Смысл названия романа «Война и Мир»

Роман Льва Толстого «Война и мир» настолько грандиозное художественное полотно, что как любое произведение настоящего искусства оно ставит перед читателями, исследователями, критиками огромное количество проблем и вопросов. Они касаются всего, что связано с художественной природой романа, его жанром (о нём до сих пор ведутся дискуссии!), композицией, философской проблематикой и т.д. Этим объясняется и появление такого количества работ, написанных о романе, что они могут составить внушительную библиотеку. Одним из таких вопросов, которому посвящён ряд исследований, является смысл названия романа. Итак, «Война и мир».

К истории появления названия

Замысел романа и его название менялось в течение всего времени, на протяжении которого шла работа над книгой. Напомним несколько вариантов названий.

  • 1863 г. – задумана повесть «Декабристы», чуть позже переименованная в «Три поры». Опубликовав первые главы произведения «Три поры», Толстой, по мере продвижения в глубь истории и расширения замысла, вновь поменял название.
  • 1866 г. – новое название «Всё хорошо, что хорошо кончается»
  • 1867 г. – появление историко-философского названия «Война и мир», ставшего окончательным.

То, что название построено на антитезе, понятно каждому. Но появляются сложности, как только мы начинаем разбираться в сути названия и смысле тех слов, которые это название составляют. Попробуем разобраться.

Многозначность слова «мир»

Учитываем, что в русском языке было два слова: миръ и мiръ. Начнём со слова «мир» и заглянем в словарь В.И. Даля, в котором эти два слова указаны в одной словарной статье.

МИР, (мiръ) м. вселенная; вещество в пространстве и сила во времени (Хомяков). — Одна из земель вселенной; особ. — наша земля, земной шар, свет; — все люди, весь свет, род человеческий; — община, общество крестьян; — сходка. В последнем знач. мир бывает сельский и волостной. Класть на миру, давать приговор на сходке; на сельском миру бывает по мужику от дыма, на волостном миру или кругу по два хозяина от сотни. Миры, земли, планеты. Встарь считали годы от сотворения мира, нашей земли. Идти в мир или по миру, с сумою. На миру и смерть красна, на людях. Жить в миру, в мирских заботах, в суетности; вообще в свете; противопол. жизнь духовная, монашеская. Мир, Бог на помочь! оклик бурлаков. Волгою, при встрече судов; ответ: Вам Бог на-помочь! Мир волна. Мир золотая гора. В мире, что в море. В мире, что в омуте (ни дна, ни покрышки). Мир во зле (во лжи). На что мир ни зинет, то и гинет, о зависти. Глупый разум по миру пускает.

Во времена Толстого слово в заглавии романа печаталось как «миръ», а не как «мiръ». При таком написании слово обозначало только состояние отсутствия войны. Однако в контексте романа значения слова, которые восходят к одному изначальному, разнообразны и многочисленны. Они таковы:

  • весь свет (мироздание) («Да здравствует весь свет!» — кричит восторженный Николай Ростов);
  • человечество;
  • национальный мир;
  • крестьянская община (крестьянский мир в Богучарове);
  • другие формы объединения людей. Например, для Николая Ростова полк – особый мир, противопоставленный всему остальному; мир семьи («В лысогорском доме жило несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое»);
  • отсутствие войны;
  • единение людей («Миром Господу помолимся!» – слышит взволнованная Наташа на службе в церкви);
  • образ жизни, мировоззрение, состояние сознания («Княжну Марью охватил другой мир житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в котором она была заключена прежде и в котором лучшее утешение было – молитва». Раненый Андрей «хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но не мог, и бред втягивал его в свою область».)

Сделаем выводы: диапазон слова «мир» в романе-эпопее Л.Н. Толстого огромен – от мироздания, космоса до внутреннего состояния отдельного героя. В пространстве романа разнообразнейшие миры сливаются в одно гармоническое целое в соответствии с небывалым жанром произведения. Но мир  подвергается жестоким испытаниям войной.

Война в романе Льва Толстого

Понятие «война» в толстовском романе реализуется в применении к изображению событий, связанных с ведением военных действий. По мысли Толстого, война – это «противное человеческому разуму и человеческой природе событие». Обратите внимание, что в 3 и 4 томе отрицание военного искусство усиливается. Вспомните, что и как говорит князь Андрей Пьеру накануне Бородинского сражения: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни… Цель войны – убийство. Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей, и провозглашают победу. Полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга».

Однако военных глав в романе очень много, они превалируют над «мирными» страницами. Перед читателями разворачиваются события войны против Наполеона 1805- 1807 годов: военные смотры, бои, переправы, военные советы, крупные сражения (Шенграбенское, Аустерлицкое), победы и поражения. При этом Толстой избегает прямого и тем более детального изображения гибели или ранения людей на поле боя. Писатель показывает войну, лишая её ореола героизма, а показывает ей « в страданиях, крови, смерти», сопутствующих будничной страде войны (Эта позиция была заявлена уже в «Севастопольских рассказах»).

Подчёркивая жестокость войны, Толстой отрицает не каждую войну: начавшаяся война 1812 года воспринимается им как необходимость. Раз враг пришёл на твою землю – нужно защищать её, взяв в руки оружие или просто дубину (вспомните выражение «дубина народной войны»).

Писателя интересует человек и его психология во время войны, он видит простой героизм маленького капитана Тушина, разоблачает тех, кто лишь произносит красивые слова, приписывая себе боевые заслуги. Даже вне сражений люди продолжают «воевать» между собой, думая о крестах, чинах и наградах.

Война в мире?

Странно звучит, не правда ли? Но ничего странного в этом на первый взгляд парадоксальном соединении слов нет, потому что в толстовском повествовании воюют не только на полях сражений. Война идёт и мире: люди враждуют, ненавидят, они глухи к друг к другу, эгоистичны, расчётливы, а в итоге разъединены. В обычной жизни, в мирные будни людей разделяют барьеры социальные, мировоззренческие, нравственные, что рождает «мирные битвы», выражающиеся в конфликтах, столкновениях, раздорах.

Приведём примеры. Борясь за портфель, в котором лежало завещание графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведёт почти военные действия: «Она сняла перчатки и в завоёванной позиции расположилась в кресле». Князь Василий, потерпев поражение, ведёт войну, чтобы «взять в плен» самого Пьера, ставшего миллионером. Победа Василия Курагина и его дочери Элен оборачивается несчастьем для Пьера, который позже будет втянут в новое сражение – в дуэль с Долоховым, которая могла привести к убийству и к смерти в мирное время.

Разрушает мир Наташи Ростовой негодяй Анатоль Курагин. Его подлая попытка «завоевать» Наташу обрекает её на горе и страдание, страдает и князь Андрей, который ищет Курагина, чтобы его убить. И таких примеров на страницах романа предостаточно.

Идеи Толстого и их отражение в названии романа

Название романа отражает основную идею, связанную с всеобщим братством людей, которые не должны противостоять друг другу. Каждое действующее лицо оценивается по тому, насколько человек близок к этой правде или в какой мере он отходит от неё.

Заложенная в названии антитеза определяет распределение по группам образов в толстовском романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов и др.) – это «люди мира», которые ненавидят не только войну в прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разрушают мир, нанося удар по единству людей. Другие герои (Курагин, Долохов, Наполеон, Александр I) – «люди войны», несущие в мир разрушительное начало. А сам писатель думал о возможности прекращения всяких войн, о всепрощающей любви всех людей друг к другу, о всеобщем объединении. Исходя их этого, роман «Война и мир» может быть назван «проектом всеобщего мира», поскольку в основу романа заложены особые представления русских о пространстве, отражённые в омонимичности слов «мир» и «мiр» и прежде всего в многозначности слова «мир», то есть того, что сегодня называют концептом. Всем этим и определяется жанровая природа великой книги Толстого «Война и мир». Такие простые слов в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность романа.

*Концепт — инновационная идея, содержащая в себе созидательный смысл.

В завершение подчеркнём, что подготовленный нами материал может стать основой сочинения, доклада, он поможет вам в изучении заявленной темы. Структура материала расположена в той логической последовательности, которую подсказывает логика развития темы. Добавив ряд самостоятельно подобранных примеров к каждой части, вы сделаете вашу работу интересной и полной.

Первый вариант сочинения

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» погружает читателя в эпоху первой четверти 19 века, исследуя сложнейшие исторические процессы, обращаясь к важнейшим нравственным ценностям, размышляя о глубоких философских вопросах. Необычно и само название романа, построенное на глобальной антитезе.

Вспомним, что в дореволюционный период слово «мир» имело два значения и два написания: «мiръ» — вселенная, люди, и «миръ» — полный покой и согласие между людьми. Слово война точно так же означает не только военные действия, но и моральную враждебность людей, разделенных нравственными и социальными барьерами в мирной жизни. Существует мнение, что Л. Н. Толстой в названии произведения использовал слово «міръ», означающее «вселенную, людей». Но все прижизненные издания произведения Льва Николаевича выходили под названием «Война и миръ».

Войне посвящены многие страницы романа. Война для Л. Н. Толстого – величайшая трагедия, которая лишь несет разрушения. Война 1812 года – это страшное испытание, выпавшее на долю русского народа, к которому стремятся приблизится, желая быть причастными к «мысли народной», разделившими судьбу простого народа, лучшие толстовские герои. Однако не все герои были обеспокоены судьбой Родины, достаточно и тех, для кого война лишь способ продвижения  по службе, получения  наград, влияния и приобретения других благ. Автор глубоко презирает тех, для кого закрыто истинное чувство патриотизма.

Кроме того, в романе показана не только война в прямом смысле этого слова, но и война, которая может разразиться в душе каждого человека. Война в человеческой душе переворачивает все в жизни, она страшна так же, как и сражение на поле брани. И это происходит в судьбах главных героев романа: Андрея, Пьера, Наташи и других. Переживания, разочарования в любви, путь душевных исканий – все это отражение тех битв, которые разворачиваются  в  душах тех, кто ищет ответы на мучительные вопросы. И надо пройти через горечь падений, чтобы вернуться к ощущению мира и покоя.

Мир – гораздо более объемное понятие. Мир – это семья, любовь, дружба, это душевная гармония, это взаимопонимание между людьми. В романе мир – это стремление к согласию между народами, между русскими и французами, но, к сожалению, его можно было добиться только при помощи оружия, то есть войны.

Мир – это и крестьянский удел, и жизнь людей за пределами кровопролитного сражения, их переживания, обыденные интересы, интриги, помощь раненым, чувства, любовь, желания, страдания, и, конечно же, внутренний мир героев. Весь этот мир автор подробно показывает в своем романе, изображая семьи Ростовых, Курагиных, Безуховых, Болконских, Друбецких, Бергов. Однако и в мирной жизни есть зло, предательство, обман, то есть ведутся своего рода военный действия. Но это не делает человека счастливым, а те, кто живет во лжи и зле, неизменно наказаны. К примеру, Пьер Безухов в поисках своего счастья и предназначения ошибался, оказался в плену ложных ценностей. Именно по этой причине он женился на Элен Курагиной. А Элен, в отличие от него, никогда не находилась в заблуждении, потому что она из-за своей наглости и пустоты не знала, что такое сомнения. Но Пьер все же нашел себя в дружбе, любви, семье, деле своей жизни. А Элен умерла, так ничего и не сделав в своей короткой и бессмысленной жизни.

В названии «Война и мир» не просто так заключается противопоставление. Это сочетание противоположностей показывает то, что в произведении рассказывается обо всем: о войне и мире, о добре и зле, о счастье и горе. При помощи контраста раскрываются наиболее значимые, ценные понятия. Так, в сравнении с миром осуждается бессмысленность войны, а в сравнение с добром –  зло. Именно поэтому «Война и мир» относится к числу романов, которые остаются с читателями на все времена.

Второй вариант сочинения

Название романа Л.Н. Толстого «Война и мир» имеет несколько смыслов. Прежде всего это обозначение мирного времени, на смену которому приходит военный период. Однако критики смотрят глубже, подразумевая под словом мир «общество». Для Толстого война – самое страшное зло на земле, которое бесповоротно калечит человеческие души и тела, поэтому война как разрушитель противопоставляется в произведении мирному сосуществованию людей.

Из множества теорий, которые истолковывают смысл заглавия «Войны и мира», выделяются три. Первая теория гласит о том, что название «Война и мир» отражает два состояния общества. В первой половине романа Л.Н. Толстой изображает войну в разобщённом и слабом обществе, а во второй он показывает нам народ, сплочённый внешней угрозой, который находится в мире с самим собой. Вторая теория основывается на том, что слово «мир» в названии на самом деле означает «народ». Таким образом, на современном русском языке название романа должно звучать как «Война и народ». Это подчёркивает главную тему романа — народ во время войны и его роль в ней. Третья связана с композицией романа: одни части повествуют о мире, другие — о войне. На контрасте автор показывает, как раскрывается характер русского народа в разных состояниях и реалиях.

В своем романе Толстой описывает две войны начала 19 века: войну 1805—1807 гг. в Европе и Отечественную войну 1812 г. Первая ведется на чужой земле и имеет цели, непонятные простому человеку. Вторая же затрагивает всех и каждого, потому что от исхода этой войны зависит не только политическое равновесие в Европе, карьера или семейное счастье отдельно взятых людей, но и существование мира вообще.

Судьбы почти всех героев романа связаны с войной. Война проверяет их мировоззрение и нравственные силы. К примеру, князь Андрей, принимавший участие в обеих войнах, под Аустерлицем хотел в одиночку совершить подвиг, спасти всю армию, стремился к славе и величию, к всеобщему признанию. А после сражения он осознал ничтожность своих интересов, мелочность самой фигуры Наполеона в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым аустерлицким небом, которое он вдруг увидел. Совсем по-другому складывается у него отношение к войне 1812 года. Под Бородино князь Андрей уже вместе со своим полком, вместе со всей русской армией делает все необходимое для спасения России, и он – один из многих.

Другой герой романа, Пьер Безухов, человек сугубо штатский, все же присутствовал на Бородинском поле, оказался в гуще сражения на батарее Раевского. После этого в Москве он был взят в плен французами, где познакомился с Платоном Каратаевым. Во время войны весь внутренний мир Пьера изменился. Он сумел отыскать долгожданный смысл в жизни, осознав, что сама жизнь и является наибольшим счастьем.

Война затронула судьбы всех героев романа, и в том числе тех, кто не принимал непосредственного участия в боевых действиях. Например, Ростовы были вынуждены уехать из Москвы, оставив все свое имущество. Если бы не было войны, Наташа не встретилась бы снова с князем Андреем и не получила бы его прощения. Именно благодаря тяготам войны и этой встрече с возлюбленным она изменилась и выросла в духовном плане. В качестве другого примера можно привести Княжну Марью, которая уехала из Лысых Гор, хотя французы предлагали ей свое покровительство. Перед отъездом она встретилась с Николаем Ростовым, и эта встреча оказалась очень важной в их судьбе.

В своем романе Толстой говорит о влиянии войны не только на судьбы отдельно взятых людей, но и на жизнь всего мира, на ход истории. Его традиции в изображении войны как явления, противного человеческой природе и в то же время как объединяющего начала в жизни нации, взгляды Толстого на историю, на национальные особенности русских людей, сам жанр, получивший впоследствии название роман-эпопея, были использованы русскими писателями XX века и усвоены мировым искусством.

Люди войны не могут находиться в спокойной, совершенно мирной атмосфере. Они всегда думают только о себе, плетут какие-то интриги, устраивают скандалы, ссоры и склоки. Эта категория людей никогда не думает о других. Такие люди могут спокойно причинять вред, топтать и ни во что не ставить окружающих, они способны идти по головам. Эти люди привыкли, что им все позволено. Они легко манипулируют и управляют, достигая поставленных целей любыми способами. Им чужды такие понятия, как милосердие, сострадание, забота о других. Они видят только одно – свои желания и цели. Они всегда найдут себе оправдание. Скажут, что цель оправдывает средства. Из-за таких людей ненависти в мире становится больше, что впоследствии и приводит к войнам, страданиям и кровопролитию.

Главным представителем людей войны в романе является Наполеон Бонапарт. Кроме него, к этой категории еще относятся Курагины, Друбецкие, Карагины, Анна Павловна Шерер и Александр Первый.

Люди мира, в отличие от тех, кому они противопоставляются, живут иначе, думают о тех, кто их окружают. Они полны сострадания и внимания к другим людям. Они выступают против войны и кровопролития, но, если она всё-таки придет, будут на стороне справедливости. Люди мира сделают всё, чтобы защитить свою Родину, но при этом не будут разбрасываться человеческими жизнями. Им чужда ненависть, эгоизм, самолюбование и манипуляции. Они знают, что только в единстве сила. Именно благодаря таким людям доброта все еще живет в нашем мире.

Самый яркий представитель людей мира – Кутузов. Он ценит жизнь каждого своего солдата, пытается победить врага с наименьшими потерями, не гонится за славой, готов пожертвовать собственной репутацией и положением в обществе ради простого народа. Другими представителями этой категории являются Ростовы, Болконские, Пьер Безухов, солдаты и весь русский народ.

В романе нет четкого разграничения войны и мира. Внутри каждого из «военных» томов присутствует мирная жизнь героев, но она зависит от тех политических событий, которые стали прямым следствием военных действий. Война и мир, как личное и общественное, частное и общее, тесно переплетаются, проникают друг в друга. И все же в общей концепции произведения мир отрицает войну. Война разрушительно влияет на людей, заставляет их терять общую цель, жить одним днем, обостряет эгоизм в поведении. Но люди не могут вечно враждовать, так как война противна природе человека, поэтому она рано или поздно все же заканчивается, наступает долгожданный мир. Люди вновь обретают смысл жизни, наступает гармония между личными и общими интересами.

Материалы по произведению

Анализ романа «Война и мир»Духовные искания Пьера в романе «Война и Мир»Женские образы в романе «Война и мир»Кутузов и Наполеон в романе «Война и Мир»Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»Светское общество в романе «Война и Мир»Сравнение Пьера и Андрея в романе «Война и Мир»Читательский дневник «Война и мир»
Текст: Елена Бочкова, 7k 👀