Еще весны душистой нега… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках
Краткое содержание
Читая стихотворные строки, мы погружаемся в поэтический монолог. Поэт в смятении ждёт наступления весенней поры, как настоящего чуда. Перед читателями сменяются картинки, наполненные природной красотой. Мы понимаем, что зимний холод не вечен. Затем появляется женщина – «красавица степная», наблюдающая за переменами в окружающем мире. Она видит над головой пролетающих журавлей и осознаёт: весенняя пора совсем рядом.
История создания
Автор, в период написания данного стихотворения, тесно дружил с создателями журнального издания «Современник». На страницах этого издания, в 1854 г., было впервые напечатано это произведение. Поэт в это время сблизился с такими известными членами гуманитарного кружка при журнале, как И. Тургенев и Н. Некрасов.
Жанр, направление, размер
Стихотворные строки представляют жанр элегии. Это удивительный пример пейзажной поэтики, включающей в себя аккорды лёгкой грусти. Поэта, наблюдающего за переменами в природе, отличает меланхоличность.
Фет живописует природу пятистопным и четырёхстопным ямбом. В произведении используется чередование женской и мужской рифмы.
Композиция
Композиционное решение построено так, чтобы продемонстрировать неразрывность человека и окружающего мира:
- произведение состоит из трёх пятистрочных строф. Две первые строфы – это первая часть стихотворения, объединённая общей тематикой под названием «зимний пейзаж».
- третья строфа содержит противопоставление: если первые две строфы рисуют зиму, то в третьей поэт демонстрирует нотки весенней природы – это пролетающие журавли.
Композиция строится так, чтобы продемонстрировать читателю синтез человека и природы, основанный на многолетнем наблюдении.
Образы и символы
Природа одухотворена, тесно взаимосвязана с мироощущением лирического героя. Этому способствуют следующие образы:
- образ зари – заря символизирует огонь, рождённый солнцем. В отблесках зари поэт видит загадочный мир, вдохновляющий его. Заря связана с весной: это время года для земли, как заря — для нового дня;
- образ степной красавицы – он может быть истолкован и как юная дева, и как красивая метафора. Поэт описывает «сизый румянец» на щеках, свидетельствующий о холоде, но одновременно подчёркивающий женственность;
- образ весны – этот образ появляется из отрицания поэтом её прихода и обобщается в заключительном пятистишии: «Но возрожденья весть живая уж есть…».
Темы и настроение
Основная тема – мир природы предчувствует скорый приход весеннего тепла. Произведение посвящено окружающему миру, находящемуся на границе зимы и весны. В это время холода ещё не покинули землю, но заметные признаки уже говорят людям о том, что скоро придёт тепло.
Произведение погружает читателя в задумчивое, меланхолическое настроение. В заключительных строчках происходит душевный «взлёт» героя, ощущается его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весенней поры.
Основная идея
Идея произведения – предчувствие скорой весенней поры. Поэт буквально растворён в природной красоте, очарован ближайшим обновлением мира. Такая одновременность происходящего создаёт особенное чувственное пространство, способное раскрыть человеческую душу.
Средства выразительности
Фет использует следующие выразительные средства, чтобы описать природные явления:
- эпитеты – «душистая весна», «пролётные журавли», «степная красавица», «сизый румянец»;
- метафоры – «нега не успела снизойти», «соловей не смеет запеть», «зарёй гремит телега»;
- олицетворения – «солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет».
Поэт использует лексический повтор «ещё», создающий синтаксический параллелизм. Он применяется для того, чтобы сделать акцент на важной мысли данного произведения: чувствуя скорые перемены в природе, человек знает, что они произойдут, но постепенно.
Все произведения автора
- • Весенний дождь
- • Вечер
- • Ель рукавом мне тропинку завесила…
- • Еще весны душистой нега…
- • Еще майская ночь…
- • Заря прощается с землею
- • Зреет рожь над жаркой нивой…
- • Мама! Глянь-ка из окошка…
- • На заре ты ее не буди…
- • Одним толчком согнать ладью живую…
- • Первый ландыш
- • Сияла ночь луной
- • Учись у них — у дуба, у березы…
- • Шепот, робкое дыханье…
- • Это утро, радость эта…
- • Я пришел к тебе с приветом…
- • Я тебе ничего не скажу…