Василиса Ильинична Мелехова •
второстепенный герой
💡
Василиса Ильинична Мелехова – один из второстепенных персонажей романа М. Шолохова «Тихий Дон». Это жена Пантелея Прокофьевича, пожилая женщина, олицетворяющая собой всех матерей, чьи дети ввергнуты в пучину Гражданской войны.
Описание героя
Внешность
Василиса Ильинична когда-то давно была очень красивой женщиной. Брак с Пантелеем Прокофьевичем состарил ее раньше времени. Приходящий в бешенство по любому поводу муж часто избивал ее, много пил, заводил любовниц. Тем не менее, Василиса Ильинична – «дородная» высокая старуха, продолжающая работать по дому наравне с дочерью и молодыми снохами.
Положение в семье
Василиса Ильинична – мать троих детей: Петро, Григория и Дуняши. Она горячо любит их всех, но отдает предпочтение «младшенькому» сыну «Гришеньке». Старуха самоотверженно бросается на защиту Григория, когда Пантелей Прокофьевич пытается избить его за связь с Аксиньей. Больше родной дочери Василиса Ильинична любит жену Григория – Наталью. В этих «предпочтениях» нет ничего обидного для Петро и Дуняши. Много повидавшая на своем веку пожилая женщина жалеет людей с несчастной судьбой. Судя по всему, она с самого начала предчувствует, какие тяжелые жизненные испытания доведется перенести Григорию и его безответной жене.
Практически на всем протяжении романа Ильинична находится как бы «в тени» своего буйного мужа. Она покорно исполняет все его приказания, но при этом незаметно сглаживает конфликтные ситуации, старается облегчить жизнь молодых Мелеховых.
Горе матери
Важность и значение образа Василисы Ильиничны увеличиваются после смерти Петро. Когда его тело привозят к родному дому, убитая горем пожилая женщина оказывается в центре внимания («толпа молча расступилась, почтительно дала дорогу сходившей с порожков Ильиничне»). Подобные сцены каждый день повторялись на донских хуторах в годы Гражданской войны. Позже одуревшему от самогона и крови Григорию не случайно вспоминается «моложавая статная мать», как символ спокойной счастливой жизни.
Отталкиваясь от образа Ильиничны, Шолохов постепенно переходит к описанию всенародного материнского горя. Молодой казак, «какой-нибудь Ванюшка или Семушка», получивший ранение, кричит: «Родимая моя мамунюшка!». «Где-либо в Московской или Вятской губернии… мать красноармейца… запричитает, заплачет». Солдатским матерям нужна не победа, а возвращение домой родных сыновей.
Женская мудрость
Ближе к финалу романа образ «мудрой и мужественной старухи» приобретает все большее значение. Ильинична в разговоре с Натальей впервые признается, насколько была тяжела ее жизнь с Пантелеем Прокофьевичем: «Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя». Она твердо заявляет, что запрещает Наталье бросать законного мужа и покидать дом.
Уберечь Наталью Василисе Ильиничне, к сожалению, не удалось. На плечи старухи легла забота о маленьких детях Григория. Таким образом, после мобилизации Пантелея Прокофьевича «на гумне ждал ее недомолоченный посад пшеницы, в печи стояло молоко, дети с утра были не кормлены». В этом раскрываются еще две символические обязанности образа Ильиничны – ведение хозяйства и забота о продолжении рода во время войны. Пока мужчины воюют, женщины сохраняют условия для возвращения к нормальной жизни.
Прощение
Высший гуманистический смысл заключается в изменении отношения Ильиничны к Мишке Кошевому. Старуха с негодованием встречает вернувшегося в хутор убийцу ее сына и свата. Мишка даже не пытается оправдываться. Он уверен, что был прав. Влюбленный в Дуняшу Кошевой, как ни в чем не бывало, начинает помогать женщинам по хозяйству. Ильинична проникается жалостью к больному лихорадкой «душегубу» и вечером сама говорит дочери: «Иди, кличь этого… как его… вечерять».
Сложно однозначно оценить поведение Ильиничны, которая, в конце концов, дает согласие на брак Дуняши с человеком, убившим Петро. Огромную роль, конечно, сыграла твердая позиция дочери: «Я посмешищем в хуторе не хочу быть». Так или иначе, благословение Ильиничны становится еще одним шагом на пути к прекращению кровавой бойни и долгожданному примирению враждующих сторон.
Невероятный трагизм образа Ильиничны раскрывается в ее желании увидеть перед смертью Григория. Настрадавшуюся за долгую тяжелую жизнь женщину по-человечески жалко в момент ее печального зова «в сумеречную степную синь»: «Гришенька! Родненький мой!.. Кровинушка моя!..».
Роль в произведении
Василиса Ильинична – второстепенный персонаж романа, но, как уже было замечено, значение ее образа и роль в произведении огромны. По сути, только благодаря «гордой и мужественной» женщине мелеховская семья долгие годы жила относительно дружно и счастливо.
Ильинична знает, как успокоить своего бешеного мужа. Вынужденные проливать кровь людей Григорий и Петро, возвращаясь домой, находят забвение под «материнским крылом». Страдающая Наталья обращается к мудрой старухе за помощью и советом. Она умирает в уверенности, что Ильинична позаботится о маленьких Мишатке и Полюшке.
У всех персонажей романа бывают периоды слабости, упадка сил, признания своего бессилия. Лишь одна Ильинична спокойно и непоколебимо переносит все беды и несчастья, подавая пример своим близким.
Литература
- Петелин В. В. Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. В 2-х книгах. – М.: Центрполиграф, 2005.
- Сухих И. Н. Русская литература для всех. Книга 3 (От Блока до Бродского). – СПб: Команда А, 2013.
- Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Беляковой, М. М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012.
- История русской литературы XX – начала XXI века: Учебник для вузов. Часть II: 1925–1990 годы / Сост. и науч. ред. проф. В. И. Коровин. – М.: ВЛАДОС, 2014.