Духовные искания Пьера в романе “Война и Мир”

сочинение по литературе 10 класса
Произведение: Война и Мир Рекомендованный объем: 450-550 слов (4-5 страниц в тетради)

Первый вариант сочинения

Роман не только описывает документальные события и настроения в светском обществе в этот период. Это история высших сословий, русских семей, отдельных лиц – Болконских, Ростовых и неподражаемого Пьера Безухова, на жизнь которых непосредственно повлияли наполеоновские войны 1805-1812 годов, в том числе французское вторжение и последующее отступление из Москвы. Повествование плавно перетекает от одного персонажа к другому, от одной интриги высшего общества к другой, и настолько ясна психологическая детализация, что никогда не кажется, что автор переусердствует. Индивидуальные истории, становление личности каждого занимают основное место в тексте.

Пьер Безухов и две пары братьев, сестер – Наташа и Николай Ростовы; Марья и Андрей Болконские – составляют пять главных героев книги. Все они предельно искренни. Глубоким самоанализом извлекают уроки из важных событий в своей жизни, осознают свои недостатки. Они постоянно ищут счастья, которое не зависит от внешних обстоятельств. Как минимум, трое из них – Пьер, Андрей и Мария – занимаются религиозным или духовным поиском смысла и мудрости, «внутренней работой».

Появление Пьера в романе

Эта эпическая история переплетает в себе жизнь нескольких выдающихся русских семей на протяжении восьми лет, в течение которых Наполеон Бонапарт завоевывает большую часть Европы и стремится вторгнуться в Россию. История открывается в Петербурге в 1805 году на вечеринке у богатой светской львицы. Она обсуждает французскую угрозу со своим другом, князем Курагиным. Хвалит свою дочь, красавицу Элен, но недовольна поведением сына Анатоля.

Князь просит ее познакомить Анатолия с Марией Болконской, единственной дочерью князя Болконского, богатого военачальника в отставке. Пьер Безухов – незаконнорожденный сын богатого графа, прибывает только что из заграницы. Он неуклюжий, простой юноша, которому некомфортно взаимодействовать с аристократией. Он не разделяет мелочность их интересов, духовную бедность, пустоту, эгоизм, напускную благородность, лицемерие. Поэтому высший свет его мало привлекает.

Личностная характеристика

Духовные искания Пьера в романе Война и Мир«Массивный, толстый молодой человек со стриженною головою, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо, в коричневом фраке», – таким молодой Безухов впервые предстает перед читателем.

Парень робок, ему неведомы тонкие игры дворянства, нюансы общения. Он не умеет вовремя сесть, уйти, сказать что-то, когда это необходимо. Его рассеянность, неуклюжесть, наивность, добродушие, простота вызывают иронию, смех у окружения. Он не особенно заинтересован в богатстве, но любит хорошую жизнь. Физически он большой, толстый, много ест, пьет. Исключительное богатство отца, которое он неожиданно наследует, естественным образом выводит его на орбиту российского высшего общества.

Пьер заинтригован Андреем Болконским, братом Марии, офицером в армии. Они начинают предварительную дружбу, основанную на обсуждениях философии. К большому разочарованию князя Курагина, его надежды унаследовать огромное состояние графа Безухова рушатся, когда граф умирает и оставляет свое богатство Пьеру.

История жизни

Николай, Андрей и Анатоль отправились воевать с австрийцами против Наполеона. У каждого свой опыт на войне. Андрей тяжело ранен, семья считает героя погибшим. Тем временем Пьер пытается приспособиться к русской знати, но дочь князя Курагина, Элен, желающая выйти за него замуж, чтобы получить его богатство, легко манипулирует им.

Пьер женится на ней, но вскоре она причиняет ему боль, заводя роман с человеком по фамилии Долохов. Пьер вызывает его на дуэль, в которой он тяжело ранит Долохова. Опасаясь, что он убил его, Пьер бежит в деревню. Недовольный жизнью, он попадает в культ масонства. На протяжении всей истории он ищет способы помочь другим, вести хорошую жизнь.

После, тяжелого для героя, развода с Элен начинается внутренняя работа Пьера. Во время путешествия у него есть шанс встретиться с человеком, который принадлежит к «братству масонов». Пьер не верит ни в Бога, ни в религиозные абстракции. В прошлом, он даже высмеивал масонские верования. Но Пьер очарован этим незнакомцем, который убедительно доказывает, что высшая мудрость основана не только на разуме, «и может быть получена только путем внутреннего очищения». Так он становится масоном, подвергая себя ритуалам культовой инициации братства. Несмотря на странность этих обрядов, Пьер успокаивается идеей масонов о том, что «источник блаженства не снаружи, а внутри нас». Праздный образ жизни, кутежи и безделье остаются в прошлом.

Бесконечные предательства, в том числе и любимой женщины, сильно меняют Пьера. Оказывает влияние на его мировоззрение, формирование личности и война.

Военный опыт Пьера

Герой ощущает себя частью народа. Единство с населением своей страны, чувство долга, любовь к Родине не позволяют ему остаться в стороне. Он чувствует себя необходимым и отправляется воевать.

А когда весь цвет дворянства покидает столицу, сданною армией, Пьер остается с целью убить Наполеона, которым когда-то восхищался. Он мечтает сделать что-то важное, по-настоящему нужное государству.

Трагический военный опыт еще больше убеждает героя в низменности праздной, светской жизни, проходящей в балах, театрах, званых вечерах и сплетнях. Персонаж желает познать великое, настоящее, таинственное.

Поиск гармонии

После войны герой навещает своего друга Андрея. Они снова ведут философские беседы о смысле жизни, предназначении человека.

Пьер верит в стремление к высшей духовности, добру, в то время, как Эндрю убежден, что жизнь слишком мимолетна, пустынна, чтобы специально заботиться о чем-либо. Безухов, в конце концов, зажигает небольшой проблеск надежды в душе друга. Юноша изначально был добрым, мягким, слабым, неуверенным, даже безвольным, человеком. Но трудности, переживания, суровые испытания на войне и в жизни, закалили его, он перешел на новый уровень личностного развития. В итоге, мы видим мужчину с богатым жизненным опытом, зрелым и адекватным взглядом на себя, на мир, на общество.


Второй вариант сочинения

Каждый из любимых героев Льва Николаевича Толстого в произведении “Война и мир” проходит сложный жизненный путь, в ходе которого он не раз претерпевает изменения как личность. В итоге перед читателем предстает герой с богатым жизненным опытом и сформировавшимся взглядом на мир. Этой участи не избежал и Пьер Безухов.

Пьер Безухов –  сын богатого вельможи, унаследовавший после смерти отца титул графа и огромное состояние. Первый раз мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер. Там герой показан как открытий, искренний человек, не боящийся высказывать свое мнение, чем явно выделялся на фоне остальных гостей, привыкший вести себя по определенному шаблону. По молодости Пьер наивен и легко попадает под влияние чужих людей, совершая тем самым множество ошибок. Так, под давлением Василия Курагина он женится на Элен, а его друзья подталкивают вести его разгульный образ жизни.

Первые значительные изменения в характере Пьера произошли после его знакомства с идеями масонства. Эту идеологию он воспринимает как учение о братстве и равенстве. Но вскоре он убеждается в бесполезности масонства для общества и отходит от него.

Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года становится переломным моментом в понимании Пьера Безухова. Он не участвовал непосредственно в сражениях. Однако, стараясь быть сопричастным к своему народу, к общей беде, пожертвовал всем и снарядил на свои деньги ополчение. С наступлением войны Пьер поменял свое отношение к деньгам и богатству, захотел от всего этого отречься. Быть простым солдатом для него представлялось наивысшей ценностью.

Именно поэтому автор решил сделать Пьера свидетелем Бородинской битвы. Неслучайно описание этого кульминационного сражения дано глазами невоенного человека, далекого от какого-либо насилия. Безухов видит страшную бойню и не понимает ее смысла, которого, как подчеркивает Толстой, и не может быть, ибо любая война антигуманна и противоестественна.

Оказавшись в плену, Пьер убеждается в своей несостоятельности. Он остро чувствует свою ничтожность в сравнении с простой силой солдат и ополченцев на Бородинском поле.

Знакомство с Платоном Каратаевым

В плену Пьер Безухов знакомится с простым солдатом Платоном Каратаевым. Наблюдавший за казнью молодых бойцов, сам побывавший на грани смерти, ощутивший «крайние пределы лишений» в разоренной и сожженной Москве, он чувствует себя так, будто весь мир рухнул, и остались вокруг одни развалины. Горечь, отчаяние, пустота — вот все, что испытывает Пьер накануне встречи с Каратаевым.

Однако спустя некоторое время  узнать Пьера почти невозможно. Находившийся в постоянном конфликте с самим собой, непрестанно что-то ищущий, беспокойный Безухов приобрел твердое, оживленное выражение глаз, безмятежность и согласие, к которым он так давно стремился. Пьер, на протяжении романа искавший себя в благотворительности, масонстве, светской жизни, самопожертвовании и любви к Наташе, получил долгожданное спокойствие «через лишения и через то, что он понял в Каратаеве», обыкновенном  крестьянине, который навсегда остался в душе Безухова дорогим воспоминанием, олицетворением всего русского и доброго.

Молодого графа поражало то, с каким спокойствием принимал все вокруг Каратаев, как легко и непринужденно говорил он простые истины, с каким добродушием и лаской обращался и к товарищам, и к врагам-французам, и даже к животным. Поучительные истории пожилого солдата, его отношение к жизни полностью изменили мировоззрение Пьера: прежняя злоба Безухова на жену, беспокойство о своей репутации нынче казались ему  ничтожными. Высшим счастьем он теперь считал отсутствие страданий, которые  испытал граф во время войны, удовлетворение потребностей и свободу. Свободу, о которой с восторгом  думал Пьер каждую минуту своего пребывания в плену.

Таким образом, встреча  с Платоном Каратаевым сильно повлияла на мировоззрение Пьера Безухова: прежде беспокойный, отчаявшийся герой почувствовал, как разрушенный мир стал восстанавливаться и наполняться смыслом. Он обрел душевное удовлетворение и согласие с самим собой, к которым всегда стремился.

Заключение

Последний этап в становлении Безухова как героя – это его женитьба на Наташе Ростовой, с которой он чувствует себя по-настоящему счастливым. Однако желание изменить мир к лучшему не покидает героя. Он увлекается радикальными идеями и вступает в круг будущих декабристов, желающих сделать общество и страну в целом более либеральными, свергнуть монархию и установить конституцию.

Духовные искания одного из главных героев романа Льва Толстого «Война и мир» Пьера Безухова являются своеобразной диалектикой его души. Пройдя через множество испытаний, он обрел, наконец, свое счастье.


Третий вариант сочинения

Образ Пьера Безухова представлен в романе в процессе постоянного развития. На протяжении всего произведения можно наблюдать ход мыслей этого героя, а также все колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, в частности, удобную для него самого, а абсолютную истину, смысл жизни в целом. Поиски этой правды — цель его существования.

Знакомство с Пьером Безуховым

Первое знакомство с Безуховым происходит в салоне Анны Шерер, где мы видим прямого и честолюбивого юнца, который восхищается Наполеоном Бонапартом. Сам писатель был негативного мнения о предводителе французов. И при помощи восторженного отношения Пьера показал, как сильно он заблуждается, видя мир через «розовые очки».

Безухов считал, что деяния и войны французского императора приведут к тому, что народы будут освобождены. Он думал, что монархия – это тирания, однако он не знал и не хотел знать о жестких репрессиях, которые стали обычным делом в установившемся новом режиме во Франции. Пьер старался быть ближе к справедливости, но неверно понимал ее суть.

Масонство

Находясь под влиянием членов масонского ложа, Пьер Безухов занялся проведением реформ в своих имениях, для того чтобы облегчить жизнь крестьян. Однако и тут у него ничего не вышло – его перехитрил староста, который делал вид, будто исполняет его волю. Но вместо этого он лишь использовал невнимательность барина для получения денег. Так, поп, учивший детей крестьян за деньги князя, требовал денег и с самих крестьян. И выходило, что крестьяне выкупали своих детей из школы.

Безухов оказался плохим стратегом, но он руководствовался благими и искренними намерениями в отличие от самого масонского ложа. Вскоре он это осознает, и навсегда покинет их ряды.

Война

Начавшаяся Отечественная война 1812 года пробуждает в Пьере Безухове желание как-то помочь Родине. Резко возненавидев Наполеона Бонапарта, которому герой раньше крайне симпатизировал, он решает его убить, предотвратить тем самым войну и спасти тысячи жизни. Здесь проводится параллель с судьбой Андрея Болконского, который на Аустерлицком сражении решает спасти всю армию.  Но жизнь расставляет все на свои места. Оказавшись на настоящем поле битвы (Бородинское сражение), Пьер, осознав масштабность всего происходящего, понимает, что судьбу страны творит не одна конкретная личность, а народ. Таким образом, автор раскрывает одну из ключевых тем романа – мысль народную. Л.Н. Толстой говорит о том, что ранее историю творили отдельные люди (цари и монархи) и только сейчас, перед лицом опасности, приходит осознание того, что только народ может изменить ход истории.

Пьер Безухов и Наташа Ростова

Пьер Безухов и Наташа Ростова впервые встречаются в Москве. Пьер, появившись в доме Ростовых, был поражён той душевной теплотой и взаимопониманием, которые царили в этой семье. Тринадцатилетняя Наташа сразу же привлекает внимание Пьера своей живостью и естественностью, «и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему». Несмотря на разницу в возрасте, Пьера и Наташу сближает их непосредственность и доброта.

Узнав о том, что Наташа изменила Андрею, пытаясь сбежать с Анатолем Курагиным, Пьер не может в это поверить. Он не может спокойно думать о «низости, глупости и жестокости» Наташи. Узнав, что позору наивной девушки способствовала его собственная жена, Пьер пытается восстановить репутацию младшей дочери Ростовых. Будучи противником всякого насилия Пьер чуть не убил Анатоля. И этот поступок вполне объясним. Он был тайно влюблен в Наташу. Герой признаётся спасённому им французскому офицеру Рамбалю, что полюбил её ещё девочкой, и что эта любовь останется с ним навеки.

Взаимоотношения Наташи и Пьера в романе переходят на новый уровень, когда они встречаются в Лысых Горах после смерти Пети, Андрея и Элен. Узнав Наташу в печальной исхудавшей женщине, Пьер понимает, что любит ее без памяти и более не может скрывать свои чувства. Они полюбили друг друга, имея за плечами опыт страдания и разочарования. И поэтому новое чувство имеет для них особую ценность. Наташу Ростову и Пьера Безухова объединяет духовное богатство, и герои ощущают необходимость поделиться им друг с другом.

В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие в каждой минуте его жизни. Именно в браке с Наташей Ростовой он достигает окончательной духовной гармонии. После семи лет супружества Пьер ощущает себя вполне счастливым человеком, устроившим свою жизнь надлежащим образом.

Заключение

К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов. Изначально роман был задуман Л.Н. Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время Отечественной войны 1812 года. Таким образом, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, одержимый в молодости идеями Французской революции, в зрелости стал революционером-декабристом. И, наконец, познал главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Л.Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. / Вступит. ст. и примеч. С.П. Бычкова. – 3-е изд. – М.: Гослитиздат, 1960 г.
  2. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., 1989 г.
  3. Анненков П.В., Исторические и эстетические вопросы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»”, 1868 г.
  4. Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. Издательство Мордовского университета.1978 г.
  5. Билинкис Я. О творчестве Л.Н. Толстого: Очерки. – Л.: Сов. писатель, 1959 г.
  6. Боровиков С. В русском жанре. Над страницами “Войны и мира”/ С. Боровиков // Новый мир. -1999 г.
  7. Бычков С., Л.Н. Толстой. Очерк творчества – М.: 2001 г.
  8. В. Ермилов. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., “Гослитиздат” 1979 г.
  9. Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.
  10. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977 г.
  11. Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров ; [худож. Н. Нефедов]. – Ленинград : Советский писатель, 1980 г.
  12. Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». Л.: Детская литература, 1978 г.
  13. И. В. Страхов. Л.Н. Толстой как психолог. Ученые записки Саратовского гос. пед. ин-та, вып. X, 1947г.
  14. Ищук, Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. Г. Н. Ищук ; [науч. ред. С. А. Розанова]. – Москва : Книга, 1984 г.
  15. Кагаршнова, М. Человек и история в художественной системе романа-эпопеи “Война и мир”. М.: Стерлитамак, 2002 г.
  16. Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского : книга для учителя / Г. Б. Курляндская. – Москва : Просвещение, 1988 г.
  17. Лакшина. Интервью и беседы с Львом Толстым. Москва: Современник, 1986 г.
  18. Лепешинская Т.А. Патриотическое и воспитательное значение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Омский научный вестник №10, 2006 г.
  19. Линков, В. Я. «Война и мир» Л. Толстого. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.Я. Линков. – Москва: Гостехиздат, 2015 г.
  20. Опульская Л.Д. Историческая эпопея Л.Н. Толстого. М.: Просвещение, 1968 г.
  21. Опульская, Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”: книга для учителя / Л. Д. Опульская. – Москва : Просвещение, 1987 г.
  22. Потапов И.Л. Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”/ Л.И. Потапов. – М., 1970 г.
  23. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. И.Н. Сухих. – Ленинград, 1989 г.
  24. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. – М.: МГУ, 1981 г.
  25. Смирнова Л.А. «Русская литература XVIII-XIX веков». М., 1995 г.
  26. Соловьев Н.И. Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002 г.
  27. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. М., 1978 г.
  28. Халищев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983 г.
  29. Черепнин Л.В. Исторические взгляды Л.Н. Толстого. Вопросы истории. 1965 г.
Даниил Романович | Просмотров: 3.4k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.