Кутузов и Наполеон в романе “Война и Мир” | сочинение по литературе 10 класса
Первый вариант сочинения
Роман «Война и мир» был написан известным русским писателем Львом Толстым в 1865 году. Роман описывает войну с Наполеоном, в которой были вовлечены многие страны, такие, как Россия, Австрия, Пруссия, Испания, Швеция, Великобритания. Роман в основном фокусируется на России. В нем отражены разные взгляды, участие в войне русской аристократии и крестьян, а также показан негативный взгляд автора на войну.
Противопоставления в романе

Рисунок школьника
Антитеза – любимое средство выразительности текста у Л.Н. Толстого. Настоящее противостоит ложному, искренность – лживости, честь – бесчестию, мелочности – истинные ценности, добродетели – порокам, достойное уважения тому, что вызывает презрение. Уже в самом названии легендарного романа заложено противоборство: «Война и мир».
Война, как историческое явление, предполагает сражение двух сторон. А, соответственно, наличие двух полководцев. Тех, кто стоит во главе одного и другого лагеря. Во время русско-французских боевых действий ими были Кутузов и Наполеон.
Эти люди разнятся по возрасту, внешности, жизненному и военному опыту, по взглядам на жизнь, по судьбе.
Честь офицера определяется не только праведным боем, долгом перед Родиной, опрятным мундиром, сверкающими орденами. Главное, это отношение к подчиненному, простому солдату. Командир высокого уровня редко бывает в окопе плечом к плечу с рядовыми. Он составляет планы, продумывает и просчитывает стратегии. Целью которых является победа в сражении. Но задумывается ли он о потерянных человеческих жизнях?
Отношение к солдатам Кутузова
Когда Андрей Болконский попадает на войну, его сильно шокирует несоответствие ожиданий реальности. Кругом грязь, кровь, страдания, смерть. Подвиг – это не блеск орденов, гордая выправка, бравада и пафос, а боль, мучение, принятие тяжелых решений, тонкая грань между жизнью и смертью. Командир Тушин кажется ему слишком простым, неуклюжим, неказистым, глуповатым. Может ли такой человек быть героем? Но ум, смекалка, военный опыт, интуиция этого человека спасают полк. Чтобы сберечь сотни, тысячи жизней, командиру приходится пожертвовать орудиями. И терпеть за это нагоняй от начальства, но он не спорит. Для него важнее люди, чем выслуга перед высшими чинами.
Таков и сам главнокомандующий. Кутузов против войны. Он понимает ее ненужность, бессмысленность, непоправимые потери, к которым ведут сражения. Ему тяжело принимать некоторые решения, которые необходимы. Он знает, что посылает людей на смерть. Молодых мужчин, которых дома ждут семьи, любимые, родители, дети. Для Михаила Илларионовича ценна каждая жизнь. Это чуткий и мудрый полководец, повидавший многое. Человек, который не привык отсиживаться в штабе, прошедший тяжелый путь от инженера-прапорщика до фельдмаршала.
Отношение к солдатам Наполеона
Наполеон Бонапарт – личность совсем иная. Да, это простой солдат, которому удалось сесть на трон французских королей, талантливый полководец. Но его личный престиж, желание оставить значительный след в истории, честолюбие, для него на первом месте. Люди его не слишком волнуют. Он готов жертвовать миллионами жизней для достижения собственных целей. Но не чуждо ему уважение к достойному противнику. Известно, что он склонялся над телом генерала А.А. Скалона, погибшего во время Смоленского сражения. Полководца поразило, что этот достойный человек сражался плечом к плечу с рядовыми солдатами и героически погиб. Бонапарт велит похоронить героя с военными почестями, лично присутствует при погребении. Восхищается Наполеон храбростью Андрея Болконского в Аустерлицком сражении.
Заключение
Л.Н. Толстой мастерски описывает, приближает и разводит образы двух великих полководцев. В начале романа русская знать восхищается гением Наполеона. Привлекает эта незаурядная личность Пьера Безухова и Андрея Болконского. Но после увиденных ужасов войны, Пьер возненавидел этого человека. Он настолько ему омерзителен, что герой планирует убийство. У Андрея был личный опыт общения, немного иной, но и он разочарован.
Михаил Илларионович же человек простой. Он не вызывал восторга у аристократов. Но крестьяне, мужики, простые солдаты молились за него, веря, что он – единственное спасение страны от наполеоновской чумы.
Второй вариант сочинения
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой представил два противоположных образа, прототипами которых являются реальные исторические личности. Это французский император Наполеон и русский полководец Кутузов. Контрастность этих образов, воплощающих в себе две различные идеологии – честолюбивую, захватническую и гуманную, освободительную – побудила автора несколько отступить от исторической правды. Общеизвестно значение Наполеона как одного из величайших полководцев мира и крупнейшего государственного деятеля буржуазной Франции. Но французский император организовал поход на Россию в то время, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя.
Работая над «Войной и миром», Толстой стремился опровергнуть неоправданное величие Наполеона. Писатель был противником художественного преувеличения, как в изображении добра, так и в изображении зла. И ему удалось развенчать французского императора без нарушения исторической и житейской достоверности, сняв его с пьедестала и показав в нормальный человеческий рост.
Идеальное представление о народном полководце писатель воплотил в образе Кутузова. Из всех исторических деятелей, показанных в романе, одного лишь Кутузова Толстой называет истинно великим человеком.
Кутузов для писателя – тип военного руководителя, существующий в неразрывной связи с народом. Назначенный главнокомандующим вопреки воле Александра I, он поставил себе цель, которая в решающий для России момент совпала с волей всего народа. На основе исторических материалов, в процессе работы над романом Толстой создал образ военачальника, во всех действиях которого лежало народное и потому истинное и великое начало. В деятельности Кутузова полностью отсутствуют личные мотивы. Все его поступки, приказы, распоряжения продиктованы гуманной и благородной задачей спасения Отечества. Поэтому высшая правда на его стороне. Он предстает в романе как выразитель патриотической «мысли народной», опирающийся на поддержку и доверие широких масс.
Образ Кутузова
На страницах романа «Война и мир» сам Кутузов встречается не так часто как Наполеон. Но постоянно чувствуется его присутствие. О Кутузове говорят в свете, им восхищаются генералы, о нем думают солдаты, называют его «отцом», на него надеется русский император. В романе образ главнокомандующего Кутузова проходит красной нитью через весь сюжет.
Писатель дает неполную характеристику главнокомандующего. Присутствует лишь небольшое описание его внешности, а остальное Толстой показывает при помощи поступков и речи героя. Он добрый, ласковый, улыбчивый, ему небезразлична судьба окружающих. Кутузов близок к народу, ему присущ истинный патриотизм и он лишен всякой рисовки.
Несмотря на отсутствие поддержки императора, Кутузов все же был назначен главнокомандующим армией. Это говорит о том, что в него верили, на него надеялись, его уважали, любили, ждали. Кутузов сдержал русскую веру, русский дух, оказался выше и сильнее Наполеона. Кутузов в романе представляется истинным патриотом, который сражается не ради славы, а за свой народ и государя. Командующий и его армия едины, именно это показал автор в романе. Главное в Кутузове для Толстого – это кровная связь с народом.
Образ Наполеона
Для писателя Наполеон является не просто историческим деятелем, полководцем, направившим войска на Россию и потерпевшим здесь поражение. Толстого французский император интересует как личность, как воплощение индивидуализма, как человек, убежденный, что он выше всех, как фигура, с которой писатель связывает сложнейшие нравственные вопросы. Раскрытие образа Наполеона имеет особое значение и для восприятия всего произведения, и для ряда главных героев, и для понимания философских воззрений самого автора. Наполеон в романе Толстого выступает не в образе великого человека, талантливого полководца, а как завоеватель и поработитель. Это позволило писателю дать в романе свою картину видения роли выдающихся личностей в истории. О несомненном полководческом таланте и опыте Наполеона в романе говорит ряд эпизодов. Писатель неоднократно отмечает военную эрудицию Наполеона. В разгар побед и возвышения Наполеона в 1805 году двадцатилетний Пьер Безухов бросается на защиту императора, когда его в салоне А.П. Шерер назвали выскочкой, убийцей, узурпатором, злодеем, антихристом. И князь Андрей Болконский говорит о величии Наполеона. Однако Л.Н. Толстой в «Войне и мире» стремится воплотить мысль народную. Поэтому убеждения Наполеона в том, что он руководит всеми битвами и ходом истории выставлены в смешном свете. А в третьем томе писатель и вовсе не скрывает своей ненависти к французскому императору, и даже дает волю сарказму. Его возмущает равнодушие Наполеона к людям, возмущает то, что Наполеон считает себя вправе вершить судьбы людей, обрекать их на гибель. Толстой считает, что подобное понимание власти преступно и несет в себе зло. Поэтому он ставит перед собой задачу разрушить легенду о необыкновенности Наполеона. Лев Николаевич описывает Наполеона без искажений, точно подчеркивая детали. Писатель не хочет видеть ничего необыкновенного в императоре – это просто сорокалетний располневший человек, позволивший себе поверить в свою необыкновенность.
Основные черты характера Наполеона: самоуверенность, надменность, эгоистичность, самовлюбленность, напыщенность. В его портрете Толстой настойчиво подчеркивает его склонность превозносить самого себя. Гнев писателя вызывает даже то, что от императора пахло одеколоном. Толстой считает, что Наполеон чрезмерно занят своим внешним видом.
Таким образом, в представлении автора Наполеон был не величественным, а нелепым в своем убеждении, что его волей движется история и что все люди должны его боготворить. Он не был великим, а просто желал таковым казаться.
Сравнение Кутузова и Наполеона
Кутузов и Наполеон – два великих полководца, сыгравших важную роль в истории. У каждого была своя цель – победить врага, только шли они к ней разными путями. Л.Н. Толстой использовал разные средства для описания Кутузова и Наполеона. Он дал им и внешнюю характеристику, и характер души, действие мысли. Все это помогает сложить полный образ героев и понять, чьи приоритеты для нас важнее.
Сравнение Кутузова и Наполеона в романе Толстого не случайный выбор автора. Он не ставит на одну ступень двух императоров – Александра и Бонапарта, он выстраивает сравнение именно двух полководцев – Кутузова и Наполеона. Видимо, Александр, еще очень молодой правитель, не имел тех качеств настоящего полководца, чтобы суметь противостоять самому Наполеону. На это мог претендовать только Кутузов. Потому что в отличие от Наполеона Кутузов прост и человечен. Он не вызывает в своих подчиненных трепета и страха. Его авторитет основан на доверии и уважении к людям.
Сначала писатель сравнивает Кутузова и Наполеона по внешнему виду. Так, в образе Кутузова автор воплотил старого и грузного человека с боевыми ранами и сединой. Читатель замечает, что русскому полководцу довольно тяжело вести активный образ жизни. Он любит покушать и поговорить с простыми людьми. Но эта простота мигом улетучивается, когда Кутузов общается с равными себе. Его в романе часто называют «старой лисой», потому что он очень хитер. И все же, как считают представители светского общества, Кутузов не в состоянии стоять во главе армии, потому что его медлительность и неповоротливость многие приникают за трусость. Именно таким складывается первое впечатление о фельдмаршале.
В образе Наполеона Толстой изобразил бодрого и молодого императора. Наполеон полон сил и энергии, он активен. Он невысок ростом, толстоват, зато энергичен и красиво одет. У него развит ораторский дар, он часто принимает величественную позу и произносит громкие речи. В бою он суетится, отдает приказы, нервничает. Азарт заражает и наблюдателя.
Несмотря на это, читатель симпатизирует старому и уставшему Кутузову. Чтобы добиться подобного эффекта, Лев Николаевич при описании героев использует детали и авторские отступления: важность Наполеона напускная, активность — бесполезная, мотивы — эгоцентрические. Автор описал образ русского полководца с почтением, в то время как Наполеона он изобразил с иронией.
Помимо внешности, автор противопоставляет и цели персонажей. Заветная мечта Наполеона – завоевать весь мир. Герой уверен в своей гениальности и безупречности. Наполеон готов пойти на все, чтобы добиться своего желания. Ради своего самолюбия и тщеславия персонаж способен жертвовать жизнями людей. Наполеону не знакомы такие понятия, как раскаяние, угрызение совести и сострадание. Французский император является настоящим воплощением эгоизма.
Кутузов же поставил перед собой совсем иные цели. Русский фельдмаршал не гонится за славой и наградами. Главная цель Кутузова – защитить родную землю и отстоять независимость страны. Русский полководец живет по законам чести, достоинства и совести. Именно безграничная любовь к Родине движет действиями Кутузова. Он жалеет солдат больше, чем свою карьеру и даже репутацию. Ради сохранения армии он готов подставить себя под удар императорского негодования.
Заключение
Такими разными предстают перед нами Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Автор противопоставляет их образы, подчёркивая, что полководцами движут разнонаправленные силы. Подчеркивается различие их духовных ценностей: это не только военное, но и нравственное противостояние. В действиях Наполеона нет правды и добра, есть только жажды славы и наживы. Бонапарт прикрывается красивыми мотивами объединения стран под руководством нового мудрого правителя, а на деле сеет смерть и разруху по всей Европе. Кутузов имеет только одну, но праведную цель – прогнать врага с родной земли. В его действиях – добро и правда, поэтому на его стороне нравственное превосходство.
Третий вариант сочинения
Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» глубоко связаны между собой и занимают центральное место в повествовании. Они сопоставлены не только как два выдающихся полководца, но и как две неординарные личности.
В образе Кутузова писатель воплотил отца своего народа, борющегося за интересы родной страны. А в образе Наполеона показан тщеславный и жестокий человек, думающий только о собственном благополучии. Как известно, самому писателю были присущи человеческая простота, любовь к народу и душевность. Именно эти качества автор воплотил в образе Михаила Илларионовича Кутузова и противопоставил мнимому величию Наполеона.
Антитеза в романе
Основным приёмом композиции произведения является приём антитезы. Данный прием уже заметен в самом названии романа. Кроме того, автор противопоставил образы Кутузова и Наполеона. Образы русского полководца и французского императора занимают центральное место в произведении. Оба, по мнению Толстого, сыграли большую роль в истории. Разница в том, что один из них герой положительный, а другой – отрицательный. Читая роман, надо иметь в виду, что это художественное произведение, а не документальный труд. Некоторые черты героев намеренно преувеличены, гротескны. Таким образом, писатель добивается наибольшего эффекта и даёт оценку персонажам.
Михаил Илларионович Кутузов
Кутузов, по мнению автора, был не только выдающимся историческим деятелем, но и прекрасным человеком, цельной и бескомпромиссной личностью – «простая, скромная и потому истинно величественная фигура». Его поведение всегда просто и естественно, речь лишена напыщенности и театральности. Толстой изображает Кутузова без прикрас, неоднократно подчеркивает его старческую дряхлость и сентиментальность. Он чутко реагирует на малейшие проявления фальши и ненавидит преувеличенные чувства, искренне и глубоко переживает неудачи военной кампании 1812 года. Таким он предстает перед читателем в начале своей деятельности на посту полководца.
Рассказывая о событиях Отечественной войны 1812 года, Толстой вводит Кутузова в повествование в момент отступления русской армии: Смоленск сдан, неприятель приближается к Москве, французы разоряют Россию. Главнокомандующий показан глазами различных людей: солдат, партизан, князя Андрея Болконского и самого автора. Солдаты считают Кутузова народным героем, способным остановить отступающую армию и привести ее к победе. Русский народ верил в Кутузова и преклонялся перед ним. В решающие для России моменты он всегда рядом с армией, говорит с солдатами на их языке, веря в силу и боевой дух русского солдата.
Несмотря на то, что внешне Кутузов выглядит пассивным, действует он разумно и сосредоточенно, доверяет командирам – своим боевым соратникам, верит в мужество и стойкость вверенного ему войска. Его самостоятельные решения взвешены и обдуманы. В нужные моменты он отдает такие приказы, на которые никто бы не осмелился. Он проявляет твердость, решительность и удивительное мужество, принимая на свои старческие плечи груз тяжелого решения. Когда он отдавал приказ оставить Москву, он понимал, что французы разбредутся по огромному городу, и это приведет к разложению армии. И его расчет оказался верным – гибель наполеоновского войска началась в Москве, без сражений и потерь для русской армии.
Наполеон Бонапарт
Образ Наполеона, противопоставленного в романе Кутузову, раскрыт иначе. Толстой разрушает культ личности Бонапарта, который был создан в результате побед французской армии. Отношение автора к Наполеону чувствуется с первых страниц романа. Там, где французский император действует, как один из героев романа, Толстой подчеркивает его неистребимое желание все время выглядеть великим, откровенную жажду славы. Он «не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого» – говорит Толстой.
До самой Бородинской битвы Наполеон окружен атмосферой собственного возвеличивания. Это тщеславный, эгоистичный человек, думающий только о своих личных интересах. Где бы он не появлялся – на Праценских высотах во время Аустерлицкого сражения, в Тильзите при заключении мира с русскими, на Немане, при переходе французскими войсками русской границы – везде его сопровождают громкое «Ура!» и бурные овации. По мнению писателя, преклонение и всеобщее обожание вскружили Наполеону голову и толкали его на новые завоевания.
Если Кутузов постоянно думает о том, как избежать ненужной гибели солдат и офицеров, то для Наполеона человеческая жизнь не представляет никакой ценности. Достаточно вспомнить эпизод переправы наполеоновской армии через реку, когда, спеша выполнить приказ императора – найти брод, многие стали тонуть. Видя бессмысленную гибель своих людей, Наполеон не предпринимает никакой попытки остановить это безумие. Он спокойно прохаживается по берегу, наблюдая за происходящим. Необыкновенным цинизмом веет и от его высказывания накануне Бородинского сражения, которое должно было стоить жизни сотни тысяч людей: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Люди для него – шахматные фигуры, которые он двигает, как ему заблагорассудится, ради своих честолюбивых целей. И в этом проявляются основные черты французского полководца: тщеславие, самовлюбленность, уверенность в собственной правоте и непогрешимости. С чувством удовлетворения объезжает он поле битвы, самодовольно оглядывая тела убитых и раненых. Честолюбие делает его жестоким и бесчувственным к страданиям людей.
Раскрывая характер Наполеона, Толстой акцентирует внимание на его актерстве, ибо он везде и во всем старается играть роль великого человека. Он знает, что за ним наблюдают и каждое его движение и слово фиксируются для истории.
Отношение автора
Свое отношение к Наполеону автор выражает через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью. Наполеон представлен, как некрасивый, невысокий, толстый и неприятный «ничтожный французишка», «холопский император». Совсем другое отношение Толстого к Кутузову. Здесь и любовь, и уважение, и понимание, и сострадание, и восторг, и восхищение. С каждой новой встречей автор все больше и больше раскрывает образ народного полководца. С первых минут знакомства мы начинаем уважать этого человека, так же как и сам автор. Он близок к народу, ему присущ истинный патриотизм, он лишен всякой рисовки. Мы видим его скромность и простоту, ему близок и дорог простой солдат. Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Он один из немногих, кто понимает нелепость, ненужность и жестокость этой войны. Великий полководец живет одной жизнью с простыми солдатами, их думами. Он скромен и прост в быту. Кутузов обладает военной мудростью, он немногословен, не кричит и не пытается доказать свою правоту, он всегда выжидает. Его любят и чтят простые солдаты. Командующий и его армия едины, и именно это хотел показать автор в своем произведении.
Вывод
В романе «Война и мир» сопоставляются два великих полководца. Кутузов выражает интересы народа, а Наполеон думает о собственной славе. Сопоставляя их образы, Толстой приходит к выводу, что величия не может быть там, где нет простоты, добра и правды. Исходя из этого, великим он считает именно Кутузова. Ведь, по его мнению, тот является народным полководцем, кто думает о славе и свободе Отечества.
Список рекомендованной и использованной литературы
- Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Л.Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. / Вступит. ст. и примеч. С.П. Бычкова. – 3-е изд. – М.: Гослитиздат, 1960 г.
- Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., 1989 г.
- Анненков П.В., Исторические и эстетические вопросы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»”, 1868 г.
- Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. Издательство Мордовского университета.1978 г.
- Билинкис Я. О творчестве Л.Н. Толстого: Очерки. – Л.: Сов. писатель, 1959 г.
- Боровиков С. В русском жанре. Над страницами “Войны и мира”/ С. Боровиков // Новый мир. -1999 г.
- Бычков С., Л.Н. Толстой. Очерк творчества – М.: 2001 г.
- В. Ермилов. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., “Гослитиздат” 1979 г.
- Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.
- Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977 г.
- Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров ; [худож. Н. Нефедов]. – Ленинград : Советский писатель, 1980 г.
- Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». Л.: Детская литература, 1978 г.
- И. В. Страхов. Л.Н. Толстой как психолог. Ученые записки Саратовского гос. пед. ин-та, вып. X, 1947г.
- Ищук, Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. Г. Н. Ищук ; [науч. ред. С. А. Розанова]. – Москва : Книга, 1984 г.
- Кагаршнова, М. Человек и история в художественной системе романа-эпопеи “Война и мир”. М.: Стерлитамак, 2002 г.
- Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского : книга для учителя / Г. Б. Курляндская. – Москва : Просвещение, 1988 г.
- Лакшина. Интервью и беседы с Львом Толстым. Москва: Современник, 1986 г.
- Лепешинская Т.А. Патриотическое и воспитательное значение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Омский научный вестник №10, 2006 г.
- Линков, В. Я. «Война и мир» Л. Толстого. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.Я. Линков. – Москва: Гостехиздат, 2015 г.
- Опульская Л.Д. Историческая эпопея Л.Н. Толстого. М.: Просвещение, 1968 г.
- Опульская, Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”: книга для учителя / Л. Д. Опульская. – Москва : Просвещение, 1987 г.
- Потапов И.Л. Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”/ Л.И. Потапов. – М., 1970 г.
- Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. И.Н. Сухих. – Ленинград, 1989 г.
- Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. – М.: МГУ, 1981 г.
- Смирнова Л.А. «Русская литература XVIII-XIX веков». М., 1995 г.
- Соловьев Н.И. Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002 г.
- Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. М., 1978 г.
- Халищев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983 г.
- Черепнин Л.В. Исторические взгляды Л.Н. Толстого. Вопросы истории. 1965 г.