Учись у них — у дуба, у березы… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Краткое содержание
Автор рассказывает о том, что всюду царит зимняя стужа. Он горько сожалеет о судьбе дуба и берёзы. Пурга всё крепчает, «сердито рвёт последние листы». Видя происходящее с деревьями, поэт испытывает чувство отчаяния и жалости.
В порыве чувств он буквально кричит своему читателю: «Они стоят, молчат; молчи и ты!». В конце автор делает оптимистический вывод: «Но верь весне. Её промчится гений… для новых дней, для новых откровений, переболит скорбящая душа».
История создания
Стихотворение было написано в последнее число декабря 1883 года. Данное произведение, по утверждению биографов Фета, практически «вырвано» из души шестидесятичетырёхлетнего поэта. Читатели отреагировали на произведение с искренним интересом. В печатном формате оно обрело жизнь в 1885 г.
Жанр, направление, размер
Стихотворение принадлежит к пейзажной и философской лирике. С одной стороны, Фет рисует картину лютой зимы, с другой стороны – обращается к читателям с просьбой взглянуть на зимнюю стужу с положительного ракурса. Это произведение, своего рода совет, данный мудрым пожилым поэтом.
Написаны стихотворные строки пятистопным ямбом. Автор пользуется перекрёстной рифмовкой.
Композиция
По композиции – стихотворение линейное одночастное. Структурно оно «построено» из строф: каждая из них имеет свой собственный сюжет. Всего таких строф три. Из минималистических сюжетов поэт выстраивает целостное содержание:
Первая строфа повествует о том, что деревья стоят в зимнем лесу. Зима выдалась лютой. Деревья коченеют. Мороз изменяет их внешний облик, но они, как герои, продолжают стоять. Поэт призывает читателей научиться у деревьев мужественности.
Вторая строфа помогает прочувствовать надвигающуюся зимнюю катастрофу: метель лютует, природа рвёт и мечет. Но, несмотря на происходящее, деревья всё так же немы: их молчанием восторгается поэт.
Третья строфа повествует следующее: после окончания зимы придёт весеннее тепло. Эта строфа утверждает торжество будущей весенней поры.
Образы и символы
Автором представлено пять ключевых образов, помогающих раскрытию содержания:
- образы природы и человека – связь этих образов пронизывает всё стихотворное «полотно»;
- образ дуба плюс образ берёзы воспринимаются как образы родственных людям существ. Фет проводит параллель с реакцией человека: «с них метель срывает листья», «за сердце хватает холод лютый», «они стоят и молчат»;
- образ весны – она представлена абсолютно живым существом, а не просто временем года. Фет призывает поверить весне, словно близкому человеку, не способному на обман.
Темы и настроение
Основная тематика – прочное единение человека и природы. Деревья выступают в качестве ключевых образов. Они символизируют мужественность и нежность, выдерживая лютую стужу с одной лишь целью: дожить до наступления тёплой весны. Сквозь призму явлений природы поэт демонстрирует человеческую судьбу, в которой есть место невзгодам и тяготам.
Основная идея
Основная идея стихотворения – мысль о том, что между природой и человеком есть глубинная связь. Эта идея вытекает из основной темы произведения: «Природа и человек». Фет не случайно сделал выбор в пользу дуба и берёзы, демонстрируя эти деревья как пример для подражания: они переносят стужу стойко и молча. Поэт словно хочет сказать этим: испытания могут настигнуть не только слабых духом людей, но и сильных. Достойно пройти жизненные испытания должны все люди.
Средства выразительности
В стихотворении представлено немало художественных средств, помогающих поэту раскрыть основную философскую идею, которая есть в произведении:
- олицетворения – «метель рвёт листы», «метель всё злей», «душа переболит»;
- эпитеты – «лютый холод», «жестокая пора», «ясные дни», скорбящая душа»;
- метафоры – «верь весне», «застыли слёзы», «гений промчится, дыша теплом и жизнью»;
- риторическое восклицание – «жестокая пора!»;
- инверсия – «напрасные на них застыли слёзы»;
- лексические повторы – «сердце рвёт» – «за сердце хватает», «они молчат, молчи и ты».
Все произведения автора
- • Весенний дождь
- • Вечер
- • Ель рукавом мне тропинку завесила…
- • Еще весны душистой нега…
- • Еще майская ночь…
- • Заря прощается с землею
- • Зреет рожь над жаркой нивой…
- • Мама! Глянь-ка из окошка…
- • На заре ты ее не буди…
- • Одним толчком согнать ладью живую…
- • Первый ландыш
- • Сияла ночь луной
- • Учись у них — у дуба, у березы…
- • Шепот, робкое дыханье…
- • Это утро, радость эта…
- • Я пришел к тебе с приветом…
- • Я тебе ничего не скажу…