Тарас Бульба • повесть
краткая информация
«Тарас Бульба» – повесть Николая Васильевича Гоголя, повествующая о героическом прошлом запорожских казаков. Это произведение об отношениях отцов и детей, чести и предательстве, любви к родине, вере и верности, нравственном выборе и национальном единстве.
История создания
Идея «Тараса Бульбы» появилась у Н. В. Гоголя примерно в 1830 годах. Над текстом писатель работал около 10 лет, но окончательной правки повесть так и не получила. Авторская рукопись была опубликована в 1835 году в сборнике «Миргород», но уже в 1842 выходит другая редакция произведения. Писатель ответственно подошёл к задаче. Он с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов. При написании повести Н. В. Гоголь обращался к «Описанию Украины» Боплана, «Истории Русов или Малой России» (написанная, по разным версиям, архиепископом Георгием Конисским или Григорием Андреевичем Полетикою), «Истории о казаках запорожских» Мышецкого и спискам украинских летописей. Но Гоголю не хватало характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Чтобы исправить это, он обратился к народным украинским песням и думам, которые считал кладезем для историка и поэта. Писатель извлекал из фольклора сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, образ Андрия создан под влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом. Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий. Думы и песни же помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы быта. Песни сделали художественный язык более лиричным. Гоголь переписывал произведение около восьми раз. Самое значительное изменение – увеличение объёма повести (к первоначальным девяти главам было добавлено ещё три). В новом варианте герои стали более фактурными, добавились яркие описания батальных сцен, появились новые подробности из жизни на Сечи.
Историческая основа
Запорожскими казаками называли жителей стихийных полувоенных поселений низовьев Днепра. Большинство людей бежали туда от неволи или нужды. Эта местность долго не контролировалась крупными государствами и называлась Диким полем. Соседями казаков были Московское государство, Речь Посполитая (территория современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы) и Крымское ханство (территория Крыма и побережья Чёрного моря). После перехода части земель Юго-Западной Руси в религиозное подчинение римскому папе (Брестская церковная уния 1596 г.) католическая Речь Посполитая объявила православную церковь вне закона. Однако в Запорожской Сечи многие исповедовали православие. Всё казачество стало ощущать себя «законным защитником православия». Считается, что в основу «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя легла история казацкого восстания 1637–1638 годов против поляков, которое подавил гетман Николай Потоцкий. Писатель воссоздал картину национально-освободительной борьбы украинского народа, когда повсюду на Украине насаждалась польская власть. Польская шляхта оскорбляла религиозные верования казаков, их культуру и обычаи. Но смелость, воля, неукротимая энергия, свободолюбие и патриотизм не позволяли казакам сдаваться.
Жанровые особенности
Жанр «Тараса Бульбы» – повесть. Сюжет повествует о масштабных и важных событиях, которые имеют под собой реальную историческую основу. Но не нужно расценивать произведение как историческую повесть. В текст «Тараса Бульбы» органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. Несмотря на относительно небольшой объём, в произведении присутствуют характерные признаки эпической прозы: широта эпического охвата действительности, многоплановость композиционного строения, подробное описание быта казаков, баталий, сцен народной жизни, природы. В повести Н. В. Гоголя очень сильно фольклорное начало. Историческое и одновременно условно сказочное время роднит «Тараса Бульбу» с былинами.
Языковые особенности
Быт и нравы украинского казачества описаны Гоголем с исключительной достоверностью. Историзм проявляется и в языке произведения. Колорит эпохи и социальной среды воспроизводится с помощью сочетания конкретно-исторических наименований и элементов яркого народного просторечия. Писатель обращается к языковым источникам народного украинского художественно-словесного творчества, к языку народных украинских песен, дум, легенд. Речевые характеристики героев и их диалоги даны на русской языковой основе. В них вкраплены колоритные элементы украинской народной языковой стихии, воссоздающие особенности казацкого образа жизни, типические черты казацкой речи. Это наименования лиц, предметов, явлений общественной жизни: куренной атаман, кошевой, войсковая скарбница, бандура, бандурист, рада, шаровары, чуб, чуприна, оселедец и др. Слова, выполняющие функцию национально-речевой стилизации: батька, горелка (в украинском горилка), Сичь, люлька, утекать (в укр. утикати), пошапковаться с товарищами и т. п. Проникновенный лиризм создаётся с помощью авторского обращения к героям и авторской эмоциональной оценки описываемых событий. Авторская оценка событий и характеров у Гоголя неотделима от мироощущения самих героев. Такова, например, оценка поступка Андрия, покинувшего навсегда ночью вместе со служанкой-татаркой казацкий табор: «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!».
Литературные приёмы
Художественные приёмы, передающие дух старины:
- Обилие деталей (например, описание внутреннего убранства дома в I главе).
- Фольклорные мотивы (гоголевские персонажи напоминают героев сказок или былин).
- описание битвы в сказочном ключе: «Там, где прошли незамайновцы – так там и улица! Где поворотились – так уже там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!»;
- в бою Тарас трижды спрашивает казаков о том, если ли у них «порох в пороховницах и сила казацкая» – по аналогии с троичными действиями в сказках.
- Архаизмы (устаревшие слова): чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, десница – рука, выя – шея, око – глаз, свара – ссора, зело – очень, пря – спор и др.
- Сравнения: «Запорожец, как лев, растянулся на дороге», «Сердца козаков встрепенулись, как птицы», «Мать Остапа и Андрия, как степная чайка, вилась над детьми своими», «И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю».
- Гипербола (преувеличение): «шаровары шириною с Черное море», «чуб захватывал на пол-аршина земли»; Андрий увидел красавицу, «какой еще не видывал отроду», «высоко гатились мосты из козацких и вражьих тел».
- Эпитеты (образные определения): «Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений, девственная пустыня, зелёно-золотой океан, серебряно-розовый свет». Отдельно стоит сказать о постоянных эпитетах, подсказанных писателю народными песнями и думами (добрый козак, вострый нож, горячая пуля, сырая земля).
- Метафоры (перенос признака с одного предмета на другой): «отведать битвы», «Перед нами дело великого поту, великой козацкой доблести».
- Народно-поэтическая фразеология: предать честно земле, положить головы, богатырская удаль.
Система образов
Система образов в повести «Тарас Бульба» проста: она делится на мужские и женские образы, а также на главных и второстепенных персонажей. Также можно типизировать героев по тому, на какой они стороне: казаки или «ляхи».
Главные герои
Тарас Бульба – старый опытный казак, для которого товарищество и служение родине было превыше всего; отец Остапа и Андрия.
Остап – старший сын Тараса, ставший его преемником; храбрый и сильный юноша.
Андрий – младший сын Тараса; отважный казак с тонкой душой и мягким нравом.
Второстепенные герои
Панночка – дочь польского воеводы, молодая красивая девушка, возлюбленная Андрия.
Жена Тараса Бульбы – пожилая женщина, мать Остапа и Андрия.
Янкель – польский еврей, торговец, живёт среди казаков в Запорожской Сечи.
Мосий Шило – отважный и храбрый казак, смело сражается за Отчизну.
Кошевой Кирдяга – смелый и опытный казак, неограниченный правитель своего войска; товарищ Тараса.
Товкач – бесстрашный и решительный казак, участник многих боев. Верный друг Тараса.
Татарка – верная служанка польской панночки.
Композиция
Сюжет строится вокруг истории одной семьи, взаимоотношении отцов и детей. Повесть состоит из 12 глав. Композиция – линейная. Завязка повести – возвращение в родительский дом двух братьев – Остапа и Андрия, которые проходили обучение в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас хочет отвести сыновей в Запорожскую Сечь, чтобы проверить уровень их боевой подготовки. Однако братья почти сразу попадают в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой. Кульминационных моментов в повести несколько: гибель Андрия от руки собственного отца и мучительная казнь Остапа. Развязкой повести становится смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.
Завязка – возвращение в родительский дом Остапа и Андрия.
Развитие действия – сцена осады города Дубно, предательство Андрия.
Кульминация № 1 – Тарас Бульба убивает Андрия за предательство.
Кульминация № 2 – Казнь Остапа.
Развязка – трагическая гибель Тараса Бульбы.
Конфликт
Главный конфликт повести основан на проблеме выбора между личным и общим, чувствами и долгом, безусловным подчинением традиции и гибкостью, милосердием, прощением. Этот важный нравственный конфликт раскрывается в теме предательства Андрия. Для него человеческое отношение перевесило родовые и товарищеские принципы. В то же время Тарас остаётся верен казацкой чести: он не жалеет предателя, хоть это и его родной сын. Ещё один конфликт – социальный: вольность, личная сила и смелость против упорядоченности государства. Казаки всё-таки проигрывают, их командиры погибают. Видно, что уже не будет возврата к прежним временам, ведь на смену былинным «героям» приходят регулярные войска. Также можно выделить конфликт между казаками и «басурманами», то есть врагами, людьми другого вероисповедания и других национальностей.
Основная идея
В «Тарасе Бульбе» воплотились представления о воинском подвиге. Это произведение отразило эпоху героической борьбы украинского народа за своё национальное освобождение. Автор показывает войну без прикрас, даже с излишним натурализмом. Гоголь рисует картину единения народа и ту силу, которая появляется в минуты настоящей опасности. Основная идея повести заключается в том, что в основе освободительного движения народа лежит любовь к родной земле и традициям, верность долгу. Поступки и слова главных героев заставляют задуматься о свободе духа, о патриотизме, о чувстве долга и отречении от собственных интересов во имя близких людей, о предательстве и нетерпимости к врагу. В своём произведении Гоголь учит патриотизму. Но патриотизм писатель понимает по-своему. Для него любовь к родной земле неотделима от любви к Богу. Именно такое понимание проявляется в художественном строе повести. И её центральный конфликт – предательство, которое совершил Андрий – подтверждает это. У Андрия одно предательство влечёт за собой другое. Он влюбился в дочь польского воеводы и ради своей любви отказался от веры. Отвергнув православие, он предал родину. Андрий вступает в бой в качестве польского офицера с самыми близкими людьми – отцом, братом, товарищами.
Тематика и проблематика
№ | Тема | Проблема |
1 | Любовь к Родине. Патриотизм | Долг перед Родиной, борьба за её независимость ставится Гоголем на первое место. По его мнению, ни любовь, ни семья не имеют значения в тот момент, когда речь заходит о защите отечества. Страна является высшей ценностью для человека, любовь к родине для казака ставится превыше всего, она способна вытеснить даже родственные отношения. По этой причине Тарас не может простить Андрию предательство и убивает его. |
2 | Нравственный выбор | Судьба ставит Андрия и Тараса перед непростым выбором: чувство или долг. Андрий выбирает между долгом перед казачьим братством и любовью к панночке, а Бульба между любовью к сыну и своим долгом перед родиной, которую Андрий предал. Андрий выбирает чувства, а Тарас — долг. Трудно не только сделать выбор, но и принять выбор другого человека. Как и в реальной жизни, сложно оценить, кто же из них в итоге выбрал правильно. |
3 | Предательство | Самое ужасное, что может совершить человек, по мнению Гоголя, – предательство. А за измену необходимо карать решительно и беспощадно. Конечно, нельзя сказать, что автор во всем оправдывает Тараса. Но он дает понять, что герой был заложником своей кровавой эпохи и не мог мыслить и поступать иначе. |
4 | Отцы и дети
|
Остап становится гордостью своего отца, его молодой копией. В то время, как Андрий кардинально отличается и от старого Бульбы, и даже от других казаков. Гоголь демонстрирует конфликт поколений, в котором угадывается дальнейшая история бунта. Именно молодой военачальник казаков (автор делает акцент на его возрасте) принимает мировое соглашение с Польшей, а вот старик Бульба продолжает набеги. Оба поколения смотрят на мир по-своему, поэтому казакам не удалось завершить свое дело победоносно. |
5 | Долг | По мнению писателя, перед человеком стоит, прежде всего, долг перед родиной, верой и товарищами. И не может быть никакой пощады тем, кто его нарушит. Однако тот же долг может быть источником трагедии в жизни человека. Тарас сам накликал войну и был раздавлен ею, потому что видел свой долг не в мирном процветании народа и страны, а в битве и походе, даже если вере и отечеству ничего не угрожает. |
6 | Честь и достоинство | Гоголь показал, что в любой ситуации важно сохранить свою честь. Андрий принял смерть отважно и с достоинством. Остап не сдавался до самого конца, несмотря на ужасные пытки, которым его подвергли. Тарас так же не утратил гордости, оставшись собой до последнего. |
7 | Православная вера – основа русской национальной идеи | Особый акцент делается принадлежности героев к православной вере. Именно носители православия представлены автором как защитники страны и отважные воины. Вера католиков и «жидов», напротив, изображается со всевозможным посрамлением. Принадлежность человека к той или иной вере считается определяющей: все, кто исповедуют другую религию, считаются врагами. Это было характерно для Средневековья, и автор подчеркивает данную историческую подробность. |
8 | Семья и родственные отношения | Автор показывает, что у наших предков было другое понимание семьи. Она строилась не на любви, а на долге и традициях, поэтому супруги большую часть жизни проводили порознь. Не отрицая важность семейных уз, Гоголь без всяких сомнений отодвигает их в сторону перед вопросом борьбы с врагами отечества и веры. Семейные отношения всегда на втором месте после товарищеских, святость которых принимается казаками безоговорочно. |
9 | Любовь | Любовь в повести показана как опасное чувство. Движимый любовью Андрий совершает ужасное предательство, отворачивается от боевых братьев и своей родины. Однако ее отсутствие тоже порицается автором, ведь именно жестокость отца по отношению к матери и ее чувствам накладывает первую тень отчуждения на отношения Тараса и Андрия. |
10 | Быт и нравы | Жизнь казаков представлена у писателя грубой, жестокой и зачастую несправедливой. Гоголь очень живописно описывает сцены, в которых рисуются еврейские погромы и расправы над преступниками. Однако, несмотря на это, автор всё-таки симпатизирует казакам. Так как в их обществе он видел то, что уже давно утратили жители больших городов: честность, презрение к богатству и чувство единства |
11 | Природа | Повествование Гоголя разворачивается на фоне украинских степей. Автор с огромной любовью описывает пейзажи своей малой родины. Степь выражает у Гоголя мощь православной Руси, её стремление к свободе от захватчиков-иноверцев. Она же помогает казакам в трудную минуту: именно река позволила товарищам Тараса сбежать от польской погони. |
Критика
В истории отношения русской критики к «Тарасу Бульбе» можно видеть несколько периодов. О повести то почти забывали, то она вновь занимала почётное место в критической литературе. Это было связано не личными вкусами критиков и рецензентов, а идейными позициями авторов. В целом, повесть «Тарас Бульба» была принята положительно. П. А. Плетнев вспоминает, как сама императрица была поражена таланту молодого писателя. Она слушала произведения и поведала окружающим о том, как её поразила ярко представляемая картина.
Публицист М. П. Погодин проявлял особый восторг от «Тараса Бульбы». Он отметил, как в повести сочетаются трагизм, смех и простота народа. Тогда же он и предвидел возвышение Гоголя над остальными писателями того века:
«…А Тарас Бульба! Как описаны там казаки, казачки; их набеги… Запорожье, степи. Какое разнообразие! Какая поэзия! Какая верность в изображении характеров! Сколько смешного и сколько высокого, трагического! О! на горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых!..».
Особенности повести подчеркнул Д. Н. Овсянико-Куликовский:
«… Бытовые сцены написаны кистью художника-жанриста, характеры же героев представлены так, как это приличествует только поэту-романтику, которому историческое прошлое рисуется в необычном, героическом освещении, не соответствующем действительности. Этой двойственности произведения отвечает и перемежающийся тон повествования, то простой и спокойно эпический, то приподнятый, восторженный и даже местами вычурный. Все это не мешает высокому художественному достоинству повести».
В. Г. Белинский указал на ценность произведения для предков и других поколений России и Украины. Он сравнил повесть с эпопеей целого народа, которая отражает всю его жизнь, мысли и традиции.
«… И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская сечь, «то гнездо, откуда вылетают все те гордые, и крепкие, как львы, откуда разливается воля и козачество на всю Украину!..».
В то же время произведение было осуждено в среде польской и еврейской интеллигенции, как националистическая пропаганда, вырисовывавшая евреев и поляков как жадных и жестоких иноверцев.
Михаил Грабовский, Василий Гиппиус, Максим Горький нашли некоторые моменты повести неудачными. Критики обвиняли Гоголя в чрезмерной героизации казачества и отсутствии исторического контекста. Они объясняли это тем, что писатель не обладал достаточным количеством достоверных сведений об истории Украины.
Значение
Вскоре после выхода повести в окончательной редакции она была переведена на многие европейские и славянские языки. Её основной герой вошёл в галерею положительных образов мировой литературы. Гоголевские приёмы создания проникновенного лиризма с яркой народно-песенной окраской нашли своё дальнейшее развитие в творчестве крупнейших мастеров советского исторического романа А. Толстого, B. Шишкова и других. Литературный критик В. Г. Белинский назвал повесть «дивной эпопеей… достойной Гомера», должной занимать «почётное место между созданиями первого разряда величайших творцов».
Интересные факты
- Образ главного героя был списан с запорожского атамана Охрима Макухи, известного приверженца политики Богдана Хмельницкого.
- Один из сыновей предполагаемого прототипа Тараса Бульбы Охрима Макухи – Назар – действительно предал казаков ради любви прекрасной полячки. Второй его сын Хома погиб.
- Запорожской Сечью первоначально называлась главная крепость казаков – потому что она была окружена деревянным частоколом с высеченными острыми краями. «Запорожской» – потому что крепость находилась за Днепровскими порогами (вниз по течению реки Днепр).
- По мотивам «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя был создан целый ряд опер и несколько балетных постановок. Также повесть неоднократно экранизировали. В 2009 году вышел одноимённый фильм режиссёра Владимира Бортко, снятый к 200-летию писателя.
Краткое содержание
Известные цитаты
Еще не большая мудрость сказать укорительное слово, но большая мудрость сказать такое слово, которое бы, не поругавшись над бедою человека, ободрило бы его, придало бы духу ему, как шпоры придают духу коню, освеженному водопоем.Кошевой. Глава 7.
Кошевой обратился с речью к остальным запорожцам после осады города Дубно.
Породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.Тарас Бульба. Глава 9.
Тарас Бульба обратился с речью к казакам.
Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..Тарас Бульба. Глава 12.
Последние слова Тараса Бульбы перед смертью.
Славянская порода – широкая, могучая порода перед другими, что море перед мелководными реками.Слова автора (Гоголь Н.В.). Глава 8.
Тарас Бульба решает подбодрить казаков, приунывших после расставания с товарищами.
Терпи, козак, – атаман будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он все-таки поставит на своем.Тарас Бульба. Глава 5.
Тарас Бульба дает наставление Андрию, который заскучал без боев во время осады города Дубно.
Уж умнее того нельзя выдумать, что весь народ выдумал.Кошевой. Глава 4.
Кошевой обратился к запорожцам, решив вместе с Тарасом Бульбой поднять их на какое-нибудь дело.