика, теряющего поочередно старшего сына и обеих невесток.
В то же время образ Пантелея Прокофьевича часто выглядит комично, что смягчает жестокость произведения. Даже в критических ситуациях (вступление на хутор большевиков, бои на Дону, необходимость покинуть родные земли и т. д.) поведение старика способно вызвать смех у окружающих. Таким образом, Шолохов доносит до читателей мысль, что во время войны очень важно сохранить в себе человеческие качества и чувства.
Литература
- Петелин В. В. Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. В 2-х книгах. – М.: Центрполиграф, 2005.
- Сухих И. Н. Русская литература для всех. Книга 3 (От Блока до Бродского). – СПб: Команда А, 2013.
- Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Беляковой, М. М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012.
- История русской литературы XX – начала XXI века: Учебник для вузов. Часть II: 1925–1990 годы / Сост. и науч. ред. проф. В. И. Коровин. – М.: ВЛАДОС, 2014.