Сравнение Пьера и Андрея в романе “Война и Мир”

сочинение по литературе 10 класса

Вариант 1

К самому фундаментальному своему роману Л.Н. Толстой шел очень долго. На первом этапе произведение задумывалось иначе. Предполагалось, что эта история будет об одном из декабристов, который едет домой из ссылки, его внутреннем мире, измененных взглядах, принципах, мечтах и духовном поиске. Но писателю хотелось показать истоки. То, что привело к зарождению, формированию этого движения в российском дворянстве. Поэтому это история о людях, о всех гранях жизни народа. А главный герой произведения – Человек.

О романе

Сравнительная характеристика Пьера и Андрея

Кадр из фильма

Самый известный и, возможно, величайший роман всех времен Л.Н. Толстого «Война и мир» повествует о пяти семьях, которые борются за выживание во время вторжения Наполеона в Россию. Среди его многочисленных незабываемых персонажей – князь Андрей Болконский, гордый, лихой человек, который, презирая лицемерие и трусость высшего общества, присоединяется к армии для достижения славы. Тяжело раненный при Аустерлице, он начинает открывать пустоту всего, чему он посвятил себя. Сцена его смерти считается одним из величайших отрывков в русской литературе. Другой герой романа, неуклюжий Пьер Безухов, пытается найти смысл жизни через ряд философских систем, которые обещают решить все вопросы. Наконец, он обнаруживает истину, что мудрость можно найти не в учениях, а в обычных процессах повседневной жизни, в том числе в браке с самой запоминающейся героиней романа – Наташей. Нравственное развитие героев, взлеты и падения, духовный поиск, внутриличностные конфликты поднимает автор, как истинный психолог и тонкий знаток человеческой души. Глубокое изучение индивидуальных страстей, эпическая история России, ее народа, войны и мира – это не что иное, как полный портрет человеческого бытия.

Отношение героев к светской жизни

Балы, красивые женщины, сплетни, театры, салонные посиделки – были основными пристрастиями дворян 19 века. Любимые герои Льва Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов расположились на этой же иерархической ступени общества. Только отношение к этому образу жизни у них разное.

Семья Болконских ведет достаточно закрытый, обособленный образ жизни. Самому же князю Андрею опротивел высший свет. Он прекрасно понимает низменность их интересов, лицемерие, фальшь, наигранность. Болконскому скучно с этими людьми.

Пьер же, хоть и не может найти общего языка с аристократией Петербурга, все же стремится к выходу в свет. Ведет праздный образ жизни, посещает салоны.

Портрет и личностные черты

Пьер описывается как неуклюжий, угловатый, полный молодой человек. У него плохое зрение, носит очки. В свете его называют увальнем и немного посмеиваются. Он не умеет ладить с девушками. Скромный, неуверенный в себе юноша. Его философские рассуждения навевают скуку.

Андрей же совсем иной: высокий, статный, лихой красавец, любимец дам. В свете его любят и ценят. Он умен, способен поддержать любую беседу. Но цели его эфемерны.

Герои абсолютно не похожи внешне и мало сходны внутренне. Тем не менее, они становятся близкими людьми друг для друга. Это чистая дружба, основанная на взаимном уважении, понимании, честности перед товарищем.

Любовь

Оба имеют неудачный опыт супружеской жизни, разочарованность в браке. При этом влюбляются в одну и ту же юную особу, поражающую своей чистотой, искренностью. В любви они ищут одного и того же. Но Андрей не может простить предательства, нравственного падения Наташи. Пьер же оказывается более гибким, понимающим.

Заключение

Пьер в вечном поиске гармонии. Андрей же в бесконечном стремлении к несбыточным идеалам. Он не имеет твердой почвы под ногами, опоры, цели, его мечты прекрасны, но пусты. Это осознание приходит к нему, когда он раненый взирает в бездонное и, такое же пустое, как его душа, небо над Аустерлицем.

Вариант 2

Пьер Безухов и Андрей Болконский заметно выделяются среди других героев русской литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Несмотря на совершенно разные характеры, они имеют много общего в идейных стремлениях и исканиях. Духовная красота любимых героев писателя проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды остальному светскому обществу, полному фальши и лицемерия.

В качестве средства раскрытия внутреннего мира героев Л.Н. Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера – не пустая болтовня и не доказательство собственного превосходства, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя стремятся к самосовершенствованию и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Каждый из них идет своим путем. Они искренне уважают друг друга и знают, что истина других людей так же добыта страданиями, как и их собственная.

Андрей Болконский

При первом знакомстве Андрей Болконский не вызывает особой симпатии. Гордый и самодовольный молодой человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом – таким видят его гости салона Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет князя Андрея, и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.

Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский отправляется на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. И его места сбылась. Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. Стремление к славе привело Андрея к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица стало для него символом высокого понимания жизни: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.

На фоне этого чистого неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался – простая и тихая семейная жизнь, – теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события – рождение ребенка, смерть жены – заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных – единственное, что имеет смысл.

Окончательное возрождение Андрея к жизни произошло благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открыло Андрею новую, неведомую ранее, сторону жизни – любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено было стать счастливым, потому что между ними не было полного взаимопонимания. Наташа любила Андрея, но совсем не знала и не понимала его. И она оставалась для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа жила каждым мгновением, и не могла ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей был готов к любви на расстоянии, лишь бы свадьба все-таки состоялась. Но этому не суждено было произойти, разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушила счастливое будущее Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Гордый и самолюбивый князь не смог простить Наташе ее предательство. А она, испытывая мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного человека и отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Пьер Безухов

Пьера Безухова волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» – Пьер мучительно искал ответы на эти вопросы. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, мечтает быть на него похожим. Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с медведем, вызвавшую в свете много шума. Но самой крупной ошибкой, совершенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым открыла Пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно.

Поиски правды и смысла жизни привели Безухова к масонам. В их учениях его привлекли идеи равенства, братства и любви. Пытаясь воплотить эти идеи в жизнь, Пьер решает облегчить участь крепостных крестьян в России. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни. Однако он оказывается слишком наивным и не понимает, что все его преобразования ни к чему не приведут.

Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем Москве, плен – приблизили Пьера к народу и способствовали его нравственному перерождению. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» – такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.

В эпилоге Л.Н. Толстой показывает Безухова таким же деятельным и идейным, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.

Вывод

Андрея Болконского и Пьера Безухова объединяет самое главное качество – их стремление к развитию, неустанные поиски смысла жизни, желание постичь мир и его законы. У обоих героев этот сложный путь усеян разочарованиями и кризисами, за которыми, однако, следует возрождение и новый этап развития. Пока человек жив, утверждал Л.Н. Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Духовное развитие – сложная спираль, каждый новый виток которой не только в чем-то повторяет предыдущий, но и выводит их на новую высоту.

Вариант 3

Пьер Безухов и Андрей Болконский, будучи совершенно разными персонажами романа «Война и мир», являются любимыми героями Льва Николаевича Толстого. Разница между героями становится заметна при первом же их появлении на страницах романа в салоне Анны Шерер.

Андрей Болконский, имея на тот момент уже довольно-таки богатый жизненный опыт, всем своим видом демонстрирует, как сильно ему надоели все эти светские сборища. А Пьер Безухов предстает перед нами неопытным человеком, который благоговеет перед высшим обществом. Разные у героев взгляды, характеры, манера поведения. Но, при множестве различий, они имеют и очень много общего. К примеру, Андрей Болконский и Пьер Безухов являются умными людьми, получившими прекрасное образование. Они близки друг другу по духу, поскольку оба являются независимыми в своих суждениях и мыслях. Таким образом, Болконский с Безуховым полностью подтверждают латинскую пословицу: «Противоположности дополняют друг друга».

Дружба Пьера Безухова и Андрея Болконского

Дружба Пьера Безухова и Андрея Болконского является одной из центральных сюжетных линий знаменитого романа “Война и мир” Толстого. Секрет дружбы настолько разных персонажей кроется в том, что они имеют родственные души. Схожесть взглядов на жизнь, идеалов, приоритетов делает их по-настоящему близкими людьми. Пьер ориентируется на мнение Андрея, в то время как Болконский чувствует ответственность за Безухова, старается научить его чему-то, дать советы старшего товарища.

Для Андрея, как и для Пьера, представлялось немыслимым сидеть без дела, предаваясь светской праздности. Несмотря на то, что светское общество по-разному относилось к этим людям, они все-таки нашли друг друга. Андрей был в салоне Анны своим человеком, он с рождения обучен светским манерам и должному поведению. Пьер же появляется в данной компании впервые. Для него здесь все ново и необычно, он с интересом наблюдает за людьми, пытается общаться, но ему не хватает тактичности и светских манер. Пьер, не соблюдая этикета, ввязывается в спор о Наполеоне. Оказывается, что оба молодых человека очень увлечены данной личностью и считают Бонапарта идеалом, образцом для подражания. Примечательно, что в ходе развития сюжета оба поменяют свое мнение о зачинщике одной из самых крупных войн истории.

И Андрей, и Пьер не признавали праздности и безделья. Оба хотели служить на благо общества, быть занятыми каким-то полезным делом. Друзья могли беседовать не только на личные темы, но и обсуждать общественные, политические дела. Взгляды этих героев на многие вещи не совпадают, но при том каждый из них имеет право на мнение, уважает мысли собеседника.

Дружбу Андрея и Пьера можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что почва, на которой она взросла и держалась, была самой достойной и благородной. Герои проходят разные жизненные пути, но остаются верными себе и своим принципам.

Общие черты характера

Объединяет образы Безухова и Болконского их недоверие к окружающим их людям. Оба персонажа хорошо знакомы с предательством и лживостью. Откровенные разговоры герои ведут только друг с другом. Хотя мыслят по-разному, но их беседам свойственна открытость и искренность.

Также оба персонажа находятся в постоянном поиске смысла жизни и мечутся в погоне за счастьем. Они ищут любовь, но встречают не тех женщин. Андрей никогда не любил свою жену Лизу, а Наташа оказалась слишком легкомысленной для него. Пьер же пошел на поводу у князя Курагина, и, обманувшись внешней красотой Элен, женился на пустой, алчной женщине. Семейная жизнь каждого приносит им только разочарование и пустоту.

После оба ищут себя в общественной деятельности. Андрей – в команде Сперанского, Пьер подаётся в масонство. Но ни то, ни другое не приносит обоим утешения.

Отношение к войне

Они оба считают войну бессмысленной, не видят смысла в пролитии крови во благо вышестоящих чинов, уверены в необходимости изменения внутренней политики страны с целью улучшения жизни народа.

И Болконскому, и Безухову война не приносит радости, однако играет главную роль в их судьбах. В тяжелых обстоятельствах человек начинает ценить то, о чем не задумывался ранее. На войне Пьер, наконец, понял в чем заключается смысл жизни, а также приобрел такие качества, как уверенность в себе, умение отвечать за свои поступки.

И в сознании Андрея во время войны происходит перелом. В поисках правды он борется с собой, понимает, что гордыня – не самый лучший советник, а подвиги, о которых он мечтал, не делают его счастливым, реализованным. Таким образом, анализ образа князя Андрея Болконского подтверждает то, что жизнь хороших людей всегда полна трагизма и исканий.

Заключение

Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие – это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни – в единении с родным народом, в любви к этому народу.

Даниил Романович | Просмотров: 2.6k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.