Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Данная тема очень непростая. Она предполагает, что автор сочинения понимает следующее: образ автора, который в романе предстаёт и как персонаж, и как образ лирического героя,  во многом не совпадает с образом Онегина. Это два разных человека. Неслучайно Пушкин, обращаясь к читателям, писал: «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Кроме того, образ автора раскрывается во многочисленных лирических отступлениях, попутных замечаниях, прямых оценках событий и героев. Это требует серьёзного, внимательного чтения и отбора нужного материала.

Примите во внимание несколько важных тезисов:

  • Как персонаж этот герой фигура второстепенная, это просто рассказчик, который хорошо осведомлён о происходящих событиях, так как он друг Онегина, но роль в сюжете его невелика.
  • Автор – главный герой лирических отступлений. Поэтому на первый план выходит именно внутренний мир повествователя-поэта.

Примерный план к сочинению

  1. Место образа автора в романе «Евгений Онегин».
  2. Автор в функции персонажа:

а) приятель Онегина;

б) разница героев в их отношении к людям, театру, природе;

в) родственность героев в их отношении к миру.

  1. Выражение сознания и переживаний автора через оценки и пояснения.
  2. Лирические отступления как форма присутствия автора в романе,  отражение выдающейся личности поэта, глубины его внутреннего мира.
  1. «Личность поэта …отразилась в «Онегине» с такою полнотою, светло и ясно…» (В.Г.Белинский)

Небольшой отрывок поможет вам в написании сочинения: « Сознание автора, выражение его чувств, переживаний находят отражение в тех оценках и пояснениях, которые он даёт. Начиная с 6 главы они значительны и глубоки. Автор характеризует поэзию Ленского, фигуру Зарецкого, поступок Онегина. Далее суждения о героях произведения становятся неотъемлемы от стремительно развивающегося действия. Его присутствие становится особенно ощутимо. Автор теперь более сосредоточен, серьёзен, он мудрый рассказчик, через его сознание преломляются события романа, что делает повествование сложным, но единым целым».

Первый вариант сочинения

Образ автора появляется в «Евгении Онегине» с самых первых страниц. Пушкин предуведомляет о том, что преподносит «небрежный плод моих забав». Такое доверительное обращение предполагает непрерывный диалог между автором и читателем. «Живое» присутствие автора превращает его образ в одно из главных действующих лиц романа.

Образ автора в романе Евгений ОнегинПушкин очень часто сравнивает себя с Онегиным, приводя примеры из собственной биографии. Евгения он называет «добрым приятелем», «другом моим». Когда-то и автор, и главный герой беззаботно гуляли «на брегах Невы». Пушкин иронически намекает на свой принудительный отъезд из столицы: «Но вреден север для меня».

Как и Онегин, Пушкин провел свою молодость «под сению кулис». Целую строфу («Мои богини…») он посвящает собственным воспоминаниям о театре.

При описании наряда Онегина автор иронически упрекает ревнителей русской старины: «Всех этих слов на русском нет». В «Словаре Академии Российской (1794, 1806-1822) были исключены «все иностранные слова, введенные без нужды». Пушкин со смехом относился к этой инициативе.

Изображая посещение главным героем бала, Пушкин вновь вспоминает свои «дни веселий и желаний». Несколько строф представляют собой шутливую оду в честь «стройных женских ног».

Дружеские отношения между автором и главным героем сложились в то время, когда оба разочаровались в большом свете. В этот период они были наиболее близки друг другу: «Томила жизнь обоих нас; в обоих сердца жар угас».

Пушкин и Онегин мечтали «увидеть чуждые страны»: берега Венеции и родину Байрона — Англию. Однако друзья были внезапно разлучены: Пушкин отправился в южную ссылку, а Онегин получил в наследство имение.

Судьба проводит резкую грань между автором и главным героем. При этом отчетливее проявляется разница в их мироощущении. Если Онегину сельский пейзаж наскучил очень скоро, то Пушкин признается в горячей преданности «цветам, любви, деревне, праздности».

В романе имеется очень много пространных авторских отступлений, описывающих мысли, чувства и ощущения самого поэта.

Окончание первой главы представляет собой откровенный самоанализ автором своего состояния («Пишу, и сердце не тоскует», «Я все грущу; но слез уж нет») и начала произведения («Противоречий очень много, но их исправить не хочу»).

В конце второй главы Пушкин размышляет о бренности жизни: «Мне было б грустно мир оставить». Поэт мечтает о том, что его «летучие творенья» оставят след в отечественной литературе и когда-нибудь принесут ему славу.

Критикуя современную ему «порочную» литературу, Пушкин пророчески говорит о том, что и сам когда-нибудь займётся прозой: «Перескажу простые речи».

Рассказывая о Татьяне, автор противопоставляет ей знакомых «красавиц недоступных», от которых ему приходилось бежать.

Отдельные главы «Евгения Онегина» печатались по мере создания. По ним можно проследить биографию самого поэта. В четвертой главе Пушкин сообщает о своей «домашней» ссылке в Михайловском: «Читаю только старой няне», «бродя над озером моим».

В конце шестой главы Пушкин, в связи с гибелью Ленского, подводит определенный итог своей жизни: «Полдень мой настал», «Пускаюсь ныне в новый путь».

Беглый анализ собственной жизни автор проводит в начале восьмой главы. Развитие поэтического таланта он напрямую связывает с важными эпизодами своей биографии: «Моя студенческая келья», «старик Державин нас заметил», «по скалам Кавказа», «по брегам Тавриды» и т. д.

Доверительный разговор с читателем Александр Сергеевич Пушкин поддерживает на протяжении всего романа: «позвольте мне», «упивайтесь… легкой жизнию, друзья!», «друзья мои» и т. д. Автор словно сходит со страниц романа. Яркий пример — конец третьей главы: «Мне должно… погулять и отдохнуть: докончу после как-нибудь».

Возникает ощущение, что Пушкин наблюдает за действующими лицами вместе с читателем: «Теперь мы в сад перелетим». Для автора очень важна чужая оценка происходящего: «Вы согласитесь, мой читатель». Он просит снисхождения у собеседника («Терпенья вашего прошу», «Может быть, такого рода картины вас не привлекут»); предугадывает его реакцию («Читатель ждет уж рифмы розы«); обращает внимание на прошлые события («Смотрите первую тетрадь»).

Для читателя пушкинской эпохи граница между романом и действительностью вообще практически полностью стиралась. Пушкин все время подчеркивает общие черты, сближающие его со своим поколением: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя», «нам становятся смешны», «нам просвещенье не пристало» и т. д. В описании сна Татьяны автор называет Онегина «героем нашего романа».

В начале седьмой главы Пушкин обращается к самому широкому кругу людей («Вы, школы Левшина птенцы… деревенские Приамы… чувствительные дамы… читатель благосклонный»), призывая их насладиться природой.

Окончание романа представляет собой дружеское прощание Пушкина не только со своим героем, но и с читателем: «За сим расстанемся, прости!». Последние строки делают образ автора еще более близким для тех, кто открывает и читает его роман.


Второй вариант сочинения

В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего. Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.

Произведение писалось более восьми лет. Пушкин начал его еще в молодости, когда находился в южной ссылке. В процессе написания романа «Евгений Онегин» поэт потерял многих своих друзей. Завершил он его в Болдино. Именно в это время у поэта наблюдался небывалый творческий подъем.

Образ автора в романе «Евгений Онегин» — это образ ироничного, но доброго и мудрого человека. В этом произведении автор вовсе не скрывается от читателей. Наоборот, он постоянно заявляет о себе. И эта манера повествования придает роману особую доверительную атмосферу. Рассказчик признается, что он лично знаком со своим героем — Евгением Онегиным, называет его своим «добрым приятелем». Автор объясняет читателю, что он и Онегин подружились, когда отец Онегина еще был жив. Молодые люди стали друзьями, потому что оба были угрюмые и скучающие, оба охладели к жизни. Они даже собирались в совместное путешествие в Африку, но после смерти отца Евгения почему-то перестали общаться.

У Онегина много общего с автором. Пушкин так же, как и Онегин, любил светские развлечения, у них схожее дворянское воспитание. Правда, будущий поэт получил образование в лицее, а Онегин — дома. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен. Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.

Близка автору и Татьяна. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя и признается, что свято его бережет. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает.

Автор создал два мужских образа – Евгения и рассказчика. Они тесно взаимосвязаны, писатель сравнивает их между собой, сопоставляет черты характера, отношение к жизни. Образ автора в романе «Евгений Онегин» способствует глубокому раскрытию сути главного героя. Он помогает поэту высказать свои мысли, поделиться знаниями, впечатлениями. Литературные отступления воссоздают полную картину эпохи, светского общества, поместного дворянства.

О себе рассказчик писать не любит. Он только один раз упомянул о своем возрасте. Для него тридцать лет – это время отказа от юношеских развлечений, становления мудрого, серьезного человека. Образ автора в «Евгении Онегине» помогает выявить недостатки героя. Он одногодка повествователя, однако не становится мудрее, продолжает бесцельно прожигать время, не задумываясь о будущем.

Наиболее полно автор раскрывается в лирических отступлениях, которых в произведении очень много. Именно в них поэт раскрывает свои эмоции, переживания, отношение к происходящему, мысли и чувства. Пушкин словно общается с читателем, рассказывая о своих планах, задумках. Он становится для нас другом, дает оценку всем действиям своих героев и рассуждает об их судьбе.

Таким образом, можно сказать, что образ автора в романе «Евгений Онегин» — это образ мудрого человека, который ценит дружбу, любовь. Он дает нам много советов, главный из которых заключается в умении ценить жизнь, развиваться и меняться, обретая мудрость.


Третий вариант сочинения

Образ автора и его личность играют важнейшую роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Он незримо присутствует на протяжении всего произведения, давая личные характеристики героев, поясняя важные моменты, описывая быт и нравы своего времени. Характеристика автора во многом позволяет лучше понять не только образ главного героя, Евгения Онегина, но и окружение, в котором прошли его юношеские и более зрелые годы, сформировалась сложная и противоречивая натура.

Образ А.С. Пушкина в романе многолик: он выступает и как рассказчик, и как персонаж романа — друг Онегина: «Онегин, добрый мой приятель». Александр Сергеевич упоминает, что они познакомились в то время, когда ещё был жив отец Онегина. У них было много общего, но при этом автор подчёркивает, что они с его героем – разные люди. По неизвестным причинам после смерти отца Онегина друзья отдалились друг от друга и прекратили общение.

Автор принимает активное участие в романе. Он разговаривает с читателями, даёт советы, даже извиняется. Так, из строк романа мы узнаём, что автору 30 лет. В молодые годы он любил бывать на балах и в театрах. Вёл примерно такую же вольную жизнь, как Онегин.

Автор рассказывает нам свои секреты, делится планами. Спорит с цензорами и критиками, повествует о жизни своего друга. Но автор не просто рассказывает, он пишет лирические отступления, которые вызывают особый интерес у читателя. Так, например, в восьмой главе он рассуждает о молодости  и старости. В молодости – балы, красавицы, светские рауты. А потом приходит время осмысления своего жизненного пути, своего места в жизни.

После этих рассуждений кажется, что автору не 30 лет. Он предстает прожившим долгую жизнь, умудрённым человеком, которому не нравится в людях пошлость, зависть, лицемерие Он знает о людях очень много, но всё равно их любит.

Образ автора в романе «Евгений Онегин» играет значительную роль. На протяжении всего повествования рассказчик присутствует в произведении. Он помогает читателю понять героев, представить обстановку, разобраться в ситуации. Авторские комментарии характеризуют персонажей, выражают мнение писателя об их поступках. Пушкин позиционирует себя как друга главного действующего лица, имеет знакомых в его окружении. Он является полноценным персонажем романа наравне с другими героями.

Главный герой во многом раскрывается благодаря комментариям рассказчика, авторским замечаниям. Весомое значение слова  рассказчика имеют в формировании структуры всего произведения.

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин выступает в роли рассказчика событий, выражает собственное отношение к героям, к событиям. Но в то же время он является одним из героев произведения. Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст романа свои планы, черновики, спорит с литературными критиками.  К тому же благодаря замечаниям автора о своём романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах.

Материалы по произведению

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизниАнализ романа «Евгений Онегин»Лишний человек Евгений ОнегинОбраз Владимира Ленского «Евгений Онегин»Образ Онегина в романе «Евгений Онегин»Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»Природа в романе «Евгений Онегин»Тема любви в романе «Евгений Онегин»Характеристика Евгения Онегина как герояЧитательский дневник «Евгений Онегин»
Текст: Елена Бочкова, 8.4k 👀