Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»

сочинение по литературе 10 класса • 450-550 слов (4-5 страниц) • Война и Мир

Андрей Болконский – одна из ключевых фигур в романе Льва Толстого. В первой же сцене вечера Анны Шерер мы видим его среди гостей, которые вызывают у него лишь скуку. С этого момента мы следим за судьбой князя Андрея, за тем, как он живёт, о чём думает, к чему стремится, какие удары судьбы принимает. Герой-философ, мыслитель, глубокий и умный человек, ищущий своё место в жизни. Такой герой не может не привлекать. Давайте попробуем уйти от очень широкой формулировки темы и прийти к более конкретным.

  1. Духовные искания Андрея Болконского.
  2. «Дорога чести» Андрея Болконского.
  3. Андрей Болконский и Пьер Безухов.
  4. Лучшие минуты жизни Андрея Болконского.

Каждая из них раскрывает образ Болконского, требует от нас знания текста, способности ориентироваться в большом литературном материале.

Князь Андрей как истинный представитель своего рода

Начиная разговор о князе Андрее, обязательно вспомните о том, что он представитель семьи Болконских, воспитанный строгим и деятельным отцом, для которого важны понятия долга и чести. Это то, что отличает всех Болконских. Андрей, расставаясь с отцом перед отъездом в армию, в ответ на напоминание старого князя о долге и достоинстве говорит, что об этом ему не нужно было говорить. Мудрый Кутузов, с сожалением отпуская Болконского с должности адъютанта, говорит ему: «Я знаю: твоя дорога – это дорога чести».

Болконские строги и сдержанны в проявлении своих чувств, однако, внимательно читая роман, мы понимаем, как любят друг друга брат и сестра, отец и сын, отец и дочь. Их отношения проникнуты искренней заботой друг о друге.

В портрете князя Андрея подчёркиваются детали, которые присущи всем членам этой семьи: определённые и сухие черты лица, маленькие руки, прекрасные умные глаза. Это то, что в русском языке называется словом «порода». Ничего обидного в нём нет. «Подлая порода» Курагиных и благородство породы Болконских резко противопоставлены. Люди одного класса, а породы-то разные! Характерные черты, присущие Андрею, как и старому князю и княжне Марье, — гордость, ум, аристократизм, глубокая работа мысли, глубина духовного мира, которая скрывается от посторонних.

Перечитываем эпизоды

Эпизодов, связанных с Андреем Болконским, очень много. Отберём самые важные.
  1. Том I
    1. Часть 1.
      • глава 1. В салоне Шерер;
      • глава 5-6. Разговор Пьера и Андрея;
      • глава 25. Прощание отца и сына.
    2. Часть 2, глава 15-21. Участие князя Андрея в Шенграбенском сражении.
    3. Часть 3
      • главы 11- 13. Накануне битвы под Аустерлицем. Мечиы князя Андрея о «Тулоне» (о славе Наполеона);
      • глава 19. Наполеон и Андрей на Праценской горе. Небо Аустерлица.
  2. Том II
    1. Часть 1, главы 7-9. Возвращение князя Андрея. Рождение сына и смерть жены. Попытка найти счастье в заботах о сыне.
    2. Часть 2, главы 11-12. Встреча с Пьером. Разговор на пароме.  
    3. Часть 3
      • глава 1-3. Поездка в Отрадное к Ростовым. Ночь в Отрадном. Дуб;
      • главы 4-7, 18. Работа в комиссиях Сперанского и разочарование в своей деятельности;
      • глава 16. Встреча с Наташей Ростовой на балу;
      • главы 19-23. История любви Наташи и князя Андрея. Предложение князя Андрея. Его отъезд.
    4. Часть 5, глава 5, глава 21. Пьер и Андрей о Наташе. Решение князя Андрея расторгнуть помолвку.
  3. Том III
    1. Часть 1, глава 8. Отъезд из дома в действующую армию.
    2. Часть 2
      • глава 5. Князь Андрей в полку;
      • главы 15-16. Князь Андрей и Кутузов;
      • глава 25. Последняя встреча с Пьером;
      • главы 36, 37. Ранение князя Андрея.
    3. Часть 3, глава 32. Свидание Наташи и Андрея в обозе Ростовых.
  4. Том IV , часть 1, главы 15,16. Смерть князя Андрея.

План сочинения

  1. Андрей Болконский – герой-философ, проходящий свой трудный путь в движении к вершинам духа.
  2. Жизненный путь князя Андрея. Поиски смысла жизни:
    1. желание найти достойное дело:
      1. презрение к своей социальной среде («Эта жизнь не по мне»);
      2. сложность отношений с женой Лизой;
      3. стремление к великому подвигу («Все полюбят меня»);
      4. решение пойти на войну как попытка реализовать себя;
    2. участие в военной кампании 1805 года:
      1. выполнение воинского долга, сохранение чувства собственного достоинства;
      2. желание достичь славы Наполеона;
      3. понимание истинности героизма капитана Тушина;
      4. бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения;
      5. небо Аустерлица (отречение от своих иллюзий, осознание ничтожества Наполеона, признание других ценностей жизни);
    3. смерть Лизы, рождение сына Николеньки; приятие Болконским ценности семьи;
    4. отказ от участия в активной жизни и общественной деятельности;
    5. общение с Пьером – переломный этап в жизни князя Андрея;
    6. встреча с Наташей Ростовой в Отрадном; образ дуба как символ увядания, отказа от радостей жизни и как символ душевного возрождения;
    7. желание быть полезным на государственном поприще, работа в комиссиях Сперанского и уход из них, разочарование в своей деятельности;
    8. любовь к Наташе;
    9. несбывшиеся надежды на обретение счастья в личной жизни;
    10. участие в войне 1812 года:
      1. решение вернуться в армию, обретение нового смысла жизни в единстве с народной судьбой;
      2. нравственный стоицизм Болконского в Бородинском сражении;
      3. тяжёлое ранение князя Андрея, обретение вечной истины – нужно любить всех людей;
      4. «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде» (обновлённое чувство к Наташе);
      5. смерть Андрея Болконского.
  3. Путь князя Андрея – движение «от Наполеона к Кутузову», путь исканий, потерь, обретений, ошибок и раскаяния в них, путь к нравственному совершенствованию.

Этот план позволяет в полной мере раскрыть образ толстовского героя. Судьба князя Андрея композиционно «закрыта»: в романе показана смерть героя, конец его жизненного пути (символичен в данном случае образ двери, появляющийся в начале пути, в сцене отправления на войну, и в конце пути – «смерть за дверью).

Замечания

Прочитайте небольшие материалы, которые обозначат некоторые важные моменты, связанные с Болконским, и дадут вам пищу для размышлений, позволив увидеть то, на что вы, возможно, раньше не обращали внимания.

  • Князь Андрей – человек, укоренённый в своей эпохе, ему присущи многие черты «лишнего человека», противопоставленного обществу, которое он презирает.
  • Писатель называет своего героя «князь Андрей», чем подчёркивается дистанция между автором и его героем.
  • Увлечение Болконского Наполеоном выглядит естественным (вспомним, что Пьер в начале романа тоже восхищается Наполеоном). Ему интересно соотнести душевный склад и нравственные принципы «великого» человека со своими. Однако разочарование в кумире наступает довольно быстро.
  • В начале своего пути князь Андрей решает вопрос: что важнее, прогресс народов или жизнь одного человека? Вопрос этот предстаёт в виде размышлений героя: отдал бы он самых близких за «любовь всех людей». Получается, что отдал бы, хотя князь Андрей готов пожертвовать собой. По сути дела, он «отдал» свою жену за прогресс народов только мысленно, но и это заставило его страдать и всю жизнь считать себя виновным в её смерти.
  • Болконский приходит к мысли о невозможности установления людьми справедливости в мире. Доказательством этого становится столкновение героя с мерзавцем Анатолем Курагиным – «маленьким наполеоном», крайний эгоист которого не останавливается перед разрушением чужой жизни. Христианское всепрощение сестры отвергается Болконским. Он не в состоянии простить человека, который нарушил все нравственные законы. Поэтому цель Андрея – убить Курагина на дуэли.
  • Лучшие минуты жизни Андрея Болконского связаны с моментами самых острых страданий. «Счастливейшими минутами» в своей судьбе сам герой назовёт Аустерлиц с его высоким небом и «блаженство», испытанное им на перевязочном пункте Бородинского сражения. В Мытищах, страдая от боли, теряя сознание и приходя в него, он полон ощущения «нового счастья». И это, по Толстому, не парадокс, а закономерность: ведь мучительные страдания приводят князя Андрея к христианской любви ко всем людям, живущим на земле, в том числе и к его врагу Анатолю.
  • Отсутствие у Болконского страха перед смертью – знак безгрешности, святости. Он простил своего злейшего врага; он, будучи военным, не убил никого, не сделал ни единого выстрела по врагу, открыв для себя закон Божьей любви, который правит миром.

Первый вариант сочинения

Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Князь Андрей Болконский – один из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Это сложный образ, позволяющий увидеть, как меняется человек и его мировоззрение, как он проходит духовную эволюцию, совершая ошибки и вновь поднимаясь к новым идеалам. Напряжённость этих поисков и делает фигуру князя Болконского особенно привлекательной.

Знакомство с Андреем Болконским происходит в первой главе романа: он появляется в салоне Анны Павловны Шерер вместе со своей женой Лизой. Он ярко выделяется из всего светского общества, собравшегося там этот вечер. Он строг и прямолинеен и этим буквально отталкивает от себя привыкших к наигранной вежливости и фальши светских дам и кавалеров. Из каждого его жеста, движения, действия становится ясно, что он чувствует себя чужим в салоне, ему здесь некомфортно. Пришел он сюда лишь из-за просьб своей беременной жены, полной его противоположности, которая любила такие вечера. Отказать ей в сопровождении было бы недостойным поступком, противоречащим нормам морали того времени. Складывается впечатление, что Андрей готов отправиться на войну не потому, что жаждет великого подвига и славы Наполеона, а от того, что ему надоела жена, которую он не любит, надоело светское общество с его устоявшимися порядками. Он ищет новое, хочет нового восприятия себя самого, он грезит славой.

Князь Андрей, как и все Болконские, строг и очень сдержан в проявлении своих чувств. В имении отца, куда он перед отправлением на войну привез ожидающую родов жену, он, несмотря на то что ему тяжело расставаться с родными,  тщательно скрывает это,  хотя читатель видит его неподдельное волнение в сцене прощания с сестрой и отцом. И княжна Марья всё же  уговаривает любимого брата надеть на шею золотой образок, который надевали на себя все их предки.

Князь Николай Андреевич — представитель родовой русской аристократии, человек екатерининской эпохи. Эта эпоха уходит в прошлое, но старый князь все еще пользуется почтением у соседских помещиков. Николай Андреевич — человек, безусловно, незаурядный. Он принадлежит к тому поколению, которое в свое время строило мощную российскую государственность. При дворе князь Болконский занимал особое место. Он был приближенным Екатерины II, но своего положения добился не подхалимством, как многие в его время, а личными деловыми качествами и талантами. Уже то, что при государе Павле он получил отставку и ссылку, указывает на то, что служил он отечеству, а не царям.

В его облике отразились черты знатного и богатого деда по матери — боевого генерала. И старый Болконский, и князь Андрей гордятся древним родом и его заслугами перед Отечеством. Андрей Болконский унаследовал от отца высокое понятие о чести, благородстве, гордость и независимость, а также острый ум и трезвое суждение о людях. И отец, и сын презирают выскочек, карьеристов и подхалимов, таких как Курагин и Долохов. Князь Николай Болконский не водил в свое время дружбы с такими людьми, которые ради своей карьеры были готовы поступиться честью и долгом гражданина и человека.

Сына и дочь он воспитал в строгости и не привык считаться с их чувствами и желаниями. Именно поэтому он не смог понять чувство сына к Наташе Ростовой. Не веря в искренность их любви, он всячески препятствует их отношениям. Нечто подобное происходило и в случае с Лизой. Брак, по понятиям старого Болконского, существует только для того, чтобы дать роду законного наследника. Поэтому, когда у Андрея с Лизой возникали трения, отец утешал сына тем, что «все они такие».

У Андрея много общего со своим отцом, хотя в том, что касается взглядов, хватает и разногласий. Старый князь прошел суровую жизненную школу и судит о людях с позиции той пользы, которую они приносят Родине. В нем удивительным образом сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, аристократа, гордящегося своей родословной, и черты человека большого ума и жизненного опыта.

Взгляды Андрея на предмет славы и служения родине отличаются от отцовских. Князь Андрей скептически относится к государству и власти вообще. Такое же отношение у него и к людям, которые поставлены судьбой на высшую ступень власти. Он осуждает императора Александра за то, что тот передоверил власть иностранным генералам. Князь Андрей со временем пересмотрел свои взгляды на Наполеона. Если в начале романа он воспринимает Наполеона как властителя мира, то теперь он видит в нем обыкновенного захватчика, который служение родине подменил стремлением к личной славе. Высокая идея служения отечеству, воодушевлявшая его отца, перерастает у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и единения человека с природой. Андрей начинает понимать те христианские мотивы, которыми руководствовалась в жизни его сестра и которые он не мог понять раньше. Теперь Андрей проклинает войну, не разделяя ее на справедливую и несправедливую. Война — это убийство, а убийство несовместимо с человеческой природой.

Андрей был полон стремления к высшему идеалу, может быть, поэтому в нём чувствовалась постоянная неудовлетворенность собой, чего никак не мог понять старый Болконский.

Пьер Безухов – лучший друг Андрея Болконского. Он считает его образцом для подражания, совершенством. Его отношение к Болконскому искренне доброе и нежное. Их дружбу они  пронесли до конца.

Марья Болконская, сестра Андрея, очень гордится своим братом. Она считает его достойным, благородным, умным человеком с высокими идеалами. Князь Николай Болконский воспитывал своих детей в строгости, и жесткие правила закалили их характеры. Такое воспитание объединило Андрея и Марью с самого детства. Между собой они были всегда дружны и сумели пронести сквозь года теплые взаимоотношения.

Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких  фигур романа «Война и мир». С первого появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике. И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм — вот отличительные его черты даже в общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей.

Жизненный путь князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Постепенно он избавляется от иллюзий — стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. В итоге он осознал свои ошибки, но исправить их так и не успел.

Второй вариант сочинения

В романе-эпопее «Война и мир» описывается семья князей Болконских, которая принадлежит к древнему роду. Особое место в повествовании занимает Андрей Болконский – сын старого князя Николая Болконского.

Впервые Андрей Болконский появляется на страницах романа на вечере Анны Павловны Шерер. Л.Н.Толстой дает ему такое описание: «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами». Мы видим, что присутствие князя на вечере не вызывает у него никаких чувств, кроме раздражения и равнодушия. Он пришел туда, потому что так положено: на вечере была его жена Лиза, и он должен был находиться рядом с ней. Но Болконскому явно скучно, автор показывает это во всем: «…от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага». Он презирает то общество, которое его окружает.

Женитьба князя Андрея не сделала счастливым ни его, ни его жену Лизу. Их отношения нельзя назвать счастливыми, потому что в них не было любви. Князь Андрей, отдавая дань достоинствам жены,  тем не менее понимает, что совершил огромную ошибку, связав свою жизнь с женщиной, очень далёкой от него в духовном плане. Герою становится тесно и трудно в своей семье. В поисках смысла жизни Андрей Болконский уезжает на войну, мечтая о славе Наполеона, о великом подвиге. Тяжёлое ранение, увиденное неожиданно высокое небо Аустерлица — всё переворачивает представления героя о том, ради чего надо жить.  Возвращается он в тот день, когда Лиза умирает в родах. Теперь князю Андрею кажется, что ему остается только жить в  отдалении от света. воспитывая сына Николеньку.

Однако встреча с Наташей Ростовой в Отрадном, разговор с Пьером на пароме меняют судьбу героя. В сердце угрюмого, скучного, неулыбчивого и разочаровавшегося в жизни, обществе и любви Андрея возродилась вера в прекрасное, желание жить и быть счастливым. Сердце живой и чувственной Наташи, открытое к новым эмоциям и чувствам, также не устояло перед судьбоносной встречей и было отдано Андрею. Их обручение стало логическим продолжением романтического знакомства, окрылившего Андрея и подарившего ему веру в новую жизнь. Однако этому союзу не суждено было состояться.

Каким же болезненным было разочарование Андрея в своей избраннице, когда неопытная и незнающая жизненных законов и людской жестокости Наташа не устояла перед соблазнами светской жизни и запятнала чистое чувство своим увлечением Анатолем Курагиным. Несмотря на сильные чувства к Наташе, Андрей не смог простить ей это предательство.

Война 1812 года застает князя Андрея в момент наивысшего душевного кризиса. Но именно всенародная беда, обрушившаяся на Россию, выводит его из этого состояния. Участие в Отечественной войне 1812 года явилось для него истинной формой бытия, к которому он так долго и трудно шел. Война эта открывает для князя Андрея возможность войти в стихию общенародной жизни. Он впервые осознает влияние солдатской массы на военные действия, исход которых решает ее дух, ее поведение и настроение. И он становится ближе к солдатам, то есть к народу. Навсегда отказавшись от карьеры придворного, не пожелав быть штабным офицером, он уходит в полк. Ведь только там, по его мнению, можно приносить пользу своей Родине.

Андрею придется пережить нашествие Наполеона, смерть отца, получить смертельное ранение, увидеть истекающего кровью Анатоля Курагина, для того чтобы изменить свое отношение к жизни. Только после этого ему откроется смысл любви, а следовательно, и прощения. Очнувшись после операции и увидев на соседнем столе Анатоля Курагина, которому только что отняли ногу, князь Андрей «вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удержаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями».

Ранение и предсмертные размышления многое меняют в личности Болконского. После Бородинского сражения, будучи смертельно раненным, князь Андрей кардинально меняется. Он прощает своего обидчика Анатоля Курагина и свою возлюбленную Наташу Ростову. Он прощает весь мир, больше не испытывает ненависти, находит гармонию с миром и с сами собой. Он преодолевает страх, даже животный ужас перед смертью. Болконский начинает понимать, что его уход — это путешествие в новый мир. Андрей перестаёт ощущать связь с этой жизнью, становится отстранённым, все беды и проблемы, которые ранее тяготили его, становятся ничтожными перед лицом того таинственного, что с ним должно произойти. Он умирает долго и мучительно, словно судьба специально даёт ему возможность духовно очиститься,  переоценив всю свою жизнь, найти гармонию с миром и принять смерть смиренно как что-то естественное и необратимое.

Материалы по произведению

Анализ романа «Война и мир»Духовные искания Пьера в романе «Война и Мир»Женские образы в романе «Война и мир»Кутузов и Наполеон в романе «Война и Мир»Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»Светское общество в романе «Война и Мир»Смысл названия романа «Война и Мир»Сравнение Пьера и Андрея в романе «Война и Мир»Читательский дневник «Война и мир»
Текст: Елена Бочкова, 3.9k 👀