Женские образы в романе «Война и мир»

сочинение по литературе 10 класса • 450-550 слов (4-5 страниц) • Война и Мир

Приступая к работе над сочинением, обратите внимание на ключевое слово в формулировке – образ. Когда речь идёт об образе, то на первый план выходят способы его создания, помогающие понять глубинную сущность характера героя. Кроме того, учтём, что художественный образ органически связан с творческим методом автора, с его мировоззрением, эстетическими взглядами, с исторической эпохой, нашедшей отражение в романе.

Формулировка темы предполагает, что вы выделите группу женских образов, о которых будете говорить. В толстовском романе их много. Как быть? О ком говорить? В какой последовательности? По какому принципу возможно объединение персонажей? Попробуем разобраться в этом чуть позже. А пока ответим себе на вопрос, с чего начать.

Введение в тему

Надо написать вступление. Оно займёт не более четверти от объёма всей работы. Поскольку мы говорим о женских образах, можно оттолкнуться от упоминания о том, что русская литература 19 века подарила читателю галерею образов женщин, среди которых пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки, героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина Кабанова, Ольга Ильинская, героиня романа И.Гончарова «Обломов», и многие другие. Затем следует упомянуть о женских образах в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», многообразие которых позволяет говорить о внимании автора к женщине и её судьбе, понять представление писателя о том, в чём он видит истинное предназначение женщины.

Основная часть

Набросайте небольшой план, схему, которые определят ход ваших мыслей. Как построить такую работу, чтобы не утонуть в обилии материала и при этом сказать самое важное?

Выделите несколько групп женских образов, предварительно сказав, что перед нами – целая галерея женщин, представителей высшего дворянского общества начала 19 века. Во-первых, это женщины старшего поколения: графиня Наталья Ростова (старшая), крёстная мать маленькой Наташи Ростовой Марья Дмитриевна Ахросимова, княгиня Анна Михайловна Друбецкая, фрейлина императрицы Анна Павловна Шерер. Они близки по возрасту, каждая из них вызывает совершенно определённое отношение автора к себе, которое он не скрывает (ему нравится прямота и ум Ахросимовой, материнская миссия графини Ростовой, совершенно очевидно некоторое презрение к «деловой» даме Друбецкой; особенно резко Толстой описывает Анну Шерер, светскую львицу, чопорность и неестественность поведения которой Толстому претит).

Во-вторых, можно назвать героинь, которые являются членами семьи Ростовых, Болконских, но в романе занимают второстепенное место: это воспитанница Ростовых Соня, жена Андрея Болконского Лиза, старшая дочь Ростовых Вера. Каждая из них пройдёт свой «романный» путь. Говоря о них, отметьте наиболее важные черты, присущие им (например, скажите о том, что интересы Лизы Болконской сформированы в светских гостиных, без которых она жить не может, что становится причиной потери взаимопонимания с мужем; можно отметить отстраненность графини Веры Ростовой от семьи, её непохожесть на ростовскую породу, а потому нет симпатии к ней и со стороны автора; неяркость, блёклость Сони с её бесплодным самопожертвованием: до конца романа она не исчезнет с его страниц, а в конце заслужит от автора лишь обидное определение – «пустоцвет»).

В-третьих, назовём Элен Курагину (Безухову), о которой скажем подробнее: как это бывает часто у Толстого, его нелюбимые герои хороши внешне в отличие от тех, кто ему духовно близок. Покажите это несоответствие, которое особенно очевидно в Элен: её античная красота, от которой приходит в восторг Пьер Безухов, и внутренняя пустота, подлость, развращённость вступают в противоречие, позволяющее писателю раскрыть суть «подлой, бессердечной породы» Курагиных. Назовите наиболее яркие эпизоды, которые раскрывают истинное лицо Элен. Только не увлекайтесь пересказом!

Обратите внимание на то, что Толстой ни разу не показывает Элен на фоне природы, не упоминает он, говоря о её красоте, о глазах, словно их нет на её лице. Попробуйте объяснить почему.

В-четвёртых, обратимся к главным героиням романа – Марье Болконской и Наташе Ростовой. Это самая важная и сложная часть работы, потому что именно в них воплощён толстовский идеал женщины. Каждая из героинь достойна отдельного сочинения, но мы находимся в рамках указанной темы, которая ограничивает нас. Поэтому продумайте, как выстроить своё высказывание об этих героинях полно и глубоко, но при этом без излишних подробностей. Оттолкнитесь от того, что обе они истинные представители своего семейного рода. И та, и другая не наделена писателем внешней красотой, но в них заключено то, что для писателя бесценно. Неслучайно так часто во внешности Наташи и Марьи Толстой говорит о глазах, в которых отражается их внутренняя жизнь. Вспомните и, возможно, используйте в своей работе знаменитые слова писателя: «Глаза – зеркало души».

Назовите черты, которые присущи каждой из них. Марье – глубина чувств и переживаний, внутреннее достоинство и благородство, искренняя вера и т.д. Отметьте склонность Марьи Болконской к философским размышлениям, напряжённой внутренней работе, что отражается в её внутренних монологах (важнейшая черта, присущая глубоким и думающим Болконским). В каких эпизодах это особенно проявляется?

Наташа Ростова — иная. Она живёт сердцем – это тоже типичная черта Ростовых. Наташе присущи удивительное жизнелюбие, непосредственность, искренность и доверчивость, способность вдохновлять других и нести любовь всем. Вспомните о её любви к музыке, природе, к Андрею, своим близким.

Каждая из героинь – яркая индивидуальность, но их сближает способность глубоко чувствовать, любить, а совершая ошибку, они раскаиваются так, что это только подчёркивает их нравственную высоту.

Вспомните о таком понятии, как «диалектика души», раскрывающееся в применении к лучшим героям Толстого, в том числе и к характерам этих героинь, за которыми мы наблюдаем с начала романа до эпилога. Проходя свой путь, преодолевая беды, испытывая горечь и радость, они обретают высшее счастье, именно они выполнили своё истинное, в толстовском понимании, предназначение женщины: обрели семью, родили детей. Мысль писателя о том, что «цель супружества – семья», воплощена как его завет в судьбах героинь.

Заключение

Написать заключительную часть работы так же непросто, как и вступительную. По объёму они примерно одинаковые, то есть заключение симметрично вступлению. В нём подводятся общие итоги. Например, можно сказать о том, какие мысли и чувства вызывает знакомство с женскими образами романа «Война и мир», с судьбами многих женщин пусть и иной эпохи, высказать своё отношение к толстовскому пониманию предназначения женщины. Ещё несколько замечаний:

  1. Выстраивая свою работу, не забывайте, что все её части, от абзаца к абзацу,  должны быть логически связаны. Для этого существуют слова-зацепы, обеспечивающие это единство.
  2. Не забывайте о цитатах. В этой работе их не может быть много, но ключевые использовать необходимо.
  3. Если вы считаете, что предложенный материал избыточен, то вы вправе ограничиться разговором о трёх — четырёх героинях. В этом случае выбор должен быть связан с наиболее значимыми женскими образами, например, постройте своё сочинение на противопоставлении: с одной стороны – Анна Шерер, Элен Курагина, с другой – Марья Болконская, Наташа Ростова.
  4. Предлагаем воспользоваться лексикой, которая может помочь вам в вашем работе о героинях Толстого: антитеза, контраст, «срывание всяческих масок»; портретная деталь как доминанта образа; диалог как отражение сути характера; фальшивость, поддельность, искусственная театральность, безжизненная маска, чопорность, холодность; простота и естественность отношений, любовь, согласие, радушие и гостеприимство, духовное единение, сердечность; трогательно-наивный, детский, добродушный, бесхитростный, бескорыстный; бессердечный, подлый, корыстный; нравственная чистота, внутренняя красота, безграничная любовь, чутьё к чужой боли, бесплодное самопожертвование, лучистые глаза, по-человечески счастливы, возвышенный, нравственный мир.
  5. В заключение скажем, что любое сочинение — это творческая работа. Поэтому самостоятельность работы, оригинальность наблюдений и выводов только приветствуются. Вы можете построить работу по своему плану, но многое можно почерпнуть из наших материалов, которые мы для вас подготовили.

Первый вариант сочинения

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» писателем поднимается вопрос о месте женщины в жизни и обществе. Для её раскрытия  в произведение введены разнообразные женские образы.

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Наташа Ростова — самый яркий женский образ романа, воплощение лучших черт человеческого характера. Простота и наивность Наташи, ее поэтичность и духовность выгодно отличают ее от остальных героинь, делают ее образ невероятно привлекательным для читателя и автора. Наташа спасает многих людей, возрождает духовно, делает их лучше.

Наташа восхищает своей добротой и непосредственностью. Героиня близка к народу, к русской природе. Ей не чужды ошибки, но именно из них она черпает жизненный опыт, порой очень горький.

Встретив Андрея Болконского, Наташа ощущает свое единство с ним, чувствует сильнейшую любовь, но вскоре влюбляется в Анатоля Курагина. В ее мыслях зреет план побега с ним. Это говорит лишь о живости образа, о человеческих слабостях героини.

Наташа проста, наивна, открыта, доверчива, она слушает свое сердце и следует за ним. Настоящее чувства проснулись в Наташе намного позже: она поняла, что ее судьба неразрывно связана с человеком, которым она восхищалась всю жизнь, – с Пьером Безуховым. Его доброта была близка Наташе, он единственный, кто поддерживал ее в самые сложные моменты ее жизни.

Не менее привлекательна княжна Марья Болконская. Глубокая, умная, способная на  самопожертвование, она покоряет читателя. Подчиняя свою жизнь самопожертвованию, Марья подавляет в себе некоторые важные черты характера. Но все же она приходит к обретению гармонии после обретения самостоятельности – после смерти отца и собственной реализации как жены и матери.

Наташе Ростовой и Марье Болконской противопоставлены Элен Курагина, Анна Шерер и Жюли Карагина. Эти героини похожи друг на друга. Они пусты внутренне, постоянно носят маски притворства и безразличия.

Героини, приближенные к естеству, народным традициям, – Наташа Ростова и княжна Марья. Они обретают счастье в жизни:  семью, любовь к мужу и детям. Ни Элен, ни Анна Шерер, ни Жюли не исполняют своего истинного предназначения. Им не дано искренней любви, у них нет детей, поэтому они не соответствуют толстовскому представлению об идеале женщины.

Второй вариант сочинения

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Создавая систему женских образов, писатель выстраивает свой идеал женщины, отличающейся высоким нравственным началом.

Все женские образы в романе делятся на две группы. К первой относятся те героини, которые живут естественной, настоящей жизнью. Толстой подчеркивает эволюцию этих девушек. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская и Соня. Им противопоставлены представительницы второй группы. Они ведут ложный, искусственный образ жизни. Все их устремления нацелены на достижение одной-единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина  и другие представители высшего света.

Самый яркий женский образ романа – Наташа Ростова. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе этой героини самые лучшие черты человеческой личности. Особое внимание уделяется ее глубокой связи с русским народом. Кроме того, Наташа близка и к пониманию удивительной красоты природы, музыки.

Внешность Наташи, на первый взгляд, некрасива, но ее облагораживает внутренняя красота. Наташа всегда остается сама собой, никогда не притворяется, в отличие от ее светских знакомых. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Она не только помогает окружающим в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает надежду, причем делает это бессознательно и бескорыстно. Сущность жизни Наташи заключается в любви. Она, несмотря на все невзгоды, проносит ее в своем сердце и, наконец, становится воплощенным идеалом Толстого. Наташа превращается в женщину, полностью посвятившую себя детям и мужу. В ее жизни не остается никаких интересов, кроме семейных. И только так она становится по-настоящему счастливой.

Еще одним положительным персонажем романа является княжна Мария Болконская. Автор описывал её образ, основываясь на воспоминания о своей матери. Он не наделяет девушку красотой, однако описывает её как обладательницу глубокой души, богатого внутреннего мира. Толстой описывает её как благородную, набожную и самоотверженную личность, способную взять себя в руки и продолжить жить, несмотря на душевные терзания. Её судьба тяжела: девушка переживает потерю брата и отца, на неё ложится груз ответственности за воспитание племянника и управление поместьем. Однако это не сломило девушку, а помогло ей раскрыться, выйти из тени, обрести любовь и познать счастье материнства.

Наташе Ростовой и Марье Болконской в романе противопоставлены дамы высшего света во главе с Элен Курагиной и Анной Павловной Шерер.

Элен – представительница светского общества. Элен наделена античной красотой, однако ничего, кроме внешности, писатель в ней не видит: Элен внутренне пуста, безнравственна, лицемерна. Вступая в брак с Пьером Безуховым, она руководствуется не чувствами к нему, а лишь его многомиллионным состоянием. Элен способна на подлость, коварство, её стихия — светские интриги. За внешней привлекательность Элен — духовная пустота. Поэтому Толстой приводит героиню к саморазрушению и ранней смерти.

Анна Павловна Шерер – хозяйка модного салона, где собирается все светское общество. Ей уже за 40, и главным делом всей ее жизни является этот салон. По долгу «службы» ей положено соответствовать обществу, которое она принимает на своих вечерах. Тем не менее каждый сам выбирает, каким человеком ему быть. В случае с Анной Павловной стремление вести дело превысило человеческие качества. Анна Шерер слишком зависит от своего салона – чтобы успешно вести дела, она перестает быть настоящей. Она подстраивается под свою публику, делает все, чтобы угодить ей. Пытается выглядеть тактичной и воспитанной, но этот такт напускной, ведь ей важно «держать лицо» перед публикой и не более того. Образ Анны Павловны в романе «Война и мир», как и образ ее заведения, отражает суть светского общества. Именно здесь начинается роман. Автор вводит читателя в фальшивый мир элиты того времени. Здесь царят бессмысленность и излишний пафос, лицемерие и наигранность.

Еще одной представительницей этого общества является жена князя Андрея Болконского – Лиза. Автор иронично называет ее «маленькой княгиней», потому что, несмотря на свое положение в обществе, она все равно была «маленькой», не имеющей значения. Для Лизы очень важно бывать в свете, она избалована, даже капризна. Она не склонна к серьезным размышлениям, ведет обычный для светской дамы образ жизни, любит пустые разговоры в салонах и на вечерах, радуется новым нарядам. С самого детства она росла «в свете», поэтому привыкла «к лучшему обществу». Лизе нравилось постоянно находиться в центре внимания, и общество тоже получало удовольствие от ее присутствия: «Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать».

Женские образы в романе разнообразны и дают возможность понять, что важно писателю в женской судьбе. Лучшие его героини, пройдя через жизненные испытания, через горе и страдание, обретают истинное счастье. Именно это ценит Толстой в своих лучших героинях, отказывая в счастье женщинам -пустоцветам, не способным любить, обрести семью в супружестве.

Третий вариант сочинения

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» был создан в 60 годы 19 века, в эпоху, когда Россия искала пути для своего развития. В это время особое внимание уделялось женскому вопросу. Автор пытался осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины — носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Карагина и другие.

Воплощением идеала для Л.Н. Толстого является Наташа Ростова. На глазах читателя Наташа выросла из непосредственного, шаловливого ребёнка в чуткую женщину, умеющую любить, раствориться в семейной жизни. В ней слились такие черты, как  естественность, патриотизм, народность, духовность, готовность помочь, сердечность, способность к духовному росту.

Эмоциональная, полная жизни и энергии Наташа впервые предстает в романе тринадцатилетней черноглазой живой девочкой, не отличающейся особой привлекательностью. Она буквально врывается в гостиную, словно свежее дыхание жизни. Ей чужды притворство, лицемерие и кокетство.

Наташа отличается от других героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает ее целостно и образно. Она – страстная, порывистая натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. И это касается всего, в том числе и любви. Полюбив Андрея Болконского, Наташа целиком отдалась поглотившему ее чувству, но разлука оказалась для нее непосильным испытанием, потому что она живет каждым мгновением и не может откладывать счастье на потом.

Эта нетерпеливость заставила героиню предать своего жениха, что рождает в ней глубокое чувство вины и раскаяния. Наташа слишком сурово судит себя и решает, что она недостойна счастья. Из этого душевного кризиса ее выводит известие о гибели брата. Забота об убитой горем матери не оставляет времени для тоски и самоосуждения.

В финале романа Наташа Ростова предстает любящей женой и заботливой матерью. Вся ее жизнь сосредоточена вокруг мужа и детей. Они с Пьером прекрасно дополняют друг друга.

В воспитаннице Ростовых Соне нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива. Она за всю свою жизнь не совершила ни одного дурного поступка и безропотно несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, не допускает ошибок, из которых могла бы извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития. Соня живет сердцем, а не умом, но ради благополучия любимого человека способна сдерживать свои чувства. Как писал автор, «мысль о самопожертвовании была ее любимой мыслью». Поэтому-то Толстой говорит о ней как о пустоцвете — женщине, не реализовавшей своего истинного предназначения.

Кроткая и нежная Марья Болконская – это еще один положительный женский образ в романе «Война и мир». В этой девушке смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Княжна Марья готова пожертвовать всем ради других людей. Она преданная и покорная дочь, поэтому безропотно подчиняется своему деспотичному отцу. Однако она только внешне кажется слабой натурой, у Марьи присутствует чувство собственного достоинства и врожденная гордость, свойственная всем Болконским. С особой мощью сила и твердость характера этой героини проявляется в годы Отечественной войны 1812 года. В эпилога романа мы видим её матерью и женой, без которой ни один из членов семьи не представляет своей жизни. И это, по Толстому, и есть  настоящее счастье.

Элен – воплощение женской привлекательности и обаяния. Однако автор не случайно неоднократно заостряет внимание на ее застывшей улыбке и античной красоте тела. Она напоминает красивую, но бездушную статую. Элен хороша внешне, но является образцом безнравственности и порочности. Она живет по законам светского общества, пренебрегая людскими чувствами. Она  фальшива и лицемера, корыстна и безнравственна. Ей дано искренне любить, поэтому Толстой не видит для неё никакого другого исхода, как ранней смерти, о которой он лишь вскользь упоминает.

Жюли – такая же светская дама, как и Элен. Многие читатели ошибочно считают их сестрами из-за схожих фамилий.

Жюли происходит из знатного и богатого рода. Она с раннего детства дружит с Марьей Болконской, но с годами их дружба теряет былую силу. Единственной целью в жизни этой героини является удачное замужество. Несмотря на свой немалый возраст по меркам того времени (двадцать лет), Жюли до сих пор не замужем. Она очень боится остаться «старой девой», поэтому постоянно посещает различные выставки, театры и другие светские мероприятия, надеясь повстречать там подходящего кандидата. В итоге Жюли принимает предложение руки и сердца от Бориса Друбецкого. Она не любит его, но одиночество страшит больше. Да и сам Борис ничего не чувствует по отношению к своей избраннице, им руководит только выгода.

Еще одним женским образом, который противопоставляется Наташе Ростовой и Марье Болконской, является Анна Павловна Шерер. Именно с описания светского раута в её салоне начинается роман. Ее салон стал местом для встреч особ из высшего светского общества.  Искренним, человеческим чувствам здесь не было места. А хозяйка салона всегда старалась следить за тем, чтобы во всём царил давно установленный порядок. Анна Павловна своей общественной деятельностью вызывает у писателя неприязнь, поскольку сам он видит идеал женщины в её любви к мужу и детям.

Таким образом, автор хотел показать, что женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

Материалы по произведению

Анализ романа «Война и мир»Духовные искания Пьера в романе «Война и Мир»Кутузов и Наполеон в романе «Война и Мир»Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»Светское общество в романе «Война и Мир»Смысл названия романа «Война и Мир»Сравнение Пьера и Андрея в романе «Война и Мир»Читательский дневник «Война и мир»
Текст: Елена Бочкова, 12.5k 👀