Я тебе ничего не скажу… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
Краткое содержание
Произведение начинается с обращения поэта к своей супруге. Он говорит о некой тайне, которую он не откроет ей даже намёком. Поэт не хочет тревожить дорогого ему человека.
Во второй строфе герой сравнивает своё сердце с ночными цветами: днём они спят, как и его душа, а к ночи «сердце цветёт» мыслями о любимой, которой нет рядом.
В третьей строфе герой продолжает начатую мысль, называя свою грудь «усталой и больной». Но вечерний воздух освежает рану на сердце. Произведение завершается строчками, с которых оно начиналось: «…я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу».
История создания
Стихотворение было написано в 1885 г. Для нас остаётся загадкой, к кому конкретно обращается поэт, когда говорит: «Я тебе ничего не скажу…»:
- адресат № 1 – погибшая возлюбленная поэта Мария Лазич. Её внезапная смерть вдохновила Фета на написание этих проникновенных строк;
- адресат № 2 – супруга поэта Мария Боткина. Она находилась рядом с мужем всю жизнь, до самой его смерти.
Данное стихотворение можно считать поэтическим посланием, не имеющим конкретного адресата. В момент его написания Фет был уже не молод: ему исполнилось 63 года.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру интимной лирики: оно представляет собой сгусток откровений лирического героя.
Также, его можно считать неким посланием. Это обращение, которого адресат никогда не услышит. Произведение сложно отнести к какому-то конкретному литературному направлению. В нём присутствуют черты:
- романтизма – выражение сильных по накалу чувств, наличие параллели «человек – природа»;
- импрессионизма – суть в том, чтобы видеть, чувствовать и выражать свои чувства во всех нюансах и полутонах.
Произведение написано трёхстопным ямбом. Имеется перекрёстная рифмовка, рифма только мужская.
Композиция
Стихотворение построено, согласно законам зеркальной композиции: когда две последние строки отражают две первые. Этим достигается эффект камерности:
- Первая строфа демонстрирует имеющиеся у каждого человека скрытые чувства, которые мы бережём, не позволяя им вырваться наружу: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть…».
- Вторая строфа – в ней поэт проводит параллели между своими душевными «происшествиями» и окружающей природой, её жизнью, такой «чистой» и прекрасной.
- Третья строфа замыкает кольцо, завершая монолог лирического героя. В этой части мы узнаём о физических переживаниях поэта: он «дрожит» от волнения, переживает, но, тем не менее, признаётся: «…я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу…»
Образы и символы
В произведении представлены три ключевых образа:
- образ адресата (возлюбленной поэта) – о ней автор говорит прямо, хотя и не называет её имени;
- образ ночи – это время суток поэт не называет: он лишь подразумевает его. К ночи у поэта трепетное отношение: в это время раскрывается его душа. Ночь является символом объединения реального мира и мира грёз;
- образ цветов является символом радости, женственности. Душа поэта «расцветает», когда приходит ночь. «Ночными цветами» он называет приятные чувства, которые днём скрыты от глаз.
Темы и настроение
Основной темой является любовь. У каждого человека имеются переживания, тревоги, душевные волнения, которыми он не желает делиться с окружающими людьми, даже самыми близкими, чтобы не нарушить их покой, не потревожить. При чтении приходит на ум слово «самопожертвование»: именно в нём заключён глубинный смысл этого произведения.
Основная идея
Основная идея стихотворения перекликается с его проблематикой и заключается в том, что в любви должно быть место жертве. Люди обязаны беречь своих близких, скрывая от них тревоги и проблемы. Это поможет внести в отношения ноты безмятежности, лёгкости, счастья.
Средства выразительности
Для передачи смысловой идеи, Фет использует следующие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «ночные цветы», «влага ночная», «тихо раскрываются»;
- метафоры – «веет влагой», «слышу, как сердце цветёт»;
- олицетворения – «спят цветы», «солнце зайдёт», «раскрываются листы»;
- анафора – «…и тебя не встревожу ничуть, и о том, что я молча твержу…» «…я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу»;
- оксюморон – «молча твержу»;
- инверсия – она использована во всём стихотворении;
- повторения – для создания ощущения камерности и шёпота, поэт использует повторяющиеся шипящие/жужжащие звуки.
Все произведения автора
- • Весенний дождь
- • Вечер
- • Ель рукавом мне тропинку завесила…
- • Еще весны душистой нега…
- • Еще майская ночь…
- • Заря прощается с землею
- • Зреет рожь над жаркой нивой…
- • Мама! Глянь-ка из окошка…
- • На заре ты ее не буди…
- • Одним толчком согнать ладью живую…
- • Первый ландыш
- • Сияла ночь луной
- • Учись у них — у дуба, у березы…
- • Шепот, робкое дыханье…
- • Это утро, радость эта…
- • Я пришел к тебе с приветом…
- • Я тебе ничего не скажу…