Печорин – герой своего времени

сочинение по литературе 9 класса
Произведение: Герой нашего времени Фаталист Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Роман “Герой нашего времени”, как единое целое, был впервые напечатан в 1840 г. Спустя год М. Ю. Лермонтов добавил к нему “Предисловие”, в котором ответил на нападки некоторых критиков. В частности, поэт полемизировал с С. П. Шеверевым, который объявил главного героя безнравственным и порочным человеком, не существующим в реальности.

Лермонтов заявил, что Печорин – “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Возмущение читателей и критиков – лучшее доказательство того, что в этом образе “больше правды, нежели бы вы того желали”.

Для современников Лермонтова действительно могло показаться обидным явное сходство Григория Александровича с ними. Спустя почти два столетия Печорина можно с уверенностью назвать “героем своего времени”.

Светский молодой человек

Печорин - герой своего времениКритики отмечают много общего между Печориным и другим знаменитым литературным героем – Евгением Онегиным. Эти художественные образы сближают бурно проведенная молодость и раннее разочарование в жизни.

Печорин принадлежал к кругу “золотой молодежи”. В разговоре с Максимом Максимычем он откровенно рассказывает о причинах постигшей его скуки. Григорий Александрович, безусловно, богат: “я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги”. Легкая доступность наслаждений понизила в его глазах их ценность.

Войдя в высший свет, Печорин с такой же страстью отдался светским балам и вечерам. Он потерял счет своим любовным победам, но обнаружил, что “сердце осталось пусто…”. Вслед за Онегиным Григорий Александрович попробовал найти утешение в науках, но и они ему наскучили.

Печорин в этом монологе делает очень важное замечание: “Счастливые люди – невежды, а слава – удача”. Через литературного героя Лермонтов высказывает собственный взгляд на состояние общества в николаевской России.

Кавказ

Григорий Александрович лаконично говорит: “Вскоре перевели меня на Кавказ”. Лермонтов поначалу планировал рассказать о подробностях этого перевода, но, вероятно, по цензурным соображениям, отказался от такого намерения. В предисловии к “Журналу Печорина” он намекает на “многие важные причины”.

Война поначалу осчастливила Печорина новизной ощущений, из которых главной была близость смерти. Однако “свист пуль” нравился ему всего лишь месяц, пока тоже не наскучил.

Таким образом, Печорин предстает перед нами типичным “героем своего времени”. Это богатый избалованный молодой человек, который уже не знает, чем себя развлечь. К светским победам добавилась военная удача. На Кавказе равнодушие Печорина многократно возросло. Бесчувственностью к “радостям и бедствиям человеческим” объясняются все поступки главного героя.

Безнравственность Печорина

Первым достойным осуждения поступком Печорина становится его похищение Бэлы. С точки зрения светского человека в этом нет ничего плохого. На упреки Максима Максимыча Печорин заявляет: “Да когда она мне нравится?”. Привыкнув всегда добиваться победы в любви, главный герой идет к своей цели. Война “развязывает” ему руки для использования новых способов.

Охлаждение Печорина к Бэле также легко объяснимо. Светские романы длились недолго и редко заканчивались трагедией. Григорий Александрович даже не предполагал, насколько близко к сердцу воспринимает любовь “азиатская красавица”.

Жизнь Печорина в Пятигорске и Кисловодске полностью укладывается в рамки поведения молодого офицера. Он возобновляет роман с замужней женщиной и плетет любовную сеть вокруг княжны Мэри. Такие “грехи” были свойственны подавляющему большинству современников Лермонтова. Правда, признаваться в них хотелось не многим.

Дуэль с Грушницким – вообще классический для своего времени способ выяснения отношений между офицерами. Печорин убил человека, но действовал в точном соответствии с “кодексом чести”.

На самом деле обвинить Печорина можно только на основании его дневниковых записок. В них он откровенно демонстрирует “собственные слабости и пороки”. Однако “история души человеческой” обычно скрыта от постороннего взгляда. Кто знает, какие мрачные и страшные мысли хранят в себе самые уважаемые и достойные люди.

В основе всех “безнравственных” поступков Печорина лежат усвоенные с детства правила жизни. Виноват в них не сам главный герой, а среда, которая его воспитала. Образ Печорина – это едкий упрек Лермонтова в адрес всего своего поколения, а не отдельных людей.


Второй вариант сочинения

Роман «Герой нашего времени» — вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В нем автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин — порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевета на молодежь России. Образ Печорина — одно из величайших художественных открытий русской литературы. По мнению Лермонтова, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Образ Печорина

Самой большой ценностью для Печорина была личная свобода. Поэтому он равнодушен и к дружбе, и к любви. Он причиняет боль людям, его окружающим. Его поступки приводят к гибели и страданиям людей, которые его любят.

События, описанные в последней главе «Фаталист» дают  повод задуматься о характере Печорина. В кругу офицеров происходит спор о том, волен ли человек распоряжаться своей жизнью или всем управляет судьба. Печорин, всегда подчинявшийся своей воле и своим желаниям, утверждает, что предопределения нет. Вулич приставляет ко лбу пистолет, чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение. Человек, стреляющий из пистолета себе в лоб, убивает сам себя, то есть сам решает закончить свою жизнь.

Осечка при выстреле убедила всех, что есть высшая сила, управляющая жизнью людей, и эта сила не позволила Вуличу умереть. Но Вулича убивает пьяный казак, убивает из-за неосторожности самого Вулича, которому не следовало ночью разговаривать с пьяным. Печорин еще раз доказывает самому себе, что человек способен подчинить себе ситуацию, если все точно рассчитает, проявит ловкость, силу, ум. Такие качества, решительность характера не могут не вызывать симпатию. Они отличают Печорина от других представителей его поколения и делают его героем своего времени.

Печорин – герой своего времени

Печорин — герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов. Он – одаренный и глубокий человек, вынужденный жить в мрачные годы. В молодости Печорин гонялся за светскими развлечениями, пресытившись ими, пытался заняться наукой, но науки тоже надоели, и наступила скука. Разочарованность в жизни, отсутствие высоких общественных идеалов — черта многих мыслящих людей того времени.

Печорин приходит к сознанию своей ничтожности, ненужности. Он считает свою жизнь чередой грустных и неудачных противоречий, уже давно живет, руководствуясь только голосом рассудка.

Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, возможность делать все, что ему хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда. И только в конце жизни он понимает, чем обернулась для него эта свобода. В конце романа мы видим его совершенно одинокого, без друзей, без семьи, без любимой женщины.

Кроме того, Печорин — скептик. Рассудочность борется в нем с чувством, ум с сердцем. Действительно, Печорин — причина несчастий многих людей. Погибает Бэла, застрелен на дуэли Грушницкий, по вине Печорина разрушен быт «мирных контрабандистов», разбиты сердца Веры и княжны Мери. Печорин признается, что в нем живут два человека: один совершает поступки, другой их судит. Но нужно ли так строго судить Печорина? Ведь он до последней минуты верил в благородство Грушницкого, в то время как тот с друзьями хладнокровно готовился убить его на дуэли. Печорин, безусловно, виновен в смерти Бэлы, но лишь косвенно. При этом он сам глубоко страдает, хотя и прячет свои чувства под маской равнодушия. Что касается Мери, то любовь к Печорину разбудила душу светской барышни, ведь любовь — не только радость, но и страдания! Выходит,  не такой уж он злодей, Григорий Александрович Печорин.

Лермонтов и Печорин – автор и герой

Чем же Григорий Александрович Печорин похож на своего создателя, Михаила Юрьевича Лермонтова? Каковы эти признаки, черты, которыми обладали и тот и другой, как представители эпохи 30-х годов девятнадцатого столетия?

Во-первых, Печорин человек армейский, он военный, что было типично для дворянства 19 века. Он офицер и этим они с Лермонтовым схожи.

Во-вторых, он участвовал в дуэли, как многие тысячи в то время. Дуэль Печорина с Грушницким типична для манеры поведения многих людей того времени. И для самого Лермонтова тоже.

В-третьих, он любовник чужой жены, что распространено среди людей во все века, начиная с библейских времён. Печорин любит Веру и она любит его, даже, может быть, ещё больше, ещё сильнее, чем он её. И хромой старичок, Верин муж, узнав об этом, называет свою жену ужасным словом и увозит её из Пятигорска. По современным изысканиям лермонтоведов такая ситуация была и у самого Лермонтова и некой Смирновой, чей муж служил в канцелярии Бенкендорфа.

В-четвёртых, он, человек, щепетильно относящийся к вопросам чести, он светский человек, раб светских правил и предрассудков. Именно поэтому он вступается за честь княжны Мери Лиговской, на которую пало подозрение, что она тайком встречается с офицером по ночам, когда Грушницкий с засадой в саду чуть не ловит выпрыгнувшего из окна Печорина. Лермонтов в своей жизни также не избегал вопросов чести.

Тем не менее, Печорин — убийца, он застрелил на дуэли Грушницкого, что так же является типическим явлением России и Европейского Запада. По статистике на дуэлях погибало огромное число дворян. А Лермонтов не мог стать убийцей, и это главное различие его и Печорина. Не мог стать им, даже если бы, наверное, захотел, потому что по определению Пушкина: «Гений и злодейство две вещи несовместные». А Михаил Юрьевич – гений.

Отношение Лермонтова к своему герою, будто бы и высказано в предисловии, где он называет его безнравственным человеком, порочным, выразителем болезни общества, однако на самом деле его отношение очень неоднозначно, таинственно, оно не укладывается в эстетические категории добра и зла, в этические нормы «хорошо» или «плохо».

Говоря о взаимоотношении автора и героя, важно отметить, что Лермонтов, как человек того же поколения, хорошо понимал своего героя, видя все его пороки и все сильные стороны и, понимая, как всё это в эпоху безвременья пропадает — сострадал ему. Таким образом, разница между ними состояла в том, что душа Лермонтова болела любовью к России, а Печорин был сосредоточен на себе.

Вывод

Совершенно очевидны недостатки героя Лермонтова, его эгоизм, равнодушие. Но судьба Печорина почему-то трогает, волнует. Мы сочувствуем его словам: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные». Все дело в том, что для высокого назначения Печорина время еще не пришло: время декабристов уже прошло, эпоха демократов еще не наступила.

Лермонтов сделал образ Печорина собирательным для своего поколения, наделив его чертами, типичными не только для своего времени, но и для самого себя. Одним из первых, кто осознал непреходящее значение лермонтовского романа, был В.Г. Белинский. «Вот книга, которой суждено никогда не стариться… — писал он. — Эта старая книга всегда будет нова».


Третий вариант сочинения

Григорий Печорин – главный герой романа «Герой нашего времени». В образе этого молодого человека отражается типичный представитель дворянства того времени. Проблемы, тревожившие общество два века назад, и по сей день остаются актуальными, поэтому с уверенностью можно заявить, что Печорин – герой не только своего времени, но и нашего.

Внешность Печорина

Григорий Александрович Печорин – молодой человек, имеющий весьма привлекательную внешность. Главный герой имел средний рост, бледную кожу, карие глаза, светлые кудри, тонкий стан и широкие плечи. Такой тип мужчин казался очень привлекательным для женщин. Кроме того Печорин носит дорогую одежду и следит за чистотой своего наряда. Выглядит герой всегда очень ухоженным и опрятным. Аристократический вид ему предает бледная кожа и длинные пальцы рук. Особое внимание привлекает его улыбка, которая придавала детское и беспечное выражение всему лицу, хотя порой он совершал весьма бессердечные поступки по отношению к другим.

Стремление к переменам

Героя не устраивает его судьба. Он постоянно пытается что-то изменить, но все попытки оборачиваются только отрицательными результатами. Он тратит свои силы на действия, которые не достойны образованного, нравственно красивого человека. Он раскидывается отношениями с людьми, хотя на самом деле остро нуждается в человеческой поддержке. Он пренебрегает любовью и дружбой, не выпускает наружу никакие чувства. А ведь у Печорина есть все для того, чтобы стать великим человеком, быть полезным обществу и обрести душевное спокойствие. Но почему же он выбирает для себя путь отшельника, который играет чужими сердцами и судьбами?

Это риторический вопрос, над которым предлагает нам поразмышлять автор. Возможно, дело в том самом поколении, о котором пишет Лермонтов. Он не зря еще до начала повествования сообщает читателю, что собрал воедино все пороки поколения. Печорина он рисует странным и неординарным, но в то же время типичным для своего времени человеком, который мог бы достичь высокой планки в моральном развитии, но само время не позволило ему этого сделать.

Время и герой

Несмотря на то, что Лермонтов четко и ясно ставит перед нами временные рамки, вопрос душевных приоритетов остается открытым во все времена. Именно это делает произведение вечным и бессмертным. Так или иначе, автор рассматривает проблему именно во времена расцвета декабризма. Размышляет, как время влияет на судьбу и характер человека. Лермонтов рассматривает личность, которую съедает время бездействия, время, когда силы тратятся впустую, а все идеалы призрачны и малозначимы.

Можно ли сказать о том, что такая проблема присуща любому времени? Вероятно, да. Ведь идеалы каждый человек должен определить для себя самостоятельно. Сегодня эта тема особенно актуальна, можно наблюдать некое сходство между временем, описанным Лермонтовым и нашим веком. Сегодня тоже само время способно съесть талантливых людей, если они не умеют бороться.

В произведении поднимается тема сопоставления времени и человеческой нравственности. Героем своего времени автор называет Печорина, но зрителю открывается загадка – прямой ли смысл имеет звание «герой», или косвенный? Насколько героичен человек, который, имея все задатки положительного персонажа, сам для себя выбирает путь «нравственного калеки»? Это вопрос, над которым предстоит глубоко задуматься, и, возможно, не раз обратиться к произведению, вошедшему в века.

Авторская позиция

Авторская позиция в романе выражена косвенно. Формально автор-повествователь в романе – молодой путешествующий офицер, встречающий Максима Максимыча и передающий его рассказ о Печорине. Однако суждения автора-повествователя лишь отчасти совпадают с позицией самого писателя, который, стремясь к максимальной объективности, словно растворился в тексте произведения.

Рассказчика и писателя объединяют восторженное отношение к природе, увлечение литературой, желание и умение анализировать. Однако если М.Ю. Лермонтова глубоко волнует проблема трагической разобщённости и он остро переживает трудности своего поколения, то автор-повествователь весьма хладнокровно и безучастно вверяет дневники Печорина читателям, радуясь известию о смерти героя как возможности опубликовать его записки. Ему, несомненно, интересны эпизоды из жизни Печорина, раскрывающие его сущность, но создаётся впечатление, что он не принимает всё происходившее с героем близко к сердцу, отстранённо наблюдает за проблемами, с которыми сталкивается всё поколение в целом.

Заключение

Печорин – фигура неоднозначная, очень противоречивая. Симпатичный молодой человек дворянского происхождения, воспитанный, получивший приличное образование. Умный и талантливый, отличный манипулятор. Но эти качества он использует совсем не во благо себе, а, наоборот, во вред. Он холодный, расчётливый циник, полный сарказма по отношению к другим людям.

Он всегда хотел быть первым, был уверен, что превосходит остальных, но окружающие не оценили его по достоинству. Поэтому Печорин стал жестоким и расчётливым циником. Свой аналитический ум и наблюдательность он использовал, чтобы причинять другим людям боль. Он оказался способен даже на предательство. Создаётся такое ощущение, что он либо мстит своим друзьям и любимым. Но за что? Возможно, за то, что они не оценили его. Поэтому, у него нет ни цели, ни смысла в жизни. Поэтому, он чувствует себя лишним человеком.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. «Классика для школы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» для подготовки к урокам литературы». Издательство «Стрекоза» 2001 год.
  2. «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: анализ текста, основное содержание, сочинения». Издательство «Дрофа» 2002 год.
  3. «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Комментарий». Издательство «Просвещение» 1975 год.
  4. «Русская литература. Произведения школьной программы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»». Издательство «Айрис Пресс» 2006 год.
  5. Альбеткова Р.И. Реализм и романтизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Традиции и новаторство в русской литературе. М., 1973 г.
  6. Виноградов И. Философский роман Лермонтова: разборы и анализы / И. Виноградов. – 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1991 г.
  7. Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М. , 1976 г.
  8. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975 г.
  9. Зотов С.Н. Художественное пространство – мир Лермонтова. Таганрог, 2001 г.
  10. Иванов С.В. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1964 г.
  11. История русской литературы XVIII – XIX вв./Под ред. Проф. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1991 г.
  12. Коровин В.И. Роман «герой нашего времени»// Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.-М., 1973 г.
  13. Левин В. «Фаталист». Эпилог или приложение? // Искусство слова. М., 1973 г.
  14. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1999 г.
  15. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 1988 г.
  16. Лукьянова М.В. Печорин и наше время/ М.В. Лукьянова. – М.: Просвещение, 1987 г.
  17. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. М., 1966 г.
  18. Маркович В.М. «Герой нашего времени» и становление романтизма в русском романе // Русская литература, 1967, № 4.
  19. Михайлова Е. Проза Лермонтова/ Е. Михайлова, 1957 г.
  20. Нейман Б.В. Философские интересы Лермонтова // Вопросы русской литературы. М., 1968 г.
  21. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж, 1964 г.
  22. Усок И.Е. «Герой нашего времени» / И.Е. Усок. – М.: Просвещение, 1986 г.
  23. Усок И.Е. К спорам о художественном методе Лермонтова // История русского романтизма. М., 1973 г.
  24. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М., 1975 г.
  25. Шагалов А.А. Проза Лермонтова/ А.А. Шагалов. – М.: Просвещение, 1985 г.
  26. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961 г.
  27. Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.1k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *