Судьба в произведении “Герой нашего времени”

сочинение по литературе 9 класса
Произведение: Герой нашего времени Фаталист Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Само название романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” позволяет догадаться, что речь идет о человеке с необычной судьбой. Григорий Александрович Печорин, как и Лермонтов, принадлежит к кругу оппозиционно настроенной гвардейской молодежи. Его биография изложена фрагментарно, с нарушением хронологической последовательности. Читателю неизвестно, каким образом главный герой попал на Кавказ. Остается загадкой и жизнь Печорина в течение пяти лет между отъездом с Кавказа и последней встречей с Максимом Максимычем и автором.

Цикл отдельных повестей приоткрывает завесу лишь над некоторыми эпизодами в биографии Печорина. Но их вполне достаточно, чтобы оценить невероятную судьбу главного героя. Жизнь забрасывает Печорина в самые разнообразные ситуации, из которых он выходит наперекор судьбе. В конце романа главный герой сам высказывает свой основной жизнеутверждающий принцип: “Я люблю сомневаться во всем”. Этим убеждением он руководствуется во всех своих “приключениях”.

“Тамань”

Судьба в произведении "Герой нашего времени"Из “Дневника Печорина” автор узнает о первом необычном повороте в его судьбе. Из чистого любопытства главный герой становится случайным свидетелем выгрузки товаров контрабандистами. Как офицер, Григорий Александрович был обязан донести об этом коменданту. Если же он испытал жалость к нарушителям закона, то мог попросту забыть обо всем.

Печорин поступил по-своему. Зная о возможной ловушке, он ночью пошел на встречу с загадочной девушкой.  Для подстраховки он всего лишь предупредил своего казака, чтобы тот ждал его сигнала – выстрела из пистолета.

Ведет себя Печорин абсолютно необдуманно и нелогично, словно бросая вызов судьбе. Не умея плавать, он садится с девушкой в лодку. Слишком поздно главный герой замечает, что его пистолет оказался за бортом. В результате ожесточенной борьбы Печорину удается выбросить ловкую и сильную противницу из лодки и добраться до берега.

“Смешное” приключение (“слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила”) могло стоить Печорину жизни. Однако, успокоившись, он быстро забыл о нем и продолжил путь.

Два романа

Во время пребывания в Пятигорске и Кисловодске (“Княжна Мэри”) Печорин вновь оказался на жизненном перепутье. На этот раз от скуки он захотел “влюбить” в себя молодую девушку с целью разозлить своего давнего приятеля Грушницкого. В начале главы Григорий Александрович делает очень важное искреннее признание: “Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”.

Печорин и сам не может объяснить, зачем он продолжает “волочиться” за княжной. К тому же в это время он встречает свою давнюю возлюбленную Веру, которая вышла замуж. Между ними вновь вспыхивает бурный роман.

Запутанные любовные отношения в сочетании со злостью Грушницкого грозят Печорину неприятностями. Его опять выручает слепая случайность. Григорий Александрович узнает, что Грушницкий с приятелями собираются спровоцировать его на дуэль и выставить на посмешище. Печорин решается наказать заговорщиков.

Накануне дуэли Печорин задумывается о смерти: “Может быть, я завтра умру!”. Однако эта мысль приводит его к неожиданному заключению: “Смешно и досадно!”.

После убийства Грушницкого и поспешного отъезда Веры Григорий Александрович сам отказывается от “пути, открытого судьбой”. Он признается княжне Мэри, что попросту смеялся над ней и уезжает из города.

Жизнь Печорина в крепости

Максим Максимыч относит Печорина к людям, “у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи”. Короткая история романа с Бэлой – яркий пример этому.

Печорину с большим трудом удалось добиться ответной любви со стороны “хорошенькой княжны”. Максим Максимович искренне радовался, глядя на взаимное счастье. Однако “несчастный характер” Григория Александровича обернулся очередным ударом судьбы. Признавая себя “причиной несчастия других”, Печорин, конечно, даже не думал, что окажется причиной смерти Бэлы.

Реакция Печорина на гибель девушки поразила Максима Максимовича: “Он поднял голову и засмеялся”.

Фаталист

История с Вуличем является самым главным в жизни Печорина вызовом против судьбы. На его глазах поручик непостижимым образом избегает смерти, доказывая, что предопределения не существует. Однако спустя несколько часов Вулич глупо погибает от рук пьяного казака.

Печорин уже готов поверить в неотвратимость судьбы, но решает пройти через подобное смертельное испытание. С риском для жизни он обезоруживает казака и тем самым опровергает убеждение людей в роковой фатальности.

“Уж так у него на роду было написано…”

Такими словами Максим Максимыч отзывался о Вуличе и о Печорине. Пожилой штабс-капитан был абсолютно прав.

Даже несколько эпизодов из жизни Григория Александровича дают представление о том, что он постоянно подвергает свою жизнь смертельному риску. Складывается ощущение, что этот странный человек “заговорен” от смерти. Печорин хладнокровно разбивает женские сердца, убивает Грушницкого, поражает Максима Максимовича своим равнодушием. “Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!”, – признается он.

В конце концов судьба настигает Печорина в неожиданный момент, когда он возвращался из Персии. Автор не уточняет обстоятельства его смерти, да это и не важно. “Герой нашего времени” всегда ходил по краю бездны, безгранично веря в собственные силы и презирая окружающих. Рано или поздно он должен был понести наказание за все причиненные людям беды и несчастья.


Второй вариант сочинения

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа – поиск места сильной личности в жизни, проблема свободы человеческого действия и роли судьбы, ее ограничивающей.

Весь роман можно назвать фатальным, но только последняя глава называется «Фаталист». Вообще, не одна из глав всего произведения не связана с другой, и в этом тоже можно усмотреть некую фатальность. Печорин проживает как будто множество жизней: в «Бэле» похищает Бэлу, в «Княжне Мери» убивает Грушницкого, а в «Фаталисте» сам оказывается на волосок от смерти. Но эта несвязанность видна только на первый взгляд. Замысел всего романа таков, что показывает нам Печорина в разных ситуациях и в разных местах, во взаимоотношениях с разными людьми. Где-то он находит себе подобных, где-то полных антиподов.

Мотив судьбы в романе

Тема судьбы в романе Лермонтова рассматривается с двух сторон. С одной стороны Печорин верит в свое особенное трагическое предназначение, с другой же утверждает, что он не боится будущего.

Мотив судьбы проходит через весь роман, находя яркую развязку в главе «Фаталист». Обычно, отвечая на вопрос: «Что значит судьба для Печорина»,- анализируют только эту главу, хотя и до нее были случаи вмешательства фатума в жизнь героя. Он сам называет себя «топором в руках судьбы», считая, что в его пагубном влиянии на людей и есть его смысл жизни и предназначение: «Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились». Этой фразой он как бы объясняет свое предательское отношение к Белле, игру с чувствами Мери, колкости в адрес Грушницкого и последующее его убийство.

Печорин испытывает людей вокруг себя, чтобы подтвердить свою мысль о том, что его преследует злой рок. Герою начинает казаться, что он никуда не может уйти от этого, и в главе «Фаталист» у него появляется целых три шанса, чтобы понять себя и обрести более верное понимание судьбы. Лермонтов намеренно воссоздает несколько разных случаев, довольно спорных, таких, что совершенно становится непонятно, удача это или, действительно, судьба.

Понимание роли судьбы героями романа

Судьбы героев романа «Герой нашего времени», как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать. В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастен главный герой Печорин, несчастна черкешенка Бэла, похищенная и отданная Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки. Наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юнкер Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

Особая тема романа – тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Это поколение не знает, куда направить свои жизненные силы, как послужить своему Отечеству.

«Фаталист»

В «Фаталисте» Лермонтов сталкивает Печорина с Вуличем. Вулич – страстный игрок, немногословен и никому не доверяет. Мы видим, что даже в пылу сражения он не изменяет своей страсти и продолжает играть, как будто сидит за карточным столом. Печорин – это «лишний человек», так условились называть его литературоведы, это и понятно, он скитается по свету и нигде не находит себе пристанища. В «Фаталисте» чувства отверженности его проявляются наиболее остро. Непонятно, кого здесь считать фаталистом, самого Печорина или Вулича, решившего поставить ужасный эксперимент и проверить правильность мусульманского поверья. В чем-то они, эти два фаталиста, похожи.

Вначале главы Печорин поддерживает пари Вулича просто из любопытства. Он ни на минуту не верит в какие-то старые приметы, тем более в мусульманские поверья, ведь сам он православный. Но неожиданная смерть Вулича заставляет его в какой-то мере раскаяться в своем неверии. Что фатальнее верить в смерть или не верить в нее? И кто больший фаталист, Печорин и Вулич с пистолетом у виска? Такова основная проблема представленной главы.

Вулич решает проверить себя и смерть на прочность. Выражение «чему быть, того не миновать» прочно вошло в нашу нелегкую действительность и стало поговоркой, а Вулич осмелился вести опасные игры с жизнью. Автор, а вместе с ним и Печорин, понимает, что человеку уже заглянувшему в глаза смерти, нет места на этом свете. Если он решился на такой поступок, значит, мало что его связывает с этим миром. И это даже не простая отвага. В комнате, где все это происходило, было много военных, храбрых офицеров, видевших смерть не раз, но не один из них не отважился сыграть в русскую рулетку.

Не нужно проверять это поверье, чтобы убедиться в том, что человек смертен, причем внезапно смертен. Не случайно в эпизод введен случай со свиньей, которая случайно умерла от шашки пьяного офицера. Автор показывает, что любой может просто так вот умереть, как это бедное животное, причем умереть внезапно, во цвете лет. Что и происходит в тот же вечер с Вуличем. Он искал смерти, он ее и получил.

Над Печориным тоже тяготеет рок. Из романа становится известно, что он воевал, причем воевал не потому, что был убежден, что так нужно, а просто от скуки, оттого, что нечем ему было более заняться. Также известно и о его дуэли с Грушницким, тогда он тоже был на волосок от смерти, почему же тогда он считает вместе со всеми, что выходка Вулича – это всего лишь прихоть? Печорин сам постоянно живет на грани смерти. Он, так же как Вулич направлял себе пистолет в лоб, лез в дом, где заперся убийца. Здесь важно понимать один момент. Вулич и Печорин не дорожат своими жизнями, однако, Вулич решает убить себя физически, его игру с пистолетом иначе как самоубийством не назовешь, а вот Печорин убивает себя морально, осознанно отказываясь от нормальной жизни и скитаясь по свету.

Заключение

Тема судьбы проходит через весть роман «Герой нашего времени». Лермонтов был романтическим автором, а романтизму вообще свойственно все загадочное, печальное и трагические. Сам автор всю жизнь искал тот романтический идеал, который в романе ищет Печорин. Такую же романтическую смерть хотел найти, вероятно, и Вулич, только вот судьба распорядилась иначе. Писатель во многом похож на своего героя, хотя ни в коем случае отождествлять его с Печориным нельзя. Герой находит идеалы и по своей же вине их теряет, а творец все время в поиске, потому что пока ничего не нашел. Романтизм, видимо, и создал последнюю судьбоносную главу.

Сложно сказать, как стоит поступить: знать свою судьбу и смириться с ней или знать, что она предопределена, но всеми силами стараться прожить жизнь достойно, потому что, как сказал доктор Вернер: «Я знаю, что в один прекрасный день я умру». Трудно не согласиться с этим. Смерть всех уравняет, кто потом вспомнит, как ты жил, если внутренний огонь не отражался на твоем лице.

Каждый волен иметь свою точку зрения на предмет фатальности тех или иных событий. Больше занимает вопрос, уже обозначенный вначале: кто больший фаталист, Печорин или Вулич? Думается, что все же Печорин. Вулич принес смерть только себе, Печорин, как уже упоминалось, погубил множество жизней; он – не фаталист, он – сам фатум, рок, судьба. Он знал, что столкнется с Грушницким, знал, что умрет Вулич, и в этом мы снова видим романтические черты лермонтовского романа. Печорин – прагматик, но, вместе с тем, и романтик, и чувства ему не чужды.


Третий вариант произведения

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист». И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении автор продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях. Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в «Герое нашего времени» также рассматривается автором с трагической точки зрения.

Судьба Печорина

Печорин – персонаж, который сознательно отказался от чувств. Он циничен и эгостичен, несмотря на то, что умен и хорошо воспитан. Лермонтов собрал в этом образе все поколение, показывая, на что обречены люди, отказывающие от любви и дружбы. Сам автор не относится к герою негативно, но судьба Печорина говорит сама за себя.

Печорин называет себя «нравственным калекой». Он понимает это, и принимает себя таким. Сам он говорит о том, что его стоило бы пожалеть. Но таким его сделало общество. Когда он пытался проявить добрые чувства – люди не принимали их. Общество ждало от него только негативно. Никто не был с ним ласков и все только оскорбляли его. В итоге он стал таким, каков есть сейчас. Все это Печорин раскрывает в беседе с Мери, сердце которой хотел завоевать лишь из «спортивного интереса», для того, чтобы обойти Грушницкого. Есть в этом доля правды, или это только лишь умелая манипуляция юной девушкой? Вероятно, играя на чувствах девушки, Печорин и правда раскрывает свою душу, высказывая проблему целого поколения.

Судьба Печорина заключается в обреченности на постоянное чувство скуки. В попытке хоть как-то избавиться от него, получить какое-нибудь развлечение, Печорин играет судьбами людей. Такие игры нередко оканчивается смертью или загубленной душой. Но герой не обращает на это внимания, продолжая забавлять себя все новыми «достижениями». Печорин является одиноким, сознательно отказываясь от всяческих проявлений дружеских или любовных чувств.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы». То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующим на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через семьдесят лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.

Тема судьбы в повести «Фаталист»

Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).

Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять важные для автора проблемы бытия человека.

Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбой человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он должен выстрелить себе в висок из заряженного пистолета и увидеть, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.

В споре с Вуличем Печорин имеет двойственную позицию по отношению к фатуму, ведь сам говорит, что видит на его лице какой-то страшный отпечаток неизбежной судьбы, но не согласен с приятелем в том, что судьба человека заранее предопределена. Возможно, и здесь герой пытается убедить себя в том, что никакой судьбы не существует, но жизнь играет с ним, заставляя поверить в обратное. Так же он говорит, что привык «ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо», поэтому вопрос остается открытым.

Тут и становится понятна позиция героя, который не бросается в крайности, отрицая фатализм или, наоборот, его признавая. Он считает, что судьбе отведено определенное место в нашей жизни, но человек может сам её выбирать, совершая те поступки, которые желает. Быть может, судьба не сплошная линия, а частые распутья, на которых нам приходится самостоятельно делать выбор? Похоже, что герой придерживается двойственной точки зрения, не отвергая превратности судьбы, но и не умаляя достоинств личного выбора человека.

Вывод

Философская повесть «Фаталист» играет в романе роль своеобразного эпилога. Благодаря особой композиции романа, он заканчивается не смертью героя, о которой было сообщено в середине произведения, а представлением Печорина в момент выхода из трагического состояния бездействия и обреченности. Здесь впервые герой, разоружающий пьяного казака, убившего Вулича и опасного для других, совершает не какое-то надуманное действие, призванное лишь развеять его скуку, а общеполезный поступок, притом не связанный ни с какими «пустыми страстями»: тема любви в «Фаталисте» выключена вовсе.

На первое место вынесена главная проблема – возможностей человеческого действия, взятая в самом общем плане. Именно это и позволяет закончить на мажорной ноте грустное повествование о современном автору поколении.

Тем не менее, путь поисков уже указан, и в этом огромная заслуга Михаила Юрьевича не только перед русской литературой, но и перед русским обществом. И сегодня, решая вопрос о судьбе и ее роли в жизни человека, мы невольно вспоминаем Лермонтова и героя его романа. Конечно, вряд ли кто-то из нас, живущих в наше время, пойдет на такой смертельный эксперимент, но сама логика решения вопроса о судьбе, предложенная в «Фаталисте», может оказаться близка многим.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. «Классика для школы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» для подготовки к урокам литературы». Издательство «Стрекоза» 2001 год.
  2. «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: анализ текста, основное содержание, сочинения». Издательство «Дрофа» 2002 год.
  3. «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Комментарий». Издательство «Просвещение» 1975 год.
  4. «Русская литература. Произведения школьной программы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»». Издательство «Айрис Пресс» 2006 год.
  5. Альбеткова Р.И. Реализм и романтизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Традиции и новаторство в русской литературе. М., 1973 г.
  6. Виноградов И. Философский роман Лермонтова: разборы и анализы / И. Виноградов. – 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1991 г.
  7. Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М. , 1976 г.
  8. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975 г.
  9. Зотов С.Н. Художественное пространство – мир Лермонтова. Таганрог, 2001 г.
  10. Иванов С.В. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1964 г.
  11. История русской литературы XVIII – XIX вв./Под ред. Проф. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1991 г.
  12. Коровин В.И. Роман «герой нашего времени»// Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.-М., 1973 г.
  13. Левин В. «Фаталист». Эпилог или приложение? // Искусство слова. М., 1973 г.
  14. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1999 г.
  15. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 1988 г.
  16. Лукьянова М.В. Печорин и наше время/ М.В. Лукьянова. – М.: Просвещение, 1987 г.
  17. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. М., 1966 г.
  18. Маркович В.М. «Герой нашего времени» и становление романтизма в русском романе // Русская литература, 1967, № 4.
  19. Михайлова Е. Проза Лермонтова/ Е. Михайлова, 1957 г.
  20. Нейман Б.В. Философские интересы Лермонтова // Вопросы русской литературы. М., 1968 г.
  21. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж, 1964 г.
  22. Усок И.Е. «Герой нашего времени» / И.Е. Усок. – М.: Просвещение, 1986 г.
  23. Усок И.Е. К спорам о художественном методе Лермонтова // История русского романтизма. М., 1973 г.
  24. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М., 1975 г.
  25. Шагалов А.А. Проза Лермонтова/ А.А. Шагалов. – М.: Просвещение, 1985 г.
  26. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961 г.
  27. Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.3k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *