Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» – это выдающееся драматическое произведение русской литературы XVIII века. В своей пьесе автор раскрывает актуальные для того времени вопросы общественных идеалов, морали, чести и служения отечеству, значения родительского воспитания. Действие в пьесе происходит в деревне Простаковых (где она находится – не указано). Время действия совпадает с годом написания комедии – это конец 70-х – начало 80-х годов XVIII века.
История создания
Замысел произведения рождается после длительного пребывания Д. И. Фонвизина во Франции, где были популярны театральное искусство и смежные области, идеи Вольтера и других французских мыслителей. По возвращении в Россию писатель с энтузиазмом берётся за работу над новой пьесой. Работа над произведением займёт у писателя около трёх лет и будет окончена в 1782 году. Произведение написано в эпоху Просвещения, для которой было свойственно обращение к началам разума как в государственном устройстве, так и в жизни отдельного человека. Пьеса Д. И. Фонвизина отвечает духу времени и как бы задаёт вектор будущих событий в России. После завершения комедии Фонвизин долго борется за её постановку на театральной сцене, пытается преодолеть запрет цензуры. Помогает ему в этом личный приём у царицы. Так, в 1782 г. в Петербурге проходит премьера пьесы на сцене Вольного российского театра. Несмотря на успех театральной постановки, печатное издание увидело свет только через год. «Недоросль» был напечатан в Петербурге в 1783 г. Однако читатели встретили его довольно холодно. Причин несколько: многие театралы уже были знакомы с комедией, маленький тираж, который быстро разошёлся по друзьям и знакомым писателя.
История создания в датах
- 1778 г.-1779 гг. – начало работы Фонвизина над «Недорослем».
- 1782 г. – окончание работы над текстом «Недоросля».
- 24 сентября 1782 г. – постановка пьесы «Недоросль» в Вольном Российском театре Петербурга.
- 14 мая 1783 г. – постановка комедии в театре Медокса в Москве.
- 1783 г. – текст комедии вышел в печатном варианте из Санкт-Петербургской вольной типографии у господина Шнора.
- 1 сентября 1785 г. – с комедией познакомилась Екатерина II.
Жанр и направление
Жанр – комедия. Направление – классицизм.
Фонвизин следует классицистическим традициям, но его новаторство заключается в том, что комедия «Недоросль» отличается глубокой социальной тематикой и сатирической направленностью, описанием того, как на самом деле обстояли дела в помещичьей провинции. Это приближает пьесу к комедиям Ж.Б. Мольера и Н. В. Гоголя («Ревизор»). В первую очередь автор хочет не обличить и осудить, а с помощью смеха направить людей на путь исправления. Кроме того, это литературное направление характеризуется особенными идеалами: в нём долг превосходит чувство, а разум – страсти. Так, несмотря на мольбы Простаковой, Правдин отнимает у неё власть над крестьянами: служебный долг он ставит выше сочувствия.
Основные черты и признаки классицизма в пьесе
- Единство места и времени.
- Единство действия не соблюдается, так как в пьесе есть два конфликта: социально-политический и любовный.
- Почти у всех персонажей говорящие фамилии.
- Осуждаются лишь отдельные представители помещичьего дворянства, в то время как государство в целом представлено в позитивном ключе.
Языковые особенности
Денис Иванович раскрывает особенности характера героев с помощью метких речевых характеристик. Речь всех действующих лиц различается как по лексическому составу, так и по интонации. Писатель широко использует богатство живой народной речи. Он вводит в произведение народные пословицы и поговорки, использует простонародные и бранные слова и выражения. Наиболее выразительны языковые характеристики поместного дворянства. Так, Простакова – властная, жестокая, подлая помещица. Эти черты наглядно иллюстрирует её речь – грубая и злобная, насыщенная бранными словами, руганью и угрозами. «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день» получает от неё Еремеевна. Помещица называет няню Митрофана «старой хрычовкой», «скверной харей», «собачьей дочерью», «бестией», «канальей». «Мошенник», «скот», «воровская харя» – так она отзывается о крепостном Тришке. При этом сама Простакова уверена в своей правоте. «Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!» – сообщает помещица чиновнику Правдину.
Речь Простаковой меняется при разговорах с людьми, от которых она зависит: её язык приобретает льстивые, хитрые и заискивающие интонации. При встрече гостей речь помещицы приобретает налёт «светскости» («рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим»), а в униженных причитаниях, когда после неудавшегося похищения Софьи она вымаливает себе прощение, речь её близка к народной. Меняется речь Простаковой и при общении с сыном: «Век живи, век учись, друг мой сердешный!», «душенька». Женщина любит сына и потому обращается к нему ласково, временами наивно и даже униженно: «не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать», «Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек». Главная отличительная черта речи Простаковой – частое употребление просторечий («первоет», «деушка», «арихметика», «робенок», «пота его и понежить») и вульгаризмов («…а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…»).
Речь других отрицательных персонажей также раскрывает их сущность. Так, отец Митрофанушки, Простаков, в сцене знакомства со Стародумом представляется: «Я женин муж», подчеркивая этим свою полную зависимость от жены, отсутствие собственного мнения. Как и его жена, он невежественен, о чем свидетельствует его безграмотная речь. Забитый грозной супругой, Простаков восторженно говорит о сыне: «то-то умное дитя, то-то разумное».
Так же ярок язык учителей Митрофана: солдатский жаргон в речи Цыфиркина, цитаты (часто неуместные) из Священного Писания у Кутейкина, немецкий акцент бывшего кучера Вральмана. По их речи можно понять о той социальной среде, откуда вышли эти учителя, и о культурном уровне тех, кому доверено воспитание Митрофана.
Основу речи положительных действующих лиц составляют «правильные», книжные обороты. Стародум часто использует афоризмы («тщетно звать врача к больным неисцельно», «наглость в женщине есть вывеска порочного поведения» и др.) и архаизмы. Также герой употребляет прямые «заимствования» из прозаических произведений самого Фонвизина. Это неудивительно, ведь именно Стародум выражает авторскую позицию. Для Правдина характерны канцеляризмы, а в языке молодых людей Милона и Софьи встречаются сентиментальные обороты («тайна сердца моего», «таинство души моей», «трогает мое сердце»).
Отдельно стоит сказать о служанке и няне Митрофана – Еремеевну. Женщина безграмотна, но её речь глубоко народная. В её горестных высказываниях ярко чувствуется униженное положение служанки в доме Простаковых. «Сорок лет служу, а милость вся та же… – жалуется она. – …По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день».
Язык комедии настолько образен, что многие выражения плотно вошли в употребление и превратились в пословицы: «Не хочу учиться – хочу жениться», «Глупому сыну не в помощь богатство», «Вот злонравия достойные плоды».
Литературные приёмы
- «Говорящие» фамилии и имена героев, раскрывающие суть их личности (Простаковы, Скотинин, Правдин, Стародум, Софья – «мудрость», Митрофан – «проявление матери» и т.д.).
- Разные виды комических приёмов, отражающие критику существующих порядков (ирония, сарказм, гротеск).
- Саморазоблачение героев через речь (самохарактеристика) – герои проговариваются о своих взглядах, убеждениях, замыслах.
- Речевое поведение героев, которое отражает их натуру (грубость и хамство Простаковой, робость её мужа, восторженность и утонченность Софьи и т.д.).
Система образов
Героев произведения можно разделить на положительных (Софья, Милон, Стародум, Правдин) и отрицательных (Простаковы и Скотинин), что свойственно для классицистических традиций в литературе. Также Д. И. Фонвизин наделяет героев говорящими фамилиями. Но система образов в комедии не совсем традиционная. Она, скорее, новаторская: Фонвизин вводит в пьесу ряд нейтральных второстепенных лиц, которые не относятся ни к положительным, ни к отрицательным (Еремеевна, Цыфиркин, Кутейкин, Тришка). Персонажами комедии становятся люди разных сословий российского общества XVIII столетия: государственные мужи, дворяне, крепостные слуги, учителя.
Главные герои
Митрофан Терентьевич Простаков – избалованный, глупый, безразличный к своему будущему юноша.
Госпожа Простакова – мать Митрофана, необразованная, грубая, хитрая, жестокая помещица-крепостница.
Терентий Простаков – слабый и безвольный глава семейства Простаковых.
Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой, грубый, необразованный человек.
Софья – умная, добрая и благородная племянница Стародума. Живёт под опекой Простаковых до появления дяди.
Стародум –дядя Софьи. Мудрый и практичный человек. Его идеи отражают взгляды самого Фонвизина.
Правдин – государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Озвучивает взгляды автора на власть, государство, справедливость и права человека.
Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи. Храбрый военный, желающий послужить отечеству.
Второстепенные персонажи
Еремеевна – няня, кормилица Митрофана, крепостная крестьянка.
Сидорович Кутейкин – бывший семинарист, учит Митрофана грамматике. Тёмный, малообразованный человек.
Пафнутьевич Цыфиркин – честный и добрый отставной сержант, учит Митрофана арифметике.
Адам Адамович Вральман – немец, бывший кучер, но выдаёт себя за учёного.
Композиция
Композиция произведения построена традиционно. Комедия состоит из пяти действий. Все описанные события группируются вокруг одной основной интриги: борьбы за Софью трёх претендентов на ее руку – Скотинина, Митрофанушки и Милона. Пьеса основана на классических принципах:
- Все события развиваются на одном месте в течение одного дня.
- Комедийный жанр подкрепляет острая сатира, которая высмеивает общественные пороки. Есть в произведении как смешные моменты, так и печальные, связанные с обращением с крепостными.
Экспозиция – сцена с примеркой кафтана.
Завязка – Софья получает письмо от дядюшки Стародума.
Развитие сюжета – приезд Стародума и сватовство женихов к Софье.
Кульминация – попытка Простаковой похитить Софью и насильно выдать её замуж за Митрофанушку.
Развязка – у Простаковой отчуждаются права на управление имением.
Смысл названия
Название «Недоросль» отражает идею и задачу пьесы – осмеять недостатки дворянского образования конца XVIII века на примере недоросля Митрофана Простакова, 15-летнего ленивого, глупого и избалованного «маменькиного сынка». У слова «недоросль» во времена Фонвизина было официальное значение. В XVIII веке так называли молодых дворян, не получивших свидетельства об образовании, без которого нельзя было поступить на службу. У писателя это слово получило насмешливый, иронический смысл.
Митрофан – недоросль, прежде всего, потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не уважает достоинство других людей. Он ведёт себя грубо по отношению к слугам и учителям. Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует её силу. Но стоило ей лишиться власти в доме, как Митрофан отталкивает от себя и Простакову. И наконец, Митрофан – недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. «Мы видим, – говорит о нем Стародум, – все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..». По мнению автора, проблема воспитания имеет важное государственное значение, так как правильное воспитание – источник спасения от грозящего обществу зла, которое несут в себе Простаковы и Скотинины. Подрастающее дворянство, которое должно стать в будущем опорой своей страны, необходимо воспитывать на основе высоких социальных и моральных ценностей.
Конфликт
В основе пьесы лежат два конфликта – социально-политический и любовный.
Социально-политический конфликт заключается в столкновении нового дворянства, просвещённого, передового и образованного (Софья, Милон и Правдин), с косным миром самодуров и невеж (Простаковы, Скотинин). Также писатель поднимает вопрос о необходимости освобождения России от традиций крепостного права. В финале у Простаковых отнимают права на владение крепостными, а на имение накладывают опеку. Таким образом, конфликт разрешается внешним вмешательством.
Любовный конфликт играет второстепенную роль и лишь дополняет социально-политический. На нём во многом держится комическая составляющая пьесы. Он требует только косвенного разрешения и создан автором, чтобы подчеркнуть ничтожность отрицательных героев, раскрыть их характеры.
Основная идея
Основная идея комедии «Недоросль» – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними он видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. На примере Правдина, Милона, Софьи и Стародума Фонвизин показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Писатель акцентирует внимание на том, что создать новое общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Нужно отходить от старых идеалов, основой обновлённого дворянства должны стать честность, справедливость и мораль.
Тематика и проблематика
1. Тема: Воспитание
Проблема: в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами.
2. Тема: Образование
Проблема: Получение знаний ставится писателем на первое место. По его мнению, только образованный человек может быть по-настоящему благородным, тогда как прозябающие во тьме невежества – недалёкие и подлые люди.
3. Тема: Семья
Проблема: Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
4. Тема: Просвещение против невежества
Проблема: Глупость отдельных помещиков настолько велика, что они не способны понять степень своей отсталости. Необходимо внедрять новую систему воспитания и обучения. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.
5. Тема: Свобода выбора
Проблема: «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.
6. Тема: Крепостное право
Проблема: Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
7. Тема: Алчность
Проблема: Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
8. Тема: Нравственность
Проблема: Стародум говорит, что только нравственному человеку знания идут на пользу. Он считает, что благонравие — это основа образования и воспитания. Он ставит необходимость доброты, справедливости и честности на первое место. Это и есть идеалы Фонвизина.
9. Тема: Деспотизм, дикость и жестокость провинциального дворянства
Проблема: Простаковы и Скотинины безграмотны, бездуховны и безнравственны, но обладают большой властью. Необходимо на государственном уровне отстранять их от власти и бороться с произволом.
10. Тема: Любовь
Проблема: Автор указывает на основу брака — любовь. В его времена было популярно жениться и выходить замуж по расчету, но в этом укладе жизни очевидна безнравственность. На примере Софьи и Милона он показывает, как должны формироваться семьи: только по взаимной склонности и благословению родных.
Критика
Комедия «Недоросль» была принята неоднозначно. Особенно неприязненно отнеслись к пьесе при дворе Екатерины II. Часть зрителей увидела в пьесе торжество идей Просвещения, другие усмотрели клевету вместо обличения. Дальнейшая критика комедии также не была однозначной.
Сам Пушкин считал творчество Фонвизина искренним и весёлым, и очень сожалел о том, что таких писателей в русской литературе совсем немного.
«Недоросль» … единственный памятник народной сатиры, «Недоросль», которым некогда восхищалась Екатерина и весь её блестящий двор…».
Тонкое замечание о пьесе сделал Н. В. Гоголь: «<…> Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы и проверено знаньем души…».
Мнение критиков о «Недоросле» было бы неполным без рецензии В. Г. Белинского.
«…«Недоросль» и «Бригадир», уже согнанные с театра, никогда не будут изгнаны ни из истории русской литературы, ни из библиотек порядочных людей. Не будучи комедиями в художественном значении, они — прекрасные произведения беллетрической литературы, драгоценные летописи общественности того времени. …и честь и слава уму и таланту Фонвизина, что он угадал, что можно и что нужно было в его время…».
Были и негативные отзывы, связанные с искусственностью образов героев:
«…комедия «Недоросль», хотя и явилась выражением общественного самосознания, лишена горячего, живого чувства протеста… Как и сам Фонвизин, его «идеалы» — Правдин, Стародум, Милон, Софья — все «умны», порядочны, но холодны, чересчур благоразумны и заученным манером излагают господствующую теорию «просвещенного деспотизма»…» (С. М. Брилиант).
Советская критика положительно оценивала вклад автора в литературу и развитие общественной мысли.
Значение
В своей комедии Д. И. Фонвизин отразил русскую действительность времён правления Екатерины II и поднял вопросы воспитания молодежи, хамства, наглости, самодовольства, деградации, отсутствия моральных ориентиров и норм. Словно под увеличительным стеклом современники писателя увидели «болезни» своего общества и свои собственные пороки.
Фонвизин призывает в любых обстоятельствах оставаться человеком и уважать тех, кто находится рядом. Комедия «Недоросль» имеет большое воспитательное значение. Мы видим на примере Митрофанушки, как изуродовали его ум и душу невежды-родители. В уста Стародума автор вкладывает своё послание читателям: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Эта мысль остается актуальной и сегодня.
Интересные факты
- Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог: его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
- Благодаря пьесе имя Митрофан, как и само слово недоросль, стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки.
- В спектакле Нежинской гимназии Н. В. Гоголь играл роль Простаковой.
- Сам автор принимал активное участие в постановке: режиссировал и подбирал актёров. Знаменитый актёр ХVIII века Иван Дмитриевский исполнил роль Стародума. Роль Правдина сыграл яркий актёр и драматург Петр Плавильщиков, а образ Еремеевны с блеском воплотил ведущий комик того времени Яков Шумский.
- Денис Иванович пытался выпускать собственный сатирический журнал с говорящим названием «Друг честных людей, или Стародум», публикации в котором должны были иметь вид переписки героев «Недоросля» и других вымышленных персонажей. Но цензура не разрешила выпуск такого издания.
Краткое содержание
Действие 1
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 2010
Портняжка Тришка пошил Митрофану тесный кафтан. Простакова бранит и Тришку, и мужа, не способного самостоятельно принимать решения и привыкшего во всем полагаться на ее волю. Приходит Скотинин в отличном настроении: у него назначено свидание с Софьей, дальней родственницей Простаковых, живущей у них после смерти матушки. Простаковы уже давно задумали отдать ее замуж. Скотинин заинтересовался девушкой не из-за ее богатства или красоты, а потому что в ее имении множество свиней, к этим животным у Скотинина проявляется слабость. Появляется Софья с письмом от своего дядюшки Стародума, которого все считали умершим много лет назад. Он долго прожил в Сибири, скопил значительное состояние и назначил наследницей Софью. Тут в голове Простаковой возникает идея женить сына на столь богатой невесте. Однако Скотинин тоже не желает отступать.
Действие 2
В деревне останавливаются солдаты, среди них офицер Милон. Он встречается с Правдиным, отстаивающим интересы крестьян при помещичьем произволе. Милон жалуется приятелю, что уже несколько месяцев не видел своей любимой Софьи, которую по слухам родные увезли из Москвы и были очень жестоки с ней в обращении.
На сцене появляется Софья и падает в объятья Милона, жалуясь на сложную жизнь в поместье родственников, на возможное сватовство с Митрофаном. Вошедший вслед за ней Скотинин тоже озвучивает свое намерение жениться на девушке. Когда Правдин озвучивает истинные намерения Митрофана, Скотинин вместо настоящего соперника Милона озлобляется на племянника и накидывается на него с дракой. Только Правдин оттаскивает Скотинина.
Учителя Митрофанушки. Иллюстрация Е. Суматохина
Простакова становится учтивой с Софьей, обходительной, она хочет расположить ее к себе и сыну. Г-жа Простакова представляет Милону и Правдину преподавателей Митрофанушки, которые сетуют на невероятную глупость своего воспитанника, на необразованность самой хозяйки. Сын угрожает Простаковой, что бросится в воду, если та еще раз заставит его читать. Митрофанушка зол на Скотинина. Узнав о потасовке между ними, Простакова сперва набрасывается на Еремеевну за то, что та не сумела уберечь ребенка, а потом уже на брата. Учителя подростка получают расчет и отправляются в бар выпить.
Действие 3
Правдин встречается со Стародумом и выражает ему свое уважение. Стародум рассказывает, что при дворе царит лживость, унижение, малодушие, себялюбие. Он говорит, что ушел с царской службы, чтобы оставить при себе свою душу и честь. Заработав состояние, Стародум ставит смыслом жизни благополучие племянницы. Он счастлив видеть ее спустя столько лет разлуки. Софья показывает дяде свою любовь, преданность и единомыслие. Она полностью принимает взгляды дяди на жизнь. Несколько смущает девушку заявление Стародума о том, что он мечтает выдать ее замуж за всем известного и уважаемого человека. Но принуждать ее он ни к чему не собирается. Окружение Софьи наперебой советует ей в женихи то Митрофана, то Скотинина. Простакова хочет, чтобы Митрофанушка показал свою образованность перед Стародумом с целью произвести положительное впечатление на него. Но он восклицает, что не хочет учиться, а хочет жениться. Учителя друг за другом пытаются
Простакова и Простаков. Иллюстрация Е. Суматохина
передать знания недорослю, но он не желает решать задачи. Наконец мать соглашается с тем, что Митрофанушку замучали и говорит, что ему лучше общаться в своем кругу, а не с образованными людьми. Она жалеет своего перетрудившегося сына.
Действие 4
Стародум разговаривает с Софьей о добре и справедливости, дает ей советы: придерживаться людей, которые будут ее ценить за ум и внутренний мир, быть высоконравственной и честной. Говоря о семье, он негодует, что в последнее время многие браки заключаются по расчету, а не по сердечному влечению. Он питает надежду, что Софья при выборе мужа будет руководствоваться духовной близостью с человеком, будет дружить с ним, а не просто любить его. Стародум получает письмо из Москвы от старого приятеля, который рекомендует в женихи Софье Милона. Он интересуется у племянницы, свободно ли ее сердце. Как только Софья решает рассказать о своей симпатии к Милону, появляется Правдин и представляет возлюбленного Софьи Стародуму. Последний, выяснив все, приходит в восторг от того, что это и есть тот человек, о котором говорится в письме. А когда становится очевидным, что и Софья влюблена в него, а покойная мать девушки также души в нем не чаяла, он приходит в восхищение и одобряет достойный выбор племянницы.
В процессе разъяснений появляется Скотинин, который восклицает о своей привязанности к свиньям. На предложение Скотинина руки и сердца Стародум однозначно отказывает, объясняя это тем, что приличной девушке дворянской крови не пристало выходить замуж за Скотинина и жить, как скотина. Тут входит Простакова, расхваливая Митрофанушку, превознося его глубокие знания в различных областях науки. Митрофан определяет слово «дверь» как прилагательное, так как она приложена к косяку, а чуланная дверь, которая еще не навешана, обозначается существительным. На просьбу усмехающихся окружающих рассказать что-нибудь из истории, он говорит, что знает только «истории» скотницы Хавроньи. Слова «география» он вообще не знает.
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987
Когда Правдин пытается объяснить важность географии во время путешествия, Простакова говорит, что для молодого дворянина это лишние знания, потому что его возит извозчик. В результате, Стародум отказывает Простаковой в сватовстве. Правдин получает письмо, в котором говорится, что в случае противоправных действий, имение Простаковых будет отнято. Простакова задыхается от злости. Разведав, что рано утром Стародум и Софья уезжают в Москву, она задумывает обвенчать девушку с Митрофаном против ее воли.
Действие 5
Софью пытаются насильно затащить в карету. Милон спасает ее. Еремеевна рассказывает о случившемся Стародуму и Правдину, и те решают закончить произвол, происходящий в доме Простаковых. Поняв, что ее планы разрушились, дворянка Простакова падает ниц, начинает умолять Стародума простить ее. Сжалившись, Правдин отпускает ее, и она тут же начинает вымещать зло на своих слугах, которые не укараулили Софью. Правдин отнимает у Простаковых дом. Скотинин обещает уважать крестьян и всем дворянам советовать такой подход.
Простакова голосит, что все, что у нее есть – Митрофан, но сыну она не нужна – он отталкивает ее. От этого Простакова теряет сознание. Правдин обвиняет Митрофана в грубости и определяет его на военную службу. Простакова обезумела от осознания, что потеряла все – и власть, и сына. А Стародум произносит: «Вот злонравия достойные плоды».