Образ (портрет) Печорина «Герой нашего времени»

сочинение по литературе 9 класса
Произведение: Герой нашего времени Фаталист Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» написан в 1840 г. Это первый психологический роман в русской литературе, исследующий внутренний мир главного героя – молодого дворянина, военного офицера Григория Александровича Печорина.

В «Предисловии» автор представляет нам Печорина как героя своего времени, «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии».

Раскрытие образа

Образ (портрет) Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ Печорина раскрывается постепенно. Вначале мы видим его глазами Максима Максимыча, пятидесятилетнего штабс-капитана. Старик рассказывает автору о том, что имел удовольствие знать весьма странного человека Г.А. Печорина. Он, по его словам, не простой «малый», обладающий рядом необъяснимых противоречий: мог целый день охотиться под моросящим дождем, а мог простудиться из-за открытой форточки; способен пойти на кабана один на один, но при этом испугаться стука закрывающегося окна. Максима Максимыча удивляла его способность молчать часами, а порой рассказывать так, что «животики надорвешь со смеха».

Мы узнаем также о богатстве Печорина, о его особенном предназначении: «Есть этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться необыкновенные вещи!».

Проблема Печорина

Главная беда Печорина в том, что ему все быстро надоедает. В юности он обратился к свету, но высшее общество быстро наскучило ему, в образовании, которое он получал годами, Печорин не видит смысла. Надежда на обретение интереса к жизни на Кавказе также оказывается ложной: свист пуль тревожит его не более жужжания комаров. Бэла, юная черкешенка, была последним шансом для Печорина. Но оказалось, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни».

Внутренние противоречия героя выражаются и в его внешности, представленной читателю глазами странствующего офицера – автора-рассказчика, близкого герою по возрасту и социальному положению.

В главе «Максим Максимыч» мы видим главного героя стройным статным офицером в отставке, одетым по последней моде. Он среднего роста, светловолосый, но при этом с черными усами и бровями. В небрежности походки и отсутствии размахивания руками автор видит скрытность характера. На первый взгляд лицо Печорина кажется моложавым, но при лучшем рассмотрении автор замечает следы морщин, в улыбке же его присутствует что-то детское. Показательно, что глаза героя не смеялись, когда он смеялся. Это говорит о злом нраве либо о большом и тяжелом жизненном опыте.

От штабс-капитана автору-рассказчику попадают личные записки Григория Александровича, которые тот публикует, узнав о смерти Печорина по пути в Персию.

Испытания Печорина

Как и многие другие литературные герои, Печорин проходит испытания любовью и дружбой, но не выдерживает их: убивает друга на дуэли, причиняет всем любящим его и любимым людям боль. Сам он говорит, что способен причинять людям лишь страдание, так как «ничем не жертвовал для тех, кого любил». Он индивидуалист по натуре, для реализации своих жизненных целей ему никто не нужен, он способен решить все свои проблемы самостоятельно.

Действительно, Печорин жесток со многими близкими людьми. Взять даже его встречу после долгой разлуки с Максим Максимычем – он отнесся к старику, который считал его сыном, как к чужому. Но необходимо отметить, что он жесток и с собой. Нет ни одного требования к окружающим, которое он не выполнял бы сам. Многие его несчастья, столкновения с обществом происходят по причине его максимализма, требования от жизни всего и сразу, но невозможности получения должного удовлетворения.

На мой взгляд, Григорий Александрович Печорин – человек достойный, умный, сильный духовно. Но он не может найти применения своим необъятным силам и возможностям в условиях современного ему общества, не имеющего никаких духовных ценностей.


Второй вариант сочинения

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что хотел, чтобы на него равнялись, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Внешность и возраст

На момент действий в главе «Княжна Мэри» Печорину  около двадцати пяти лет. Погибает он в возрасте около тридцати лет, то есть ещё совсем молодым.

Григорий Александрович обладает достаточно привлекательной внешностью. У него стройное крепкое телосложение при среднем росте.

У Григория белокурые волосы, нежная бледно-аристократическая кожа, но тёмные усы и брови. Одевался молодой человек по моде, выглядел ухоженно, однако ходил небрежно и лениво.

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна цитата о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! …Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Взгляд Печорина всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Происхождение

Главный персонаж романа имеет дворянское происхождение. Он родился и вырос в Санкт-Петербурге.

Всю свою жизнь Григорий относился к высшим слоям общества, поскольку являлся потомственным богатым помещиком. На протяжении всего произведения герой является военнослужащим и носит военное звание прапорщика.

Воспитание и образование

Григорий Александрович получил исключительно светское воспитание.

Он умело говорит по-французски, танцует, умеет держаться в обществе, однако книг много не читал, да и свет ему скоро надоедает.

Большой роли родители в его жизни не играли. В молодые годы Григорий пустился во все тяжкие: спускал большие деньги на развлечения и удовольствия, однако и это разочаровало его.

Об образовании главного героя романа мало, что известно. Однако даётся понять, что он увлекался науками некоторое время, но и к ним потерял интерес, счастья они не приносят. После этого Печорин занялся имеющим популярность в обществе военным делом, которое также скоро ему наскучило.

Образ Печорина в разных главах

В первой главе «Бэла» повествование ведётся от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.

В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня. Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, и молодой человек разбивает ей сердце. В конце главы девушку убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Григорий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя никакой вины за произошедшее.

Повествование следующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: остается совершенно холодным к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.

«Тамань» – третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, для того чтобы избавиться от него. В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые снова разрушены его невольным вмешательством.

В главе «Княжна Мери» главный герой раскрывается более детально и разносторонне. Становятся заметны такие качества, как коварство и расчетливость в построении планов по соблазнению княжны Мери и дуэли с Грушницким. Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.

Григорий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры. В прошлом у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Григорий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о существовании любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни. Григорий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.

В последней части «Фаталист» герой представлен потерявшим всяческий интерес к жизни. Он даже ищет собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Григорий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот раз предугадал смерть поручика Вулича.

Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Григорий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».

Вывод

Раскрыть характер Печорина во многом помогает его собственное отношение к себе. Герой признается, что видит счастье в подчинении людей своей воле, в ощущении власти над ними. Но затем ему снова становится скучно, жизнь противна и неинтересна Печорину. Он не способен надолго привязаться к кому-либо или увлечься одним делом. Всю свою активность он направляет на путь зла.

Григорий Печорин — трагический герой, он чувствует себя чужим и одиноким среди людей. Никто не может понять противоречивой души молодого человека, разделить его стремлений. Поэтому Печорин вынужден обречь себя на вечные поиски того, что успокоит его. Но раз от раза он лишь обрекает на страдания окружающих. Внеся трагедию в жизнь нескольких людей (Вера, Мэри, Максим Максимыч, Бэла, Грушницкий), сам Печорин столь же трагически заканчивает свой путь.


Третий вариант сочинения

Образ Григория Александровича Печорина представляет собой совершенно новый типаж главного героя. Уже само название произведения раскрывает смысл этого образа: в нем автор собрал черты целого поколения молодых людей, раскрывая суть своего времени.

В образе Печорина Лермонтов соединил характерные пороки своих современников, создав портрет «героя времени». И через историю его личности можно легко проследить историю России в эпоху постдекабризма, характер нового поколения и проблему общества 30-х годов 19 века.

Кто такой Печорин

Главный герой романа является молодым человеком, представителем высшего общества. Григорий Александрович образован и умён, смел, решителен, умеет производить впечатление, особенно на дам, и утомлён жизнью.

Богатый и не самый счастливый жизненный опыт приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо. Всё в жизни герою приедается: земные удовольствия, высший свет, любовь красавиц, наука – всё, по его мнению, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.

Герой определенно является скептиком, однако нельзя сказать, что ему чужды чувства. Григорий Александрович обладает высокомерием и самолюбием (хотя самокритичен), питает привязанность к своему единственному товарищу, доктору Вернеру, также ему доставляет удовольствие манипуляция людьми и их страдания как следствие.

Для всех окружающих герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает противоречивость своего характера. Эта противоречивость рождена борьбой разума и чувств внутри него, наиболее ярким её примером является его любовь к Вере, которую Григорий осознает слишком поздно.

Характер

Внешний облик Григория полностью отражает внутреннее состояние души. Все, что он делает, проникнуто точной последовательностью шагов, холодной рассудительностью, через которые иногда пытаются прорваться эмоции и чувства. Бесстрашный и безрассудный, где-то слабый и беззащитный, словно ребенок. Он весь создан из сплошных противоречий.

Григорий пообещал себе, что никогда не покажет настоящее лицо, запретив проявлять любые чувства к кому-либо. Он разочаровался в людях. Когда он был настоящим, без лукавства и притворства, они не смогли понять глубину его души, обвиняя в несуществующих пороках и предъявляя претензии.

Печорин постоянно в поиске себя. Мечется, ищет смысл жизни, и не находит. Богат и образован. Дворянин по происхождению, он привык крутиться в высшем обществе, но ему такая жизнь не по душе. Григорий считал ее пустой и никчемной. Хороший знаток женской психологии. Мог вычислить каждую и понять с первых минут разговора, что она собой представляет. Вымотанный и опустошенный светской жизнью, он пытался углубиться в науку, но вскоре понял, что сила не в знании, а в ловкости и удаче.

Скука разъедала мужчину. Печорин надеялся, что на войне тоска уйдет, но ошибался. Кавказская война принесла очередное разочарование. Невостребованность в жизни привела Печорина к поступкам, не поддающимся объяснению и логике.

Любовь в жизни Печорина

Единственной женщиной, которую он любил, была Вера. Для нее он был готов на все, но быть вместе, им не суждено. Вера замужняя женщина. Те редкие встречи, что они могли себе позволить слишком компрометировали их в глазах окружающих. Женщина вынуждена была уехать из города. Догнать любимую не удалось. Печорин до смерти загнал коня в попытке остановить и вернуть ее.

Других женщин главный герой не воспринимал всерьез. Они были для него всего лишь лекарством от скуки, не более. Пешки в игре, где правила устанавливал он. Скучные и неинтересные создания нагнетали на него еще большее уныние.

Действия и поступки Печорина

Первые впечатления о главном герое романа Лермонтова читатель получает, познакомившись с Максимом Максимычем. Мужчина служил вместе с Печориным на Кавказе, в крепости. Это была история девушки по имени Бэла. Печорин поступил с Бэлой плохо: от скуки, развлекаясь, он  выкрал девушку-черкешенку, настоящую красавицу.  Вначале Бэла была холодна с Печориным, но постепенно он разжигает в ее сердце огонь любви. Однако как только черкешенка полюбила Печорина, тот сразу же потерял к ней интерес.

Печорин рушит судьбы других людей, заставляет страдать окружающих, но остается безразличным к последствиям своих поступков. В итоге Бэла погибает. Печорин вспоминает о девушке, жалеет ее, но произошедшее не вызывает у Печорина раскаянья. Пока Бэла была жива, Григорий говорил товарищу, что все еще любит девушку, чувствует благодарность к ней, но скука остается прежней, и именно скука решает все.

Попытка отыскать счастье толкает главного героя на эксперименты, которые он ставит на живых людях. Психологические игры, между тем, оказываются бесполезными: в душе Печорина остается все та же пустота. Эти же мотивы сопровождают разоблачение «честных контрабандистов»: поступок героя не приносит хороших результатов, лишь оставляя слепого паренька и старушку на грани выживания.

Любовь дикой кавказской красавицы или дворянки – это не имеет значения для Печорина. В следующий раз для своих экспериментов герой выбирает аристократку – княжну Мэри. Красавец Григорий играет с девушкой, вызывая в душе Мэри любовь к нему, однако после покидает княжну, разбив ей сердце.

О ситуации с княжной Мэри и с контрабандистами читатель узнает из дневника, который завел главный герой, желая понять себя. В конце концов, даже дневник надоедает Печорину: любое занятие завершается скукой.

Он ничего не доводит до конца, не вынося страдания от потери интереса к предмету былой страсти. Так, записи Печорина скапливаются в чемодане, который в итоге попадает в руки Максима Максимыча. Максим Максимыч хранит тетради и дневники Григория, надеясь отдать чемодан товарищу. Но этому было не суждено случиться.

Печорин – герой своего времени

«Герой нашего времени» – роман не про самого Печорина, а про его время. Возможно, если бы Печорин родился в другой период, он смог бы стать хорошим человеком и реализовать себя, но время не выбирают. И собирательный образ Печорина Лермонтов использует для вынесения вердикта обществу, в котором он живет.

Такая бессмысленность жизненного пути Печорина – жестокий диагноз автора, который он ставит своему поколению. Неслучайно роман называется «Герой нашего времени». В предисловии к роману Лермонтов скажет про Печорина: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Михаил Юрьевич имеет в виду поколение 1840-х годов – времени упадка классических романтических идеалов, когда сам по себе бунт уже не может быть самоцелью.

Автор берет романтического героя и смотрит на него объективным взглядом, пытаясь понять мотивы его поступков. Отсюда и описание всех пороков запоздалого романтика: эгоизм, скука, отсутствие смысла жизни, безволие, невозможность совершать решительные действия. Да, Печорин – офицер, и он не боится своей участи – что на поле боя, что на дуэлях. Но все эти игры со смертью являются лишь способом убежать от обычной жизни с ее проблемами, с которой романтик не знает, что делать.

Поколение Лермонтова – это поколение, которое испытывает на себе влияние провала восстания декабристов и их идей. Декабристы верили, что своими действиями можно изменить общество и тем самым послужить на славу государства. Но им не хватило четкого плана и решимости реализовать свой замысел. И поколение Печорина из-за невозможности решительных действий останется поколением бравых офицеров, которые будут соблазнять девушек и участвовать в дуэлях, но не смогут смириться с разочарованием от мысли, что никаких великих дел для них не уготовано.

Заключение

Характер и отношение к жизни героя остаются непонятными вплоть до эпизода, когда Печорин рассказывает о своём детстве. Виной того, что герой стал «нравственным калекой» является воспитание, ущерб от которого сказался не только на его жизни, но и на судьбах людей, которым тот причинил боль.

Однако каким бы жестокосердным ни был человек, ему не избежать настоящей любви. К сожалению, Печорин слишком поздно осознал её. Это разочарование обернулось для него потерей последней надежды на нормальную жизнь и счастье.

Образ Григория Печорина был создан М.Ю. Лермонтовым, для того чтобы показать потерю нравственных ориентиров поколения 30-х годов девятнадцатого века.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. «Классика для школы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» для подготовки к урокам литературы». Издательство «Стрекоза» 2001 год.
  2. «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: анализ текста, основное содержание, сочинения». Издательство «Дрофа» 2002 год.
  3. «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Комментарий». Издательство «Просвещение» 1975 год.
  4. «Русская литература. Произведения школьной программы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»». Издательство «Айрис Пресс» 2006 год.
  5. Альбеткова Р.И. Реализм и романтизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Традиции и новаторство в русской литературе. М., 1973 г.
  6. Виноградов И. Философский роман Лермонтова: разборы и анализы / И. Виноградов. – 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1991 г.
  7. Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М. , 1976 г.
  8. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975 г.
  9. Зотов С.Н. Художественное пространство – мир Лермонтова. Таганрог, 2001 г.
  10. Иванов С.В. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1964 г.
  11. История русской литературы XVIII – XIX вв./Под ред. Проф. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1991 г.
  12. Коровин В.И. Роман «герой нашего времени»// Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.-М., 1973 г.
  13. Левин В. «Фаталист». Эпилог или приложение? // Искусство слова. М., 1973 г.
  14. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1999 г.
  15. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 1988 г.
  16. Лукьянова М.В. Печорин и наше время/ М.В. Лукьянова. – М.: Просвещение, 1987 г.
  17. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. М., 1966 г.
  18. Маркович В.М. «Герой нашего времени» и становление романтизма в русском романе // Русская литература, 1967, № 4.
  19. Михайлова Е. Проза Лермонтова/ Е. Михайлова, 1957 г.
  20. Нейман Б.В. Философские интересы Лермонтова // Вопросы русской литературы. М., 1968 г.
  21. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж, 1964 г.
  22. Усок И.Е. «Герой нашего времени» / И.Е. Усок. – М.: Просвещение, 1986 г.
  23. Усок И.Е. К спорам о художественном методе Лермонтова // История русского романтизма. М., 1973 г.
  24. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М., 1975 г.
  25. Шагалов А.А. Проза Лермонтова/ А.А. Шагалов. – М.: Просвещение, 1985 г.
  26. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961 г.
  27. Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.8k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *