Сравнение Пьера и Андрея в романе «Война и Мир»

Тема представляет собой сопоставительную характеристику героев, а не просто раскрытие характера каждого из персонажей. Говоря о соотносимых персонажах, необходимо выделить в их характерах сходства и различия. Ещё один немаловажный момент в создании сопоставительной характеристики – это отношение интересующих нас героев к одним и тем же людям.

План сочинения

  1. Краткая характеристика времени (эпохи), в котором живут герои.
  2. Определение сходных и различных черт характера и мировоззрений героев.
  3. Сопоставление поступков героев.
  4. Анализ взаимоотношения героев с другими персонажами.
  5. Отношение автора героям.
  6. Возможно сопоставление портретных и речевых характеристик.

В раскрытии данной темы важно выделение основного критерия, который ляжет в основу сопоставительной характеристики. Тема «Андрей Болконский и Пьер Безухов» предполагает, что основным критерием станет то, что оба толстовских героя — это герои-мыслители, проходящие свой путь духовных исканий. Они стремятся найти правильный, подлинный способ существования, меняют свои жизненные установки, взгляды на сущность и смысл человеческого бытия.

Отталкиваемся от первых глав

Пьер и Андрей появляются в романе в первой же сцене на вечере у Шерер, а затем мы видим их во время беседы уже дома у Болконского. Что мы узнаём о героях из этих глав?

  • Толстой даёт нам портретную характеристику обоих героев. Обратите внимание на то, как оживает лицо Андрея, когда он видит Пьера: оно становится удивительно красивым. А как замечательно лицо Пьера, его живые глаза, детская улыбка особенно на фоне «стянутых приличьем» лиц гостей Анны Павловны.
  • Оба друга стоят особняком по отношению к высшему обществу, по разным причинам: Андрею эти люди неприятны и давно надоели, в особенности его хорошенькая жена Лиза, которая без этого общества жить не может; Пьер же здесь чужой, так как он незаконнорождённый сын графа Безухова, у которого ничего нет.
  • Мы узнаём о высоком мнении Пьера о Наполеоне, которого он считает великим человеком. Чуть позже читатель узнает, что и князь Андрей мечтает о славе Наполеона, своего кумира. Это важно! Ведь и тот, и другой герой переживут огромное разочарование, разочаровавшись в кумире каждый в своё время. Это откроет им путь для движения в своём развитии.
  • Судьба одного и другого отмечена какой-то неустроенностью. «Эта жизнь не по мне!» — признаётся князь Андрей. Вряд ли устраивает Пьера его жизнь повесы, проходящая в пирушках с Долоховым и Анатолем Курагиным. Оба героя взыскуют другой судьбы.
  • Впервые видим князя Андрея в общении с женой. Он очень холоден и резок с ней. Пьер чувствует себя растерянным, ему жаль Лизу. Любопытно, как эта сцена позже отзовётся в событиях, произошедших с Наташей Ростовой: Андрей отвергнет её, говоря, что не может простить; Пьер же сочувствует, понимает, помогает и поддерживает допустившую ошибку девушку.

Пьер и князь Андрей в ключевых сценах

Жизнь надолго разлучит героев. За весь роман они встречаются не так часто, но есть встречи важнейшие, ключевые. К ним надо отнести следующие:

  • Том 2, часть 2, главы 11-12. Встреча с Пьером. Разговор на пароме.
  • Том 2, часть 3, главы 21-22. Андрей и Пьер о любви Болконского к Наташе Ростовой.
  • Том 2, часть 5, глава 21. Разговор о Наташе. Отказ Болконского её простить.
  • Том 3, часть 2, глава 25. Последняя встреча с Пьером накануне Бородинского сражения.

Если вы перечитаете эти главы, то сможете важную закономерность: в момент встреч герои находятся в совершенно полюсных состояниях. Приведём пример. Подавленный князь Андрей, вернувшийся после разгрома русских войск на поле Аустерлица, после ранения, не видит смысла в другой жизни, кроме жизни в кругу семьи, воспитывая маленького сына. Встреча с Пьером, который переживает возрождение души в связи с масонской деятельностью, так действует на князя Андрея, что в его жизни начинается новый период, переломный момент, который заставит Болконского оставить имение и уехать в Петербург.

Живущий в Петербурге Пьер, оставивший масонство, тоскует, мучается от своего бесцельного существования. Именно в этот момент полного разочарования в жизни он общается Болконским, который оживлён и весел: он влюблён в Наташу Ростову.

В столкновении этих противоположных эмоций таится тот заряд, который ведёт к движению, изменению, переходу в иное состояние. В этом проявляется «диалектика души» любимых и лучших толстовских героев.

Два философских диалога (на пароме и накануне Бородинской битвы) – важные вехи в судьбе героев. Именно в этих эпизодах устанавливается глубокая связь между ними, сохраняемая на протяжении всего повествования.

Сходство и различия между героями

 Попробуем отразить их в небольшой таблице.

Пьер Андрей
Сугубо штатский. Опыт «военный» — на батарее Раевского, в плену в захваченной французами Москве Военный человек. Опыт боевых сражений, особенно Бородина, важен прежде всего для него.
Изначально оторван от семьи и дома (незаконнорождённый), поэтому для него важно обретение дома и семьи Князь Андрей – представитель рода Болконских, на нём есть отпечаток своеобразного духа семьи Болконских, в нём есть нечто общее с отцом и княжной Марьей.
«Человек мысли», склонный к глубокому философскому осмыслению жизни В большей степени «человек поступка»
Приближен к эпохе самого писателя. Типичный человек своего времени. Ему свойственны многие черты типа «лишнего человека»
Воплощённая душа, в нём преобладает эмоциональное начало, чувство. Путь Андрея Болконского – это путь духа, в нём преобладает интеллектуальное начало, рационализм, доверие уму, а не сердцу.
Путь Пьера – путь жизни, путь обретения гармонии между собой и миром людей. Поэтому его биография композиционно открыта, что даёт возможность читателю додумывать судьбу героя после 1825 года. Путь князя Андрея – путь к смерти, так как разуму, чистому мышлению мешает всё земное, все чувства. В этом смысле его смерть закономерна, а потому его судьба композиционна закрыта.

Вывод

Несмотря на то, что в жизни героев меняются внешние обстоятельства, мы ощущаем их судьбы не просто как смену масок или стремление сделать карьеру, но как поиск, как стремление к какой-то цели, стремление неуклонное, несмотря на то, что сама цель может оставаться туманной и непонятной. В чём она заключается? К чему ведёт этот путь?

Этапы пути обоих героев могут быть определены с точки зрения приближения и уклонения того, к чему они стремятся.

Те качества, которыми наделены Пьер и князь Андрей, позволяющие изменяться или, скорее, требующие от них движения, — это, во-первых, своего рода беспокойство о том, правильно ли они живут, а во-вторых, духовное мужество, заставляющее искать ответа на этот вопрос с опорой не на мнение окружающих, но на собственную совесть, на собственное чувство. Это готовность прислушиваться только к самому себе, к своим духовным или душевным потребностям в конкретной жизненной ситуации.

Первый вариант сочинения

Сравнительная характеристика Пьера и Андрея

Кадр из фильм

Пьер Безухов и Андрей Болконский заметно выделяются среди других героев русской литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Несмотря на совершенно разные характеры, они имеют много общего в идейных стремлениях и исканиях. Духовная красота любимых героев писателя проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды остальному светскому обществу, полному фальши и лицемерия.

В качестве средства раскрытия внутреннего мира героев Л.Н. Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера – не пустая болтовня и не доказательство собственного превосходства, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя стремятся к самосовершенствованию и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Каждый из них идет своим путем. Они искренне уважают друг друга и знают, что истина других людей так же добыта страданиями, как и их собственная.

При первом знакомстве Андрей Болконский не вызывает особой симпатии. Молодой человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом – таким видят его гости салона Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет князя Андрея, и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.

Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский отправляется на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. И его места сбылась. Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним свой свод. Стремление к славе привело Андрея к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица стало для него символом высокого понимания жизни: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.

На фоне этого чистого неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался – простая и тихая семейная жизнь, – теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события: рождение ребенка, смерть жены, уход из армии – заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных – единственное, что имеет смысл.

Возрождение князя Андрея к жизни произошло благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открыло Болконскому новую, неведомую ранее, сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено было стать счастливым, потому что между ними не было полного взаимопонимания. Наташа любила Андрея, но совсем не знала и не понимала его. И она оставалась для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа жила каждым мгновением и не могла ждать, откладывая до определенного времени момент счастья, то Андрей был готов к любви на расстоянии, лишь бы свадьба все-таки состоялась. Но этому не суждено было произойти, разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушила счастливое будущее Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Гордый и самолюбивый князь не смог простить Наташе ее предательство. А она, испытывая мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного человека и отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их судьбах.

Пьера Безухова волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» –  мучительно размышляет герой над этими философскими вопросами. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, мечтает быть на него похожим. Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с медведем, вызвавшую в свете много шума. Но самой крупной ошибкой, совершенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым открыла Пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно.

Поиски правды и смысла жизни привели Безухова к масонам. В их учениях его привлекли идеи равенства, братства и любви. Пытаясь воплотить эти идеи в жизнь, Пьер решает облегчить участь крепостных крестьян в России. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни. Однако он оказывается слишком наивным и не понимает, что все его преобразования ни к чему не приведут.

Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем Москве, плен – приблизили Пьера к народу и способствовали его нравственному перерождению. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» – такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.

В эпилоге Л.Н. Толстой показывает Безухова таким же деятельным и идейным, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.

Андрея Болконского и Пьера Безухова объединяет самое главное качество – их стремление к развитию, неустанные поиски смысла жизни, желание постичь мир и его законы. У обоих героев этот сложный путь сопровождается разочарованиями и кризисами, за которыми, однако, следует возрождение и новый этап развития. Пока человек жив, утверждал Л.Н. Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Духовное развитие — сложная спираль, каждый новый виток которой не только в чем-то повторяет предыдущий, но и выводит их на новую высоту, что и происходит с лучшими толстовскими героями.

Второй вариант сочинения

Пьер Безухов и Андрей Болконский — любимые герои Льва Николаевича Толстого. На первых же страницах романа «Война и мир» мы знакомимся с ними в сцене светского раута в салоне Шерер, где они оба появляются.

Андрей Болконский, имея на тот момент уже довольно-таки богатый жизненный опыт, всем своим видом демонстрирует, как сильно ему надоели все эти люди и их светские вечера. А Пьер Безухов предстает перед нами неопытным человеком, который ждёт от всего происходящего чего-то интересного и важного. Разные у героев взгляды, характеры, манера поведения. Но при множестве различий они имеют и очень много общего. Андрей Болконский и Пьер Безухов являются умными людьми, получившими прекрасное образование. Они близки друг другу по духу, поскольку оба являются независимыми в своих суждениях и мыслях.

Дружба Пьера Безухова и Андрея Болконского является одной из центральных сюжетных линий романа «Война и мир» Толстого. Секрет дружбы настолько разных персонажей кроется в том, что они люди думающие и ищущие, задающие вопросы себе и миру, желающие жить не зря, пытающиеся найти ответы на вечные вопросы. Пьер благоговеет перед старшим товарищем, в то время как Болконский чувствует ответственность за Безухова, старается уберечь от дурных мыслей и поступков.

Для Андрея, как и для Пьера, представлялось немыслимым сидеть без дела, предаваясь светской праздности. Несмотря на то, что светское общество по-разному относилось к этим людям, они все-таки нашли друг друга. Андрей был в салоне Анны своим человеком, он с рождения обучен светским манерам и должному поведению. Пьер же появляется в данной компании впервые. Для него здесь все ново и необычно, он с интересом наблюдает за людьми, пытается общаться, но ему не хватает тактичности и светских манер. Пьер, не соблюдая этикета, ввязывается в спор о Наполеоне. Оказывается, что оба молодых человека очень увлечены этой личностью и считают Бонапарта идеалом, образцом для подражания. Примечательно, что в ходе развития сюжета оба поменяют свое мнение о  Наполеоне.

И Андрей, и Пьер не признавали праздности и безделья. Оба хотели служить на благо общества, быть занятыми каким-то полезным делом. Друзья могли беседовать не только на личные темы, но и обсуждать общественные, политические дела. Взгляды этих героев на многие вещи не совпадают, но при том каждый из них имеет право на мнение, уважает мысли собеседника.

Дружбу Андрея и Пьера можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что почва, на которой она взросла и держалась, была самой достойной и благородной. Герои проходят разные жизненные пути, но остаются верными себе и своим принципам.

Объединяет образы Безухова и Болконского их недоверие к окружающим их людям. Оба персонажа хорошо знакомы с предательством и лживостью. Откровенные разговоры герои ведут только друг с другом. Хотя мыслят по-разному, но их беседам свойственна открытость и искренность.

Оба персонажа находятся в постоянном поиске смысла жизни. Они ищут любовь, но встречают не тех женщин. Андрей никогда не любил свою жену Лизу, а красивая история любви  к Наташе завершилась их драматичным расставанием. Пьер же, обманувшись внешней красотой Элен, женился на пустой, безнравственной женщине. Семейная жизнь каждого приносит им только разочарование и пустоту.

После оба ищут себя в общественной деятельности. Андрей – в комиссиях Сперанского, Пьер увлекается масонством. Но ни то, ни другое не приносит обоим удовлетворения.

Лишь начавшаяся в 1812 году война с Наполеоном  меняет жизнь друзей. Они стремятся быть там, где сегодня это наиболее важно, — Пьер оказывается на поле Бородина, воюет и князь Андрей, оставивший должность адъютанта при Кутузове и ставший командиром полка. Как лучшие представители дворянства, они сближаются с народом в минуты горьких испытаний.

Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие – это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что, какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни – в единении с родным народом, в любви к этому народу.

Материалы по произведению

Анализ романа «Война и мир»Духовные искания Пьера в романе «Война и Мир»Женские образы в романе «Война и мир»Кутузов и Наполеон в романе «Война и Мир»Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»Светское общество в романе «Война и Мир»Смысл названия романа «Война и Мир»Читательский дневник «Война и мир»
Текст: Елена Бочкова, 6.5k 👀