Смысл названия романа “Война и Мир” | сочинение по литературе 10 класса, очень популярно сейчас🔥🔥🔥
Первый вариант сочинения
Это эпический роман в прямом смысле слова. Растянувшись на несколько десятилетий, он мастерски описывает историю России с конца 18 века и до первой трети 1800-х годов. На более чем 1600 страницах это, безусловно, один из самых длинных романов, но, в отличие от многих, гораздо более коротких книг, его объем вполне оправдан. Хотя Толстой очень скрупулезен, его письмо легко читается, а страницы просто летают от перелистывания.
Известно, что сначала автор хотел озаглавить работу фразеологизмом: «Все хорошо, что хорошо кончается». Имелся в виду положительный исход войны, а также жизни героев после всех событий, трудностей, перипетий. Но позже писателю это название показалось слишком поверхностным, не отражающим всю глубину романа. К тому же, оно ограничивало автора в развитии сюжета. Фраза предполагает идеально хороший конец для всех, а такого не могло быть в принципе.
Были также и другие варианты: «1805 год» и «Декабрист», но и они оказались слишком узкими, чтобы отобразить все грани романа такого масштаба.
Какой смысл несет название?
Л. Н. Толстой дает своему самому фундаментальному произведению двойственное название, создающее контраст. Имя романа глубоко и многогранно. Война здесь не только напоминает о боевых действиях, происходивших в описанный исторический период. Это раскол общества 19 века. Это духовный путь героев, поиск гармонии, внутренние противоборства, переживания, метания. Это сложности в отношениях людей, внутрисемейные, любовные конфликты. Это неоднозначность, противоречивость самих образов. А также столкновения взглядов, мнений по важным социальным вопросам, правильного ответа, на которые, не знал даже автор.
Общество на войне
В свою очередь, мир, как противоположное понятие – это гармония, обретение личного счастья, принятие, понимание себя и окружающих. А не только отсутствие вражды. С другой стороны, события 1805-1807 и 1812 годов изменили героев, перевернули их мировоззрение, воспитали новые личностные качества, помогли познать себя, товарищей, осознать жизненные истины. В романе слова «мир» и «общество» являются синонимами. Произведение можно было переименовать в «Общество и Война». Большое внимание уделено человеку, личности во время боевых действий. Андрея Болконского сильно меняет битва под Аустерлицем. Автор ставит своего героя на тонкую грань между жизнью и смертью. Сильные эмоции, стресс, экзистенциальные переживания, тяжелое ранение становятся проверкой истинности его убеждений, нравственности идеалов, прочности моральных принципов, но Андрея ломает это суровое испытание, лишает внутренней гармонии. А Пьер сравнивает свой опыт в обществе с событиями, пережитыми на войне, для формирования философских взглядов, своего нового мировоззрения, взращивания внутреннего стержня.
Мир – это жизнь, поэтому слово в названии несет и витальный смысл.
Темы романа-эпопеи

Кадр из фильма
Книги посвящены двум основным темам. Одна из них – русско-французские войны 1805 и 1812 годов. Толстой описывает войны, в частности, битвы при Аустерлице (1805) и Бородино (1812) в ярких деталях, по-видимому, очень точно с исторической точки зрения. Персонажи Наполеона и Кутузова (предводителя русской армии) принимают активное участие в повествовании, причем меньшие лидеры (Багратион, де Толли, Даву) также получают достаточно внимания, чтобы построить полную, интересную историю. Конкретные события войны освещаются с участием главных героев книги, таких, как Андрей Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов.
Другая – высшее российское общество того времени. Книга дает очень интересный, глубокий взгляд на этот необычный социум, по сегодняшним меркам, несколько смоделированное, таким образом, похожее на другие европейские общества (французское, британское и т. д.). Толстой также немного представляет жизнь в сельской России, взаимоотношения между дворянами и крепостными, хотя тратит на эту тему не так много усилий, как в Анне Карениной.
Герои книги разнообразны и представляют различные идеи, которые Лев Николаевич пытается влить в свое повествование. Все они, без исключения, крайне правдоподобны, хорошо проработаны, живые. Я не могу вспомнить других авторов, которые знают, как представить, развить своих героев, как Толстой.
Противопоставление
Роман построен на антитезе, которое становится здесь главным приемом художественной выразительности текста. Диалог контрастов продолжается на протяжении всего сюжета. Название носит глубокий философский смысл. Гораздо более широкий, чем может показаться человеку, впервые открывшему эту книгу. Мир – это не просто покой, антипод сражениям, битвам. Это жизнь, люди, общество, взгляды, идеалы. А также внутренняя гармония, к которой герои стремятся на протяжении всего сюжета, и получают через внутреннюю борьбу, страдания. А война – это и есть эти противоборства. Название невидимыми нитями связывает все события, отдельные личности, целые семьи, создавая единую канву повествования.
В русской фольклоре звучит истина: «Нет худа без добра». А у Л.Н. Толстого: «Нет мира без войны».
Второй вариант сочинения
Самым ярким произведением Л.Н. Толстого стал его роман «Война и мир», который несет в себе философский характер, так как герои размышляют о смысле жизни, о чувствах, и о других вопросах, волнующих их сердца. И даже в самом названии романа скрыт глубокий смысл. «Война и мир» – это противостояние двух сил. В произведении показаны две стороны человеческой жизни, с одной стороны – это война, а с другой – мир.
Война
Войне посвящены многие страницы томов романа. Война для Л. Н. Толстого – величайшая трагедия, которая лишь несет разрушения. Война 1812 года – это страшное испытание, выпавшее на долю русского народа. Это кровопролитное, ужасное событие в истории человечества. Тысячи людей, в том числе и дворяне, такие как Пьер, Андрей, Николай и другие, встали на защиту родного отечества. На каждом шагу их преследовала опасность, они готовы были жертвовать своей жизнью, ради России. Однако не все герои были обеспокоены судьбой Родины, некоторые использовали войну как способ продвижения, получения богатства, влияния и других благ. Автор глубоко осуждает подобное поведение, и этим осуждением проникнуты страницы романа.
Кроме того, в романе показана не только война, в прямом смысле этого слова, но и бури, грозы, настигающие человека. Война в человеческой душе переворачивает все в жизни, она страшна так же, как и сражение на поле брани. И такие колебания происходят в судьбах главных героев романа: Андрея, Пьера, Наташи и других. Переживания, разочарования в любви, путь душевных исканий, – все это тревожило их неспокойное существование.
Мир
Мир – гораздо более объемное понятие. Мир – это семья, любовь, дружба и другие высшие ценности, восхваляемые писателем. Именно этим категориям соответствует поведение любимых героев Л. Н. Толстого.
В романе мир – это, прежде всего, стремление к согласию между народом, между русскими и французами, но, к сожалению, его можно было добиться только при помощи оружия, то есть войны.
Мир – это и крестьянский удел, и жизнь людей за пределами кровопролитного сражения, их переживания, обыденные интересы, интриги, помощь раненым, чувства, любовь, желания, страдания, и, конечно же, внутренний мир героев. Весь этот мир автор подробно показывает в своем романе, изображая семьи Ростовых, Курагиных, Безуховых, Болконских, Друбецких, Бергов.
Некоторые из них ищут именно добра, справедливости и счастья, что является целью жизни для каждого человека. Безусловно, и в мирной жизни есть зло, предательство, обман. Но это не делает человека счастливым, а те, кто живет во лжи и зле, неизменно наказаны. К примеру, Пьер Безухов в поисках своего счастья и предназначения ошибался, оказался в плену ложных ценностей. Именно по этой причине он женился на Элен Курагиной. А Элен, в отличие от него, никогда не находилась в заблуждении, потому что она из-за своей наглости и пустоты не знала, что такое сомнения. Но Пьер все же нашел себя – дружбу, любовь, семью, дело своей жизни. А Элен умерла, так ничего и не сделав в своей короткой и бессмысленной жизни.
Смысл названия романа
Смысл названия романа Л. Н. Толстого «Война и мир» кажется, на первый взгляд, бесхитростным и очевидным, но все не так просто. В дореволюционный период слово «мир» имело два значения и два написания: «мiръ» – вселенная, люди, и «миръ» – полный покой и согласие между людьми.
Слово война точно так же означает не только военные действия, но и моральную враждебность людей, разделенных нравственными и социальными барьерами, в мирной жизни.
Существует мнение, что Л. Н. Толстой в названии произведения использовал слово «міръ», означающее «вселенную, людей». Но все прижизненные издания произведения Льва Николаевича выходили под названием «Война и миръ».
Заключение
В названии «Война и мир» не просто так заключается противопоставление. Это сочетание противоположностей показывает то, что в произведении рассказывается обо всем – о войне и мире, о добре и зле, о счастье и горе. При помощи контраста раскрываются наиболее значимые, ценные понятия. Так, в сравнении с миром осуждается бессмысленность войны, а в сравнение с добром – зло. Именно поэтому «Война и мир» относится к числу романов, которые остаются актуальными во все времена.
Третий вариант сочинения
Название романа «Война и мир» имеет несколько смыслов. Прежде всего, это обозначение мирного времени, на смену которому приходит военный период. Однако критики смотрят глубже, подразумевая под словом мир «общество». Для Толстого война – самое страшное зло на земле, которое бесповоротно калечит человеческие души и тела, поэтому война как разрушитель противопоставляется в произведении мирному сосуществованию людей.
Смысл названия
Из множества теорий, которые истолковывают смысл заглавия «Войны и мира», выделяются три. Первая теория гласит о том, что название «Война и мир» отражает два состояния общества. В первой половине романа Л.Н. Толстой изображает войну в разобщённом и слабом обществе, а во второй он показывает нам народ, сплочённый внешней угрозой, который находится в мире с самим собой. Вторая теория основывается на том, что слово «мир» в названии на самом деле означает «народ». Таким образом, на современном русском языке название романа должно звучать как «Война и народ». Это подчёркивает главную тему романа — народ во время войны и его роль в ней. Третья связана с композицией романа: одни части повествуют о мире, другие — о войне. На контрасте автор показывает, как раскрывается характер русского народа в разных состояниях и реалиях.
Особенности жанра
Сам Л.Н. Толстой не мог определить жанр своего произведения, потому что в нем присутствуют элементы хроники, романа и эпопеи. Хроникой в полном смысле этого слова назвать «Войну и мир» нельзя, так как в произведении большее место занимает не описание событийного ряда, а размышления об исторических событиях.
Обозначение хроника больше подходит для семейной тематики. В романе представлено несколько поколений семей Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных, Друбецких. Не случайно первые три семьи, для которых важнее всего чувство единения и любви друг с другом, породнились в конце романа.
Однако сводить произведение только к семейной хронике тоже не стоит. Л.Н. Толстой сравнивал свое произведение с «Одиссеей», тем самым выводя на первый план его эпическое начало.
Тема войны
В своем романе Толстой описывает две войны начала 19 века — войну 1805—1807 гг. в Европе и Отечественную войну 1812 г. Первая ведется на чужой земле и имеет цели, непонятные простому человеку. Вторая же затрагивает всех и каждого, потому что от исхода этой войны зависит не только политическое равновесие в Европе, карьера или семейное счастье отдельно взятых людей, но и существование мира вообще.
Судьбы почти всех героев романа связаны с войной. Война проверяет их мировоззрение и нравственные силы. К примеру, князь Андрей, принимавший участие в обеих войнах, под Аустерлицем хотел в одиночку совершить подвиг, спасти всю армию, стремился к славе и величию, к всеобщему признанию. А после сражения он осознал ничтожность своих интересов, мелочность самой фигуры Наполеона в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел. Совсем по-другому складывается у него отношение к войне 1812 года. Под Бородино князь Андрей уже вместе со своим полком, вместе со всей русской армией делает все необходимое для спасения России, и он – один из многих.
Другой герой романа, Пьер Безухов, хотя и не принимал непосредственного участия в боевых действиях, все же присутствовал на Бородинском поле и видел сражение. После этого в Москве он был взят в плен французами, где познакомился с Платоном Каратаевым. Во время войны весь внутренний мир Пьера изменился. Он сумел отыскать долгожданный смысл в жизни, осознав, что сама жизнь и является наибольшим счастьем.
Война затронула судьбы всех героев романа, и в том числе тех, кто не принимал непосредственного участия в боевых действиях. Например, Ростовы были вынуждены уехать из Москвы, оставив все свое имущество. Если бы не было войны, Наташа не встретилась бы снова с князем Андреем и не получила бы его прощения. Именно благодаря тяготам войны и этой встрече с возлюбленным она изменилась и выросла в духовном плане. В качестве другого примера можно привести Княжну Марью, которая уехала из Лысых Гор, хотя французы предлагали ей свое покровительство. Перед отъездом она встретилась с Николаем Ростовым, и эта встреча оказалась очень важной в их судьбе.В своем романе Толстой говорит о влиянии войны не только на судьбы отдельно взятых людей, но и на жизнь всего мира, на ход истории. Его традиции в изображении войны как явления противного человеческой природе и в то же время как объединяющего начала в жизни нации, взгляды Толстого на историю, на национальные особенности русских людей, сам жанр, получивший впоследствии название роман-эпопея, были использованы русскими писателями XX века и усвоены мировым искусством.
Люди войны и люди мира
Люди войны не могут находиться в спокойной атмосфере. Они всегда думают только о себе, плетут какие-то интриги, устраивают скандалы, ссоры и склоки. Спокойная жизнь не для них. Эта категория людей никогда не думает о других. Такие люди могут спокойно причинять вред, топтать и ни во что не ставить окружающих, они способны идти по головам. Эти люди привыкли, что им все позволено. Они легко манипулируют и управляют, достигая поставленных целей любыми способами. Им чужды такие понятия, как милосердие, сострадание, забота о других. Они видят только одно – свои желания и цели. Они всегда найдут себе оправдание. Скажут, что цель оправдывает средства. Совесть этой категории не в состоянии оказать на них влияния. Из-за таких людей ненависти в мире становится больше, что впоследствии и приводит к войнам, страданиям и кровопролитию.
Главным представителем людей войны в романе является Наполеон Бонапарт. Кроме него к этой категории еще относятся Курагины, Друбецкие, Карагины, Анна Павловна Шерер и Александр Первый.
Люди мира, в отличие от тех, кому они противопоставляются, живут спокойно, думают о тех, кто их окружают. Они полны добродушия, сострадания и внимания к другим людям. Они выступают против войны и кровопролития, но, если она всё-таки придет, будут на стороне справедливости. Люди мира сделают всё, чтобы защитить свою Родину, но при этом не будут разбрасываться человеческими жизнями. Им чужда ненависть, эгоизм, самолюбование и манипуляции. Они знают, что только в единстве сила. Именно благодаря таким людям доброта все еще живет в нашем мире.
Самый яркий представитель людей мира – Кутузов. Он ценит жизнь каждого своего солдата, пытается победить врага с наименьшими потерями, не гонится за славой, готов пожертвовать собственной репутацией и положением в обществе ради простого народа. Другими представителями этой категории являются Ростовы, Болконские, Пьер Безухов, солдаты и весь русский народ.
Вывод
В романе нет четкого разграничения войны и мира. Внутри каждого из «военных» томов присутствует мирная жизнь героев, но она зависит от тех политических событий, которые стали прямым следствием военных действий. Война и мир, как личное и общественное, частное и общее, тесно переплетаются, проникают друг в друга. И все же в общей концепции произведения мир отрицает войну. Война разрушительно влияет на людей, заставляет их терять общую цель, жить одним днем, обостряет эгоизм в поведении. Но люди не могут вечно враждовать, так как война противна природе человека, поэтому она рано или поздно все же заканчивается, наступает долгожданный мир. Люди вновь обретают смысл жизни, наступает гармония между личными и общими интересами.
Список рекомендованной и использованной литературы
- Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Л.Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. / Вступит. ст. и примеч. С.П. Бычкова. – 3-е изд. – М.: Гослитиздат, 1960 г.
- Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., 1989 г.
- Анненков П.В., Исторические и эстетические вопросы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»”, 1868 г.
- Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. Издательство Мордовского университета.1978 г.
- Билинкис Я. О творчестве Л.Н. Толстого: Очерки. – Л.: Сов. писатель, 1959 г.
- Боровиков С. В русском жанре. Над страницами “Войны и мира”/ С. Боровиков // Новый мир. -1999 г.
- Бычков С., Л.Н. Толстой. Очерк творчества – М.: 2001 г.
- В. Ермилов. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., “Гослитиздат” 1979 г.
- Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.
- Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977 г.
- Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров ; [худож. Н. Нефедов]. – Ленинград : Советский писатель, 1980 г.
- Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». Л.: Детская литература, 1978 г.
- И. В. Страхов. Л.Н. Толстой как психолог. Ученые записки Саратовского гос. пед. ин-та, вып. X, 1947г.
- Ищук, Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. Г. Н. Ищук ; [науч. ред. С. А. Розанова]. – Москва : Книга, 1984 г.
- Кагаршнова, М. Человек и история в художественной системе романа-эпопеи “Война и мир”. М.: Стерлитамак, 2002 г.
- Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского : книга для учителя / Г. Б. Курляндская. – Москва : Просвещение, 1988 г.
- Лакшина. Интервью и беседы с Львом Толстым. Москва: Современник, 1986 г.
- Лепешинская Т.А. Патриотическое и воспитательное значение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Омский научный вестник №10, 2006 г.
- Линков, В. Я. «Война и мир» Л. Толстого. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.Я. Линков. – Москва: Гостехиздат, 2015 г.
- Опульская Л.Д. Историческая эпопея Л.Н. Толстого. М.: Просвещение, 1968 г.
- Опульская, Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”: книга для учителя / Л. Д. Опульская. – Москва : Просвещение, 1987 г.
- Потапов И.Л. Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”/ Л.И. Потапов. – М., 1970 г.
- Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. И.Н. Сухих. – Ленинград, 1989 г.
- Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. – М.: МГУ, 1981 г.
- Смирнова Л.А. «Русская литература XVIII-XIX веков». М., 1995 г.
- Соловьев Н.И. Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002 г.
- Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. М., 1978 г.
- Халищев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983 г.
- Черепнин Л.В. Исторические взгляды Л.Н. Толстого. Вопросы истории. 1965 г.