Светское общество в романе “Война и Мир” | сочинение по литературе 10 класса, набирает популярность🔥
Первый вариант сочинения
Л.Н. Толстой изначально хотел написать небольшой роман о декабристе, возвратившимся из ссылки домой. О его взглядах на жизнь, переменах в мировоззрении. Но в процессе работы, понял, что без предшествующей истории не обойтись. Нужно было раскрыть истоки декабристского движения, характер русской знати и простого народа. Но этот мир настолько многогранен, что произведение вылилось в объемный, по-настоящему легендарный роман-эпопею.
Отношение к войне
Показывая войну, Толстой описывает нападение Наполеона на Россию, Бородинское сражение, медленное возвращение русской армии, завоевание французами Москвы, пожар в столице и возвращение наполеоновской армии во время суровой зимы. Французскому полководцу пришлось бежать из России под обстрелы русских солдат. Его армия страдает от холода, голода, так как русские уничтожили все запасы продовольствия. Захват Москвы Наполеоном оказался бесполезным, и, в конечном счете, уничтожил большую часть его армии.
Наряду с этими историческими событиями Толстой описывает различные классы российского общества с точки зрения их участия в войне и того, какое влияние война оказала на их жизнь. В начале романа, русский аристократический класс настаивает на участии России в войне. Они хотели быстрой победы, гордости за российское дворянство. Но не ожидали, что война разрушит дома, сельское хозяйство, унесет много жизней соотечественников. Однако, большинство этого класса не планировали сами участвовать в войне, но собирались выиграть сражения руками крестьян.
Этот класс представляет салон Анны Павлова Шерер в начале произведения – высшее сословие, которое говорит только по-французски, рассматривает русский язык как нецивилизованный, грубый, полезный только для крестьян. Они переняли французскую культуру, носят одежду парижского стиля, и в то же время, они хотят бороться с Наполеоном. Эти аристократы, несмотря на свое высокое образование, власть, ничего не сделают, чтобы помочь выиграть войну. Они живут как паразиты на теле российского общества. Так Толстой описывает этот класс в целом, но он также изображает двух представителей этого высшего класса: Андрея Болконского и Пьера Безухова, которые были более интеллектуальными, чьи жизни, взгляды на войну и жизнь изменились в результате пережитых событий.
В начале романа представители аристократии мечтают о войне, восхищаясь гением Наполеона. Для них не имеет значения сколько сражения унесут жизней человеческих, скольких людей сделают калеками, сколько останется сирот. Во время кровопролитных и затяжных противоборств знать произносит уже другие пафосные речи, ругая французского полководца. Меняется отношение и к французскому языку, так восхваляемому совсем недавно. Вводятся штрафы на эту речь.
Антагонизм персонажей
Толстой подводит читателя к осознанию истинных и ложных моральных ценностей, патриотизма, чести и бесчестия. Такие, как Друбецкой рвутся на войну лишь для собственной выгоды. Путем гибели сотен людей, хотят получить высокий офицерский чин. Их стремления низменны, подлы, пошлы, лживы. А простые, неприметные люди, как Тушин действительно радеют за победу, сострадают людям, любят, болеют душой за свою Родину. То же касается и женщин в романе. Юная Наташа Ростова, которую многие считали ветреной, несознательной, отдает свои подводы раненым, понимая, что из-за этого не сможет вовремя эвакуироваться. Автор мягко подталкивает нас к сравнению Элен Курагиной и Марьи Болконской. Элен все считают красавицей, многие в нее влюблены. Она востребована в светском обществе. Мария же обладает неприметной внешностью, скромна, тиха. Но она обладает тонко чувствующей душой, добродетельна, красива внутренне. Это понимаешь, лишь прочитав роман целиком.
Отношение к крестьянам
Вся московская и петербургская знать того времени – помещики. Но лишь немногие из них относились к крестьянам как к людям. Тогда можно было легко продать человека, выменять или проиграть в карты. И измерялись крестьяне «душами». Это говорит о том, что аристократы мнили себя почти богами, думая, что владеют душами человеческими. Тем временем, русский народ – это и есть истинный герой великого произведения.
Заключение
Изображению дворянского сословия писатель уделил много внимания. Лев Николаевич дает нам понять ничтожество этих людей. Они холодны, надменны, чопорны. Личная выгода, деньги, чины, сплетни для них важнее чести, истины, морали. Здесь не принято открыто, вслух высказывать свои мысли, а личное мнение должно соответствовать мнению толпы. Любое искреннее проявление чувств находит здесь лишь осуждение. Некоторые из них, такие, как: Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский через физические и нравственные страдания смогли очиститься, прийти к внутренней гармонии после жестокого самоанализа. Но их единицы.
Раскрывает писатель и роль женщины в обществе. Не кокеткой она должна быть, как Элен Курагина, не светской леди, как Анна Шерер, а матерью и женой. Такой становится главная героиня романа – Наташа Ростова.
Автор не забыл про изначальную цель романа, подвел читателя к пониманию почему в России зародилось движение декабристов.
Второй вариант сочинения
Судьба аристократии в критические моменты истории нашла свое отражение в творчестве Льва Николаевича Толстого. Именно светское общество Москвы и Петербурга в романе «Война и мир» подвергается нравственному суду автора. Писатель ищет в характере персонажей правду, доброту и простоту, все то, чем, по его мнению, должен обладать человек, не зависимо от социального статуса.
Прием противопоставления в романе
Одним из главных художественных приемов, использованных автором, является противопоставление. Это бросается в глаза еще до прочтения романа-эпопеи, ведь этот прием подчеркивает уже название произведения. Через параллельное изображение на основе противопоставления войны и мира Лев Николаевич изображает актуальные проблемы эпохи начала 19 века, людские пороки и достоинства, ценности общества и личные драмы героев. Прием противопоставления коснулся не только планов изображения, но и образов. В романе автором созданы образы войны и мира. Если войну автор изображает через сражения, персонажи полководцев, офицеров и солдат, то мир персонифицирует образ общества России первых десятилетий 19 столетия.
В описании характерного светского мира в романе «Война и мир» автор не отходит от своей стилистической манеры, которой свойственны не только философские отступления, где прослеживается авторская оценка описываемых событий, но и сравнительная характеристика явлений, образов, духовных качеств. Так на скрытом противопоставлении изображает автор представителей двух главных городов Российской империи – Санкт-Петербурга и Москвы.
Столичное светское общество
В романе Толстого «Война и мир» особая роль принадлежит светскому обществу России в начале 19 века. Санкт-Петербург являлся в то время столицей Российской империи, а так же считался её интеллектуальным центром. Он отличался от других российских городов великолепной архитектурой в сочетании с холодной неприступностью. Под стать ему и столичное светское общество, такое же чопорное и высокомерное. Основным занятием для его представителей являются светские рауты и балы, где обсуждаются все последние события и новости. Все разговоры аристократов поверхностны и бессмысленны, но каждый из них пытается изобразить заинтересованного, умного, образованного и культурного собеседника.
Представители светского общества играют привычные роли, в соответствии с требованиями в их среде. Общение между дворянами построено на лжи, лицемерии и лести. Искренность чувств в их среде не приветствуется. Между собой они говорят на французском языке, тем самым дистанцируясь от остального народа России. За внешним лоском и красотой светского общества скрываются фальшь, наигранность и подражание чужим манерам.
Характерными представителями аристократии Петербурга являются члены семьи Курагиных. Для старого князя Василия на первом месте в его жизни – расчёт, и личная выгода. Он появляется только там, где есть возможность познакомиться с нужными людьми. Когда Пьер Безухов в одночасье получает титул графа и становится богатым наследником, вокруг него разгораются нешуточные интриги между Курагиными и Трубецкими. Лишившись наследства, князь Василий хитростью присваивает себе богатства умершего графа Безухова, женив Пьера на своей пропащей дочери Элен.
Пьер Безухов и Андрей Болконский стоят особняком на фоне искусственного петербургского общества. Они лишены притворства, имеют свою точку зрения. Андрея Болконского не устраивает праздность петербургского общества. Окончательно разочаровавшись в его устоях, он уходит на войну.
Московское светское общество
Московское светское общество проще и непринуждённее столичного. Его представители – живые, открытые, отзывчивые и гостеприимные люди. На их светских раутах можно услышать споры, различные дискуссии, личное мнение. Московские балы проходят позитивно и весело. Иногда на светских мероприятиях присутствуют и дети, которые разряжают обстановку шалостями, играми, смехом. В московских дворянах меньше напыщенности и эгоизма. Они не такие продажные как петербуржцы. В то же время, и в этом обществе есть место зависти, сплетням, насмешкам.
Ярким представителем дворянства Москвы является добрая и гостеприимная семья Ростовых. Их члены ближе к простому народу и к его традициям. В семье говорят на русском языке, хотя могут и на французском. Граф Илья Андреевич по-отечески заботится о своих крепостных людях. Во время Отечественной войны 1812 года сыновья Ростовых с оружием в руках защищают страну от французов.
Роль образа светского общества в романе
Одна из основных проблематик, которая лежит в основе романа «Война и Мир» – это сущность русского народа, со всей его многогранностью, недостатками и достоинствами.
В романе целью Толстого было без украшений и лести показать истинное лицо общества начала 19 века, для того чтобы на его фоне изобразить сущность русской души и главных национальных ценностей, таких как дом, семья и государство.
Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна война, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.
Третий вариант сочинения
«Война и мир» – это правдивая картина жизни русского народа первой четверти ХІХ столетия. Л.Н. Толстой в своем романе показал поведение различных слоёв общества в переломный период истории Российской империи. Читателям представлена жизнь и крестьян, и военных, и дворян.
Особое место в романе занимает светское общество. И неслучайно именно с него начинается повествование. Аристократический салон одной из героинь становится своеобразной сценой, на которой сталкиваются интересы, мнения, идеи дворян, среди которых оказываются и главные действующие лица произведения: князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. И сразу возникает вопрос: что собой представляет это самое светское общество, которому столько внимания уделил автор?
Модный салон Анны Павловны Шерер
Знакомство с миром избранных происходит в начале романа, когда читатель оказывается среди гостей Анны Павловны Шерер. Неискренность поведения хозяйки сразу же бросается в глаза. Больше всего её волнует соблюдение внешних приличий. Она составляет кружки для беседы и строго наблюдает за тем, чтобы ненароком не прорвалось наружу искреннее чувство, никто не повысил голос, не проявил излишнее свободомыслие. В это царство лжи и притворства не вписывается эмоциональность и искренняя непосредственность Пьера Безухова. Также является лишним на этом празднике жизни умный и проницательный князь Андрей Болконский. Для остальных дом Шерер комфортное место, где можно блеснуть красотой, как Элен Безухова, попробовать найти покровителей для сына, как Анна Михайловна, подыскать подходящую партию для своих детей, как князь Курагин.
Салон Анны Павловны Шерер становится важным элементом в светской жизни. В этом салоне вершатся судьбы как главных, так и второстепенных персонажей романа-эпопеи. Образ Анны Павловны в романе «Война и мир», как и образ ее заведения полностью собирает в себе всю суть светского общества. Здесь царят бессмысленность и излишний пафос, показуха и наигранность. Салон Шерер, как и сама Анна Павловна – лицо светского аристократического общества того времени.
Московская светская жизнь
Впервые с обычаями и атмосферой московского дворянства автор знакомит читателя на утреннем приеме семьи Ростовых. На первый взгляд может показаться, что светская картина Москвы мало чем отличается от общества столицы. Однако беседы представителей знати уже не такие обобщенные и пустые, в них можно услышать и личное мнение, споры и дискуссии, что говорит об искренности взглядов, истинном волнении за судьбу своего края и государства в целом. На светских мероприятиях есть место детским шалостям и добродушному смеху, искреннему изумлению, простоте и прямоте мыслей и поступков, доверию и прощению.
В то же время не стоит полагать, что Толстой, который, несомненно, симпатизирует в романе обществу Москвы, идеализирует его. Напротив, он подчеркивает многие его качества, которые не находят одобрения в лице автора, такие как зависть, высмеивание, страсть к сплетням и обсуждению чужой частной жизни. Однако, создавая образ светского общества Москвы, автор отождествляет его с характерными как позитивными, так и негативными чертами, присущими русскому народу.
Отношение писателя к светскому обществу
Критическое отношение к высшему свету в романе «Война и мир» Толстого проявляется на протяжении всего романа. В своей книге писатель пытается отобразить широкую картину жизни русского общества. На страницах произведения мы встречаемся с представителями разных сословий. Умело используя детали портрета, речевые характеристики, описывая поступки, Лев Николаевич Толстой выражает отношение к своим героям. Мы понимаем, что у автора есть свои предпочтения.
Одни персонажи ему явно симпатичны и дороги, другие вызывают осуждение. К нелюбимым героям писателя относятся представители высшего общества. Читая роман, мы наблюдаем за этими людьми в салоне Анны Павловны, в доме Курагиных, в гостиной Элен, в штабе Кутузова. И везде видим одинаковые фальшивые маски, слышим лживые речи, становимся свидетелями бесчестных поступков.
Заключение
Л.Н. Толстой сумел в своём произведении достоверно передать быт, поведение и взгляды светского общества того времени. Образ светского общества, как и многие образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого, нельзя раскрыть однозначно. У него есть и положительные стороны, и отрицательные. Среди толпы выделяются «настоящие» люди, которым небезразлична судьба своей страны, которые искренне переживают за ее будущее. Но, к сожалению, за большинством обитателей светского общества скрываются лишь бесконечное притворство и тщеславная жажда внимания.
Список рекомендованной и использованной литературы
- Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Л.Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. / Вступит. ст. и примеч. С.П. Бычкова. – 3-е изд. – М.: Гослитиздат, 1960 г.
- Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., 1989 г.
- Анненков П.В., Исторические и эстетические вопросы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»”, 1868 г.
- Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. Издательство Мордовского университета.1978 г.
- Билинкис Я. О творчестве Л.Н. Толстого: Очерки. – Л.: Сов. писатель, 1959 г.
- Боровиков С. В русском жанре. Над страницами “Войны и мира”/ С. Боровиков // Новый мир. -1999 г.
- Бычков С., Л.Н. Толстой. Очерк творчества – М.: 2001 г.
- В. Ермилов. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., “Гослитиздат” 1979 г.
- Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.
- Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977 г.
- Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров ; [худож. Н. Нефедов]. – Ленинград : Советский писатель, 1980 г.
- Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». Л.: Детская литература, 1978 г.
- И. В. Страхов. Л.Н. Толстой как психолог. Ученые записки Саратовского гос. пед. ин-та, вып. X, 1947г.
- Ищук, Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. Г. Н. Ищук ; [науч. ред. С. А. Розанова]. – Москва : Книга, 1984 г.
- Кагаршнова, М. Человек и история в художественной системе романа-эпопеи “Война и мир”. М.: Стерлитамак, 2002 г.
- Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского : книга для учителя / Г. Б. Курляндская. – Москва : Просвещение, 1988 г.
- Лакшина. Интервью и беседы с Львом Толстым. Москва: Современник, 1986 г.
- Лепешинская Т.А. Патриотическое и воспитательное значение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Омский научный вестник №10, 2006 г.
- Линков, В. Я. «Война и мир» Л. Толстого. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.Я. Линков. – Москва: Гостехиздат, 2015 г.
- Опульская Л.Д. Историческая эпопея Л.Н. Толстого. М.: Просвещение, 1968 г.
- Опульская, Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”: книга для учителя / Л. Д. Опульская. – Москва : Просвещение, 1987 г.
- Потапов И.Л. Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”/ Л.И. Потапов. – М., 1970 г.
- Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. И.Н. Сухих. – Ленинград, 1989 г.
- Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. – М.: МГУ, 1981 г.
- Смирнова Л.А. «Русская литература XVIII-XIX веков». М., 1995 г.
- Соловьев Н.И. Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002 г.
- Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. М., 1978 г.
- Халищев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983 г.
- Черепнин Л.В. Исторические взгляды Л.Н. Толстого. Вопросы истории. 1965 г.