Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»

сочинение по литературе 10 класса
Произведение: Война и Мир Рекомендованный объем: 450-550 слов (4-5 страниц в тетради)

Первый вариант сочинения

Образ Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Пьер Безухов в наибольшей степени выражает идеологию самого Л.Н. Толстого. Нравственно-духовные искания героя нацелены на постижение вселенной. К тому же, Пьер – центральный герой для более глубокого понимания философского смысла произведения.

Впервые мы видим Пьера в салоне Анны Шерер. Герой не соответствует представлениям об утонченном аристократе, высокомерном и эгоистичном, бесчувственным и претворяющимся во всем. Пьер неуклюж, ведет разговоры, не подобающие молодому дворянину в обществе. Он восхищается Наполеоном, мечтает повторить его судьбу, достичь великих побед, но все это так и остается в мечтах.

Особенности характера героя

По натуре Пьер чрезмерно мягкий и сомневающийся человек, из-за этого он ведется на чужое мнение, подвергается влиянию привычек высшего света – ведет весьма разгульный образ жизни, при этом понимает, что она никчемна. Очень быстро Пьер осознает, что превратился в ничтожество, подвергшееся искусственному обаянию Элен. Он понимает ее сущность, но тем не менее вызывает Долохова на дуэль, совершив едва ли не роковую ошибку.

Духовные искания Пьера

Смысл жизни, ее истина – вот о чем постоянно думает Пьер. Эти мысли привели его к масонству, которое в то время казалось ему основным проводником истины на земле. Но фальшивость направления привели к скорому разочарованию героя.

Примерно в это же время Безухов переживает разочарование в Наполеоне, у него все сильнее назревает желание уничтожения кумира. Ради этого словно одержимый Пьер проходит всю горящую Москву.

Во время войны 1812 г. смыслом жизни для Безухова становится единение с простым народом. Во время Бородинского сражения обнажается истинный патриотизм, готовность умереть за родное отечество.

Возрождение Пьера

Тут начинается его внутреннее преобразование, он живет жизнью общественной, ощущает единство со всем миром, получает четкие ответы на все свои глубинные вопросы о том, что самое главное в мире. Переживая все большие жизненные трудности, герой с каждым днем ощущает все большее спокойствие и счастье. Философия Платона Каратаева помогла ему осознать, что «человек создан для счастья».

Счастье семейное

Но у Пьера не получается до конца следовать наставлениям Каратаева, он создает семью с Наташей Ростовой. В отличие от Элен – первой жены Безухова, Наташа глубоко духовна, умеет любить, проявляет понимание, тонко чувствует мир. Она переняла интересы супруга, стала жить только им. Семья Безуховых – идеальная модель мира, без которой невозможно земное счастье, да и в принципе, существование человеческого общества.

Жизнь Пьера не останавливается на семейности. Он пытается стать участником тайного общества, жизнь его не стоит на месте, он постоянно двигается. В финале романа вновь возникает противоречие – жизнь разумная и сердечная.

Наташа очень близка естественности, она не чужда народному единству. По мнению Пьера, если бы Платон Каратаев знал о их женитьбе, то непременно одобрил бы их союз.

Я думаю, через образ Пьера Безухова Л.Н. Толстой стремился изобразить, насколько сложно приходит осознание смысла человеческой жизни, какое счастье пронизывает простая человеческая семейная жизнь.


Второй вариант сочинения

Образ Пьера Безухова является одним из самых необыкновенных образов романа «Война и мир». Он относится к числу любимых героев Льва Николаевича Толстого. Кроме того, автор ставит его в центр действия романа, потому что Пьер играет большую роль в развитии основных сюжетных линий.

Знакомство с Пьером Безуховым

В первый раз читатель встречается с Пьером Безуховым у Анны Павловны Шерер. Сразу бросается в глаза, что он вовсе не такой, как окружающие, и не вписывается в пронизанное фальшью светское общество. Это не удивительно, ведь Пьер искренний, прямолинейный, не приемлет ложь и старается избегать её.

Примечателен тот факт, что с Безуховым мы встречаемся именно на первых страницах большого четырехтомного романа, что может говорить о важности этого героя для Льва Николаевича, который приготовил ему нелегкую, но знаменательную судьбу.

Новый период в жизни

Со смертью старого графа для Пьера начинается новый период жизни. Граф  Безухов делает его единственным наследником всего своего состояния. Однако свалившееся на Пьера богатство становится причиной множества испытаний и трагедий.

В одно мгновение нелепый юноша, над которым смеялось светское общество, получил сорок тысяч душ и миллионы. Благодаря этому Пьер стал самым желаемым гостем в любом доме и любой компании. Многие мечтали породниться с ним, выдав замуж за него дочь. Не исключением был и хитрый князь Василий Курагин, который изначально сам претендовал на богатства старого графа. Утраченная возможность легко обогатиться не дает покоя князю. И он находит выход из ситуации – выдать замуж за Пьера свою дочь Элен и таким образом получить доступ к желаемым деньгам.

Обмануть молодого Безухова не составляет особого труда – он доверчив, искренне верит в бескорыстность людей. У него нет опыта общения с высшим обществом, он мало что знает о порядках и жизненных принципах этих людей. К тому же он самого детства знаком с князем Василием и его дочерью Элен. Это стало еще одной причиной, почему умный, рассудительный молодой человек не заметил подвоха и решился на женитьбу. Можно сказать, что Пьер стал заложником ситуации. Князь Курагин обставил все так, что Безухова начали считать женихом Элен еще задолго до того, как сам Пьер решился на этот шаг. Узнав о ходивших в обществе слухах, ему ничего не остается, как жениться: «он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых».

Нравственные искания Пьера

Будучи необузданным и страстным по своей натуре, Пьер в течение всей жизни вел упорную борьбу с темными сторонами своей личности, с наследственными инстинктами, с привычками среды. Также в нем было живо глубокое религиозное чувство, настойчиво давали себя знать потребности нравственного порядка, чем и объясняется жадное внимание Пьера ко всему, в чем, казалось ему, заключается надежда на правильный жизненный выход из его сомнений и бесплодных исканий. Со временем духовные запросы его натуры взяли решительный перевес, и Пьер задумал обновить жизнь, внести в нее полезный труд, чистоту и служение нравственному идеалу.

В эпоху выработки нового строя жизни беседа с Баздеевым затронула струнку религиозности в душе Пьера. Ему понравилось строгое отношение к жизни старого масона, его воодушевленные настроения и идеальные цели братства. Пьер сам делается масоном, участвует в собраниях братства, читает религиозно-философские книги, погружается в мистику, находя в ней отзвук некоторым склонностям своей натуры, и под влиянием новых идей готов всего себя и все свое богатство отдать на цели, проповедуемые братством. Ему хочется подчинить всю свою жизнь какой-нибудь высшей цели, жить по строгим заветам, определяющим каждый шаг, и наполнить свое существование полезной деятельностью. Однако, познакомившись с жизнью членов братства ближе, Безухов увидел, что они ограничивают свое служение лишь внешней обрядовой стороной, что масонство не мешает многим членам братства стремиться к наживе, орденам, власти, ничуть не изменяя привычек светской жизни. Когда же Пьер задумал сблизить религиозные цели братства с общественными, дабы кроме добрых слов были и полезные дела, то встретил решительный отпор и решил покинуть братство.

Таким образом, он снова потерпел разочарование. Но жить пустой, бесцельной прежней жизнью он не мог. Во время пребывания Пьера в армии, среди простых солдат, выходом из создавшегося положения показалась ему идея принести себя в жертву долгу перед Родиной. Он решил убить Наполеона при взятии французскими войсками Москвы. Попав в плен, переживая нужду, лишения и близость смерти, Пьер, превратившийся наружно из барина в огромного, нечесаного и небритого мужика в оборванном тулупе, встречает среди пленных Платона Каратаева и под влиянием его личности переживает решительный нравственный переворот.

Сближение с народом

Платон Каратаев возвращает его снова к жизни, дает ему то новое духовное содержание, с которым жизнь делается радостной, разумной и наполненной смыслом. Между тем, до этого образовавшаяся пустота жизни казалась Пьеру столь невыносимой, что единственным исходом он признавал или старание всячески убивать дни картами, вином, чтением, развлечениями, убегать от жизни, спасаться от неё, или же пойти навстречу смерти. Присутствуя на поле Бородинской битвы, Пьер удивлял солдат своим равнодушием к смерти и вызвал среди них уважение к себе. Тут же впервые он приблизился к народной массе, и без преднамеренного желания узнать солдат и войти в их среду, просто в силу своей чуткости и душевного внимания к людям – был поражен особенностями жизни этой среды.

Его поразило простое и серьезное отношение к жизни, молчаливый героизм, простота отношений. Этот мир простых, смиренных и серьезных людей показался ему самым удобным и нужным. Ему захотелось самому стать таким же, сбросить все то лишнее и ненужное, что было в его прежней жизни. Ему захотелось уподобиться им, обыкновенным солдатам, в их молчаливом героизме, в их простом и смиренном служении долгу. Так, Пьер решился пойти на гибель, убить Наполеона, понимая, что ему не остаться в живых после этого.

Осуществление идеи романа героем

В конце своих идейных исканий автор награждает Пьера жизнью в атмосфере настоящей семейной идиллии. Герой наслаждается спокойствием и счастьем, окруженный заботой любимой супруги и счастливыми голосами четырех детей. Образ Пьера Безухова является олицетворением героя, через духовые и идейные искания которого и путь их осознания раскрывается главный замысел произведения.

Подобно Пьеру Безухову автор и сам отрекается от своих первоначальных убеждений. Так, в основе романа «Война и мир» главной идеей становится не служение гражданскому долгу или участие в общественных движениях. Главная мысль произведения заключается в изображении идеала человеческого счастья в семейном кругу, в жизни на родной земле, в отсутствии войны, в единстве со своим народом.

Заключение

Таким образом, Пьер Безухов – персонаж, наделенный положительными качествами. Он добр, сердечен, не способен долго держать обиду, хотя и не мягкотел, умеет постоять за себя, способен на подвиг и самопожертвование, часто бескорыстно помогает другим. В конце романа он, испытав множество разочарований и горестей, становится не только умным, каким его автор изобразил в начале романа, но и мудрым человеком.


Третий вариант сочинения

Пьер Безухов – один из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». В этом произведении очень много персонажей, но яркий образ Пьера Безухова выделяется среди остальных героев. Это человек, который прошел сложный жизненный путь, который менялся, взрослел, осознавал значение и суть окружающей его жизни. Автор необычайно полюбил своего героя, поэтому и уделил должное внимание описанию его образа.

Характеристика Пьера

Пьер – незаконнорожденный сын богатого и влиятельного графа Кирилла Безухова, получивший после кончины своего отца его титул и значительное наследство. Впервые мы встречаемся с ним в 1805 году в модном светском салоне Анны Павловны Шерер. Внешне Пьера можно описать как молодого человека двадцати лет, отличающегося массивной и толстой фигурой, с круглым лицом и стриженой головой. Он носит очки. Сразу бросается в глаза, что этот человек чувствует себя растерянно и немного неловко. Он здесь недавно, ведь до этого времени долго жил за границей, где получил блестящее образование и приобщился к европейским прогрессивным взглядам на жизнь.

Его внешность, как и простая манера поведения, разительно выделяет его среди присутствующих. Приносит хозяйке салона немалое беспокойство, её очень пугает слишком наблюдательный и естественный взгляд необычного гостя. Единственный друг Пьера, которого он тоже здесь встречает, это молодой князь Андрей Болконский. Они рады встрече, ведь не виделись довольно много лет. Их объединяет родство душ и поклонение Наполеону Бонапарту, которого они считают величайшем деятелем того времени.

Одной из самых ярких черт характера Безухова является его доброта и простодушие. Он легко поддается чужому влиянию, и этим спешит воспользоваться князь Василий Курагин, у которого в результате получается устроить брак Безухова со своей красивой, но абсолютно испорченной и развращенной Элен. Пустая светская жизнь и её развлечения противны Безухову, он мечтает о чем-то более высоком и великом, но не знает как изменить свой образ жизни, чтобы наполнить его смыслом.

Женитьба на Элен

Когда Пьер стал богатым и завидным женихом, хитрый князь Василий решил женить его на своей дочери Элен. Это оказалось несложным делом, так как Элен была необыкновенно красива, а Пьер – простодушен, наивен и неискушён. В качестве свахи выступила подруга Василия Курагина Анна Павловна Шерер. Анна Павловна внушила Пьеру, что его свадьба с Элен всем уже кажется неизбежной и скорой, и он принял это как должное. Итак, Пьер женат.

Его взаимоотношения с Элен Курагиной не похожи на другие отношения героев романа «Война и мир». Это история несчастливого брака двух людей с абсолютно разными характерами. Отношения между героями менялись на протяжении всего романа, но одно можно сказать точно: взаимной любви в их отношениях никогда не было.

Его жена Элен не была умна, у неё не было души. Были у неё только красота и способность показать себя в обществе умной и по-светски идеальной женщиной. Пьер еще перед женитьбой чувствовал, что эта свадьба не приведет ни к чему хорошему. Зачем же это нужно было автору? Все дело в том, что жизнь Пьера состоит из постоянных взлётов и падений, кризисов и ровных периодов. Если бы Пьер не женился, не поссорился и не вынужден был бежать от Элен в Петербург, он бы не стал масоном, то есть исчез бы значительный и важный период его жизни. Кроме того, тогда он не смог бы вернуть к жизни князя Андрея и не осознал бы глубину своих чувств к Наташе. Таким образом, брак Пьера с Элен – важный для романа сюжет.

Общественная деятельность

Полностью разочаровавшись в семейной жизни, Пьер пытается реализовать себя в общественной деятельности. Наиболее приемлемой ему кажется деятельность в масонской ложе. Но и здесь он не находит себя – масоны чтут его только за большие пожертвования, которые не всегда идут на то, что планировалось. Члены ложи далеки в реальной жизни от тех истин и правил, которые они должны соблюдать и проповедовать. Со временем Пьер понимает, что это обман. Но должно пройти еще много времени, прежде чем он найдет применение своему желанию действовать. После освобождения из плена, он становится членом тайного общества, пытается изменить окружающий мир, искренне веря, что, при наличии единомышленников, ему удастся сделать мир лучше.

Война

Безухов решает вникнуть в сферу военного дела. Он не военный человек по своему виду деятельности, поэтому принимать лично участие в военных событиях он не может. Пьер оказывает финансовую поддержку созданному по его инициативе полку. После Бородинского сражения, свидетелем которого он стал, его взгляды меняются. Теперь, некогда боготворимый им Наполеон, стал персоной вызывающей отвращение и ненависть. Пьер задумывает покушение на императора. Естественно, что для Безухова, который не имеет навыков стрельбы, да и в целом малознаком с военным делом, это непосильная задача. Его план проваливается, а сам Пьер попадает в плен.

Общение с Платоном Каратаевым, таким же пленным, как и он – открыло ему глаза на многие истины, заставило по-другому взглянуть на обыденные вещи. Платон был представителем крестьянства, и никогда не входил в высшее общество, поэтому его жизненные принципы далеки от великосветских постулатов о жизни и необычны для Пьера. Общение с Каратаевым приводит Пьера к мысли, что счастье находится в самом человеке и, для того чтобы его обрести, нужно просто не изменять своим душевным принципам, жить в единении с природой и народом. В плену Безухов осознает, что его гонка за поисками смысла жизни была бессмысленной.

Любовь Пьера Безухова к Наташе

Во время первой встречи с Наташей Пьер был поражен и её чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость их счастья смешивалась в его душе с грустью. Однако он смог пожертвовать своими чувствами ради счастья близкого друга. Тем не менее, в скором времени Наташа и Андрей расстаются из-за ее увлечения Анатолем Курагиным. Пьер вначале не может поверить в предательство этой невинной девушки, затем презирает ее, но увидев её, измученную, исстрадавшуюся – сразу же прощает в отличие от гордеца Болконского.

С этих пор любовь вошла в его «расцветшую к новой жизни душу». Возможно, Пьер понял Наташу, потому что её связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Пьер был пленен внешней красотой Элен, но её «загадочность» обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом. Так же и Наташа увлеклась внешней красотой Анатоля, а в последствие узнала его истинное лицо.

Пьер стал единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда Наташа мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в его глазах упрека и негодования. Он боготворил её. А Наташа боготворила его только за то, что он есть на свете и что он для неё единственное утешение. Он был ей дорог и жил в её сердце всё это время.

Пьер никогда не говорил ничего о своих чувствах к Наташе. Он сохранил в себе любовь к Наташе, пронес ее в сердце сквозь долгие годы. И, наконец, произошла долгожданная встреча. Они оба поверили, что после всего пережитого смогут стать счастливыми. Сила любви оживила Наташу, вылечила ее израненную душу. А для Пьера любовь Наташи была наградой за все его лишения и мучения. Она, словно ангел, вошла в его жизнь, озаряя её теплом, ласковым светом. Наконец, Пьер нашел счастье в жизни.

Семья Наташи и Пьера – это образ идеальной семьи, по мнению Толстого. Та семья, где муж и жена – одно целое, где нет места условностям и ненужному жеманству, где сияние глаз и улыбка могут сказать гораздо больше, чем длинные, запутанные фразы. Наташе было важнее всего чувствовать душу Пьера, понимать, что его волнует, угадывать его желания: «Она чувствовала, что связь её с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, а чем-то другим, неопределенным, твердым, как связь её собственной души с её телом».

Развитие образа

В течение повествования образ этого героя претерпевает значительные изменения, что является следствием его духовных исканий, поиска смысла жизни, каких-то своих высших, непреходящих идеалов. Встретив Безухова впервые в салоне Анны Павловны Шерер и расставаясь с ним в эпилоге романа, мы видим двух совершенно разных людей.

В начале произведения герой противопоставляется современному ему высшему обществу, в котором господствует неискренность, лесть, поверхностность. Впервые мы встречаемся с Пьером в блистательном салоне Анны Павловны Шерер, где собираются сливки высшего общества. Пьер только что вернулся из Парижа, Автор описывает его как толстого, неуклюжего, огромного человека с красными руками, но с умным и наблюдательным взглядом. Почувствовав этот взгляд, Анна Павловна испытывает беспокойство и страх. Несмотря на то, что Пьер приглашен в салон, относятся там к нему свысока. Здороваются с ним только наклоном головы, как бы показывая тем самым, что он среди остальных находится на самой низкой ступени. Это неудивительно, Пьер – незаконнорожденный сын старого графа Безухова. В обществе, где ценили золото и титул, Пьера не могли поставить вровень с собой. Даже разговоры здесь ведутся только на определенные темы. Пьер же нарушает слаженный ритм. Он пытается отстоять идею Французской революции, восхищается Наполеоном, что свойственно было в ту пору молодым людям.

Пьер хорошо знаком с Андреем Болконским. Они старые приятели, которым нравится общение друг с другом. Но Пьер в этот период еще только начинает искать себя. Пока еще большую часть своего времени он проводит в компании Анатоля Курагина, ведя разгульный образ жизни в кругу печально прославленной в этом отношении столичной аристократической молодежи.

Борьба духовного с чувственным – одна из составляющих процесса внутреннего развития Пьера. Эту борьбу Толстой показывает как развитие противоречий между порочными нравами, царившими в высшем дворянском обществе, и нравственными силами героя. Но пока у Пьера нет противоречий во взглядах на жизнь с этим обществом. Кутежи, пьянки и сумасбродные развлечения считались почти нормой жизни. Кроме того Пьер характером пошел в отца, бывшего фаворита Екатерины, который нажил свое богатство и титул, прославившись не столько ратными, сколько амурными подвигами.

Чувственное начало берет верх, и Пьер женится на блистательной петербургской красавице Элен Курагиной. Ее красота – это красота статуи, внутри она холодна и пуста. Пьер понимает это, но теряет голову. В итоге ему ничего не остается, кроме как играть заранее для него написанную роль.  Сам того не желая, Пьер произносит роковые слова: «Я вас люблю». И дело кончено. Пьер очень скоро осознает, что за внешней красотой в его жене скрывается пустота и пресыщенность. Пьер мечется, дуэль с Долоховым только усиливает его терзания внутренними противоречиями. Нравственное потрясение, испытанное Пьером при столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести и еще больше обостряет внутреннюю борьбу.

Задумавшись над смыслом жизни, Пьер приходит к масонству. Поначалу его увлекает атмосфера таинственности, окружающая масонов, но прежде всего он ищет ответы на вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…» На какое-то время здесь он обретает иллюзию душевного успокоения и пытается осуществить свою идею помощи ближнему в реальной жизни. Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян, вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкасается с народной средой, но соприкосновение это поверхностное. Все его благие намерения остаются непонятыми крестьянами. Более того, Пьера обманывает его же управляющий, «играя им как игрушкой». Вскоре Пьер разочаровывается в масонстве, обнаружив, что большинство масонов ищет в организации лишь выгодных знакомств, стремясь к личной выгоде. Неудовлетворенность, поиски своего «я» подготовили его духовное возрождение в дни войны 1812 года. Пьер не военный, но он не может стоять в стороне, когда родине угрожает опасность. Он продает свое имение и на эти средства формирует полк, который и берет на свое обеспечение. Сам же остается в Москве. Увидев истинное лицо Наполеона, поняв его захватническую цель, он не смотрит уже на него, как на «освободителя народов». Пьер хочет убить Наполеона, видя в нем виновника всех народных бед. Оставшись в Москве, Пьер страдает и бедствует вместе с простыми москвичами. Здесь раскрывается подлинный характер Пьера, его доброта, способность к самопожертвованию, патриотизм. Он защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка.

Пройдя через огонь, кровь, слезы, прикоснувшись к людскому горю, увидев войну такой, какая она есть на самом деле, Пьер начинает осознавать всю ложность своих прежних умозаключений. Ему открывается другая правда, он приходит к идеалу народной жизни, понимает, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей.

Внешне Пьер Безухов остался прежним, однако его внутренняя жизнь стала иной. В столице умирает его жена, и он женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер – видный общественный деятель, отец семейства. Они с Наташей любят друг друга и счастливы вместе.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Л.Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. / Вступит. ст. и примеч. С.П. Бычкова. – 3-е изд. – М.: Гослитиздат, 1960 г.
  2. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., 1989 г.
  3. Анненков П.В., Исторические и эстетические вопросы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»”, 1868 г.
  4. Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. Издательство Мордовского университета.1978 г.
  5. Билинкис Я. О творчестве Л.Н. Толстого: Очерки. – Л.: Сов. писатель, 1959 г.
  6. Боровиков С. В русском жанре. Над страницами “Войны и мира”/ С. Боровиков // Новый мир. -1999 г.
  7. Бычков С., Л.Н. Толстой. Очерк творчества – М.: 2001 г.
  8. В. Ермилов. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., “Гослитиздат” 1979 г.
  9. Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.
  10. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977 г.
  11. Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров ; [худож. Н. Нефедов]. – Ленинград : Советский писатель, 1980 г.
  12. Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». Л.: Детская литература, 1978 г.
  13. И. В. Страхов. Л.Н. Толстой как психолог. Ученые записки Саратовского гос. пед. ин-та, вып. X, 1947г.
  14. Ищук, Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. Г. Н. Ищук ; [науч. ред. С. А. Розанова]. – Москва : Книга, 1984 г.
  15. Кагаршнова, М. Человек и история в художественной системе романа-эпопеи “Война и мир”. М.: Стерлитамак, 2002 г.
  16. Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского : книга для учителя / Г. Б. Курляндская. – Москва : Просвещение, 1988 г.
  17. Лакшина. Интервью и беседы с Львом Толстым. Москва: Современник, 1986 г.
  18. Лепешинская Т.А. Патриотическое и воспитательное значение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Омский научный вестник №10, 2006 г.
  19. Линков, В. Я. «Война и мир» Л. Толстого. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.Я. Линков. – Москва: Гостехиздат, 2015 г.
  20. Опульская Л.Д. Историческая эпопея Л.Н. Толстого. М.: Просвещение, 1968 г.
  21. Опульская, Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”: книга для учителя / Л. Д. Опульская. – Москва : Просвещение, 1987 г.
  22. Потапов И.Л. Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”/ Л.И. Потапов. – М., 1970 г.
  23. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. И.Н. Сухих. – Ленинград, 1989 г.
  24. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. – М.: МГУ, 1981 г.
  25. Смирнова Л.А. «Русская литература XVIII-XIX веков». М., 1995 г.
  26. Соловьев Н.И. Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002 г.
  27. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. М., 1978 г.
  28. Халищев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983 г.
  29. Черепнин Л.В. Исторические взгляды Л.Н. Толстого. Вопросы истории. 1965 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.5k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *