Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»

сочинение по литературе 10 класса
Произведение: Война и Мир Рекомендованный объем: 450-550 слов (4-5 страниц в тетради)

Первый вариант сочинения

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» отражает важнейшие моменты жизни народа, менталитет разных общественных слоев во время мира и в часы войны. Автор презирает высшее общество и очень трепетно описывает жизнь простого русского народа. Однако и среди аристократов есть люди, достойные уважения и восхищения. К ним относится князь Андрей Болконский, жизнь которого переполнена поисками ответов на важнейшие нравственные вопросы, желанием постичь смысл бытия, стремлением к истине и доброте.

Князь Андрей в начале романа

Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»При первом же появлении князя Андрея на страницах романа читатель видит его человеком, не находящим покоя, не довольным собственной жизнью. Все его мечтания сводятся к единственной цели – быть полезным обществу. Поэтому в 1805 году он едет служить в армию, полон восторженных мыслей о Бонапарте.

Болконского не интересуют чины, поэтому он сначала служит в звании адъютанта. Он патриот, каждой клеткой души ощущает ответственность за будущее России, русской армии.

Вопрос патриотизма и героизма – один из основных в романе. Болконский без сомнения отдаст жизнь за родное отечество, сам напрашивается в самые горячие точки, только бы помочь армии выиграть решающие бои, пусть и ценой жизни.

Духовные искания князя Болконского

В самый разгар военной кампании Андрей получает известие о рождении ребенка и смерти жены, перед которой он чувствует вину из-за отсутствия любви к ней. Эти новости потрясли героя и усилили ощущения духовной пустоты и отчаяния. Жизнь для него близилась к логическому завершению, разочарование во всем охватило его существо целиком.

Возрождения князя Андрея произошло после увиденного высокого неба Аустерлица, когда герой оказался на грани жизни и смерти. В дальнейшем душа героя излечилась в разговорах с Пьером Безуховым и после знакомства с молодой Наташей Ростовой, которая окончательно возвратила его к жизни. Герой начинает понимать, что не все еще кончено.

Встреча с Наташей

Встреча с юной, веселой жизнерадостной Наташей вновь пробуждает в Андрее мечты о простом человеческом счастье – семье, детях, новой жизни. Болконскому не хватало мечтательности и поэтичности Наташи, это и привлекло его к ней.

Постепенно, открывшись девушке в чувствах, Андрей начинает чувствовать ответственность за возлюбленную и в то же время бояться обязательств. Отложив свадьбу на год, герои начинают понимать, насколько они различны. За плечами князя опыт, испытания, несчастья, война, ранение. Наташа жене видела жизнь, не чувствовала ее вкуса. Она живет чувствами, Андрей – умом.

Необходимость постоянной деятельности, смены чувств и мест, новых знакомств и событий приводит неопытную девушку в мир Курагиных – циничных и холодных людей. Наташа не смогла устоять перед обаянием Анатоля тем самым разрушив надежды Болконского на счастливую семью. Князь вновь обращается к службе.

Последний этап жизни князя Андрея

Армия заставляет Андрея позабыть личные неудачи, разочарования и обиды. Думать тут приходится о судьбе своего полка. Солдаты любят и гордятся таким предводителем и называют «наш князь».

Перед Бородинской битвой уверенность в победе не покидала Болконского, он верил в силы своих солдат, в свои силы. Он неспешно любовался красотами родной природы, когда получил смертельную рану. Глядя в глаза смерти, князь Андрей понимает собственное единство с окружающим его миром, чувствует всепоглощающую любовь и всепрощение.

Встретившись с Наташей в последний раз, Андрей видит в ней значительные изменения – она стала взрослее, в ее глазах проступало пережитое страдание, осознание собственной вины перед Болконским. Он дарует ей прощение и погружается в любовь к Наташе, любит ее возвышенно, неземной любовью. Эти чувства окрашивают последние часы его жизни. Так князь Андрей обрел веру, соединил в сознании возвышенное и земное – сделал то, к чему стремился всю жизнь.


Второй вариант сочинения

Князь Андрей Болконский – один из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир». С помощью этого героя автор постарался передать течение жизни, стремления и поиски передового дворянства первой третьи 19  века. Андрей – сложный образ: рядом со множеством положительных качеств в нем находится что-то, что заставляет читателя подумать о том, прав ли князь в сложившейся ситуации и какова будет его судьба в дальнейшем.

Характеристика

Знакомство с Андреем Болконским происходит в первой главе романа: он появляется в салоне Анны Павловны Шерер вместе со своей женой Лизой. Он ярко выделяется из всего светского общества, собравшегося там этот вечер. Он строг и прямолинеен и этим буквально отталкивает от себя привыкших к наигранной вежливости и фальши светских дам и кавалеров. Из каждого его жеста, движения, действия становится ясно, что он чувствует себя чужим в салоне, ему здесь некомфортно. Пришел он сюда лишь из-за просьб своей беременной жены, полной его противоположности, которая любила такие вечера. Отказать ей в сопровождении было бы недостойным поступком, противоречащим нормам морали того времени. Складывается впечатление, что Андрей готов отправиться на войну не потому, что жаждет одержать победу над Наполеоном, а от того, что ему надоела жена, которую он не любит, и надоело светское общество с его порядками. Он ищет новое, хочет нового восприятия себя самого, он грезит славой. Андрей идет воевать не по своим внутренним убеждениям, а вопреки им.

Князь Андрей –  скрытный человек, его душа закрыта даже для самых близких людей. В имении отца, куда он перед отправлением на войну привез ожидающую родов жену, он ведет себя как лишенный всякого внутреннего тепла, пустой человек. Несмотря на то, что ему тяжело расставаться с родными, он тщательно скрывает это, принимая спокойное и непроницаемое выражение лица. Наверное, если бы именно в эти минуты он подарил хоть немного нежности супруге, он бы не мучился позже угрызениями совести. А над сестрой он и вовсе подтрунивает при разговоре об отце, хотя знает, какой сложный у того характер и в каких суровых условиях ей приходится жить. Но только княжна Марья может уговорить брата подчиниться ей: князь не верит в Бога, но надевает на шею данный ею образок, который надевали на себе все их предки.

Взаимоотношения с отцом

Князь Николай Андреевич — представитель родовой русской аристократии, человек екатерининской эпохи. Эта эпоха уходит в прошлое, но старый князь все еще пользуется почтением у соседских помещиков. Николай Андреевич — человек, безусловно, незаурядный. Он принадлежит к тому поколению, которое в свое время строило мощную российскую государственность. При дворе князь Болконский занимал особое место. Он был приближенным Екатерины II, но своего положения добился не подхалимством, как многие в его время, а личными деловыми качествами и талантами. Уже то, что при государе Павле он получил отставку и ссылку, указывает на то, что служил он отечеству, а не царям.

В его облике отразились черты знатного и богатого деда по матери — боевого генерала. И старый Болконский, и князь Андрей гордятся древним родом и его заслугами перед Отечеством. Андрей Болконский унаследовал от отца высокое понятие о чести, благородстве, гордость и независимость, а также острый ум и трезвое суждение о людях. И отец, и сын презирают выскочек, карьеристов и подхалимов, таких как Курагин и Долохов. Князь Николай Болконский не водил в свое время дружбы с такими людьми, которые ради своей карьеры были готовы поступиться честью и долгом гражданина и человека.

Сына и дочь он воспитал в строгости и не привык считаться с их чувствами и желаниями. Именно поэтому он не смог понять чувство сына к Наташе Ростовой. Не веря в искренность их любви, он всячески препятствует их отношениям. Нечто подобное происходило и в случае с Лизой. Брак, по понятиям старого Болконского, существует только для того, чтобы дать роду законного наследника. Поэтому, когда у Андрея с Лизой возникали трения, отец утешал сына тем, что «все они такие».

У Андрея много общего со своим отцом, хотя в том, что касается взглядов, хватает и разногласий. Старый князь прошел суровую жизненную школу и судит о людях с позиции той пользы, которую они приносят Родине. В нем удивительным образом сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, аристократа, гордящегося своей родословной, и черты человека большого ума и жизненного опыта.

Взгляды Андрея на предмет славы и служения родине отличаются от отцовских. Князь Андрей скептически относится к государству и власти вообще. Такое же отношение у него и к людям, которые поставлены судьбой на высшую ступень власти. Он осуждает императора Александра за то, что тот передоверил власть иностранным генералам. Князь Андрей со временем пересмотрел свои взгляды на Наполеона. Если в начале романа он воспринимает Наполеона, как властителя мира, то теперь он видит в нем обыкновенного захватчика, который служение родине подменил стремлением к личной славе. Высокая идея служения отечеству, воодушевлявшая его отца, перерастает у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и единения человека с природой. Андрей начинает понимать те христианские мотивы, которыми руководствовалась в жизни его сестра, и которые он не мог понять раньше. Теперь Андрей проклинает войну, не разделяя ее на справедливую и несправедливую. Война — это убийство, а убийство несовместимо с человеческой природой.

Андрей был полон стремления к высшему идеалу, может быть, поэтому чувствовалась постоянная неудовлетворенность собой, чего никак не мог понять старый Болконский. Но если с Андреем он все-таки считался, даже потом прислушивался к его мнению, то его отношения с дочерью были гораздо более сложными. Безумно любя Марью, он предъявлял непомерные требования к ее образованию, характеру, талантам. Он вмешивается и в личную жизнь дочери, вернее совсем лишает ее права на эту жизнь. Из-за своих эгоистических побуждений он не хочет выдавать дочь замуж. И все же, в конце жизни старый князь пересматривает свое отношение к детям. Он с большим уважением относится к взглядам сына, по-новому смотрит на дочь. Перед смертью он признает их правоту и просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына. Увидеться с Андреем ему так и не удалось.

Отношение других персонажей к Андрею Болконскому

Пьер Безухов – лучший друг Андрея Болконского. Он считает его образцом для подражания, совершенством. Его отношение к Болконскому искренне доброе и нежное. Их дружба сохранила свою преданность до конца.

Марья Болконская, сестра Андрея, очень гордится своим братом. Она считает его достойным, благородным, умным человеком с высокими идеалами. Князь Николай Болконский воспитывал своих детей в строгости, и жесткие правила закалили их характеры. Такое воспитание объединило Андрея и Марью с самого детства. Между собой они были всегда дружны и сумели пронести сквозь года теплые взаимоотношения.

Заключение

Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа «Война и мир». С первого появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике. И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм — вот отличительные его черты даже в общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей.

Жизненный путь князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Постепенно он избавляется от иллюзий — стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. В итоге он осознал свои ошибки, но исправить их так и не успел.


Третий вариант сочинения

В романе-эпопее «Война и мир» описывается целое семейство Болконских, которое принадлежит к древнему роду князей. Особое место в повествовании занимает Андрей Болконский – сын старого князя Николая Болконского.

Андрей – молодой, умный и красивый мужчина. По характеру он – гордый, насмешливый и жесткий человек, в чем-то похожий на отца.

Знакомство с Андреем Болконским

Впервые Андрей Болконский появляется на страницах романа на вечере Анны Павловны Шерер. Л.Н.Толстой дает ему такое описание: «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами». Мы видим, что присутствие князя на вечере весьма пассивно. Он пришел туда, потому что так положено: на вечере была его жена Лиза, и он должен был находиться рядом с ней. Но Болконскому явно скучно, автор показывает это во всем «…от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага».

В образе Болконского Лев Николаевич показывает образованного, умного, благородного светского человека, умеющего разумно мыслить и быть достойным своего звания. Он был добр и заботлив, хотя может и не кажется на первый взгляд таким.

Отношения в семье

В романе «Война и мир» показано несколько поколений. Л. Н. Толстой демонстрирует, как представитель «нового» поколения – Андрей Болконский строит собственную семью.

Будучи совсем юным, князь Андрей женится на красивой светской девушке – Лизе, которая была племянницей самого Кутузова. Их отношения нельзя назвать счастливыми, потому что в них не было любви. Героиня не любила своего мужа, для нее он служил необходимостью, предметом, наличие которого требует общество. Князь Андрей также не имел никаких чувств к своей супруге. Он быстро понял, что совершил огромную ошибку, связав свою жизнь с нелюбимой женщиной. Но чувство долга и чести не позволяло ему бросить ее. Герою становится тесно и трудно в своей семье. Именно из-за тяжести семейной жизни Андрей Болконский уезжает на войну.

В ходе повествования Лиза умирает при родах. Князь Андрей остается с сыном Николенькой, который в семилетнем возрасте теряет отца. Николенька не помнит князя Андрея, однако пытается вырасти честным человеком, которым бы гордился отец.

История отношений Андрея Болконского и Наташи Ростовой

Встреча этих героев изменила их судьбы. В сердце угрюмого, скучного, неулыбчивого и разочаровавшегося в жизни, обществе и любви Андрея возродилась вера в прекрасное, желание жить и быть счастливым. Сердце живой и чувственной Наташи, открытое к новым эмоциям и чувствам, также не устояло перед судьбоносной встречей, и было отдано Андрею. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Их обручение стало логическим продолжением романтического знакомства, окрылившего Андрея и подарившего ему веру в новую жизнь. Однако этому союзу не суждено было обрести счастье.

Каким же болезненным было разочарование Андрея в своей избраннице, когда неопытная и незнающая жизненных законов и людской жестокости Наташа не устояла перед соблазнами светской жизни и запятнала чистое чувство своим увлечением Анатолем Курагиным. Несмотря на сильные чувства к Наташе, Андрей не смог простить ей это предательство.

Князь Болконский и война 1812 года

Война 1812 года застает князя Андрея в момент наивысшего душевного кризиса. Но именно всенародная беда, обрушившаяся на Россию, выводит его из этого состояния. Участие в Отечественной войне 1812 года явилось для него истинной формой бытия, к которому он так долго и трудно шел. Война эта открывает для князя Андрея возможность войти в стихию общенародной жизни. Он впервые осознает влияние солдатской массы на военные действия, исход которых решает ее дух, ее поведение и настроение. И он становится ближе к солдатам, то есть к народу. Навсегда отказавшись от карьеры придворного, не пожелав быть штабным офицером, он уходит в полк. Ведь только там, по его мнению, можно приносить пользу своей Родине.

Андрею придется пережить нашествие Наполеона, смерть отца, получить смертельное ранение, увидеть истекающего кровью Анатоля Курагина, для того чтобы изменить свое отношение к жизни. Только после этого ему откроется смысл любви, а следовательно, и прощения. Очнувшись после операции и увидев на соседнем столе Анатоля Курагина, которому только что отняли ногу, князь Андрей «вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удержаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями».

Смерть

Ранение и предсмертные размышления являются важными в формировании личности Болконского. После бородинского сражения, будучи смертельно раненным, князь Андрей кардинально меняется. Он прощает своего обидчика Анатоля Курагина и свою возлюбленную Наташу Ростову. Он прощает весь мир, больше не испытывает ненависти, находит гармонию с миром и с сами собой. Он преодолевает страх, даже животный ужас перед смертью. Болконский начинает понимать, что его уход — это путешествие в новый мир. Андрей перестаёт ощущать связь с этой жизнью, становится отстранённым, все беды и проблемы, которые ранее тяготили его, становятся ничтожными перед лицом того таинственного, что с ним должно произойти. Он умирает долго и мучительно, словно судьба специально даёт ему возможность духовно очиститься,  сделать переоценку всей своей жизни, найти гармонию с миром и принять смерть смиренно, как что-то естественное и необратимое.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Л.Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. / Вступит. ст. и примеч. С.П. Бычкова. – 3-е изд. – М.: Гослитиздат, 1960 г.
  2. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., 1989 г.
  3. Анненков П.В., Исторические и эстетические вопросы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»”, 1868 г.
  4. Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. Издательство Мордовского университета.1978 г.
  5. Билинкис Я. О творчестве Л.Н. Толстого: Очерки. – Л.: Сов. писатель, 1959 г.
  6. Боровиков С. В русском жанре. Над страницами “Войны и мира”/ С. Боровиков // Новый мир. -1999 г.
  7. Бычков С., Л.Н. Толстой. Очерк творчества – М.: 2001 г.
  8. В. Ермилов. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., “Гослитиздат” 1979 г.
  9. Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.
  10. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977 г.
  11. Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров ; [худож. Н. Нефедов]. – Ленинград : Советский писатель, 1980 г.
  12. Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». Л.: Детская литература, 1978 г.
  13. И. В. Страхов. Л.Н. Толстой как психолог. Ученые записки Саратовского гос. пед. ин-та, вып. X, 1947г.
  14. Ищук, Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. Г. Н. Ищук ; [науч. ред. С. А. Розанова]. – Москва : Книга, 1984 г.
  15. Кагаршнова, М. Человек и история в художественной системе романа-эпопеи “Война и мир”. М.: Стерлитамак, 2002 г.
  16. Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского : книга для учителя / Г. Б. Курляндская. – Москва : Просвещение, 1988 г.
  17. Лакшина. Интервью и беседы с Львом Толстым. Москва: Современник, 1986 г.
  18. Лепешинская Т.А. Патриотическое и воспитательное значение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Омский научный вестник №10, 2006 г.
  19. Линков, В. Я. «Война и мир» Л. Толстого. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.Я. Линков. – Москва: Гостехиздат, 2015 г.
  20. Опульская Л.Д. Историческая эпопея Л.Н. Толстого. М.: Просвещение, 1968 г.
  21. Опульская, Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”: книга для учителя / Л. Д. Опульская. – Москва : Просвещение, 1987 г.
  22. Потапов И.Л. Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”/ Л.И. Потапов. – М., 1970 г.
  23. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. И.Н. Сухих. – Ленинград, 1989 г.
  24. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. – М.: МГУ, 1981 г.
  25. Смирнова Л.А. «Русская литература XVIII-XIX веков». М., 1995 г.
  26. Соловьев Н.И. Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002 г.
  27. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. М., 1978 г.
  28. Халищев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983 г.
  29. Черепнин Л.В. Исторические взгляды Л.Н. Толстого. Вопросы истории. 1965 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.2k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *