Судьба в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Рекомендации к написанию сочинения «Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Для того, чтобы начать работу над сочинением, нужно уяснить некоторые моменты.

Во-первых, уточните для себя лексическое значение ряда слов, без понимания которых раскрыть указанную тему будет затруднительно.

Предопределение – слово многозначное.

  • То, что заранее определено, обусловлено.
  • Судьба, рок.
  • В религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и всё происходящее в мире.

Рок – несчастная судьба.

Судьба — это:

  • Совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.
  • Предопределённость событий, поступков.
  • Рок, фатум, фортуна, доля.
  • Высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества.

Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что всё в мире заранее определено таинственной силой, роком.

Фаталист – человек, который склонен к фатализму.

Во-вторых, учитывайте сложность этой темы, которая обусловлена особенностями жанра произведения. Это не просто социальный роман, а роман философско-психологический. И предложенная тема связана с довольно сложными философскими понятиями, требует их понимания,  умения анализировать поступки героев и мотивы их поведения.

Отметим, что тема судьбы входит в роман с самого начала и появляется  в разных его частях. Можно упомянуть, например, случайно (по воле случая, судьбы?) подслушанный Печориным диалог Грушницкого с другими офицерами: из него герой узнаёт о готовящемся против него заговоре.

Кроме того, в романе читатель видит, как в нём осмысливаются философские темы. Так, герой постоянно говорит и размышляет о смысле жизни: этот вопрос не даёт ему покоя, не ответив на него, Печорин не может жить обычной  бытовой жизнью. С философской точки зрения осмысливаются поступки, исследуются связи событий и идей, роль вмешательства судьбы и доля участия самого человека в происходящих событиях.

Основная часть работы

Посвятите её последней части романа – повести «Фаталист». Именно она является самой важной, поскольку в ней всё сосредоточено на самом главном для Печорина вопросе, который ясно и недвусмысленно сформулирован:  «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?»  Вот что мучит Печорина, вот что заставляет его превращать жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими.

Обязательно напишите об особенностях этой повести: Печорин в ней изображён вне отношений с людьми (у него нет друзей и врагов, любовная линия сведена лишь к упоминанию о дочке урядника Насте). Поэтому всё в этой истории сосредоточено на теме судьбы в жизни человека. В центре повести спор о том, что решает участь человека: его воля или судьба, предопределение, предписание сил, ему неподвластных. Поэтому персонажи новеллы делятся на верящих в судьбу и противящихся ей.

Кратко напишите о сути спора Печорина и Вулича, а также о том, что происходит с Вуличем позднее. Вывод, который можно сделать, — предопределение существует. Отметьте, что всё произошедшее не убеждает Печорина в том, что существует сила, которая управляет людьми. Воля, действие оказываются возможными в человеке, у которого есть цель и решимость для её достижения.

Потомки, не верящие в судьбу, не верят и в себя. Об этом размышляет герой, вглядываясь в звёздное небо: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха…мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…» Однако сам Печорин бросает вызов судьбе: он помогает схватить пьяного казака, не полагаясь на высшие силы, а проявляя решительность, смелость, умение быть хладнокровным в смертельной опасности.

Сделаем выводы

Главный конфликт романа, лежащий в сфере судьбы, рока и восставшей против него личности, больше всего реализуется в судьбе Печорина, обладающего большей активностью.

В «Фаталисте» провозглашается вывод Печорина о том, что надо идти смелее вперёд, чем менее известно о том, что тебя ожидает.

В группе Вулич —  казак – Печорин победителем ( и в пари . и в схватке) оказывается Печорин – самый активный персонаж.

Последняя часть романа утверждает действие и подвиг вопреки, казалось бы, мешающей этому  двойственности и рефлексии.

Сомневающийся во всём Печорин наделён смелостью, жаждой неизведанного, волей, что выгодно отличает его от людей его поколения и позволяет автору сочувственно следить за его судьбой и называть героем времени.

Первый вариант сочинения

Само название романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» позволяет понять, что речь идет о человеке с необычной судьбой. Григорий Александрович Печорин, как и Лермонтов, принадлежит к кругу оппозиционно настроенной гвардейской молодежи. Его биография изложена фрагментарно, с нарушением хронологической последовательности. Читателю неизвестно, каким образом главный герой попал на Кавказ. Остается загадкой и жизнь Печорина в течение пяти лет между отъездом с Кавказа и последней встречей с Максимом Максимычем и путешествующим офицером.

Цикл отдельных повестей приоткрывает завесу лишь над некоторыми эпизодами в биографии Печорина. Но их вполне достаточно, чтобы оценить невероятную судьбу главного героя. В жизни героя складываются  самые разнообразные ситуации, из которых он выходит наперекор судьбе. В конце романа главный герой сам высказывает свой основной жизненный принцип: «Я люблю сомневаться во всем», которым он руководствуется во всех своих «приключениях».

Судьба в произведении "Герой нашего времени"Из «Дневника Печорина» автор узнает о первом необычном повороте в его судьбе. Из чистого любопытства главный герой становится случайным свидетелем выгрузки товаров контрабандистами. Как офицер, Григорий Александрович был обязан донести об этом коменданту. Если же он испытал жалость к нарушителям закона, то мог попросту забыть обо всем.

Печорин поступил по-своему. Зная о возможной ловушке, он ночью пошел на встречу с загадочной девушкой.  Для подстраховки он всего лишь предупредил своего казака, чтобы тот ждал его сигнала — выстрела из пистолета.

Ведет себя Печорин так, словно бросает вызов судьбе. Не умея плавать, он садится с девушкой в лодку. Слишком поздно главный герой замечает, что его пистолет оказался за бортом. В результате ожесточенной борьбы Печорину удается выбросить ловкую и сильную противницу из лодки и добраться до берега.

«Смешное» приключение («слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила») могло стоить Печорину жизни. Однако, успокоившись, он быстро забыл о нем и продолжил путь.

Во время пребывания в Пятигорске и Кисловодске («Княжна Мэри») Печорин вновь оказался на жизненном перепутье. На этот раз от скуки он захотел «влюбить» в себя молодую девушку с целью разозлить своего давнего приятеля Грушницкого. В начале главы Григорий Александрович делает очень важное искреннее признание: «Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Печорин и сам не может объяснить, зачем он продолжает «волочиться» за княжной. К тому же в это время он встречает свою давнюю возлюбленную Веру, которая вышла замуж. Между ними вновь вспыхивает  роман.

Запутанные любовные отношения в сочетании со злостью Грушницкого грозят Печорину неприятностями. Его опять выручает случайность. Григорий Александрович узнает, что Грушницкий с приятелями собираются спровоцировать его на дуэль и выставить на посмешище. Печорин решается наказать заговорщиков.

Накануне дуэли Печорин задумывается о смерти: «Может быть, я завтра умру!». Однако эта мысль приводит его к неожиданному заключению: «Смешно и досадно!»

После убийства Грушницкого и поспешного отъезда Веры Григорий Александрович сам отказывается от «пути, открытого судьбой». Он признается княжне Мэри, что попросту смеялся над ней, и уезжает из города.

Максим Максимыч относит Печорина к людям, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Короткая история с Бэлой — яркий пример этому.

Печорину с большим трудом удалось добиться ответной любви со стороны «хорошенькой княжны». Максим Максимович искренне радовался, глядя на взаимное счастье. Однако «несчастный характер» Григория Александровича обернулся очередным ударом судьбы. Признавая себя «причиной несчастия других», Печорин, конечно, даже не думал, что окажется причиной смерти Бэлы.

История с Вуличем является самым главным в жизни Печорина вызовом, брошенным судьбе. На его глазах поручик непостижимым образом избегает смерти, доказывая, что предопределения не существует. Однако спустя несколько часов Вулич всё же погибает от рук пьяного казака.

Печорин уже готов поверить в неотвратимость судьбы, но решает пройти через подобное смертельное испытание. С риском для жизни он обезоруживает казака, таким образом опровергает убеждение людей в роковой фатальности.

Даже несколько эпизодов из жизни Григория Александровича дают представление о том, что он постоянно подвергает свою жизнь смертельному риску. Складывается ощущение, что этот странный человек «заговорен» от смерти. Печорин хладнокровно разбивает женские сердца, убивает Грушницкого, поражает Максима Максимовича своим равнодушием. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!» — признается он.

В конце концов судьба настигает Печорина в неожиданный момент, когда он возвращался из Персии. Автор не уточняет обстоятельства его смерти, да это и не важно. «Герой нашего времени» всегда ходил по краю бездны, безгранично веря в собственные силы и презирая окружающих. Рано или поздно он должен был понести наказание за все причиненные людям беды и несчастья.


Второй вариант сочинения

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из важнейших, проходя через все части романа, начиная с повести «Бэла» и заканчивая частью «Фаталист». В своем прозаическом произведении автор продолжает свои философские размышления, которые были раскрыты им ранее во многих стихотворениях. Тема судьбы тоже нашла в них своё отражение. В «Герое нашего времени» она  рассматривается автором с трагической точки зрения.

Печорин – герой, который сознательно отказался от чувств. Он циничен и эгоистичен, несмотря на то, что умен и хорошо воспитан. Лермонтов собрал в этом образе черты целого поколения, показывая, на что обречены люди, отказывающие от любви и дружбы, ни во что не верящие. Сам автор не относится к герою негативно, но судьба Печорина говорит сама за себя.

Печорин называет себя «нравственным калекой». Он понимает это и принимает себя таким. Сам он говорит о том, что его стоило бы пожалеть. Но таким его сделало общество. Когда он пытался проявить добрые чувства – люди не принимали их. В итоге он стал таким, каков он есть теперь. Все это Печорин раскрывает в беседе с Мери, сердце которой хотел завоевать для того, чтобы позлить Грушницкого. Есть в этом доля правды, или это только лишь умелая манипуляция юной девушкой? Вероятно, играя на чувствах девушки, Печорин и правда раскрывает свою душу, высказывая проблему целого поколения.

Судьба Печорина заключается в обреченности на постоянное чувство скуки. В попытке хоть как-то избавиться от него, получить какое-нибудь развлечение, Печорин играет судьбами людей. Такие игры нередко оканчивается смертью или загубленной душой. Но герой не обращает на это внимания, продолжая забавлять себя все новыми «достижениями». Печорин является одиноким, сознательно отказываясь от всяческих проявлений дружеских или любовных чувств.

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы». То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующим на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через семьдесят лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремится переиграть свою судьбу.

Именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.

Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).

Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять важные для автора проблемы бытия человека.

Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбой человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он должен выстрелить себе в висок из заряженного пистолета и увидеть, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав. Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.

В споре с Вуличем Печорин имеет двойственную позицию по отношению к фатуму, ведь сам говорит, что видит на его лице какой-то страшный отпечаток неизбежной судьбы, но не согласен с приятелем в том, что судьба человека заранее предопределена. Возможно, и здесь герой пытается убедить себя в том, что никакой судьбы не существует, но жизнь играет с ним, заставляя поверить в обратное. Также он говорит, что привык «ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо», поэтому вопрос остается открытым.

Тут и становится понятна позиция героя, который не бросается в крайности, отрицая фатализм или, наоборот, его признавая. Он считает, что судьбе отведено определенное место в нашей жизни, но человек может сам её выбирать, совершая те поступки, которые желает. Быть может, судьба не сплошная линия, а частые распутья, на которых нам приходится самостоятельно делать выбор? Похоже, что герой придерживается двойственной точки зрения, не отвергая превратности судьбы, но и не умаляя достоинств личного выбора человека.

Философская повесть «Фаталист» играет в романе роль своеобразного эпилога. Благодаря особой композиции романа, он заканчивается не смертью героя, о которой было сообщено в середине произведения, а представлением Печорина в момент выхода из трагического состояния бездействия и обреченности. Здесь впервые герой, разоружающий пьяного казака, убившего Вулича и опасного для других, совершает не какое-то надуманное действие, призванное лишь развеять его скуку, а общеполезный поступок, притом не связанный ни с какими «пустыми страстями»: тема любви в «Фаталисте» выключена вовсе.

На первое место вынесена главная проблема — возможностей человеческого действия, взятая в самом общем плане. Именно это и позволяет закончить на мажорной ноте грустное повествование о современном автору поколении.

Тем не менее, путь поисков уже указан, и в этом огромная заслуга писателя не только перед русской литературой, но и перед русским обществом. И сегодня, решая вопрос о судьбе и ее роли в жизни человека, мы невольно вспоминаем Лермонтова и героя его романа. Конечно, вряд ли кто-то из нас, живущих в наше время, пойдет на такой смертельный эксперимент, но сама логика решения вопроса о судьбе, предложенная в «Фаталисте», может оказаться близка многим.

Материалы по произведению

Анализ «Фаталист»Анализ «Герой нашего времени»Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ (портрет) Печорина «Герой нашего времени»Печорин — герой своего времениПечорин и Грушницкий (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Тема дружбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Тема любви в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Текст: Елена Бочкова, 6.6k 👀