Духовные искания Пьера в романе «Война и Мир»

Тема обязывает нас как авторов работы понимать, что наше внимание должно быть сосредоточено на личности одного из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» Пьере Безухове, но при этом сочинение не должно быть сведено к написанию банальной характеристики персонажа. Главное в теме – духовные искания героя.

История Пьера

Во вступлении можно отметить, что Пьер, как и его друг Андрей Болконский, – герой, чья биография хронологически развёрнута по принципу «романа-биографии», это путь, разделяемый на вехи. Чтобы найти смысл жизни, он должен пройти через разочарования и кризисы, потери и обретения. Его история – история самопознания, поиска себя. Поэтому мы и говорим о духовных исканиях этого героя, который в романе проявляется как «человек мысли», сосредоточенный на «великих вопросах» человеческого бытия.

Прежде чем начать работу над основной частью, вспомните, какие испытания выпадают на долю Пьера: смерть отца, женитьба на Элен и дуэль с Долховым, увлечение масонством, разговор с князем Андреем на пароме в Богучарове, участие в судьбе Наташи Ростовой, комета 1812 года как страшное предзнаменование, приезд Пьера на поле Бородина, жизнь на батарее Раевского, последняя встреча с Болконским и разговор с ним накануне битвы, пребывание в захваченной французами Москве и плен, знакомство с Платоном Каратаевым и символический сон о мире («шар из водяных капель»), приснившийся Пьеру после смерти Каратаева, возвращение в Москву и женитьба на Наташе, обретение семьи, участие в деятельности тайного общества.

Рассказывать подробно обо всём невозможно. Главное – показать, как меняется Пьер, проходя через душевные кризисы, какие уроки выносит, как меняется, какой опыт обретает. В этом и проявляется «диалектика души» героя, способного к глубокому самоанализу (это проявляется в его развёрнутых внутренних монологах, в дневниковых записях), к искреннему раскаянию и признанию допущенных ошибок.

Начало анализа

Оттолкнитесь от первой сцены (светский вечер у Анны Шерер), на которой мы видим Пьера впервые. Не пересказывая её в подробностях, отметьте важнейшие черты, которые раскрываются в герое: его непосредственность, живость, естественность в проявлении чувств (может ли он быть винтиком в «прядильной мастерской» Анны Павловны?). Обратите внимание на портретную деталь, сразу обозначенную Толстым, – глаза героя (умный, живой, радостный взгляд, как у ребёнка, которому всё интересно).

Далее предлагаем прочитать отрывок из сочинения, который может стать для вас примером того, каким образом можно это сделать.

«Чуждый свету, незаконнорожденный сын графа Безухова становится после смерти отца миллионером, а потому лакомой добычей для светского интригана Василия Курагина, сделавшего всё, чтобы женить Пьера на красавице Элен. Произошедшее становится не началом счастливой семейной жизни, а оборачивается разочарованием, перерастающим в глубокий духовный кризис. Дуэль с Долоховым, ссора с женой и расставание с ней – эти события заставляют Пьера задавать себе мучительные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем?». И во всём, что произошло, он винит только себя, когда-то произнёсшего фальшивые слова, адресованные Элен: «Я люблю вас». Потеряв почву под ногами, Пьер не знает, как жить дальше.

Душевный кризис, который переживает герой, перерастает в духовный подъём, причиной которого становится встреча с масоном Баздеевым, который говорит с Пьером о целях масонского общества. Нравственная сторона масонства становится той почвой, которая вдруг оказывается под ногами героя: ему близка идея о нравственном самосовершенствовании человека, о «противоборстве злу, царствующему в мире». Пьер воспринял в масонстве его нравственную сторону. Это давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования, открывало ему дорогу к деятельности, по которой он тосковал. Измученный сомнениями и колебаниями, он потянулся к тем, кто был убеждён в чём-то: «Пьер испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни».

Итак, вы прочитали небольшой отрывок работы, который показывает, как можно, не пересказывая содержание эпизодов, говорить о духовных исканиях героя, причинах кризиса, о переходе в новое эмоциональное состояние.

Переходя от одной смысловой части к другой, рассказывайте о переживаниях героя. Обратите внимание на то, о чём он думает, какие чувства испытывает, какие вопросы задаёт сам себе.

Выстраивая работу дальше, попытайтесь ответить на следующие вопросы. Отвечая на эти вопросы, вы создадите работу, полно и глубоко раскрывающую тему.

  1. Почему Пьер разочаровался в масонстве? Каково его душевное состояние в этот период?
  2. Какое место в его жизни занимает Наташа? Почему?
  3. Что приводит Пьера на Бородинское поле?
  4. Какие выводы делает Пьер после его участия в Бородинском сражении? (Обязательно упомяните о «скрытой теплоте патриотизма», которую ощущает герой, оказавшийся причастным к событиям истории.)
  5. Каково состояние героя, оказавшегося в Москве и ставшего свидетелем расстрела москвичей? Какую роль в возрождении героя сыграл Платон Каратаев?
  6. Каким выходит Пьер из событий войны 1812 года? Что даёт ему принятие каратаевского взгляда на жизнь?
  7. Что приносит герою его женитьба на Наташе? Можно ли назвать Пьера человеком, остановившемся в своём развитии?

Заключение

Вероятно, можно написать, что жизнь Пьера – это движение от положения человека, лишённого семьи и дома, к обретению родного очага и семьи. Упомянем и то, что Пьер достоин, по мнению писателя, семейного счастья, потому что именно Безухов – его нравственный идеал, его любимый герой. Немаловажно и то, что биография Пьера композиционно открыта: читателю предоставляется возможность поразмышлять о том, что случится с героем дальше, какое место в его судьбе сыграют события 1825 года, понимая, что декабризм Пьера есть продолжение его поведения в 1812 году, единение с «мыслью народной». «Открытость финала» для Пьера – это возможность двигаться дальше, развиваться, радоваться и страдать.

Предлагаем вам лексику, которую вы можете использовать в своей работе: открытость философским вопросам, талант человечности, редкий дар понимания человека и умение возродить его к жизни, внутреннее развитие, нравственное отрицание, нравственное потрясение, философская глубина, стремление к полезной деятельности, исповедальность образа.

Первый вариант сочинения

Духовные искания Пьера в романе Война и Мир

Каждый из любимых героев Льва Николаевича Толстого в произведении «Война и мир» проходит сложный жизненный путь, в ходе которого он не раз претерпевает изменения как личность. В итоге перед читателем предстает герой с богатым жизненным опытом и сформировавшимся взглядом на мир. Этой участи не избежал и Пьер Безухов.

Пьер Безухов —  сын богатого вельможи, унаследовавший после смерти отца титул графа и огромное состояние. Первый раз мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер. Там герой показан как открытый, искренний человек, не боящийся высказывать свое мнение, нарушающий правила этикета, естественно выражающий свои чувства. Он неловок и наивен на фоне остальных гостей, привыкших вести себя по определенному шаблону. По молодости Пьер легко попадает под влияние чужих людей, совершая множество ошибок. Так, под давлением Василия Курагина он женится на Элен, а его друзья подталкивают  его к разгульному образу жизни.

Погрязший в истории своего брака, пройдя через дуэль с Долоховым, Пьер переживает нравственное падение, чувствуя себя разрушенным. И лишь встреча с масоном Баздеевым, как кажется, способна вывести его из порочного круга. Нравственная сторона масонства становится той почвой, которая вдруг оказывается под ногами героя: ему близка идея о нравственном самосовершенствовании человека, о «противоборстве злу, царствующему в мире». Пьер воспринял в масонстве его нравственную сторону. Это давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования, открывало ему дорогу к деятельности, по которой он тосковал. Измученный сомнениями и колебаниями, он потянулся к тем, кто был убеждён в чём-то: «Пьер испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни». Но вскоре он убеждается в бесполезности масонства для общества и отходит от него.

Отечественная война 1812 года становится переломным моментом в судьбе Пьера Безухова. Стараясь быть причастным к общей беде, он снаряжает полк, отправляется на место Бородинского сражения, оказывается на батарее Раевского, чудом остаётся жив. Быть простым солдатом, сопрягать свою судьбу с народной — это стало высшей ценностью  для героя.

Оказавшись в плену у французов, Пьер Безухов знакомится с простым солдатом Платоном Каратаевым. Наблюдавший за казнью москвичей, сам побывавший на грани смерти, ощутивший «крайние пределы лишений» в разоренной и сожженной Москве, он чувствует себя так, будто весь мир рухнул, и остались вокруг одни развалины. Горечь, отчаяние, пустота — вот все, что испытывает Пьер накануне встречи с Каратаевым.

Однако спустя некоторое время  узнать Пьера почти невозможно. Находившийся в постоянном конфликте с самим собой, непрестанно что-то ищущий, беспокойный Безухов приобрел твердое, оживленное выражение глаз, безмятежность и согласие, к которым он так давно стремился. Пьер, на протяжении романа искавший себя в благотворительности, масонстве, светской жизни, самопожертвовании и любви к Наташе, получил долгожданное спокойствие «через лишения и через то, что он понял в Каратаеве», обыкновенном  крестьянине, который навсегда остался в душе Безухова дорогим воспоминанием, олицетворением всего русского и доброго. Молодого графа поражало то, с каким спокойствием принимал все вокруг Каратаев, как легко и непринужденно говорил он простые истины, с каким добродушием и лаской обращался и к товарищам, и к врагам-французам, и даже к животным. Поучительные истории пожилого солдата, его отношение к жизни полностью изменили мировоззрение Пьера: прежняя злоба Безухова на жену, беспокойство о своей репутации нынче казались ему  ничтожными. Высшим счастьем он теперь считал отсутствие страданий, которые  испытал граф во время войны, удовлетворение потребностей и свободу. Свободу, о которой с восторгом  думал Пьер каждую минуту своего пребывания в плену. Таким образом, встреча  с Платоном Каратаевым сильно повлияла на мировоззрение Пьера Безухова: прежде беспокойный, отчаявшийся герой почувствовал, как разрушенный мир стал восстанавливаться и наполняться смыслом. Он обрел душевное удовлетворение и согласие с самим собой, к которым всегда стремился.

Последний этап в становлении Безухова как героя — это его женитьба на Наташе Ростовой, с которой он чувствует себя по-настоящему счастливым. Однако желание изменить мир к лучшему не покидает героя. Он увлекается радикальными идеями и вступает в круг будущих декабристов.

Духовные искания одного из главных героев романа Льва Толстого «Война и мир» Пьера Безухова являются своеобразной диалектикой его души. Пройдя через множество испытаний, он обрел свое  семейное счастье, но не останавливается в своём движении и духовном развитии.

Второй вариант сочинения

Образ Пьера Безухова представлен в романе в процессе постоянного развития. На протяжении всего романа «Война и мир» можно наблюдать за ходом мыслей этого героя, всеми изменениями в его душе. Он ищет не просто жизненную позицию, в частности, удобную для него самого, а абсолютную истину, смысл жизни в целом. Поиски этой правды — цель его существования.

Первое знакомство с Безуховым происходит в салоне Анны Шерер, где мы видим совсем молодого человека, который не скрывает своих мыслей и чувств, открыто выражает восхищение Наполеоном Бонапартом. Он по-детски наивен, нарушает принятый этикет, чем беспокоит Анну Шерер — хозяйку вечера.

Со временем Пьер становится наследником графа Безухова, наследство которого огромно. Поэтому  молодой граф опутывается интригами опытного Василия Курагина, который легко решает проблему женитьбы  Пьеры на Элен Курагиной, неумной. бездушной  и развратной. Этот брак становится огромной ошибкой Пьера. поэтому, когда он распадается, читатель не удивляется: так трудно представить рядом таких разных людей! Расставание с Элен после дуэли с Долоховым приносит Пьеру нравственные страдания. Он не знает, как жить. «Что есть добро и что есть зло?» — задаёт он себе беспрестанные вопросы.

Встреча с масоном Баздеевым  даёт ему новую почву под ногами. Находясь под влиянием членов масонского ложа, Пьер Безухов занялся проведением реформ в своих имениях, для того чтобы облегчить жизнь крестьян. Однако постепенно приходит разочарование, и Безухов навсегда покидает масонскую ложу.

Начавшаяся Отечественная война 1812 года пробуждает в Пьере Безухове желание как-то помочь Родине. Возненавидев Наполеона Бонапарта, которому герой раньше симпатизировал, он решает его убить, предотвратить войну и спасти тысячи жизни. Здесь ощутима параллель с судьбой Андрея Болконского, который на Аустерлицком сражении решает спасти всю армию. Но жизнь расставляет все на свои места. Оказавшись на настоящем поле битвы (Бородинское сражение), Пьер, осознав масштабность всего происходящего, понимает, что судьбу страны творит не одна конкретная личность, а народ. Таким образом, автор раскрывает одну из ключевых тем романа – мысль народную. Л.Н. Толстой говорит о том, что  только народ может изменить ход истории.

Особое место в судьбе героя играют его отношения с Наташей Ростовой. Впервые они встречаются в Москве. Пьер, появившись в доме Ростовых, был поражён той душевной теплотой и взаимопониманием, которые царили в этой семье. Тринадцатилетняя Наташа сразу же привлекает внимание Пьера своей живостью и естественностью, «и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему». Несмотря на разницу в возрасте, Пьера и Наташу сближает их непосредственность и доброта.

Узнав о том, что Наташа изменила Андрею, пытаясь сбежать с Анатолем Курагиным, Пьер не может в это поверить. Он не может спокойно думать о «низости, глупости и жестокости» Наташи. Узнав, что позору наивной девушки способствовала его собственная жена, Пьер пытается восстановить репутацию младшей дочери Ростовых. Будучи противником всякого насилия Пьер чуть не убил Анатоля. И этот поступок вполне объясним. Он был тайно влюблен в Наташу. Герой признаётся спасённому им французскому офицеру Рамбалю, что полюбил её ещё девочкой и что эта любовь останется с ним навеки.

Взаимоотношения Наташи и Пьера в романе переходят на новый уровень, когда они встречаются в Лысых Горах после смерти Пети, Андрея и Элен. Узнав Наташу в печальной исхудавшей женщине, Пьер понимает, что любит ее без памяти и более не может скрывать свои чувства. Они полюбили друг друга, имея за плечами опыт страдания и разочарования. И поэтому новое чувство имеет для них особую ценность. Наташу Ростову и Пьера Безухова объединяет духовное богатство, и герои ощущают необходимость поделиться им друг с другом.

В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие в каждой минуте его жизни. Именно в браке с Наташей Ростовой он достигает окончательной духовной гармонии. После семи лет супружества Пьер ощущает себя вполне счастливым человеком, устроившим свою жизнь надлежащим образом.

К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов. Изначально роман был задуман Л.Н. Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время Отечественной войны 1812 года.
Таким образом, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее важные для него, и приобретает жизненный опыт. Он, одержимый в молодости идеями Французской революции, в зрелости стал революционером-декабристом. И, наконец, познал главную истину —  необходимо умение  сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.

Материалы по произведению

Анализ романа «Война и мир»Женские образы в романе «Война и мир»Кутузов и Наполеон в романе «Война и Мир»Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»Светское общество в романе «Война и Мир»Смысл названия романа «Война и Мир»Сравнение Пьера и Андрея в романе «Война и Мир»Читательский дневник «Война и мир»
Текст: Елена Бочкова, 6.4k 👀