Печорин и Грушницкий

сочинение по литературе 9 класса
Произведение: Герой нашего времени Фаталист Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Печорин и ГрушницкийПечорин познакомился с Грушницким на Кавказе в действующей армии. Грушницкий – молодой человек (около 20 лет), носящий звание юнкера (кандидат на получение офицерского чина). Выглядит он старше своих лет.

Печорин испытывает неприязнь к манере поведения Грушницкого. Юнкер любит принимать трагическую позу и произносить возвышенные речи. Григорий Александрович быстро догадался, что основная цель Грушницкого – производить эффект среди доверчивых “зрителей” и собеседников, т. е. “сделаться героем романа”.

Печорин прекрасно знает, что Георгиевский крест Грушницкий получил за “показную” храбрость. Он видел юнкера в бою: “…махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза”.

Грушницкий понимает, что Печорин не попал под его влияние. В обществе они выглядят друзьями, но в душе каждого нарастает злоба. Печорин предчувствует, что когда-нибудь взаимная неприязнь приведет к серьезным последствиям.

Встреча в Пятигорске

С самой первой встречи на водах Печорин с Грушницким продолжают скрытый от посторонних поединок. Преимущество явно на стороне Григория Александровича. Он хорошо изучил Грушницкого, который “не знает людей и их слабых струн”.

Грушницкий совершил большую ошибку, когда дал понять Печорину о своей заинтересованности княжной Мери. Для скучающего главного героя возможность позлить юнкера выглядела способом развлечься.

Отношение к княжне Мери

Грушницкий плохо знает женщин. Завоевать сердце молодой красавицы он пытается излюбленным методом. Юнкер “с мрачным видом” произносит готовые искусственные фразы (“Что для меня Россия?”, “под пулями дикарей”). Его комплименты девушке слишком патетичны и расплывчаты: “один светлый, женский взгляд”.  Поначалу это производит впечатление на княжну Мери, но с каждым днем настойчивый поклонник все больше ей надоедает.

Опытный в любовных делах Печорин ведет очень тонкую рассчитанную игру. Он досконально знает, как вести себя с неопытной девушкой, и не спеша плетет любовную сеть.

Грушницкий выглядит смешно и жалко. Он ведет с княжной сентиментальные разговоры, заказывает кольцо с надписью “Мери”, не спускает глаз с “богини”. В это время Печорин сочетает намеренную холодность с практическими действиями: целует девушке руку, защищает ее от пьяного “кавалера”, переносит в объятиях через быструю речку.

Предпочтения княжны Мери “вычислить” нетрудно. Для Грушницкого бал становится настоящим шоком. Он не сомневался, что девушка также влюблена в него, и поэтому снисходительно относился к ухаживаниям Печорина. Получив наконец-то офицерский чин, юнкер намеревался окончательно завоевать сердце девушки, но встретил холодный отпор. С Грушницкого моментально слетела “трагическая мантия”, за который оказался рассерженный мальчик: “… бросил бешеный взгляд, топнул ногой и отошел прочь”.

Месть Грушницкого

Убийство Грушницкого обычно ставят в вину Печорину, хотя на самом деле она не так уж и велика. Юнкера сгубили чрезмерная самоуверенность и “романтический фанатизм”.

Мери сделала свой выбор. Печорин виноват перед ней, потому что не имел никакого намерения жениться. Но ведь Грушницкий об этом не знал. Он хотел отомстить сопернику из мужского самолюбия. До чувств самой княжны ему не было никакого дела.

Заговор против Печорина был очень грязным и бесчестным. Причем Грушницкий хотел опорочить имя и своей возлюбленной. Вызывая “приятеля” на дуэль, Печорин защищал как свою честь, так и репутацию княжны Мери.

Задумка шайки Грушницкого с незаряженным пистолетом – подготовка преднамеренного хладнокровного убийства. Печорин дважды хотел простить соперника, если бы тот отказался от этого плана: “я бросился б ему на шею”; “вы не отказываетесь от своей клеветы?”.

Когда Печорин раскрыл обман и потребовал зарядить пистолет, он еще раз попытался достучаться до совести Грушницкого: “Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все”. Ответ новоиспеченного офицера был достаточно красноречив: “Я себя презираю, а вас ненавижу”.

Множество людей погибло на дуэли из-за самых незначительных причин. В этом плане совесть главного героя может быть спокойна. Равнодушный к “радостям и бедствиям человеческим” Печорин до последнего испытывал жалость к “бедняжке” Грушницкому и хотел предотвратить кровопролитие. Обозленный мечтатель сам шел навстречу смерти и буквально потребовал совершить выстрел. Даже в последней фразе он не удержался от торжественного тона: “Нам на земле вдвоем нет места…”.


Второй вариант сочинения

Главным героем романа «Герой нашего времени», написанного М.Ю. Лермонтовым, является Григорий Печорин. В произведении описываются события, происходящие в его жизни и его взаимоотношения с разными людьми. Для того чтобы наиболее точно раскрыть все его качества, автор противопоставляет Печорину другого персонажа – юнкера Грушницкого.

Встреча старых приятелей

События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он встретился с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.

Сходства и различия Печорина и Грушницкого

У молодых людей так же много сходств, как и различий. По своему происхождению оба персонажа были дворяне. Однако если в жилах Печорина текла аристократическая кровь, то Грушницкий был самым простым парнем из народа. Также оба молодых человека были военными и служили на Кавказе. Но Печорин являлся жителем Петербурга, а Грушницкий вырос в самой обыкновенной деревне.

И один, и второй герой получили хорошее образование. Они оба были достаточно воспитаны, горды и самолюбивы. Кроме того, и Печорин, и Грушницкий являлись злопамятными и мстительными людьми.

Герои были практически одного возраста. Печорину на момент повествования было около 25 лет, а Грушницкому только исполнилось 20 лет, хотя и выглядел он старше. И Печорин, и Грушницкий были очень видными молодыми людьми. При этом их внешние качества едва ли можно назвать схожими. Хотя бы по той причине, что в отличие от Печорина, Грушницкий очень следил за своим внешним обликом, что не могло не бросаться в глаза.

Печорин – блондин с чёрными бровями и усами. Это молодой человек среднего роста и хорошего телосложения. Бледный цвет лица, карие глаза, холодный взгляд и небрежная походка придавали герою особый шарм. Он всегда богато одевался и ходил только в чистой и выглаженной одежде.

Грушницкий любил производить впечатление, и его внешние данные позволяли это делать. Молодой человек был смуглым брюнетом с выразительными чертами лица. Как и Печорин, Грушницкий был хорошо сложен и носил усы.

Главное отличие героев в их темпераменте. Григорий был сдержан и холоден – его лицо не выражало никаких эмоций, говорить он тоже не любил. Грушницкий же, напротив, был говорлив, страстен и эмоционален. Печорин был дерзким, наглым, черствым и храбрым. Он знал людей, знал, как обращаться с женщинами и как пользоваться своим положением. Грушницкий был от всего этого далёк: неопытен, сентиментален, скромен, труслив.

Несмотря на то, что у героев есть схожие черты, в общем понимании они абсолютно разные. Поэтому именно благодаря Грушницкому, Лермонтов смог показать всю глубину души Григория Печорина.

Взаимоотношения Печорина и Грушницкого

Печорин и Грушницкий встречаются как давние приятели. У них очень разные характеры, но это не мешает им проводить много времени вместе. Тем не менее, между приятелями ложится тень раздора, когда они встречают Мери. Грушницкий пропитывается к ней искренним чувством. Он делится этим с Печориным, но вместо поддержки получает лишь конкурента.

Могла ли между героями возникнуть настоящая дружба? Происходящее говорит об обратном. Дружили молодые люди только формально. Отношения с Мери образовали между ними большую пропасть, в итоге чего произошла трагическая развязка – Печорин убил Грушницкого на дуэли, нисколько не жалея об этом.

Мери

Если Грушницкий влюбился в девушку по-настоящему, увлекся ей и искренне пытался завоевать ее сердце, то для Печорина она была лишь развлечением и не больше. От того еще более ироничной и трагедийной предстает вся ситуация. Ради собственной прихоти Печорин играет судьбами и жизнями людей.

Грушницкий же пытается завоевать ответную любовь, но тщетно. Его страстный и пылкий характер не привлекает Мери, часто она даже не замечает его взглядов и порывов. Тем не менее, Грушницкий много говорит и мало делает. Его красивые речи никак не подтверждаются действием, а все попытки обратить на себя внимание Мери заканчиваются неудачей. Печорин же наоборот, говорит мало, но его действия решительны и циничны. Выбор Мери становится очевидным.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Грушницкий — юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект — основное его наслаждение. Цель его жизни — сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, предчувствуя, что одному из них придется туго. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Послушав своих товарищей, Грушницкий, для того чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.

И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Поражает выдержка и самообладание главного героя. Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его. Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит ему, что у него еще есть время отказаться от собственной клеветы. Однако Грушницкий выбрал смерть, считая, что на земле нет места для них двоих с Печориным.

Таким образом, автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Он был готов даже простить обидчика, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его морали. Он неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его — не маска, а истинное состояние души.


Третий вариант сочинения

В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа, для того чтобы полнее раскрыть его характер. Этим приемом пользуется и Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Главный герой — Печорин — личность яркая, однако раскрыть многие его качества позволяет лишь появление на сцене Грушницкого.

Печорин

Печорин — образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. В романе он называется «странным человеком», так о нем говорят почти все персонажи.

Печорин жесток и эгоистичен. Это становится понятно уже в первой главе — он похищает Бэлу лишь из-за того, что эта девушка приглянулась ему. Чуть позже Лермонтов описывает, как Печорин отнесся при встрече к своему старому другу, Максиму Максимычу — он холоден со штабс-капитаном, как будто они не были никогда близкими друзьями. Так же он поступает и с Мери — начинает ухаживать за ней, только чтобы развлечься, и ему безразличны чувства девушки. Печорин полон сил, в нем присутствуют, помимо жестокости, и хорошие качества — такие как ум, находчивость, наблюдательность. Но он не может найти им применения, в большинстве случаев эти качества приносят только несчастья. Возможно, Печорин смирился с тем, что приносит людям только горе и страдания, а потому он не верит ни в любовь, ни в дружбу. Он верит только в себя — и любит только себя, не отказывая себе ни в чем. Но, стоит заметить, стал он таким не сам — таким его сделало общество. В своем дневнике Печорин писал, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над его благородным стремлением смеялись, и он стал этот мир ненавидеть.

Грушницкий

Грушницкий — молодой юнкер, лечащийся на водах по причине ранения в ногу. Он является типичным представителем местного общества. Он приехал сюда отнюдь не для того, чтобы любоваться красотами природы, а сделаться героем романа. Его нога перестала хромать не вследствие лечения, а после его увлечения княжной. Он праздно проводит время, посещая приемы и волочась за миловидной девушкой. Его не мучают душевные терзанья, хоть он старается сделать вид, что всё наоборот. Он не любит Печорина, но всё же проводит с ним много времени и для вида находится в самых дружеских отношениях.

Грушницкий тайно радуется отношению княжны к Печорину, не понимая, что все эти дерзости Печорина часть его жестокого плана, и что скоро его торжеству придет конец. Счастливый и довольный собой, он не заметил, как княжна потеряла к нему интерес, и что теперь она его использует, чтобы досадить Печорину.

В романе характеристику Грушницкого нам дает Печорин. Позер, выдающий себя за романтического героя, говорит пышными фразами, прикрывается необыкновенными чувствами, притворяется страдальцем. Производить эффект — его наслаждение. От Грушницкого так и веет самодовольством и самоуверенностью. Он не слушает собеседника, не отвечает ему, он наслаждается своей речью.

Главной особенностью Грушницкого является его солдатская шинель. Благодаря ей, Мери приняла его за разжалованного офицера и проявила к нему интерес. Грушницкий очень доверчив, он верит Печорину, когда тот убеждает его, что княжна влюблена в него. Далее он идет на поводу у своих мнимых приятелей и соглашается на эту подлую дуэль. Внутри него шла борьба, он не хотел быть убийцей, не хотел быть подлецом, но хотел отомстить. Когда Печорин потребовал перезарядить пистолет, Грушницкий понял, что всё кончено. Но он не стал просить прощенья, не стал отказываться от своих слов, и последние его слова были исполнены трагедией, которой он так добивался.

Возможно, если бы он был старше, опытнее, он кончил бы иначе, так, как предсказывал Печорин. Если бы он не позволял другим людям управлять собой, он был бы не так смешон. Печорин сыграл на его тщеславии и самолюбии, другие использовали его злость. Возможно, спустя какое-то время он перестал бы подражать другим и стал самим собой, но встреча с Печориным всё решила.

Печорин и Грушницкий – герои-антиподы

Печорин – человек, разочарованный в жизни, не ждущий каких-то благ и удачи, ему ничего не хочется, он считает, что уже все видел. Ему ничего не стоит добиться расположения или получить желаемое, не прилагая особых усилий. При этом – это невероятно яркая и самобытная личность, которая таит в себе множество противоречий и подводных камней.

Грушницкий хочет быть похожим на своего товарища. Он постоянно играет роль и крайне редко показывает свое истинное лицо. Тщательно продумав образ, он безукоризненно следует ему. Чрезмерно много говорит, но не всегда его поступки соответствуют делам.

Любовная линия с княжной Мери также дает понять, насколько по-разному устроено восприятие у героев. Грушницкий всеми силами пытается добиться расположения девушки, а Печорин, осознавая свое превосходство, понимает, что ему ничего не стоит влюбить в себя княжну. Печорин видит людей, он умен, прозорлив. Ему достаточно одного взгляда на человека, чтобы понять его истинные мотивы и устремления. Грушницкий же порой вызывает жалость своими напыщенными речами и слабостью характера.

Автор вводит в свое повествование Грушницкого именно для противопоставления этих двух лиц. Он хотел показать всю яркость, силу и твердость характера, а также уникальность натуры Печорина. Все, что Грушницкий хотел продемонстрировать, было присуще Печорину. Печорин был собой, он никогда не притворялся, жил с определенными принципами и убеждениями. Грушницкий же, постоянно прячась за маску, не обладал такой внутренней силой, такой стойкостью характера, как у Печорина. Он труслив, мелочен и порой даже вызывает сочувствие.

Дуэль

Дуэль — это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих. Оба вели себя недостойно по отношению друг к другу. Грушницкий распускал слухи про Печорина, решил обмануть его во время дуэли. Узнав об этом, Печорин приходит в ярость. Убивая приятеля, он не испытывает никаких чувств, уходит с места события, не оглядываясь.

Дуэль является показателем безответственности каждого из персонажей, безразличия к жизни другого человека. Тем не менее, жалость вызывают оба героя, ведь Грушницкому так и не удалось воплотить в жизнь свои романтические мечтания, а у Печорина их никогда и не было. Он просто не умеет испытывать светлых чувств. Печорину было все равно умрет он или нет, а Грушницкий не хотел быть убитым. Но никто не вправе лишать другого человека жизни из-за собственных прихотей, шуток или эмоций. Возможно, лучше бы умер именно Печорин, потому что он не видит смысла в своем существовании. И в этом его трагедия.

Вывод

«Герой нашего времени» – история о чести и о выборе. Печорин говорит, что таким его сделало само общество, навязав ему черты, которые изначально не были ему присущи. Время, в котором живут герои, славится безыдейностью, герои становятся такими от скуки и неприкаянности. Но, тем не менее, каждый человек сам должен выбирать, каким ему быть. Печорин называет себя нравственным калекой, Грушницкий является трусом и подлецом. Так или иначе, молодое поколение той эпохи лишено настоящих чувств и достоинства. Эта проблема актуальна и сегодня, но подобные романы дают нам шанс понять жизнь и научиться быть настоящими людьми. На примере Печорина мы видим, как важно во время процветания цинизма и эгоизма оставаться честным и добрым человеком.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. «Классика для школы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» для подготовки к урокам литературы». Издательство «Стрекоза» 2001 год.
  2. «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: анализ текста, основное содержание, сочинения». Издательство «Дрофа» 2002 год.
  3. «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Комментарий». Издательство «Просвещение» 1975 год.
  4. «Русская литература. Произведения школьной программы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»». Издательство «Айрис Пресс» 2006 год.
  5. Альбеткова Р.И. Реализм и романтизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Традиции и новаторство в русской литературе. М., 1973 г.
  6. Виноградов И. Философский роман Лермонтова: разборы и анализы / И. Виноградов. – 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1991 г.
  7. Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М. , 1976 г.
  8. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975 г.
  9. Зотов С.Н. Художественное пространство – мир Лермонтова. Таганрог, 2001 г.
  10. Иванов С.В. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1964 г.
  11. История русской литературы XVIII – XIX вв./Под ред. Проф. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1991 г.
  12. Коровин В.И. Роман «герой нашего времени»// Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.-М., 1973 г.
  13. Левин В. «Фаталист». Эпилог или приложение? // Искусство слова. М., 1973 г.
  14. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1999 г.
  15. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 1988 г.
  16. Лукьянова М.В. Печорин и наше время/ М.В. Лукьянова. – М.: Просвещение, 1987 г.
  17. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. М., 1966 г.
  18. Маркович В.М. «Герой нашего времени» и становление романтизма в русском романе // Русская литература, 1967, № 4.
  19. Михайлова Е. Проза Лермонтова/ Е. Михайлова, 1957 г.
  20. Нейман Б.В. Философские интересы Лермонтова // Вопросы русской литературы. М., 1968 г.
  21. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж, 1964 г.
  22. Усок И.Е. «Герой нашего времени» / И.Е. Усок. – М.: Просвещение, 1986 г.
  23. Усок И.Е. К спорам о художественном методе Лермонтова // История русского романтизма. М., 1973 г.
  24. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М., 1975 г.
  25. Шагалов А.А. Проза Лермонтова/ А.А. Шагалов. – М.: Просвещение, 1985 г.
  26. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961 г.
  27. Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *