Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» – это выдающееся драматическое произведение русской литературы XVIII века. В своей пьесе автор раскрывает актуальные для того времени вопросы общественных идеалов, морали, чести и служения отечеству, значения родительского воспитания. Действие в пьесе происходит в деревне Простаковых (где она находится – не указано). Время действия совпадает с годом написания комедии – это конец 70-х – начало 80-х годов XVIII века.
История создания
Замысел произведения рождается после длительного пребывания Д. И. Фонвизина во Франции, где были популярны театральное искусство и смежные области, идеи Вольтера и других французских мыслителей. По возвращении в Россию писатель с энтузиазмом берётся за работу над новой пьесой. Работа над произведением займёт у писателя около трёх лет и будет окончена в 1782 году. Произведение написано в эпоху Просвещения, для которой было свойственно обращение к началам разума как в государственном устройстве, так и в жизни отдельного человека. Пьеса Д. И. Фонвизина отвечает духу времени и как бы задаёт вектор будущих событий в России. После завершения комедии Фонвизин долго борется за её постановку на театральной сцене, пытается преодолеть запрет цензуры. Помогает ему в этом личный приём у царицы. Так, в 1782 г. в Петербурге проходит премьера пьесы на сцене Вольного российского театра. Несмотря на успех театральной постановки, печатное издание увидело свет только через год. «Недоросль» был напечатан в Петербурге в 1783 г. Однако читатели встретили его довольно холодно. Причин несколько: многие театралы уже были знакомы с комедией, маленький тираж, который быстро разошёлся по друзьям и знакомым писателя.
История создания в датах
- 1778 г.-1779 гг. – начало работы Фонвизина над «Недорослем».
- 1782 г. – окончание работы над текстом «Недоросля».
- 24 сентября 1782 г. – постановка пьесы «Недоросль» в Вольном Российском театре Петербурга.
- 14 мая 1783 г. – постановка комедии в театре Медокса в Москве.
- 1783 г. – текст комедии вышел в печатном варианте из Санкт-Петербургской вольной типографии у господина Шнора.
- 1 сентября 1785 г. – с комедией познакомилась Екатерина II.
Жанр и направление
Жанр – комедия. Направление – классицизм.
Фонвизин следует классицистическим традициям, но его новаторство заключается в том, что комедия «Недоросль» отличается глубокой социальной тематикой и сатирической направленностью, описанием того, как на самом деле обстояли дела в помещичьей провинции. Это приближает пьесу к комедиям Ж.Б. Мольера и Н. В. Гоголя («Ревизор»). В первую очередь автор хочет не обличить и осудить, а с помощью смеха направить людей на путь исправления. Кроме того, это литературное направление характеризуется особенными идеалами: в нём долг превосходит чувство, а разум – страсти. Так, несмотря на мольбы Простаковой, Правдин отнимает у неё власть над крестьянами: служебный долг он ставит выше сочувствия.
Основные черты и признаки классицизма в пьесе
- Единство места и времени.
- Единство действия не соблюдается, так как в пьесе есть два конфликта: социально-политический и любовный.
- Почти у всех персонажей говорящие фамилии.
- Осуждаются лишь отдельные представители помещичьего дворянства, в то время как государство в целом представлено в позитивном ключе.
Языковые особенности
Денис Иванович раскрывает особенности характера героев с помощью метких речевых характеристик. Речь всех действующих лиц различается как по лексическому составу, так и по интонации. Писатель широко использует богатство живой народной речи. Он вводит в произведение народные пословицы и поговорки, использует простонародные и бранные слова и выражения. Наиболее выразительны языковые характеристики поместного дворянства. Так, Простакова – властная, жестокая, подлая помещица. Эти черты наглядно иллюстрирует её речь – грубая и злобная, насыщенная бранными словами, руганью и угрозами. «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день» получает от неё Еремеевна. Помещица называет няню Митрофана «старой хрычовкой», «скверной харей», «собачьей дочерью», «бестией», «канальей». «Мошенник», «скот», «воровская харя» – так она отзывается о крепостном Тришке. При этом сама Простакова уверена в своей правоте. «Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!» – сообщает помещица чиновнику Правдину.
Речь Простаковой меняется при разговорах с людьми, от которых она зависит: её язык приобретает льстивые, хитрые и заискивающие интонации. При встрече гостей речь помещицы приобретает налёт «светскости» («рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим»), а в униженных причитаниях, когда после неудавшегося похищения Софьи она вымаливает себе прощение, речь её близка к народной. Меняется речь Простаковой и при общении с сыном: «Век живи, век учись, друг мой сердешный!», «душенька». Женщина любит сына и потому обращается к нему ласково, временами наивно и даже униженно: «не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать», «Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек». Главная отличительная черта речи Простаковой – частое употребление просторечий («первоет», «деушка», «арихметика», «робенок», «пота его и понежить») и вульгаризмов («…а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…»).
Речь других отрицательных персонажей также раскрывает их сущность. Так, отец Митрофанушки, Простаков, в сцене знакомства со Стародумом представляется: «Я женин муж», подчеркивая этим свою полную зависимость от жены, отсутствие собственного мнения. Как и его жена, он невежественен, о чем свидетельствует его безграмотная речь. Забитый грозной супругой, Простаков восторженно говорит о сыне: «то-то умное дитя, то-то разумное».
Так же ярок язык учителей Митрофана: солдатский жаргон в речи Цыфиркина, цитаты (часто неуместные) из Священного Писания у Кутейкина, немецкий акцент бывшего кучера Вральмана. По их речи можно понять о той социальной среде, откуда вышли эти учителя, и о культурном уровне тех, кому доверено воспитание Митрофана.
Основу речи положительных действующих лиц составляют «правильные», книжные обороты. Стародум часто использует афоризмы («тщетно звать врача к больным неисцельно», «наглость в женщине есть вывеска порочного поведения» и др.) и архаизмы. Также герой употребляет прямые «заимствования» из прозаических произведений самого Фонвизина. Это неудивительно, ведь именно Стародум выражает авторскую позицию. Для Правдина характерны канцеляризмы, а в языке молодых людей Милона и Софьи встречаются сентиментальные обороты («тайна сердца моего», «таинство души моей», «трогает мое сердце»).
Отдельно стоит сказать о служанке и няне Митрофана – Еремеевну. Женщина безграмотна, но её речь глубоко народная. В её горестных высказываниях ярко чувствуется униженное положение служанки в доме Простаковых. «Сорок лет служу, а милость вся та же… – жалуется она. – …По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день».
Язык комедии настолько образен, что многие выражения плотно вошли в употребление и превратились в пословицы: «Не хочу учиться – хочу жениться», «Глупому сыну не в помощь богатство», «Вот злонравия достойные плоды».
Литературные приёмы
- «Говорящие» фамилии и имена героев, раскрывающие суть их личности (Простаковы, Скотинин, Правдин, Стародум, Софья – «мудрость», Митрофан – «проявление матери» и т.д.).
- Разные виды комических приёмов, отражающие критику существующих порядков (ирония, сарказм, гротеск).
- Саморазоблачение героев через речь (самохарактеристика) – герои проговариваются о своих взглядах, убеждениях, замыслах.
- Речевое поведение героев, которое отражает их натуру (грубость и хамство Простаковой, робость её мужа, восторженность и утонченность Софьи и т.д.).
Система образов
Героев произведения можно разделить на положительных (Софья, Милон, Стародум, Правдин) и отрицательных (Простаковы и Скотинин), что свойственно для классицистических традиций в литературе. Также Д. И. Фонвизин наделяет героев говорящими фамилиями. Но система образов в комедии не совсем традиционная. Она, скорее, новаторская: Фонвизин вводит в пьесу ряд нейтральных второстепенных лиц, которые не относятся ни к положительным, ни к отрицательным (Еремеевна, Цыфиркин, Кутейкин, Тришка). Персонажами комедии становятся люди разных сословий российского общества XVIII столетия: государственные мужи, дворяне, крепостные слуги, учителя.
Главные герои
Митрофан Терентьевич Простаков – избалованный, глупый, безразличный к своему будущему юноша.
Госпожа Простакова – мать Митрофана, необразованная, грубая, хитрая, жестокая помещица-крепостница.
Терентий Простаков – слабый и безвольный глава семейства Простаковых.
Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой, грубый, необразованный человек.
Софья – умная, добрая и благородная племянница Стародума. Живёт под опекой Простаковых до появления дяди.
Стародум –дядя Софьи. Мудрый и практичный человек. Его идеи отражают взгляды самого Фонвизина.
Правдин – государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Озвучивает взгляды автора на власть, государство, справедливость и права человека.
Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи. Храбрый военный, желающий послужить отечеству.
Второстепенные персонажи
Еремеевна – няня, кормилица Митрофана, крепостная крестьянка.
Сидорович Кутейкин – бывший семинарист, учит Митрофана грамматике. Тёмный, малообразованный человек.
Пафнутьевич Цыфиркин – честный и добрый отставной сержант, учит Митрофана арифметике.
Адам Адамович Вральман – немец, бывший кучер, но выдаёт себя за учёного.
Композиция
Композиция произведения построена традиционно. Комедия состоит из пяти действий. Все описанные события группируются вокруг одной основной интриги: борьбы за Софью трёх претендентов на ее руку – Скотинина, Митрофанушки и Милона. Пьеса основана на классических принципах:
- Все события развиваются на одном месте в течение одного дня.
- Комедийный жанр подкрепляет острая сатира, которая высмеивает общественные пороки. Есть в произведении как смешные моменты, так и печальные, связанные с обращением с крепостными.
Экспозиция – сцена с примеркой кафтана.
Завязка – Софья получает письмо от дядюшки Стародума.
Развитие сюжета – приезд Стародума и сватовство женихов к Софье.
Кульминация – попытка Простаковой похитить Софью и насильно выдать её замуж за Митрофанушку.
Развязка – у Простаковой отчуждаются права на управление имением.
Смысл названия
Название «Недоросль» отражает идею и задачу пьесы – осмеять недостатки дворянского образования конца XVIII века на примере недоросля Митрофана Простакова, 15-летнего ленивого, глупого и избалованного «маменькиного сынка». У слова «недоросль» во времена Фонвизина было официальное значение. В XVIII веке так называли молодых дворян, не получивших свидетельства об образовании, без которого нельзя было поступить на службу. У писателя это слово получило насмешливый, иронический смысл.
Митрофан – недоросль, прежде всего, потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не уважает достоинство других людей. Он ведёт себя грубо по отношению к слугам и учителям. Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует её силу. Но стоило ей лишиться власти в доме, как Митрофан отталкивает от себя и Простакову. И наконец, Митрофан – недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. «Мы видим, – говорит о нем Стародум, – все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..». По мнению автора, проблема воспитания имеет важное государственное значение, так как правильное воспитание – источник спасения от грозящего обществу зла, которое несут в себе Простаковы и Скотинины. Подрастающее дворянство, которое должно стать в будущем опорой своей страны, необходимо воспитывать на основе высоких социальных и моральных ценностей.
Конфликт
В основе пьесы лежат два конфликта – социально-политический и любовный.
Социально-политический конфликт заключается в столкновении нового дворянства, просвещённого, передового и образованного (Софья, Милон и Правдин), с косным миром самодуров и невеж (Простаковы, Скотинин). Также писатель поднимает вопрос о необходимости освобождения России от традиций крепостного права. В финале у Простаковых отнимают права на владение крепостными, а на имение накладывают опеку. Таким образом, конфликт разрешается внешним вмешательством.
Любовный конфликт играет второстепенную роль и лишь дополняет социально-политический. На нём во многом держится комическая составляющая пьесы. Он требует только косвенного разрешения и создан автором, чтобы подчеркнуть ничтожность отрицательных героев, раскрыть их характеры.
Основная идея
Основная идея комедии «Недоросль» – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними он видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. На примере Правдина, Милона, Софьи и Стародума Фонвизин показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Писатель акцентирует внимание на том, что создать новое общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Нужно отходить от старых идеалов, основой обновлённого дворянства должны стать честность, справедливость и мораль.
Тематика и проблематика
1. Тема: Воспитание
Проблема: в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами.
2. Тема: Образование
Проблема: Получение знаний ставится писателем на первое место. По его мнению, только образованный человек может быть по-настоящему благородным, тогда как прозябающие во тьме невежества – недалёкие и подлые люди.
3. Тема: Семья
Проблема: Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
4. Тема: Просвещение против невежества
Проблема: Глупость отдельных помещиков настолько велика, что они не способны понять степень своей отсталости. Необходимо внедрять новую систему воспитания и обучения. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.
5. Тема: Свобода выбора
Проблема: «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.
6. Тема: Крепостное право
Проблема: Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
7. Тема: Алчность
Проблема: Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
8. Тема: Нравственность
Проблема: Стародум говорит, что только нравственному человеку знания идут на пользу. Он считает, что благонравие — это основа образования и воспитания. Он ставит необходимость доброты, справедливости и честности на первое место. Это и есть идеалы Фонвизина.
9. Тема: Деспотизм, дикость и жестокость провинциального дворянства
Проблема: Простаковы и Скотинины безграмотны, бездуховны и безнравственны, но обладают большой властью. Необходимо на государственном уровне отстранять их от власти и бороться с произволом.
10. Тема: Любовь
Проблема: Автор указывает на основу брака — любовь. В его времена было популярно жениться и выходить замуж по расчету, но в этом укладе жизни очевидна безнравственность. На примере Софьи и Милона он показывает, как должны формироваться семьи: только по взаимной склонности и благословению родных.
Критика
Комедия «Недоросль» была принята неоднозначно. Особенно неприязненно отнеслись к пьесе при дворе Екатерины II. Часть зрителей увидела в пьесе торжество идей Просвещения, другие усмотрели клевету вместо обличения. Дальнейшая критика комедии также не была однозначной.
Сам Пушкин считал творчество Фонвизина искренним и весёлым, и очень сожалел о том, что таких писателей в русской литературе совсем немного.
«Недоросль» … единственный памятник народной сатиры, «Недоросль», которым некогда восхищалась Екатерина и весь её блестящий двор…».
Тонкое замечание о пьесе сделал Н. В. Гоголь: «<…> Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы и проверено знаньем души…».
Мнение критиков о «Недоросле» было бы неполным без рецензии В. Г. Белинского.
«…«Недоросль» и «Бригадир», уже согнанные с театра, никогда не будут изгнаны ни из истории русской литературы, ни из библиотек порядочных людей. Не будучи комедиями в художественном значении, они — прекрасные произведения беллетрической литературы, драгоценные летописи общественности того времени. …и честь и слава уму и таланту Фонвизина, что он угадал, что можно и что нужно было в его время…».
Были и негативные отзывы, связанные с искусственностью образов героев:
«…комедия «Недоросль», хотя и явилась выражением общественного самосознания, лишена горячего, живого чувства протеста… Как и сам Фонвизин, его «идеалы» — Правдин, Стародум, Милон, Софья — все «умны», порядочны, но холодны, чересчур благоразумны и заученным манером излагают господствующую теорию «просвещенного деспотизма»…» (С. М. Брилиант).
Советская критика положительно оценивала вклад автора в литературу и развитие общественной мысли.
Значение
В своей комедии Д. И. Фонвизин отразил русскую действительность времён правления Екатерины II и поднял вопросы воспитания молодежи, хамства, наглости, самодовольства, деградации, отсутствия моральных ориентиров и норм. Словно под увеличительным стеклом современники писателя увидели «болезни» своего общества и свои собственные пороки.
Фонвизин призывает в любых обстоятельствах оставаться человеком и уважать тех, кто находится рядом. Комедия «Недоросль» имеет большое воспитательное значение. Мы видим на примере Митрофанушки, как изуродовали его ум и душу невежды-родители. В уста Стародума автор вкладывает своё послание читателям: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Эта мысль остается актуальной и сегодня.
Интересные факты
- Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог: его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
- Благодаря пьесе имя Митрофан, как и само слово недоросль, стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки.
- В спектакле Нежинской гимназии Н. В. Гоголь играл роль Простаковой.
- Сам автор принимал активное участие в постановке: режиссировал и подбирал актёров. Знаменитый актёр ХVIII века Иван Дмитриевский исполнил роль Стародума. Роль Правдина сыграл яркий актёр и драматург Петр Плавильщиков, а образ Еремеевны с блеском воплотил ведущий комик того времени Яков Шумский.
- Денис Иванович пытался выпускать собственный сатирический журнал с говорящим названием «Друг честных людей, или Стародум», публикации в котором должны были иметь вид переписки героев «Недоросля» и других вымышленных персонажей. Но цензура не разрешила выпуск такого издания.
Краткое содержание
Действие 1
![Краткое содержание недоросоль](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2017/06/Краткое-содержание-недоросоль-300x200.jpg)
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 2010
Портняжка Тришка пошил Митрофану тесный кафтан. Простакова бранит и Тришку, и мужа, не способного самостоятельно принимать решения и привыкшего во всем полагаться на ее волю. Приходит Скотинин в отличном настроении: у него назначено свидание с Софьей, дальней родственницей Простаковых, живущей у них после смерти матушки. Простаковы уже давно задумали отдать ее замуж. Скотинин заинтересовался девушкой не из-за ее богатства или красоты, а потому что в ее имении множество свиней, к этим животным у Скотинина проявляется слабость. Появляется Софья с письмом от своего дядюшки Стародума, которого все считали умершим много лет назад. Он долго прожил в Сибири, скопил значительное состояние и назначил наследницей Софью. Тут в голове Простаковой возникает идея женить сына на столь богатой невесте. Однако Скотинин тоже не желает отступать.
Действие 2
В деревне останавливаются солдаты, среди них офицер Милон. Он встречается с Правдиным, отстаивающим интересы крестьян при помещичьем произволе. Милон жалуется приятелю, что уже несколько месяцев не видел своей любимой Софьи, которую по слухам родные увезли из Москвы и были очень жестоки с ней в обращении.
На сцене появляется Софья и падает в объятья Милона, жалуясь на сложную жизнь в поместье родственников, на возможное сватовство с Митрофаном. Вошедший вслед за ней Скотинин тоже озвучивает свое намерение жениться на девушке. Когда Правдин озвучивает истинные намерения Митрофана, Скотинин вместо настоящего соперника Милона озлобляется на племянника и накидывается на него с дракой. Только Правдин оттаскивает Скотинина.
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2017/06/е-суматох-300x216.jpg)
Учителя Митрофанушки. Иллюстрация Е. Суматохина
Простакова становится учтивой с Софьей, обходительной, она хочет расположить ее к себе и сыну. Г-жа Простакова представляет Милону и Правдину преподавателей Митрофанушки, которые сетуют на невероятную глупость своего воспитанника, на необразованность самой хозяйки. Сын угрожает Простаковой, что бросится в воду, если та еще раз заставит его читать. Митрофанушка зол на Скотинина. Узнав о потасовке между ними, Простакова сперва набрасывается на Еремеевну за то, что та не сумела уберечь ребенка, а потом уже на брата. Учителя подростка получают расчет и отправляются в бар выпить.
Действие 3
Правдин встречается со Стародумом и выражает ему свое уважение. Стародум рассказывает, что при дворе царит лживость, унижение, малодушие, себялюбие. Он говорит, что ушел с царской службы, чтобы оставить при себе свою душу и честь. Заработав состояние, Стародум ставит смыслом жизни благополучие племянницы. Он счастлив видеть ее спустя столько лет разлуки. Софья показывает дяде свою любовь, преданность и единомыслие. Она полностью принимает взгляды дяди на жизнь. Несколько смущает девушку заявление Стародума о том, что он мечтает выдать ее замуж за всем известного и уважаемого человека. Но принуждать ее он ни к чему не собирается. Окружение Софьи наперебой советует ей в женихи то Митрофана, то Скотинина. Простакова хочет, чтобы Митрофанушка показал свою образованность перед Стародумом с целью произвести положительное впечатление на него. Но он восклицает, что не хочет учиться, а хочет жениться. Учителя друг за другом пытаются
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2017/06/е-суматохин-2-300x216.jpg)
Простакова и Простаков. Иллюстрация Е. Суматохина
передать знания недорослю, но он не желает решать задачи. Наконец мать соглашается с тем, что Митрофанушку замучали и говорит, что ему лучше общаться в своем кругу, а не с образованными людьми. Она жалеет своего перетрудившегося сына.
Действие 4
Стародум разговаривает с Софьей о добре и справедливости, дает ей советы: придерживаться людей, которые будут ее ценить за ум и внутренний мир, быть высоконравственной и честной. Говоря о семье, он негодует, что в последнее время многие браки заключаются по расчету, а не по сердечному влечению. Он питает надежду, что Софья при выборе мужа будет руководствоваться духовной близостью с человеком, будет дружить с ним, а не просто любить его. Стародум получает письмо из Москвы от старого приятеля, который рекомендует в женихи Софье Милона. Он интересуется у племянницы, свободно ли ее сердце. Как только Софья решает рассказать о своей симпатии к Милону, появляется Правдин и представляет возлюбленного Софьи Стародуму. Последний, выяснив все, приходит в восторг от того, что это и есть тот человек, о котором говорится в письме. А когда становится очевидным, что и Софья влюблена в него, а покойная мать девушки также души в нем не чаяла, он приходит в восхищение и одобряет достойный выбор племянницы.
В процессе разъяснений появляется Скотинин, который восклицает о своей привязанности к свиньям. На предложение Скотинина руки и сердца Стародум однозначно отказывает, объясняя это тем, что приличной девушке дворянской крови не пристало выходить замуж за Скотинина и жить, как скотина. Тут входит Простакова, расхваливая Митрофанушку, превознося его глубокие знания в различных областях науки. Митрофан определяет слово «дверь» как прилагательное, так как она приложена к косяку, а чуланная дверь, которая еще не навешана, обозначается существительным. На просьбу усмехающихся окружающих рассказать что-нибудь из истории, он говорит, что знает только «истории» скотницы Хавроньи. Слова «география» он вообще не знает.
![](https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2017/06/1987-300x225.jpg)
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987
Когда Правдин пытается объяснить важность географии во время путешествия, Простакова говорит, что для молодого дворянина это лишние знания, потому что его возит извозчик. В результате, Стародум отказывает Простаковой в сватовстве. Правдин получает письмо, в котором говорится, что в случае противоправных действий, имение Простаковых будет отнято. Простакова задыхается от злости. Разведав, что рано утром Стародум и Софья уезжают в Москву, она задумывает обвенчать девушку с Митрофаном против ее воли.
Действие 5
Софью пытаются насильно затащить в карету. Милон спасает ее. Еремеевна рассказывает о случившемся Стародуму и Правдину, и те решают закончить произвол, происходящий в доме Простаковых. Поняв, что ее планы разрушились, дворянка Простакова падает ниц, начинает умолять Стародума простить ее. Сжалившись, Правдин отпускает ее, и она тут же начинает вымещать зло на своих слугах, которые не укараулили Софью. Правдин отнимает у Простаковых дом. Скотинин обещает уважать крестьян и всем дворянам советовать такой подход.
Простакова голосит, что все, что у нее есть – Митрофан, но сыну она не нужна – он отталкивает ее. От этого Простакова теряет сознание. Правдин обвиняет Митрофана в грубости и определяет его на военную службу. Простакова обезумела от осознания, что потеряла все – и власть, и сына. А Стародум произносит: «Вот злонравия достойные плоды».