Анализ романа «Война и мир»

сочинение по литературе 10 класса
Произведение: Война и Мир Рекомендованный объем: 450-550 слов (4-5 страниц в тетради)

Первый вариант анализа

«Война и мир» Л.Н. Толстого – величайший роман-эпопея, считающийся незабвенной классикой не только в России, но и во всем мире. По мотивам произведения Толстого ставят театральные постановки и снимают фильмы, пишут картины. Никого «Война  и мир» не оставляет равнодушным.

Смысл названия романа

Название романа «Война и мир» имеет несколько смыслов. Прежде всего, это обозначение мирного времени, на смену которому приходит военный период. Однако критики смотрят глубже, подразумевая под словом мир «общество». Для Толстого война – самое страшное зло на земле, калечащая человеческие души и тела, поэтому война как разрушитель противопоставляется мирному сосуществованию людей.

Особенности жанра

Сам Л.Н. Толстой не мог определить жанр своего произведения. В нем есть элементы хроники, романа, эпопеи. Хроникой в полном смысле этого слова назвать «Войну и мир» нельзя, так как в произведении большее место занимает не описание событийного ряда, а размышления об исторических событиях.

Обозначение хроника больше подходит для семейной тематики. В романе представлено несколько поколений семей Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных, Друбецких. Не случайно первые три семьи, для которых важнее всего чувство единения и любви друг с другом, породнились в конце романа.

Однако сводить произведение только к семейной хронике тоже не стоит. Л.Н. Толстой сравнивал свое произведение с «Одиссеей», тем самым выводя на первый план его эпическое начало.

Проблема и идея романа

Анализ романа Л.Н. Толстого «Война и мир»Основной идеей романа «Война и мир» становится идея единения, которая проявляется практически во всем: в семейном и общенародном единстве. Наташа Ростова, Пьер Безухов и Марья Болконская открыты людям, доброжелательны и считают, что все окружающие воспринимают мир так же, как они.

Андрей Болконский наиболее циничен из всех положительных героев. Поначалу он вообще не понимает ценности единения и живет словно сам по себе. Но встреча с Наташей, девушкой мечтательной и глубоко душевной, сцена с зазеленевшим дубом дают ему возможность раскрыться миру, тем самым обрести гармонию.

При этом для Толстого для единения вовсе не важна родственная принадлежность. Люди могут быть близки друг другу на духовном уровне.

Проблема естественности

Второй очевидной проблемой романа является естественность. Все герои произведения делятся на две большие группы: естественные, натуральные, на которых держится мир, и искусственные, претворяющиеся, являющиеся причиной войн и разрушения.  К первым относятся Ростовы, Пьер, Марья Болконская, ко вторым – Курагины, Наполеон, Александр.

Для меня роман «Война и мир» это не просто книга, это настоящий учебник жизни, раскрывающий тонкости человеческого бытия, тайны смысла жизни, человеческую трагедию состояния войны. Толстой изобразил человеческую душу во всех ее проявлениях. Именно поэтому произведение так ценится во всем мире.


Второй вариант анализа

Роман-эпопея «Война и мир» – это ценное достояние мировой литературы. Немного произведений знаменитых писателей могли бы сравниться с богатством содержания романа. Здесь отражается и историческое событие огромного значения, и глубокие основы национальной жизни России, и судьбы отдельных людей.

Год написания: 1863 – 1869 гг.

Жанр

«Война и мир» открывает жанр романа-эпопеи в России. Здесь удачно сочетаются черты любых романов: от семейно-бытовых до мемуаров. Приставка «эпопея» означает то, что события, описанные в романе, охватывают значительное историческое явление и раскрывают его сущность во всем многообразии. Обычно в произведении этого жанра очень много сюжетных линий и героев, так как масштаб работы очень велик.

Эпичность работы Толстого в том, что он не просто выдумал сюжет об известном историческом свершении, но и обогатил его деталями, выуженными из воспоминаний очевидцев. Автор много сделал для того, чтобы книга опиралась на документальные источники.

История создания

В истории создания романа проявилась важнейшая черта художественного гения Л.Н. Толстого – стремление дойти до конца, исследовать самые глубокие пласты национальной жизни. Семь лет непрестанного и исключительного труда отдано созданию великой книги: 1863 – 1869 гг. В эти годы писатель почти не вел дневника, делал редкие заметки в записных книжках, совсем мало отвлекался на другие замыслы – вся энергия уходила на роман.

Замысел указан самим автором – повесть о декабристе. В 1856 г. она, видимо, была лишь задумана. Работа началась в 1860 г. – об этом свидетельствует письмо, отправленное в 1861 г. из Брюсселя в Лондон А.И. Герцену:

«…Вы не можете себе представить, как мне интересны все сведения о декабристах в “Полярной звезде”. Я затеял месяца четыре тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. Я хотел поговорить с Вами об этом, да так и не успел. Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женою, сыном и дочерью и примерявший свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России… Тургеневу, которому я читал начало, понравились первые главы».

Однако роман о декабристе дальше первых глав не развился. От рассказа о судьбе одного героя-декабриста автор перешел к повествованию о поколении людей, живших в период исторических событий, сформировавших декабристов. Предполагалось, что судьба этого поколения будет прослежена до конца – до возвращения декабристов из ссылки. Целый год шли поиски нужного начала. Лишь 15-й вариант удовлетворил Толстого.

С первых месяцев 1864 г. до начала 1867 г. создавалась первая редакция всего романа. В ноябре 1864 г. часть рукописи уже была отдана для печати в «Русский вестник». Под названием «Тысяча восемьсот пятый год» (означающем название первой «поры») главы появлялись в 1865 году в журнале с подзаголовками: «В Петербурге», «В Москве», «В деревне». Следующая группа глав названа «Война», и посвящена заграничному походу русских, заканчивая Аустерлицким сражением.

В течение всего 1866 г. и начала 1867 г. создавалась первая редакция романа.

Этот первый вариант романа отличается от окончательного. Здесь иначе складываются судьбы героев: Андрей Болконский и Петя Ростов не погибают, а Андрей Болконский, отправляющийся, как и Николай Ростов, в заграничный поход русской армии, «уступает» Наташу своему другу Пьеру. Но главное, здесь историко-романтическое повествование еще не стало эпопеей, оно еще не проникнуто, как это станет в окончательном тексте, «мыслию народной» и не является «историей народа». Три года напряженного творческого труда на заключительной стадии как раз и привели к тому, что исторический роман – «картина нравов, построенных на историческом событии», роман о судьбе поколения – превратился в роман-эпопею, в «историю народа». Книга стала не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни.

Тема

Центральная тема романа – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы семьи, любви, войны, истинного и ложного патриотизма, жизни и смерти.

  1. Тема народа. Слава за выигранную войну всегда принадлежит полководцу или императору, а народ, без которого не появилась бы эта слава, – остается в тени. Именно эту проблему и поднимает автор, показывая суетность тщеславия военных чиновников и возвышая рядовых солдат.
  2. Тема семьи. Именно семья определяет воспитание, психологию, взгляды и моральные устои человека, поэтому закономерно занимает одно из центральных мест в романе. Кузница нравов формирует характеры героев, влияет на диалектику их души в течение всего повествования. В описании семьи Болконских, Безуховых, Ростовых и Курагиных раскрываются мысли автора о домострое и то значение, которое он придает семейным ценностям.
  3. Тема любви. Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу. В первую очередь тема любви представлена романтическими отношениями между молодыми людьми. В то время как младшее поколение семьи Курагиных не знает, что такое любовь и проживает жизнь в погоне за денежным достатком и признанием в свете, такие герои как Наташа Ростова, Андрей Болконский и Пьер Безухов нравственно растут, на глазах обретая способность к высоким чувствам. Так, юная и неопытная Наташа, совершившая ошибку, полюбив Анатоля Курагина и отказав Андрею Болконскому, со временем перерастает в мудрую женщину, знающую цену истинной любви. Андрей Болконский под конец жизни научается прощать, понимая, что счастье возможно лишь тогда, когда человек готов принять возлюбленного любым, отпустив из воспоминаний все его ошибки. Пьер Безухов, пройдя долгий путь нравственных исканий, наконец, приходит к тому, что обретает смелость и внутреннюю силу, которую целиком направляет на помощь и любовь к ближнему.
  4. Тема войны. Описания военных действий существуют относительно отдельно от романа, самостоятельно. Именно здесь раскрывается  феноменальный русский патриотизм, ставший залогом победы, безграничная храбрость и сила духа солдата, идущего на все ради спасения родины. Автор вводит нас в военные сцены глазами того или иного героя, погружая читателя в глубину происходящего кровопролития. Масштабные баталии перекликаются с душевными терзаниями героев. Нахождение на перекрестке жизни и гибели открывает им истину.
  5. Тема истинного и ложного патриотизма. Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой важной темы, как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве – изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа, так или иначе, прошли проверку 1812 годом и получили нравственную оценку своих действий.
  6. Тема жизни и смерти. Персонажи Толстого делятся на «живых» и «мертвых». К первым относятся Пьер, Андрей, Наташа, Марья, Николай, а ко вторым старый Безухов, Элен, князь Василий Курагин и его сын Анатоль. «Живые» находятся постоянно в движении, причем не столько физическом, сколько внутреннем, диалектичном (их души приходят к гармонии через череду испытаний), а «мертвые» прячутся за масками и приходят к трагедии и внутреннему расколу. Смерть же в «Войне и мире» представлена в 3 ипостасях: смерть телесная или физическая, нравственная и пробуждение через смерть. Жизнь сравнима с горением свечи, чей-то огонек маленький, с вспышками яркого света (Пьер), у кого-то он неустанно горит (Наташа Ростова), колеблемый свет Маши. Так же 2 ипостаси: жизнь физическая, как у «мертвых» персонажей, чья безнравственность лишает мир внутри необходимой гармонии, и жизнь «души», это о героях первого типа, о них будут помнить и после смерти.

Основная мысль

Основная мысль романа заключается в «народности», поскольку именно народ есть движущая сила и величие нации. По мнению автора, каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с простым народом – то, чему учит произведение.

Композиция

Композиция романа отличается сложностью и многослойностью. Роман состоит из 4 томов и эпилога. Каждому тому соответствует определенный временной промежуток.

  • 1 том (1805 год) – описание войны и главных героев.
  • 2 том (1806–1811 год) – отображение проблем и сложных жизненных ситуаций, в которых оказался каждый из героев романа.
  • 3 том (1812 год) – полностью посвящён Отечественной войне 1812 года. Описывается Бородинское сражение, являющееся кульминацией романа.
  • 4 том (1812–1813 годы) – наступление долгожданного мира, с приходом которого происходит прозрение главных героев.
  • Эпилог (1820 год) – повествование о дальнейшей судьбе главных героев. Размышления автора о причинах возникновения войн и роли личности в истории.

Основной конфликт

Однозначно определить конфликт романа нельзя. Как человеческая жизнь, он не может быть сведен к одному какому-то противостоянию. В произведении раскрывается конфликт главных героев с той жизнью, которой они живут, конфликт ценностей патриотизма и лжепатриотизма, поднимается тема личности в истории. Однако глобальный конфликт обозначен в заглавии: война и мир. Человеческое общество в состоянии войны и в мирное время.

Писатель отрицательно относится к войне как таковой: она приносит смерть, разрушения. Ее противоестественность показана Толстым в контрасте с вечным спокойствием и красотой природы. Описывая давку, панику при переправе через реку Энс, автор не может не вспомнить и не сказать о том, какой была мирная жизнь. Описание Бородинского сражения начинается с описания прекрасного летнего утра, когда, кажется, сама природа говорит людям о том, что не надо воевать. Но и этот конфликт в романе решен неоднозначно. К Отечественной войне 1812 года писатель относится по-иному. Эта война народная, весь народ поднимается против захватчиков, все сословия России втянуты в противостояние: крестьяне, купечество, мещанство, дворянство. Толстой считает, что даже мирное население (тем, как оно относится к французам), способствует тому, что нашествие захлебнулось: барыня, которая уезжает из Москвы задолго до вступления в нее Наполеона, купец Ферапонтов, отдающий свое добро, партизаны-крестьяне, жители Москвы. Своеобразный конфликт возникает между разными войнами в романе — войной 1805-1807 годов и войной 1812 года (эпохе славы и величия). Конфликт решен Толстым таким образом: война может быть выиграна только тогда, когда солдаты, офицеры (вся армия) и все гражданское население понимают и принимают цели войны. Позор Аустерлица и слава Бородина доказывают это.

Смысл названия

Название романа Льва Толстого «Война и мир» скрывает глубокий философский смысл, хоть на первый взгляд и кажется очевидным. Дело в том, что в дореволюционное время слово «мир» имело два буквенных начертания и два значения: «мiръ» — «вселенная, люди», и «миръ» — антоним к слову «война».

Точно так же и понятие “война” можно трактовать как в прямом смысле, то есть как военные действия, происходивший в 1805-1807 и 1812 годах, так и в переносном, когда в понятие войны вкладывается смысл противостояния и борьбы. Борьбы в светском обществе 19 века, борьбы героев с самими собой, своими внутренними переживаниями и мыслями. Понятие войны применимо к противостоянию между дворянскими семьями, а также разногласия внутри самих семей. Война главных героев с самими собой, их внутренними терзаниями и исканиями.

Смысл названия произведения настолько глубок и многогранен, что можно рассматривать название, как в широком, приведенном выше, так и в более узком смысле. Понятие войны и мира может касаться отдельного героя или отдельной семьи. В романе Лев Толстой знакомит своих читателей с несколькими дворянскими семьями, внутри которых кипят страсти и интриги, своеобразные войны, в противопоставление читатели наблюдают спокойный уклад жизни, покой и спокойствие. Касаясь отдельных героев, ярко выражается их внутреннее душевное состояние. Они находятся в поиске гармонии и душевного спокойствия, мира с самим собой и из-за этого постоянно воюют с собой.

Название одного из самого известного романа во всем мире имеет глубинный смысл и может трактоваться с различных сторон, подчеркивая многогранность произведения Льва Николаевича Толстого.


Третий вариант анализа

Произведение Л.Н. Толстого является ценным достоянием мировой литературы. На протяжении многих лет его исследовали, критиковали, им восхищались многие поколения людей. Роман-эпопея «Война и мир» позволяет задуматься, проанализировать течение событий. Это не просто исторический роман, хотя перед нами и раскрываются подробности знаменательных событий, это целый пласт нравственного и духовного развития героев, на который нам следует обратить внимание.

История написания пьесы

Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе».

Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени… Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».

О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа.

Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после тридцатилетней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году – эпохе восстания декабристов. Но вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека назад, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.

Свой замысел – запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны – Толстой назвал «Три поры». Первая пора – это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора – это 20-е годы с их главным событием – восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора – 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России.

Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. «Война и мир», по утверждению Л.Н. Толстого, – не роман, не поэма, не историческая хроника, это – роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. Работая над произведением, он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года. Но в книгах русских и иностранных историков он не нашел ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических деятелей. Одни из них безудержно восхваляли Александра I, считая его победителем Наполеона, другие возвеличивали Наполеона, считая его непобедимым.

Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы: приказы, распоряжения, диспозиции, планы сражений, письма. Он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны 1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова, которые служат подтверждением характеристики, данной фельдмаршалу автором.

При создании романа Л.Н. Толстой пользовался мемуарами современников и участников Отечественной войны 1812 года. Также пользовался материалами газет и журналов эпохи Отечественной войны 1812 года. В письмах, не предназначавшихся для печати, писатель находил драгоценные подробности, изображавшие быт и характеры современников 1812 года.

На протяжении семи лет напряженного труда, которого потребовало написание «Войны и мира», Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени.

Жанр

Сам Л.Н. Толстой не давал точного названия жанра роману «Война и мир». Однако в произведении отразились исторические события, психологические процессы, социально-нравственные проблемы, подняты философские вопросы, герои проживают семейно-бытовые отношения. «Война и мир» вмещает в себя все стороны человеческой жизни, раскрывает характеры, показывает судьбы. Именно поэтому произведению Толстого был дан впоследствии жанр романа-эпопеи. Это первый роман-эпопея в русской литературе. Лев Николаевич создал великое произведение, которое прошло испытание временем. Его будут читать во все времена.

Тема

Среди множества тем, освещённых автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного времени. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьёзных общественных проблем.

Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли своё мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.

Тема войны, выраженная в романе-эпопее, зарождалась на протяжении многих лет. Военные впечатления были пережиты самим автором так сильно, что это нашло свое воплощение на страницах произведения. Без собственного исследования простых реальностей войны, поведения человека на войне, которое производится писателем на материале Крымской кампании в севастопольских очерках, конечно, не могло бы быть «Войны и мира». К числу этих реальностей, прежде всего, относится именно проблема человека на войне.

В статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”», напечатанной в 1868г., в период завершения романа, Толстой пояснил свое изображение войны. В Севастополе, писатель в полной мере познал, что такое опасность и воинская доблесть, как переживается страх быть убитым и в чем заключается храбрость, побеждающая и уничтожающая этот страх. Он увидел, что облик войны бесчеловечен, что он проявляется «в крови, в страданиях, в смерти», но также и то, что в сражениях испытываются нравственные качества борющихся сторон и проступают главные черты национального характера.

Особенности романа

Многие характеристики в романе «Война и мир» представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Семьи Курагиных и Болконских противопоставлены семье Ростовых. Образы главных героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова противопоставлены всему светскому обществу того времени.

Кроме того, Л.Н. Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев представлены через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. К примеру, описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях. Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира». Природа помогает понять состояние героев, не заставляя автора прибегать к словесным описаниям.

Основные проблемы

  1. Проблема поиска настоящей жизни. Андрей Болконский мечтал о признании и славе, а самый верный способ заработать авторитет и обожание – военные подвиги. Андрей строил планы о собственноручном спасении армии. Картины баталий и побед виделись Болконскому постоянно, но в итоге он получил ранение и, лежа на земле посреди поля боя, осознал, что нет никакой радости в убийствах и страданиях народа. Не стоит этого карьера и воинская слава. После пришедшего прозрения жизнь Андрея меняется, начинаются поиски себя, ведь мировоззрение полностью изменилось. Проблема заключается в том, что сложно вновь обрести смысл жизни, потеряв его однажды.
  2. Проблема счастья. Пьер Безухов думал, что он счастлив, получив общественное признание и женившись на красавице Элен. Однако вскоре он вскоре разочаровывается в своей корыстной супруге и в фальшивых друзьях, иллюзорное счастье обмануло его. После этого Пьер, как и его друг, Болконский, старается найти призвание в борьбе и подобно Андрею оставляет эти поиски. Пьер не был рожден для поля брани. Как видно, любые попытки найти спокойствие и гармонию оборачиваются крахом надежд. В итоге герой возвращается к прежней жизни и находит себя в тихой семейной гавани, но, лишь благодаря всем невзгодам он смог обрести самого себя.
  3. Проблема народа и великого человека. В романе явственно выражается мысль о главнокомандующих, неразрывных с народом. Великий человек должен разделять мнение своих солдат, жить такими же принципами и идеалами. Ни один генерал или царь не получил бы своей славы, если бы не заслуги его простых солдат, в которых и заключается главная сила. Но многие правители их не ценят, а презирают, и такого быть не должно, ведь несправедливость больно ранит людей, даже больнее, чем пули. К примеру, Кутузов берег своих солдат, и ради них пожертвовал Москвой. Это подняло боевой дух народа, и простые люди смогли одолеть врага, прогнав его с родной земли.
  4. Проблема истинного и ложного патриотизма. Истинный патриотизм раскрывается через образы русских солдат и описание героизма народа в главных сражениях. Однако не всем героям произведения знакомы искренние чувства любви к Родине. Настоящим борцам с захватчиками Толстой противопоставляет ложных патриотов, которые продолжали шикарную жизнь в салонах, посещали балы и говорили на языке захватчика. К лжепатриотам относит автор не только светское общество, но и большинство офицерского состава русской армии. Многие из них рады войне как способу получения орденов и карьерного роста. Автор обличает большую часть офицерства, которое ютится в штабах и не участвует в битвах, прикрываясь простыми солдатами.

Критика

Уже после завершения публикации романа, к началу 70-х годов появились неоднозначные отклики и статьи. Критики становились все более строгими, особенно много возражений вызвали последний том и философские главы эпилога. Но, тем не менее, успех и масштаб романа-эпопеи становились все очевиднее – они проявлялись даже через несогласие или отрицание.

Суждения писателей о книгах своих коллег всегда представляют особый интерес. Ведь писатель рассматривает чужой художественный мир сквозь призму собственного. Такой взгляд, конечно, более субъективен, но может раскрывать в произведении неожиданные стороны и грани, которых не видит профессиональная критика.

Н.С. Лесков, которому принадлежит самый развернутый писательский отзыв о романе, остроумно заметил, что в отношениях с критикой Толстой проявил «характер», не обращая внимания на ее нападки и продолжая спокойно идти своим путем. Это было, однако, не совсем так. Толстой внимательно относился к критическим высказываниям, пытаясь найти в них для себя рациональное зерно.

Первые три тома «Войны и мира», появившиеся в декабре 1867 года, получили весьма благожелательные оценки в печати. «Отечественные записки» Н.А. Некрасова  откликнулись на роман статьей Д.И. Писарева «Старое барство». Прежде всего, критик отметил «правду, бьющую живым ключом» из самих картин, образов, неотразимых по своей убедительности, яркости, разнообразию, «превосходной отделке». Он назвал роман «образцовым произведением по части патологии русского общества» и в объективности художественного изображения видел громадную обличительную силу произведения Толстого. К сожалению, работа над статьей не была завершена. Писарев погиб 4 июля 1868 г.

Еще меньше известно о читательской реакции М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сохранилась только его реплика: «Эти военные сцены – одна ложь и суета. Багратион и Кутузов – кукольные генералы. А вообще, – болтовня нянюшек и мамушек. А вот наше, так называемое “высшее общество” граф лихо прохватил».

Близкий Льву Николаевичу Толстому поэт А.А. Фет написал самому автору несколько подробных писем-разборов. Еще в 1866 г., прочитав лишь начало «Тысяча восемьсот пятого года», Фет отозвался о характере Толстовского историзма: «Я понимаю, что главная задача романа – выворотить историческое событие наизнанку и рассматривать его не с официальной шитой золотом стороны парадного кафтана, а с сорочки, то есть рубахи, которая к телу ближе и под тем же блестящим общим мундиром». Второе письмо, написанное в 1870 г., развивает сходные идеи, но позиция А. Фета становится более критичной: «Вы пишете подкладку вместо лица, Вы перевернули содержание. Вы вольный художник и Вы вполне правы. Но художественные законы для всяческого содержания неизменны и неизбежны как смерть. И первый закон – единство представления. Это единство в искусстве достигается совсем не так, как в жизни… Мы поняли, почему Наташа сбросила шумный успех, поняли, что ее не тянет петь, а тянет ревновать и напряженно кормить детей. Поняли, что ей не нужно обдумывать пояса и ленты и колечки локонов. Все это не вредит целому представлению о ее духовной красоте. Но зачем было напирать на то, что она стала неряха. Это может быть в действительности, но это нестерпимый натурализм в искусстве… Это шаржа, нарушающая гармонию».

Сложным и меняющимся было отношение к роману И.С. Тургенева. Десятки его отзывов в письмах сопровождаются двумя печатными, очень разными по тону и направленности.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Л.Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. / Вступит. ст. и примеч. С.П. Бычкова. – 3-е изд. – М.: Гослитиздат, 1960 г.
  2. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., 1989 г.
  3. Анненков П.В., Исторические и эстетические вопросы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»”, 1868 г.
  4. Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. Издательство Мордовского университета.1978 г.
  5. Билинкис Я. О творчестве Л.Н. Толстого: Очерки. – Л.: Сов. писатель, 1959 г.
  6. Боровиков С. В русском жанре. Над страницами “Войны и мира”/ С. Боровиков // Новый мир. -1999 г.
  7. Бычков С., Л.Н. Толстой. Очерк творчества – М.: 2001 г.
  8. В. Ермилов. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., “Гослитиздат” 1979 г.
  9. Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.
  10. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977 г.
  11. Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров ; [худож. Н. Нефедов]. – Ленинград : Советский писатель, 1980 г.
  12. Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». Л.: Детская литература, 1978 г.
  13. И. В. Страхов. Л.Н. Толстой как психолог. Ученые записки Саратовского гос. пед. ин-та, вып. X, 1947г.
  14. Ищук, Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. Г. Н. Ищук ; [науч. ред. С. А. Розанова]. – Москва : Книга, 1984 г.
  15. Кагаршнова, М. Человек и история в художественной системе романа-эпопеи “Война и мир”. М.: Стерлитамак, 2002 г.
  16. Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского : книга для учителя / Г. Б. Курляндская. – Москва : Просвещение, 1988 г.
  17. Лакшина. Интервью и беседы с Львом Толстым. Москва: Современник, 1986 г.
  18. Лепешинская Т.А. Патриотическое и воспитательное значение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Омский научный вестник №10, 2006 г.
  19. Линков, В. Я. «Война и мир» Л. Толстого. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В.Я. Линков. – Москва: Гостехиздат, 2015 г.
  20. Опульская Л.Д. Историческая эпопея Л.Н. Толстого. М.: Просвещение, 1968 г.
  21. Опульская, Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”: книга для учителя / Л. Д. Опульская. – Москва : Просвещение, 1987 г.
  22. Потапов И.Л. Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”/ Л.И. Потапов. – М., 1970 г.
  23. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. И.Н. Сухих. – Ленинград, 1989 г.
  24. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. – М.: МГУ, 1981 г.
  25. Смирнова Л.А. «Русская литература XVIII-XIX веков». М., 1995 г.
  26. Соловьев Н.И. Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002 г.
  27. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. М., 1978 г.
  28. Халищев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983 г.
  29. Черепнин Л.В. Исторические взгляды Л.Н. Толстого. Вопросы истории. 1965 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.6k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.