Женские образы в романе «Война и мир»

сочинение по литературе 10 класса
Произведение: Война и Мир Рекомендованный объем: 450-550 слов (4-5 страниц в тетради)

Первый вариант сочинения

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» одним из основных вопросов поднимает вопрос о месте женщины в жизни и обществе. Для раскрытия темы в произведение введены разнообразные женские образы.

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Наташа Ростова

Самый яркий женский образ, воплощение наилучших черт человеческого характера. Простота и наивность Наташи, ее поэтичность и духовность выгодно отличают ее перед остальными героинями, делают ее образ невероятно привлекательным для читателя и автора. Наташа в романе многих людей спасает, возрождает духовно, делает их лучше, дает понимание смысла жизни.

Наташа позволяет окружающим любоваться собой, восхищает своей добротой и непосредственностью. Наташа близка к народу, к русской природе. Ей не чужды ошибки, но именно из них она черпает жизненный опыт.

Достоинства и недостатки Наташи

Встретив Андрея Болконского, Наташа ощущает свое единство с ним, чувствует сильнейшую любовь, но вскоре влюбляется в Анатоля Курагина. В ее мыслях зреет план побега с ним. Это говорит лишь о живости образа, о человеческих слабостях героини.

Наташа проста, наивна, открыта, доверчива, она слушает свое сердце и следует за ним. Настоящее чувства проснулись в Наташе намного позже – она поняла, что ее судьба неразрывно связана с человеком, которым она восхищалась всю жизнь – с Пьером Безуховым. Его инфантильность была близка Наташе, он единственный, кто поддерживал ее в самые сложные моменты ее жизни, веселил во времена несчастий.

Марья Болконская

Духовно очень напоминает Наташу, но во много ей противопоставляется. Основная жизненная позиция Марьи – самопожертвование, покорное подчинение судьбе. Одновременно с этим она безумно хочет семейного счастья. Она дорожит уважением отца, но при желании она может проявить стойкость характера, когда в жизнь вмешиваются вопросы любви к родине. Ради человеческого благополучия она может пожертвовать гордостью.

Подчиняя свою жизнь самопожертвованию, Марья подавляет в себе некоторые важные черты характера. Но все же она приходит к обретению гармонии после обретения самостоятельности – после смерти отца и реализации как жены и матери.

Женщины высшего света

Наташе Ростовой и Марье Болконской противопоставлены Элен, Анна Шерер и Жюли Курагина. Эти героини похожи друг на друга. Они пусты изнутри, очень сдержанны и бессердечны, они постоянно носят маски притворства и безразличия.

Героини, приближенные к естеству, народным традициям – Наташа Ростова, княжна Марья, получают счастье в жизни, обретают семью. А противопоставленные им светские дамы не могут испытать истинного удовлетворения жизнью, благодаря собственному себялюбию и причастности пустым ценностям высшего общества.


Второй вариант сочинения

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Создавая систему женских образов, писатель выстраивает свой идеал женщины, отличающейся высоким нравственным началом.

Все женские образы в романе делятся на две группы. К первой относятся те героини, которые живут естественной, настоящей жизнью. Толстой подчеркивает эволюцию этих девушек. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская и Соня. Им противопоставлены представительницы второй группы. Они ведут ложный, искусственный образ жизни. Все их устремления нацелены на достижение одной единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина  и другие представители высшего света.

Любимые героини Л.Н. Толстого

Самый яркий женский образ романа – Наташа Ростова. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе этой героини самые лучшие черты человеческой личности. Особое внимание уделяется ее глубокой связи с русским народом. Кроме того, Наташа близка и к пониманию удивительной красоты природы.

Внешность Наташи, на первый взгляд, некрасива, но ее облагораживает внутренняя красота. Наташа всегда остается сама собой, никогда не претворяется, в отличие от ее светских знакомых. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Она не только помогает окружающим в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает надежду, причем делает это бессознательно и бескорыстно. Сущность жизни Наташи заключается в любви. Она, несмотря на все невзгоды, проносит ее в своем сердце и, наконец, становится воплощенным идеалом Толстого. Наташа превращается в женщину, полностью посвятившую себя детям и мужу. В ее жизни не остается никаких интересов, кроме семейных. И только так она становится по-настоящему счастливой.

Еще одним положительным персонажем романа является княжна Мария Болконская. Автор описывал её образ, основываясь на воспоминания о своей матери. Он не наделяет девушку красотой, однако описывает её как обладательницу глубокой души, богатого внутреннего мира. Толстой описывает её как благородную, набожную и самоотверженную личность, способную взять себя в руки и продолжить жить, несмотря на душевные терзания. Её судьба тяжела: девушка переживает потерю брата и отца, на неё ложится груз ответственности за воспитание племянника и управление поместьем. Однако это не сломило девушку, а помогло ей раскрыться, выйти из тени, обрести любовь и познать счастье материнства.

Другие женщины в романе

Наташе Ростовой и Марье Болконской в романе противопоставлены дамы высшего света во главе с Элен Курагиной и Анной Павловной Шерер.

Элен – идеальная представительница светского общества. Элен шикарна, грациозна, манерна. Писатель наделяет ее внешней красотой, сопровождаемой душевным холодом, лицемерием, бесчувственностью. Также Элен свойственна алчность: вступая в брак с Пьером Безуховым, она руководствуется не чувствами к нему, а лишь его состоянием и статусом в обществе. Толстой наказывает Курагину за её грехи, наделяя девушку печальной судьбой. В итоге она умирает.

Анна Павловна Шерер – хозяйка модного салона, где собирается все светское общество. Ей уже за 40, и главным делом всей ее жизни является этот салон. По долгу «службы» ей положено соответствовать обществу, которое она принимает на своих вечерах. Тем не менее, каждый сам выбирает, каким человеком ему быть. В случае с Анной Павловной стремление вести дело превысило человеческие качества. Анна Шерер слишком зависит от своего салона – чтобы успешно вести дела, она перестает быть настоящей. Она подстраивается под свою публику, делает все, чтобы угодить ей. Пытается выглядеть тактичной и воспитанной, но этот такт напускной, ведь ей важно «держать лицо» перед публикой и не более того.

Образ Анны Павловны в романе «Война и мир», как и образ ее заведения полностью собирает в себе всю суть светского общества. Именно здесь начинается роман. Автор вводит читателя в фальшивый мир элиты того времени. Здесь царят бессмысленность и излишний пафос, лицемерие и наигранность.

Еще одной представительницей этого общества является жена князя Андрея Болконского – Лиза. Автор иронично называет ее «маленькой княгиней», потому что, несмотря на свое положение в обществе, она все равно была «маленькой», не имеющей значения.

Для Лизы очень важно бывать в свете, она избалована, даже капризна. Она не склонна к серьезным размышлениям, ведет обычный для светской дамы образ жизни, любит пустые разговоры в салонах и на вечерах, радуется новым нарядам. С самого детства она росла «в свете», поэтому привыкла «к лучшему обществу». Лизе нравилось постоянно находиться в центре внимания, и общество тоже получало удовольствие от ее присутствия: «Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать».

Образ Лизы Болконской наиболее ярко характеризует светское общество, которое Л. Н. Толстой описывает иронично. Это люди, не имеющие достоинства и живущие, заботясь лишь о собственном благе. Жизнь Лизы Болконской была примитивна и ничего не представляла собой.

Вывод

Роман «Война и мир», безусловно, не о женщинах, однако они играют важнейшую роль в нем. Женщины здесь не просто украшение общества — они являются важнейшей частью жизни, самостоятельной развивающейся единицей. В этом произведении каждый человек получает по заслугам. Те, кто пережил страдания, заслужили право на мирную счастливую жизнь, а другие заплатили за свои ошибки плачевной судьбой.


Третий вариант сочинения

Роман Л.Н. Толстого “Война и мир” был создан в 60 годы 19 века, в эпоху, когда Россия искала пути для своего развития. В это время особое внимание уделялось женскому вопросу. Автор пытался осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины – носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.

Наталья Ростова

Воплощением идеала для Л.Н. Толстого является Наташа Ростова. За недолгий период Наташа выросла из непосредственного, шаловливого ребёнка в чуткую натуру, умеющую любить и жить семейной жизнью. В ней слились все черты приятной женщины: естественность, патриотизм, народность, духовность, готовность помочь, чувство стиля и красоты, сердечность, способность к духовному росту.

Эмоциональная, полная жизни и энергии Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных молодых дворянок. Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой живой девочкой, не отличающейся особой привлекательностью. Она буквально врывается в гостиную, где вяло течет пустая светская беседа. Вместе с Наташей в этот чинный, чопорный мир как бы врывается свежее дыхание жизни. Ей чужды притворство, лицемерие и кокетство.

Наташа отличается от других героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает ее целостно и образно. Она – страстная, порывистая натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. И это касается всего, в том числе и любви. Полюбив Андрея Болконского, Наташа целиком отдалась поглотившему ее чувству, но разлука оказалась для нее непосильным испытанием, потому что она живет каждым мгновением и не может откладывать счастье на потом.

Эта нетерпеливость заставила героиню предать своего жениха, и это предательство рождает в ней глубокое чувство вины и раскаяния. Наташа слишком сурово судит себя и решает, что она недостойна счастья. Из этого душевного кризиса ее выводит известие о гибели брата. Забота об убитой горем матери не оставляет времени для тоски и самоосуждения.

В финале романа Наташа Ростова предстает любящей женой и заботливой матерью. Вся ее жизнь сосредоточена вокруг мужа и детей. Они с Пьером прекрасно дополняют друг друга

Соня

В воспитаннице Ростовых Соне нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива. Она за всю свою жизнь не совершила ни одного дурного поступка и безропотно несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, не допускает ошибок, из которых могла бы извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.

Соня живет сердцем, а не умом, но ради благополучия любимого человека способна сдерживать свои чувства. Как писал автор: «Мысль о самопожертвовании была ее любимой мыслью».

Марья Болконская

Кроткая и нежная Марья Болконская – это еще один положительный женский образ в романе «Война и мир». В этой девушке смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Княжна Марья готова пожертвовать всем ради других людей. Она преданная и покорная дочь, поэтому безропотно подчиняется своему деспотичному отцу. Однако она только внешне кажется слабой натурой, у Марьи присутствует чувство собственного достоинства и врожденная гордость, свойственная всем Болконским. С особой мощью сила и твердость характера этой героини проявляется в годы Отечественной войны 1812 года.

Элен Курагина

Элен – воплощение женской привлекательности и обаяния. Однако автор не случайно неоднократно заостряет внимание на ее застывшей улыбке и античной красоте тела. Она напоминает красивую, но бездушную статую. Элен хороша внешне, но является образцом безнравственности и порочности. Она живет по законам светского общества, пренебрегая людскими чувствами. Она такая же фальшивая и лицемерная, как и другие представители элиты, поэтому пользуется их уважением.

Как и у всех героев романа, истинное лицо Элен открылось во время войны. Пока других беспокоила судьба Родины, она была занята только собой и пыталась устроить свою судьбу.

Жюли Карагина

Жюли – такая же светская дама, как и Элен. Многие читатели ошибочно считают их сестрами из-за схожих фамилий.

Жюли происходит из знатного и богатого рода. Она с раннего детства дружит с Марьей Болконской, но с годами их дружба теряет былую силу. Единственной целью в жизни этой героини является удачное замужество. Несмотря на свой немалый возраст по меркам того времени (двадцать лет), Жюли до сих пор не замужем. Она очень боится остаться «старой девой», поэтому постоянно посещает различные выставки, театры и другие светские мероприятия, надеясь повстречать там подходящего кандидата.

В итоге Жюли принимает предложение руки и сердца от Бориса Друбецкого. Она не любит его, но одиночество страшит больше. Да и сам Борис ничего не чувствует по отношению к своей избраннице, им руководит только выгода.

Анна Павловна Шерер

Еще одним негативным женским образом, который противопоставляется Наташе Ростовой и Марье Болконской является Анна Павловна Шерер. Именно с описания ее салона начинается роман.

Вначале Анна Павловна предстает ярой поклонницей императрицы, которая верит в силу императора, способного дать достойный отпор при наступлении захватчиков. Однако первое впечатление может быть обманчивым. Так случилось и в ситуации с Анной Шерер. Она прекрасно играла свою роль, пыталась показаться настоящей энтузиасткой, даже когда ей этого не хотелось. Дабы не огорчить окружающих, присутствующих гостей, Шерер внедрялась в свою роль, включала милую и приветливую дамочку, которая могла принять участие в любой беседе.

Собственно, такое поведение и было образом жизни героини. Ее салон стал местом для встреч особ из высшего светского общества. Во время бесед всегда присутствовали сплетни, наговоры, открытые обсуждения. Искренними, человеческими чувствами и эмоциями во время таких разговоров и не пахло. А хозяйка салона всегда старалась следить за тем, чтобы ее гостям было комфортно и удобно.

Заключение

Таким образом, автор хотел показать, что женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Л.Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. / Вступит. ст. и примеч. С.П. Бычкова. – 3-е изд. – М.: Гослитиздат, 1960 г.
  2. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., 1989 г.
  3. Анненков П.В., Исторические и эстетические вопросы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»”, 1868 г.
  4. Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. Издательство Мордовского университета.1978 г.
  5. Билинкис Я. О творчестве Л.Н. Толстого: Очерки. – Л.: Сов. писатель, 1959 г.
  6. Боровиков С. В русском жанре. Над страницами “Войны и мира”/ С. Боровиков // Новый мир. -1999 г.
  7. Бычков С., Л.Н. Толстой. Очерк творчества – М.: 2001 г.
  8. В. Ермилов. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., “Гослитиздат” 1979 г.
  9. Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.
  10. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977 г.
  11. Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров ; [худож. Н. Нефедов]. – Ленинград : Советский писатель, 1980 г.
  12. Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». Л.: Детская литература, 1978 г.
  13. И. В. Страхов. Л.Н. Толстой как психолог. Ученые записки Саратовского гос. пед. ин-та, вып. X, 1947г.
  14. Ищук, Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. Г. Н. Ищук ; [науч. ред. С. А. Розанова]. – Москва : Книга, 1984 г.
  15. Кагаршнова, М. Человек и история в художественной системе романа-эпопеи “Война и мир”. М.: Стерлитамак, 2002 г.
  16. Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского : книга для учителя / Г. Б. Курляндская. – Москва : Просвещение, 1988 г.
  17. Лакшина. Интервью и беседы с Львом Толстым. Москва: Современник, 1986 г.
  18. Лепешинская Т.А. Патриотическое и воспитательное значение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Омский научный вестник №10, 2006 г.
  19. Линков, В. Я. «Война и мир» Л. Толстого. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.Я. Линков. – Москва: Гостехиздат, 2015 г.
  20. Опульская Л.Д. Историческая эпопея Л.Н. Толстого. М.: Просвещение, 1968 г.
  21. Опульская, Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”: книга для учителя / Л. Д. Опульская. – Москва : Просвещение, 1987 г.
  22. Потапов И.Л. Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”/ Л.И. Потапов. – М., 1970 г.
  23. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. И.Н. Сухих. – Ленинград, 1989 г.
  24. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. – М.: МГУ, 1981 г.
  25. Смирнова Л.А. «Русская литература XVIII-XIX веков». М., 1995 г.
  26. Соловьев Н.И. Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002 г.
  27. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. М., 1978 г.
  28. Халищев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983 г.
  29. Черепнин Л.В. Исторические взгляды Л.Н. Толстого. Вопросы истории. 1965 г.
Даниил Романович | Просмотров: 4.4k | Оценить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *